Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему:
    Конспект открытого урока для 2 класса по русскому языку УМК "Перспектива"

    Артёмова Ольга Владимировна

    Конспект открытого урока для 2 класса по русскому языку УМК "Перспектива"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_russkogo_yazyka_2kl.docx78.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    ЛицейЛого

    МБОУ «Лицей г.Уварово им. А.И.Данилова»Символика ПНПО

    393460, г. Уварово Тамбовской обл., 4-й мкрн., д.1,
    тел. (47558)
    , 4-14-15,  4-70-93   4-13-31,  

    E-mail: luvr-oo@mail.ru       www.luvr.68edu.ru

    ИНН 6830003915, КПП 683001001, ОГРН 1056829384237

    Победитель
    конкурсов
    ПНПО-06,
    ПНПО-08
    .

    Урок русского языка во 2-м классе  по теме:

    «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных»

                            Учитель: Артемова Ольга Владимировна

    УВАРОВО

    2016г.

    Тема:  Имена существительные собственные и нарицательные.

                Правописание  собственных имен существительных.

    Класс: 2.

    Форма проведения: урок.

    Тип урока: комплексного применения знаний (комбинированный).

    Цель урока: показать функциональное  различие  между именами собственными и нарицательными.

    Задачи:

    образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные.    Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;

    развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;

    воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, любви к своему городу, гордости за своих земляков.

    Планируемые предметные результаты:

    - понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.  

    Планируемые метапредметные результаты:

    личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

    регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

    познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

    коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.

    Формируемые УУД:

    - уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);

    - уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);

    - уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе (КУУД);

    - уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД);

    - выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);

    - формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);

    - уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД);

    Организация пространства:

    фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.

    Ресурсы:

    компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс

    Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, рабочая тетрадь по русскому языку Л.Ф.Климанова, карточки для фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.

    Ход урока

    I Организация начала урока

    - А ну-ка, дети, встаньте все!

    Готов к работе 2 «Е»?

    Вы пришли сюда учиться,

    Не лениться, а трудиться.

    Работаем старательно,

    Слушаем внимательно. ( Тихо сели девочки.

                                              Тихо сели мальчики ).

    Попрошу вас быть внимательными, сообразительными, культурными.

    - Откройте, пожалуйста, тетради.

    - Молодцы, запишите число, классная работа.

    -Солнце поднимается,

    Утро начинается,

    Город просыпается,

    А в городе просыпаются жители…

    (на слайде рисунки: солнце, город, девочка, мальчик, щенок и записаны слова – солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок ).

    - Утро всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения.

    - Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится!

    II Актуализация опорных знаний        

    - Прочитайте слова, записанные на экране.

    ( солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)

    - Какой частью речи они являются?

    (именем существительным)

    - Почему вы так решили?

    (обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)

    - Как можно разделить данные существительные на группы?

    (одушевлённые и неодушевлённые)

    - Какие существительные называются одушевлёнными?

    - Какие существительные называются неодушевлёнными?

    -Запишите самостоятельно в первый столбик с маленькой буквы неодушевленные имена существительные, во второй столбик – одушевленные.

    - Проверьте себя.

    (на слайде: солнце     девочка

                      утро         мальчик

                      город        щенок)

    - Оцените правильность выполнения «сигналом»

    - Молодцы, с этим заданием справились.

    УСТНО   придумайте название городу, имя мальчику, имя девочке, кличку щенку. (Москва, Дима, Маша, Рыжик).

    С какой буквы запишем слова? ( С  большой. Почему? Собственное имя)

    - Молодцы, правила вы знаете.

    Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить задание в парах.

    Распределите слова по группам - имя человека, отчество, фамилия. Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую - без названия.

    Вспомните правила работы в парах и приступайте.

    Аня, Ивановна, Миша, ученик, Попов, Алексеевна, Петрович, дом, Кузнецов.

    имя

    отчество

    фамилия

    - Оцените «сигналом» работу своей пары: дружно, сплоченно вы работали или нет. (Самопроверка тетрадей).

    - Давайте проверим. Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик?

    - Какие слова не попали ни в один из этих столбиков?

    ( на слайде таблица)

    - А теперь оцените «Сигналом» правильно ли ваша пара выполнила задание.

    - Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего?

    - Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков? (Имена собственные).

    А последнего – нарицательными именами существительными.

    III. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.

    - Попробуйте назвать тему нашего урока.

    (на слайде:

    Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.)

    А чему хотели бы научиться? поставьте цель урока.

    Сегодня на уроке мы узнаем … (какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным,)

                         научимся … (научимся их различать,

                        попробуем … (попробуем свои знания применить на практике.)

     IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    V. Открытие нового знания

    - Что вы уже знаете об именах собственных и нарицательных?

    - А вы помните, что обозначают термины «собственные имена существительные», «нарицательные имена существительные»?

    - Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у нас не может отобрать. Это наше, собственное, больше ничьё.  Собственное имя называет только нас.

    С какой буквы пишутся имена собственные?

    - А все остальные – несобственные - имена существительные нарицательные имена существительные, они называют любой предмет, но не дают ему имени.

    6. Постановка проблемы

     Сегодня утром я встретила почтальона. Ему нужно отправить письмо. Но почтальон никак не может понять, куда и кому адресовано письмо, потому что на конверте вот такая запись.                                             

    КУДА: орел,

    ул. зеленая, 5

    КОМУ: мишкиной соне.

    - Почему почтальон не может понять адрес? (Почтальону непонятно: Орел – это город или птица, Зеленая  – это улица или цвет, Мишкина Соня – это фамилия и имя).

    - Так почему же запутался почтальон? (Отправитель не знает, какие слова надо писать с заглавной буквы.)

    - Объясните почтальону, как пишутся имена собственные?

     Перед Вами лежат конверты. Подпишите их так, чтобы почтальону было понятно, куда отправить письмо. Проверьте, верно ли вы подписали конверты.    (Один с конвертом   у доски).        СИГНАЛЫ.                                                                        

     Раз автор письма не знает правила употребления большой буквы, наверное, и письмо его понять сложно. Давайте попробуем разобраться.

    (Самостоятельно)

    Здравствуй, соня! Привет тебе из сибири!  Живу я хорошо. Я очень рад. Ведь теперь у меня есть дружок ! Я очень люблю с ним играть. Твой брат лев.

    Дети читают и исправляют ошибки.                                        

    7. Создание проблемной ситуации

    Как бы вы написали слово дружок в  предложении?

    Ответы учащихся.

    Учитель.

    Правильно думают все! Получается, что одно  слово можно написать и со строчной (маленькой) и с заглавной буквы? Наверное, есть причина разного написания  одного и того же слова! 

    Учитель

     Нам надо выяснить, от чего зависит разное написание одного и того же слова.

    8.  Совместное «открытие»  новых знаний.

           Обсуждение - фронтальный опрос

    Учитель.

    Что имели в виду, дети, которые написали слово с заглавной буквы?

    Ответы учащихся

    Кличку животного- имя собственное.

    Учитель.

    А что имели в виду те, которые написали  со строчной (маленькой)?

    Ответы учащихся

    Приветливое, ласковое обращение к другу, товарищу  - имя нарицательное.

    Учитель.

    Чем отличаются эти слова?

    Ответы учащихся  

    Смыслом, обозначением, значением.

    Учитель.

    Вы все правы! А ещё точнее -  эти слова отличаются лексическим значением

    Приведите ещё примеры слов, которые произносятся одинаково, а  различаются написанием первой заглавной или строчной буквы. (Роза – роза, Шарик – шарик…).

    Физкультминутка  на слайде.

    9. Первичное закрепление знаний

    Молодцы, но у вас ещё впереди есть уроки, на них вы разберётесь до конца в этой теме.

    - А теперь давайте учиться различать имена собственные и нарицательные.

    10.Работа с учебником.

    Упр.106

    -Прочитайте  текст.

    -Перечислите названия городов, о которых идёт речь в тексте.

    -Ответьте на вопрос умного Совёнка. (Почему некоторые слова  в этом тексте написаны  с заглавной буквы?

    -Уточните свои ответы у профессора Самоварова.

    2-В. Название рек.

    1-В. Название городов. (Проверка СИГНАЛЫ.)

    -Как называются имена существительные, которые записаны в тексте с заглавной буквы? (ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ).

    Поучимся их употреблять в письменной речи.

    Физкультминутка.

    - А теперь я предлагаю немного отдохнуть.

    Поиграем в группы слов,

    Кто из вас играть готов?

    - Я буду читать стихотворение. Если  слово «Нарицательное топай, ну а собственное хлопай!»

    Кошка Пушинка, собака Смешинка, петух Крикун, козёл Бодун, воробей Тишка, поросёнок Гришка, красивая синичка. Как напишешь клички?

    11. Вторичное закрепление знаний

     - Как называется город, в котором мы живём?

    - Наш город маленький, но очень красивый, у него есть своё собственное красивое имя - УВАРОВО

    Наш город имеет свою историю, традиции, праздники.

    В нашем городе жили и живут замечательные люди, о которых вы много говорите дома, в школе, на классных часах.

    Мы сейчас будем работать в группах.

     Приступая к работе, вспомним правила работы в группе. 

    1. Каждый может высказать свою версию решения.
    2. Один говорит, а остальные слушают.
    3. Каждая версия обсуждается в группе.
    4. В группе согласуется общее решение.
    5. Представитель группы защищает согласованное  решение перед всеми.

    Вам сейчас необходимо восстановить рассказ о нашем городе, вставив, где нужно собственные имена существительные.

    Мой город.

    ______________ - мой город. Он очень красивый. Рядом с городом течёт река ___________________ . В нашем городе жили и трудились замечательные люди: ___________________, __________________,

    _____________________.

    1-гр.-поэты,писатели г. Уварово

    2,5гр.-герои Уваровцы.

    3 гр.-по выбору

    4,6 гр. с презентации

    -Какой у вас получился рассказ?

    Сейчас каждая группа должна отчитаться о проделанной работе.

    Слушаем внимательно отчёт каждой группы.

    Отчёт о проделанной работе:

    Расскажи, какое задание выполняла группа

    1. Что вы сделали для выполнения задания?
    2. Достигли ли вы результата?
    3. Оцените работу группы.

    Оценка учителя работы группы:

    1. умение правильно писать имена собственные;
    2. умение работать в группе;

              3.применение полученных знаний в практическом задании

    VII. Рефлексия  деятельности

    Какие цели мы ставили в начале урока?

    Достигли ли мы целей?

    Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)…( что урок прошёл для меня с пользой. Я научился различать собственные и нарицательные  имена существительные и могу помочь другим).

                                      научился … (научился различать собственные и нарицательные имена существительные, но мне ещё нужна помощь)

                                      могу похвалить себя и одноклассников за …хорошую работу,  ( Но, Я  считаю, что  мне было трудно на уроке.)

    Вы обязательно найдёте ответы на свои вопросы на следующих уроках.

    Домашнее задание:

    У. стр. 82, упр.108

    или

    составить весёлый рассказ

    (5 - 6 предложений) на тему «Мой класс» и подчеркнуть в нём имена собственные.

    Проверка знаний, умений и навыков.

    Ребята! Давайте теперь проверим, как вы поняли  материал.
    Возьмите листочки и выполните те задания, которые вам интересны.
    Первое задание – самое лёгкое, второе – посложнее, третье – творческое.

    ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

    Фамилия  Имя____________________________                        

    1  задание:

    Прочитайте. Подчеркните  имена  собственные.

    Настя и Маша Толмачёвы из города Курска представляли Россию на конкурсе детской песни «Евровидение-2006». И победили! Они исполнили песню «Весенний джаз». Настя и Маша занимались в эстрадной студии «Сверчок».

    2  задание:

    Прочитай  предложения. Определи  с  заглавной  или  строчной  буквы  пишутся  выделенные  слова. Подчеркни нужную  букву.

     

    У меня есть (К, к) ошка  (М, м) урка  и  (П, п) ес  (Д, д) ружок. А ещё  (К, к) орова (З, з) орька и (К,к) онь (Г,г)недой. Наш (П,п)ёс (Ш, ш)арик поймал воздушный шарик. Мы подарили (Р, р)озе – (Р,р) розы.

    3  задание:

    Придумай  и  запиши  своё  предложение, чтобы  в  нём  было  имя  собственное.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    С каким настроением вы заканчиваете урок, покажите «сигналы».

    Самоанализ урока

    Цель и задачи урока поставлены в полном объеме, в 3-х аспектах в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ усвоения новых знаний. Они направлены на формирование у учащихся общенаучных  специальных умений и навыков, развитие их мыслительной и познавательной активности, воспитания личности школьника.

    Поставленные на уроке цели достигались следующими способами:

    1. использование  проектора и компьютера и применение презентации;
    2. отбором содержания и привлечения дополнительного справочного материала;
    3. выбором типа урока;
    4. выбором определенных форм работы (индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная);
    5. выбором методов обучения (создание проблемной ситуации; наглядный: иллюстративный и демонстрационный; практический: поиск информации с помощью    справочного материала и применение полученных знаний на практике, работа в группах);
    6. отбором и использованием средств обучения (дидактические карточки – задания и справочный материал, рабочие листы).

    Данный урок был направлен на формирование интереса к предмету,  на формирование коммуникативных качеств учащихся, на развитие  мыслительных способностей, памяти, внимания. На уроке ребята учились слушать товарищей, высказывать свои мысли, выполнять работу по заданиям,  тренировали и закрепляли ранее приобретённые навыки работы, учились работать в группах.

    Все этапы урока выдержаны. Отведенное время на все этапы урока были распределены рационально. Урок прошёл при высокой активности детей и быстром темпе работы. Также активность детей  поддерживалась сменой видов деятельности, при этом учитывались интересы детей и их возрастные особенности.

    Сделаны логические переходы между этапами урока. Задания подбирались по принципу постепенного усложнения.

    Для создания положительного настроя на работу, снятия напряжённости - в начале урока проведена рефлексия.

    На этапе актуализации знаний для закрепления изученного ранее материала  была направлена работа со словами. Она помогла вспомнить необходимые знания об имени существительном - установить различие по принадлежности имён существительных: одушевлённых - неодушевлённых, нарицательных - собственных. Учащиеся активно предлагали возможные варианты работы со словами. Им не составило труда разделить предложенные слова на группы и, используя алгоритм определения части речи - существительное, доказать, почему они сделали так. Также на этапе актуализации знаний устно закреплялась изученная ранее орфограмма - заглавная буква в именах собственных и выделение видов имён собственных: фамилии, имени, отчества.

    На этапе формулирования темы и целей урока была предложена игровая форма работы. На мой взгляд, задания, выполняемые учащимися, создали условия для определения темы урока и постановки цели урока.. Цели данного этапа - повторение видов имён собственных (Ф.И.О.) и закрепление их правописания - были достигнуты.

    Для актуализации  мыслительной деятельности учащихся, направленной на достижение цели урока и подготовки к исследованию, следующим этапом видом работы было создание проблемной ситуации.  Учащиеся сами сформулировали вопрос урока.

    Образовательная цель являлась стержневой на протяжении всего урока. Для решения этой цели учащиеся на этапе открытия нового знания проявили себя в умении находить информацию, анализировать её, рассуждать, отвечать на поставленные вопросы, используя полученную информацию; активно взаимодействовать с товарищами в группе. В ходе работы со справочным материалом ученики познакомились с историей возникновения некоторых русских имён, фамилий, отчеств;  учились образовывать имена собственные; развивали умения групповой работы. На этапе отчёта групп проводилась оценка работы группы.

    При подведении итогов урока была дана оценка успешности достижения цели урока - смогли ответить на проблемный вопрос, намечена перспектива на будущие уроки.

    Рефлексия была направлена на осознание учащимися результатов своей работы, прогнозирование дальнейшего использования полученных на уроке знаний и опыта исследовательской деятельности.

    Одним из требований к современному уроку является использование компьютерных технологий. Думаю, что посредством наглядности достигается эффективность обучения, поэтому на уроке была использована презентация по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существиельных».

    Я считаю, что поставленная мною цель (закрепление орфографических навыков - заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах; выявление способов образования имён собственных) достигнута. Данный урок был проведен с использованием современных педагогических технологий, таких как: коммуникативная, здоровьесберегающая, работа с информацией, проблемно-диалогическая, исследовательская и технология оценивания учебных успехов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока для 2 класса по русскому языку по теме "Омофоны"

    Конспект урока для 2 класса по русскому языку по теме "Омофоны"Тема: Омофоны.Цель" познакомить с понятием "омофоны"....

    Конспект урока для 2 класса по русскому языку по теме "Закрепление Омонимов"

    Конспект урока для 2 класса по русскому языку по теме "Закрепление Омонимов"Тема" Закрепление.Цель: закрепление знаний об омонимах....

    Конспект открытого урока во втором классе по русскому языку с использованием разноуровневой технологии обучения на тему: «Большая буква в кличках животных».

    Урок по русскому языку во 2  классе школы VIII вида по учебнику Н.М. Барской. Данный урок был построен с использованием разноуровневой технологии обучения. В данном уроке также применялись здоров...

    Конспект открытого урока в четвертом классе по русскому языку с использованием игровой технологии обучения на тему: «Звонкие и глухие парные согласные на конце слова».

    Открытый урок по русскому языку в четвертом классе коррекционной школы VIII вида с использованием игровой технологии обучения на тему: «Звонкие и глухие парные согласные на к...

    Конспект открытого урока для второго класса по русскому языку на тему: «Закрепление написания слов с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ- ЩУ, ЧК-ЧН-ЧТ, ЖИ-ШИ.»

    Целью данного урока является: закрепить и повторить знания детей о написании слов с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ- ЩУ, ЧК-ЧН-ЧТ, ЖИ-ШИ....

    Конспект открытого урока во 2 классе по русскому языку по системе Занкова. Тема : «Глагол. Орфографическая работа».

    Разрешите  представить вам презентацию к уроку русского языка по теме «Глагол» -2 класс. Я работаю по  системе развивающего обучения Л.В. Занкова .Работа создана в среде Microsoft PowerPoint...