Рабочая программа по русскому языку 1-4 класс
рабочая программа по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку 1-4 класс "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy.docx143.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1-

школа отечественной культуры»

ПРИНЯТО

Руководитель МО

_______  

Протокол № _____________  

от «____»______________2014 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы по УВР МБОУ СОШ №1 г. Выборг

___________________  Агафонова Г.Е.

«____ »  __________2014  г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ СОШ №1 г. Выборг

________________Свешникова И.В.

Приказ № ____________

от «____»__________2014г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 учебного курса

«Русский язык»

в  1-4  классе

Учителя: Агафонова Галина Егоровна

 

2014 - 2015 учебный год

 Пояснительная записка.

1. Название, автор и год издания учебной программы.

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 1-4 класса разработана на основе: Примерной программы начального общего образования по русскому языку, Москва, (М: «Просвещение», 2010г.). В соответствии с учебным планом Муниципального бюжетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 – школа отечественной культуры» г. Выборг. Реализация программы обеспечивается завершенной линией учебников «Русский язык» авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого (1-3 классы) и Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой (4 классы) УМК образовательной системы «Школа России».

2. Цели и задачи программы.

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

     познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;

     социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

     развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

     освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

     овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;

     воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

3. Адресат

Программа адресована обучающимся 1-4 классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 – школа отечественной культуры» г. Выборга.

Общая характеристика учебного предмета, курса.

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и получением первоначального литературного образования.

Начальным этапом изучения русского языка в 1 классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23 учебные недели, 9 ч в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.

Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения у учащихся развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.

Задачи обучения грамоте решаются как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения. Чтобы подчеркнуть интегрированный характер периода обучения грамоте, его содержание с учётом специфики этих учебных предметов представлено в программах «Русский язык»  и «Литературное чтение».

После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс «Русский язык» представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой. Это предполагает пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц. После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №1 – школа отечественной культуры г. Выборга, рабочая программа по русскому языку в 1 классе рассчитана на 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели). После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Во 2,3 классах программа рассчитана на 119  часов (3,5 часа  в неделю, 34 учебные недели). В 4 классе программа расчитана на 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели). В соответствии с учебным планом индивидуального обучения МБОУ СОШ №1 – школа отечественной культуры г. Выборга, рабочая программа по русскому языку в 1 классе рассчитана на 24 ч (0,75 ч в неделю, 33 учебные недели). Во 2,3 классах программа рассчитана на 23  часа (0,7 часа  в неделю, 34 учебные недели). В 4 классе программа расчитана на 25 часов (0,75 часа в неделю, 34 учебные недели).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • восприятие русского языка как явления национальной культуры;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью.

Метапредметными результатами изучени русского языка в начальной школе являются:

  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных  задач;
  • способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
  • умение задавать вопросы.  

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

  • начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
  • умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
  • умение проверять написанное;
  • умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
  • способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Содержание учебного предмета, курса.

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительныхь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок.Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок.Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне.Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительныходушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто?и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных.Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного.Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных.Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог.Знакомство с наиболее употребительными предлогами.Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов), (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова);

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)

• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).

•безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

• безударные падежные окончания имён прилагательных;

• раздельное написание предлогов с именами существительными;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• раздельное написание частицы не с глаголами;

• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

• безударные личные окончания глаголов;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

• запятая при обращении в предложениях;

• запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Тематическое планирование по литературному чтению и русскому языку (период обучения грамоте) в 1 классе

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Обучение грамоте 

1. Графика

Различение звука и буквы: буква как знак звука.

Овладение позиционным способом обозначения

звуков буквами.

Гласные буквы как показатель твердости 

мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю,

я. Мягкий знак как показатель мягкости

предшествующего согласного.

Знакомство с русским алфавитом.

Гигиенические требования при письме.

Начертание письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,

предложений с соблюдением гигиенических

норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы

движения руки. Приемы правильного списывания

с печатного и письменного шрифта. Гласные

после шипящих (жи  ши, ча  ща, чу  щу).

Запись, выкладывание их разрезной азбуки,

печатание и письмо под диктовку отдельных слов

и предложений (три  пять слов со звуками в

сильной позиции). Сравнительный анализ

буквенных записей слов с разными позициями

согласных звуков.

Звук и буква. Буква как знак звука. Буквы,

обозначающие гласные звуки. Выбор буквы

гласного звука в зависимости от твёрдости или

мягкости предшествующего согласного.

Функции букв, обозначающих гласный звук в

открытом слоге: обозначение гласного звука и

указание на твердость или мягкость

предшествующего согласного.

Функции букв е, ё, ю, я. Буквы, обозначающие

согласные звуки. Разные способы обозначения буквами звука [й']. Функция букв ь и ъ.

Русский алфавит. Название букв русского

алфавита. Алфавитный порядок слов.

Сравнивать: соотносить звук и

соответствующую ему букву.

Характеризовать функцию букв, обозначающих

гласные звуки в открытом слоге, буквы гласных

как показатель твёрдости-мягкости

предшествующих согласных звуков.

показатель твердости  мягкости

предшествующих согласных звуков.

Дифференцировать буквы, обозначающие

близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (с  з, ш  ж, с  ш, з

 ж, р  л, ц  ч и т. д.), и буквы, имеющие

оптическое и кинетическое сходство (о  а, и  у,

п  т, л  м, х  ж, ш  т, в  д и т. д.).

Классифицировать слова в зависимости от

способа обозначения звука [й’].

Объяснять функцию букв ь и ъ.

Воспроизводить алфавит. Осознавать алфавит

как определенную последовательность букв.

Восстанавливать алфавитный порядок слов.

2. Письмо

Усвоение гигиенических требований при письме.

Развитие мелкой моторики пальцев и свободы

движения руки. Развитие умения

ориентироваться на пространстве листа в тетради

и на пространстве классной доски. Овладение

начертанием письменных прописных (заглавных)

и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний,

слогов, слов, предложений с соблюдением

гигиенических норм. Овладение разборчивым

аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов

и предложений, написание которых не

расходится с их произношением. Усвоение

приёмов и последовательности правильного

списывания текста. Понимание функции

небуквенных графических средств: пробела

между словами, знака переноса.

Гигиенические требования к положению тетради,

ручки, к правильной посадке. Анализ начертаний

письменных заглавных и строчных букв.

Создание единства звука, зрительного образа

обозначающей его буквы и двигательного образа

этой буквы.

Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов с

соблюдением гигиенических норм. Развитие

мелких мышц пальцев и свободы движения руки.

Алгоритм списывания с печатного и

письменного шрифта.

Письмо под диктовку слов, звуковой и

буквенный состав которых совпадает.

Анализировать поэлементный состав букв.

Сравнивать начертания заглавных и строчных

букв.

Моделировать (создавать, конструировать)

буквы из набора различных элементов 

использованием проволоки, пластилина и других

материалов).

Сравнивать написанные учеником буквы с

предложенным образцом; слова, написанные

печатным и курсивным шрифтами.

Контролировать собственные действия:

закрашивать только те части рисунка, в которых

есть заданная буква.

Выкладывать слова из разрезной азбуки.

Списывать с печатного и письменного текста.

Переносить слова по слогам.

Записывать под диктовку отдельные слова и

предложения, состоящие из трёх  пяти слов со

звуками в сильной позиции.

Списывать слова, предложения в соответствии с

заданным алгоритмом, контролировать этапы

своей работы.

3. Слово и предложение

Восприятие слова как объекта изучения,

материала для анализа. Наблюдение над

значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с

предложением: выделение слов, изменение их порядка

Слово как объект изучения, материал для

анализа.

Различение слова и обозначаемого им предмета.

Значение слова.

Слова, называющие предметы. Слова, называющие действия.

Слова, называющие признаки.

Активизация и расширение словарного запаса

Наблюдение над значением слов.

Понимание значения слова в контексте.

Включение слов в предложение.

Наблюдение над родственными словами (без

введения терминологии).

Работа с предложением: выделение слов,

изменение их порядка.

Коррекция предложений, содержащих

смысловые и грамматические ошибки.

Классифицировать слова в соответствии с их

значением (слова, называющие предметы, слова,

называющие признаки, слова, называющие

действия).

Группировать слова, сходные по значению и звучанию.

Моделировать предложение.

Наблюдать: определять количество слов в

предложении.

Списывать деформированный текст с его

параллельной корректировкой.

Придумывать предложения с заданным словом

с последующим распространением предложений

4. Орфография

Знакомство с правилами правописания и их

применение:

        раздельное написание слов;

        обозначение гласных после шипящих

(ча-ща, чу-щу, жи-ши);

        прописная (заглавная) буква в начале

предложения, в именах собственных;

        перенос слов по слогам без стечения

согласных.

Знаки препинания в конце предложения.

Раздельное написание слов.

Гласные после шипящих в ударных слогах (ча-

ща, чу-щу,жи-ши).

Заглавная буква в начале предложения.

Заглавная буква в именах собственных.

Знаки препинания в конце предложения.

Деление слов на слоги.

Анализировать текст: находить слова с

буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши.

Выписывать из текста слова с буквосочетаниями

ча-ща, чу-щу,жи-ши.

Подбирать слова, которые пишутся с заглавной

буквы.

Объяснять правила написания слов с заглавной

буквы; подбирать слова, которые пишутся с

заглавной буквы; подбирать и записывать имена

собственные на заданную букву.

Оформлять начало и конец предложения.

Применять изученные правила при списывании

и записи под диктовку.

5. Развитие речи 

Понимание прочитанного текста при

самостоятельном чтении вслух и при его

прослушивании. Составление небольших

рассказов повествовательного характера по серии

сюжетных картинок, материалам собственных

игр, занятий, наблюдений.

Понимание прочитанного текста при

самостоятельном чтении вслух и при его

прослушивании. Составление небольших

рассказов повествовательного характера по серии

сюжетных картинок, материалам собственных

игр, занятий, наблюдений.

Составлять текст по серии сюжетных картинок.

Описывать случаи из собственной жизни, свои

наблюдения и переживания.

Участвовать в учебном диалоге, оценивать

процесс и результат решения коммуникативной

задачи.

Включаться в групповую работу, связанную с

общением.

Пересказывать содержание текста с опорой на

вопросы учителя.

Задавать учителю и одноклассникам

познавательные вопросы.

Обосновывать собственное мнение.

Систематический курс русского языка 

Фонетика и графика 

Звуки и буквы. Обозначение звуков на

письме. Гласные и согласные звуки и

буквы. Гласные буквы е, ё, ю, я, их

функции. Согласные твёрдые и мягкие,

звонкие и глухие. Согласные парные и

непарные по твёрдости  мягкости. Слог.

Ударение. Фонетический анализ слова.

Звуки речи и буквы.

Обозначение звуков речи на письме.

Гласные и согласные звуки и буквы.

Отсутствие при произнесении звука преграды

в ротовой полости как отличительный признак

гласных звуков.

Ударные и безударные гласные звуки в слове.

Согласные звуки.

Согласные твёрдые и мягкие (парные и

непарные).

Обозначение мягкости согласных на письме

буквами и, е, ё, ю, ь.

Согласные звонкие и глухие (парные и

непарные).

Дифференциация сходных звуков и

обозначающих их букв.

Слог.

Деление слов на слоги.

Роль ударения.

Устный фонетический анализ слова.

Классифицировать звуки русского языка по

значимым основаниям

Характеризовать звуки (гласные

ударные/безударные; согласные

твёрдые/мягкие, звонкие/глухие).

Анализировать: определять звук по его

характеристике. Соотносить звук (выбирая из

ряда предложенных) и его качественную

характеристику; приводить примеры гласных

звуков, твёрдых/мягких, звонких/глухих

согласных.

Группировать слова с разным соотношением

количества звуков и букв (количество звуков

равно количеству букв, количество звуков

меньше количества букв, количество звуков

больше количества букв).

Объяснять принцип деления слов на слоги.

Наблюдать: выбирать необходимый звук из

ряда предложенных, давать его качественную

характеристику.

Лексика

Слово и его лексическое значение. Слово в

словаре и тексте. Определение значения

слова в толковом словарике учебника.

Слова однозначные и многозначные.

Слово и его значение.

Слова однозначные и многозначные.

Наблюдение над многозначными словами в

предложениях. Наблюдение за

использованием синонимов в тексте.

Наблюдать за использованием в тексте

синонимов.

Контролировать уместность использования

слов в предложениях, находить случаи

неудачного выбора слова.

Объяснять значение фразеологизмов.

Оценивать уместность использования слов в

тексте, выбирать (из ряда предложенных) слова

для успешного решения коммуникативной

задачи.

Синтаксис

Предложение

Слово и предложение. Предложения повествовательные, вопросительные и

побудительные Предложения

восклицательные и невосклицательные.

Характеристика простого предложения по

цели высказывания и интонации

Сравнивать предложение и слово: описывать их сходство и различия. Устанавливать при

помощи смысловых вопросов связь между

словами в предложении. Наблюдать: Находить

в тексте повествовательные, вопросительные,

побудительные предложения.

Классифицировать предложения по цели

высказывания.

характеристиками.

Анализировать деформированный текст:

определять границы предложений, выбирать

знак в конце предложений.

Орфография и пунктуация

Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Обозначение мягкости согласных с

помощью ь. Перенос слов. Правописание

заглавной буквы в начале предложения и в

именах собственных.

Знаки препинаний в конце предложения:

точка, вопросительный и восклицательный

знаки.

Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Перенос

слов.

Правописание заглавной буквы в начале

предложения и в именах собственных.

Устанавливать наличие в словах изученных

орфограмм.

Анализировать текст: находить слова с

определённой орфограммой.

Оценивать соответствие написания слов

орфографическим нормам, находить

допущенные в тексте ошибки.

Контролировать правильность записи текста,

находить неправильно записанные слова и

исправлять ошибки.

Резерв

Тематическое планирование 2-4 классы. Систематический курс. 

Фонетика и графика

Фонетический анализ слова.

Фонетический анализ (разбор) слова.

Контролировать этапы своей работы, оценивать

процесс и результат выполнения задания.

Характеризовать (устно) звук.

Оценивать правильность предложенной

характеристики звука, находить допущенные в

ней ошибки.

Оценивать правильность проведения

фонетического анализа слов, проводить фонетический анализ самостоятельно по

предложенному алгоритму

Графика

Установление звукового и буквенного состава в

словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических

средств: пробела, знака переноса, абзаца.

Использование алфавита при работе со

словарями справочниками, каталогами.

Установление звукового и буквенного состава в

словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических

средств: пробела, знака переноса, абзаца.

Использование алфавита при работе со

словарями справочниками, каталогами

Сравнивать звуковой и буквенный состав слова.

Использовать алфавит для поиска необходимой

информации и для упорядочения найденной

информации.

Лексика

Понимание слова как единства звучания и

значения. Выявление слов, значение которых

требует уточнения.

Определение значения слов по тексту или

уточнение значения с помощью толкового

словаря Представление об однозначных и

многозначных словах, о прямом и переносном

значении слов. Наблюдение за антонимами и

синонимами.

Понимание слова как единства звучания и

значения. Выявление слов, значение которых

требует уточнения.

Определение значения слов по тексту или

уточнение значения с помощью толкового

словаря. Представление об однозначных и

многозначных словах, о прямом и переносном

значении слова. Наблюдение за использованием

в речи синонимов и антонимов.

Представлять (прогнозировать) необходимость

использования дополнительных источников для

уточнения значения незнакомого слова.

Объяснять принцип построения толкового

словаря. Определять значение слова, пользуясь

толковым словарём.

Составлять собственные толковые словарики.

Наблюдать за использованием в тексте

синонимов и антонимов.

Реконструировать текст, выбирая из ряда

синонимов наиболее подходящие.

Контролировать уместность использования

слов в предложении.

Корректировать обнаруженные ошибки.

Анализировать использование в тексте слов в

прямом и переносном значении.

Оценивать уместность использования в

предложении слов и фразеологизмов.

Состав слова (морфемика)

Различение однокоренных слов и различных

форм одного и того же слова Различение

однокоренных слов и слов с омонимичными

корнями. Выделение в словах с однозначно

выделяемыми морфемами окончания, корня,

приставки, суффикса. Образование

однокоренных слов с помощью суффиксов и

приставок. Разбор слова по составу

Различение однокоренных слов и различных

форм одного и того же слова Однокоренные

слова с чередующимися согласными в корне

Различение однокоренных слов и слов с

омонимичными корнями. Выделение в словах с

однозначно выделяемыми морфемами

окончания, корня, приставки, суффикса.

Образование однокоренных слов с помощью

суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Приставка, её роль в слове. Суффикс и его роль в

слове. Понятие об окончании и основе слова.

Порядок разбора слова по составу.

Группировать слова по заданному принципу 

общим корнем, с одинаковыми приставками или

суффиксами)

Анализировать заданную схему состава слова и

подбирать к ней слова.

Характеризовать алгоритм разбора слова по

составу, использовать его.

Анализировать текст с установкой на поиск в

нём родственных слов с заданными приставками,

суффиксами.

Объяснять роль и значение суффиксов и

приставок.

Морфология

Имя существительное. Значение и употребление

в речи.

Различение имён существительных мужского,

женского и среднего рода.

Изменение существительных по числам.

Изменение существительных по падежам.

Определение падежа, в котором употребляется

имя существительное.

Имя прилагательное. Значение и употребление в

речи. Изменение прилагательных по родам,

числам.

Местоимение. Общее предоставление о

местоимении. Личные местоимения, значение и

употребление в речи. Личные местоимения 1,2 и

3 –го лица единственного и множественного

числа.

Глагол. Значение и употребление в речи.

Неопределённая форма глагола. Изменение

глагола по числам и временам.

Имя существительное . Определение имени

существительного. Значение и употребление в

речи. Различение имён существительных

мужского, женского и среднего рода. Изменение

существительных по числам. Изменение

существительных по падежам. Определение

падежа, в котором употребляется имя

существительное.

Имя прилагательное Значение и употребление в

речи. Изменение по родам и числам.

Местоимение. Общее предоставление о

местоимении. Личные местоимения, значение и

употребление в речи. Личные местоимения 1,2 и

3 –го лица единственного и множественного

числа.

Глагол. Значение и употребление в речи.

Неопределённая форма глагола. Изменение

глагола по числам и временам.

Соотносить слово и набор его грамматических

характеристик, выбирать из ряда имён

существительных слово с заданными

грамматическими характеристиками.

Анализировать грамматические признаки

заданного имени существительного  какому

роду относится, изменяется по числам или нет,

изменяется по падежам или нет).

Подбирать максимальное количество имён

прилагательных к заданному имени

существительному.

Соотносить форму имени прилагательного с

формой имени существительного при

составлении словосочетаний: имя

существительное + имя прилагательное.

Оценивать уместность употребления слов в

тексте; заменять повторяющиеся в тексте имена

существительные соответствующими

местоимениями.

Трансформировать текст, изменяя время

глагола.

Синтаксис

Различение предложения, словосочетания, слова

(осознание их сходства и различения).

Различение предложений по цели высказывания:

повествовательные, вопросительные и

побудительные.

Нахождение главных членов предложения:

подлежащего и сказуемого. Различение главных

и второстепенных членов предложения.

Установление связи ( при помощи смысловых

вопросов) между словами и словосочетаниями и

предложениями.

Предложения распространённые и

нераспространённые

Различение предложения, словосочетания, слова

(осознание их сходства и различения).

Различение предложений по цели высказывания:

повествовательные, вопросительные и

побудительные; по эмоциональной окраске

(интонации): восклицательные и

невосклицательные. Грамматическая основа

предложений.

Нахождение главных членов предложения:

подлежащего и сказуемого. Различение главных

и второстепенных членов предложения.

Установление связи (при помощи смысловых

вопросов) между словами и словосочетаниями и

предложениями.

Устанавливать при помощи смысловых

вопросов связь между словами в предложении и

словосочетании.

Анализировать деформированный текст:

определять границы предложений, выбирать

знак в конце предложений.

Классифицировать предложения по цели

высказывания.

Находить в тексте повествовательные/

побудительные/ вопросительные предложения.

Орфография и пунктуация

Формирование орфографической зоркости.

Разные способы написания в зависимости от

места орфограммы в слове. Применение правил правописания:

    проверяемые безударные гласные в

корне слова,

    непроверяемые гласные и согласные в

корне слова

    гласные и согласные в неизменяемых

на письме приставках;

    непроизносимые согласные,

    не с глаголами,

    знаки препинания в конце

предложения: точка, вопросительный

и восклицательный знаки;

    разделительные Ъ и Ь знаки.

Формирование орфографической зоркости.

Разные способы выбора написания в

зависимости от места орфограммы в слове. Развитие умения видеть изученную орфограмму

в слове, правильно писать слова и графически

обозначать орфограмму.

Применение правил правописания:

    проверяемые безударные гласные в

корне слова,

    непроизносимые согласные,

    гласные и согласные в неизменяемых

на письме приставках;

    не с глаголами,

    знаки препинания в конце

предложения: точка, вопросительный

и восклицательный знаки,

    разделительные Ъ и Ь знаки.

Устанавливать наличие в словах изученных

орфограмм.

Обосновывать написание слов. Прогнозировать наличие определённой

орфограммы.

Устанавливать зависимость способа проверки

от места орфограммы в слове.

Анализировать разные способы проверки

орфограмм.

Моделировать алгоритмы применения

орфографических правил.

Анализировать текст, находить слова с

определённой орфограммой.

Контролировать правильность записи текста,

находить неправильно записанные слова и

исправлять ошибки.

Оценивать результат выполнения

орфографической задачи.

Развитие речи

Текст. Смысловое единство предложений в

тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста:

озаглавливание, корректирование порядка

предложений и частей текста.

План текста. Составление планов к данным

текстам.

Создание собственных текстов по

предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование.

Текст. Смысловое единство предложений в

тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным

текстам.

Создание собственных текстов по

предложенным планам. Типы текстов: описание,

повествование.

Соотносить тексты и заголовки, выбирать

наиболее подходящий заголовок из ряда

предложенных.

Воспроизводить текст в соответствии с

заданием.

Создавать план текста.

Оценивать текст, находить в тексте смысловые

ошибки.

Составлять рассказ по теме или сюжетным

картинкам индивидуально, в паре или группе;

соотносить текст и заголовок.

Информационная грамотность

Резерв

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

11.Оборудование

Классная доска. Настенная доска с магнитами.

Мультимедийный проектор. Компьютер. Принтер.

Портреты известных детских писателей и поэтов (в том числе в цифровой форме). /ПК – Интернет/

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

Детские книги разных типов из круга детского чтения.

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению (в том числе в

цифровой форме). /ПК – Интернет/

Словари по русскому языку.

22. Учебный комплект

Пропись 1, 2, 3, 4 к «Азбуке». Горецкий В.Г., Федосова Н.А. – М.: Просвещение, 2012.

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий « Русский язык. 1 класс» – М.: Просвещение, 2011

В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на

электронном носителе. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.

В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для обучающихся общеобразовательных

учреждений. – М.: Просвещение, 2013.

В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на

электронном носителе. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013.

В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для обучающихся общеобразовательных

учреждений. – М.: Просвещение, 2013.

Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на

электронном носителе. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2010.

Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для обучающихся общеобразовательных

учреждений. – М.: Просвещение, 2012.

ЭОР

Электронное приложение «Русский язык. 1-3 классы» к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого (диск CD-ROM).

Использование презентаций к урокам, образовательного ресурса (http://school-collection.edu.ru/)

3. Методическое обеспечение

О.Н.Крылова. «Поурочные разработки по русскому языку» к УМК В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык.

1-4 классы». - М: Экзамен, 2012

Горецкий В. Г., Кирюшкин, В. А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. Книга для учителя. – .

«Просвещение», 2010.

Т.Н. Ситникова и др. «Поурочные разработки пол русскому языку к УМК В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого». М: ВАКО, 2012 г.

44. Интернет- источники

http://www.edu.ru (Российское образование. Федеральный портал)

http://www.ug.ru (Учительская газета)

http://www.lessons.irk.ru    (Нестандартные уроки)

http://www.intergu.ru    (Интернет-государство учителей)

http://www.proШколу.ru

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их лингвистического образования и речевого развития, которое включает:  

  • достаточный  уровень знаний о системе и структуре русского языка, умения использовать знания в типовых и творческих ситуациях;
  • умения осуществлять поиск в разных источниках (учебник, объяснение учителя, дополнительная литература) необходимой информации, анализировать и обобщать ее; умения участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять несложные устные монологические высказывания, составлять несложные письменные тексты;
  • умения писать в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста;
  • сформированность общеучебных умений и универсальных действий, отражающих учебную самостоятельность и познавательные интересы обучающихся (принятие учебной задачи, мотив учебного действия, умение подбирать способ решения учебной задачи, адекватный поставленной цели;
  • контроль и самоконтроль).

К концу 1 класса:

Развитие речи

Обучающийся научится:

- первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;

- составлять текст из набора предложений;

- выбирать заголовок текста из ряда данных.

Обучающийся получит возможность научиться:

- находить части (вступление, основная часть, заключение) в небольшом тексте;

- первичному умению сочинять записку, поздравительную открытку;

- составлять текст по его началу, по его концу.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика.

Обучающийся научится:

- различать звуки речи;

- устанавливать число и последовательность звуков в слове;

- различать гласные и согласные звуки;

- различать гласные ударные–безударные; 

- различать согласные парные твердые–мягкие, звонкие–глухие;

- определять звонкие и глухие непарные согласные звуки;

- определять непарные твердые согласные (ж, ш, ц), непарные мягкие согласные (ч, щ);

- находить в слове ударные и безударные гласные звуки;

- определять указатели мягкости–твердости согласных звуков;

- делить слова на слоги;

- различать звуки и буквы;

- различать буквы гласных как показатели твердости–мягкости согласных звуков;

- определять функцию ь и ъ, букв е, ё, ю, я;

- обозначать на письме звук [й'];

- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа крот, соль, елка;

- использовать небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (последнее при списывании).

Обучающийся получит возможность научиться:

- находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем;

- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка (круг слов определен словарем произношения в учебнике);

- первичным навыкам клавиатурного письма.

Лексика

Обучающийся получит возможность научиться:

- осознавать слово как единство звучания и значения;

- на практическом уровне различать синонимы, антонимы, многозначность (без введения понятий).

Состав слова (морфемика)

Обучающийся получит возможность научиться:

- находить в ряду слов родственные (однокоренные) слова;

- различать (с опорой на рисунки) однокоренные слова и слова одной тематической группы;

- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Морфология

Обучающийся научится:

- находить слова обозначающие предметы, признак предмета, действие предмета;

- опознавать имена одушевленные и неодушевленные, имена собственные;

- различать названия предметов, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».

Обучающийся получит возможность научиться:

- различать лексическое и грамматическое значение слова;

- находить грамматические группы слов (части речи): знаменательные (самостоятельные) слова и служебные слова.

Синтаксис

Обучающийся научится:

- различать предложения и слова;

- определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонация конца;

- находить границы предложения;

- писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы;

- составлять предложения из слов, данных в начальной форме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- различать предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации (эмоциональной окраске): восклицательные и невосклицательные;

- сравнивать предложения по смыслу при изменении форм отдельных слов, служебных слов (предлогов, союзов), интонации (логического ударения, мелодики, пауз), порядка слов;

- сравнивать предложения по смыслу при замене слова, при распространении другими словами.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

- применять правила правописания:

  • раздельное написание слов; 
  • написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением);
  • отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч, щ с другими согласными, кроме л;
  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике);
  • знаки препинания (.?!) в конце предложения;

- безошибочно списывать текст с доски и учебника;

- писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.

Обучающийся получит возможность научиться:

- определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;

- применять орфографическое чтение (проговаривание), как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

К концу 2 класса обучающийся научится:

  • правильно называть буквы русского алфавита;
  • различать гласные (ударные и безударные) и согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие) звуки;
  • каллиграфически правильно писать слова, предложения, тексты из 35-45 слов без пропусков, вставок, искажений букв;
  • делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам;
  • обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком;
  • писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, в названиях городов, деревень, в кличках животных;
  • писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн-чт;
  • правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные в конце слов и безударные гласные звуки в двусложных словах;
  • писать слова с удвоенными согласными буквами, с разделительным мягким знаком, с непроверяемыми написаниями по программе 2 класса;
  • писать раздельно предлоги со словами;
  • производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять ударные гласные звуки в слогах, а также последовательность звуков и букв;
  • правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять части речи;
  • устанавливать связь слов в предложении, состоящем из 3-4 слов; 
  • выделять подлежащее и сказуемое;
  • составлять предложение из слов, устанавливая между ними связь по вопросам;
  • употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить знаки препинания в конце предложения;
  • определять тему текста и озаглавливать его в зависимости от темы;
  • делить сплошной текст на предложения;
  • устанавливать смысловую связь между частями текста;
  • составлять и записывать текст из 3-5 предложений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
  • при записи текста использовать красную строку;

Получит возможность научиться:

  • проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов;
  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • находить в тексте такие части речи, как личные местоимения, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, частицу не при глаголах;
  • составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;
  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
  • подбирать примеры с определенной орфограммой;
  • создавать тексты по предложенному заголовку.

К концу 3 класса обучающийся научится:

  • каллиграфически правильно писать слова, предложения, тексты из 45 - 60 слов без пропусков, вставок, искажений букв;
  • находить в предложении главные члены предложения (подлежащее и сказуемое);
  • определять и различать части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы и их основные грамматические признаки;
  • выделять в слове корень, приставку, суффикс, окончание;
  • проверять написание парных согласных и безударных гласных;
  • правильно писать слова с разделительными мягким и твердым знаком;
  • правильно писать сложные слова;
  • различать главные и второстепенные члены предложения, предложения распространенные и нераспространенные;
  • различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
  • различать приставки и предлоги;
  • составлять и записывать текст из 6 - 8 предложений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
  • обозначать на письме интонацию перечисления;
  • разбирать слова по составу: выделять основу и окончание, корень, приставку, суффикс;
  • проверять написание безударных гласных, парных и непроизносимых согласных в корне слова;
  • проверять написание суффиксов – ик, - ек;
  • писать наиболее употребительные слова с двойными согласными; 
  • писать раздельно предлоги со словами;
  • писать приставки по-, под -, об -, от-, про-, до-, на -, за -, над -, с -;
  • определять род, число, падеж имен существительных имен прилагательных;
  • определять число, время, лицо глаголов;
  • писать не с глаголами;
  • писать слова с непроверяемыми написаниями;

Получит возможность научиться:

  • проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов;
  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обра щаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • находить в тексте такие части речи, как личные местоимения, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, частицу не при глаголах;
  • составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;
  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
  • подбирать примеры с определенной орфограммой;
  • создавать тексты по предложенному заголовку;

Результаты изучения курса к концу 4 класса:

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты.

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельностии личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам  других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты.

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование уменияпланировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты.

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику "Русский язык", авторы Канакина В. П., Горецкий В. Г

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику "Русский язык", авторов Канакиной В.П., Горецкого В.Г., составлена на 175 часов в год ( 5 часов в неделю, 35 учебных недель) с указанием ст...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования

.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса  «Русский язык»  начального общего образования...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Изучаем русский язык" к рабочей программе по русскому языку для 3 класса

В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные учреждения, является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящим...