урок русского языка
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Самохвалова Галина Тимофеевна

урок русского языка во 2 классе по программе школа 2100

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.docx27.63 КБ
Файл mezhdometiya.docx11.86 КБ
Файл kartochki.docx14.19 КБ
Файл pravila_raboty_v_parah.docx247.37 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СЛОВА,

К КОТОРЫМ НЕЛЬЗЯ ЗАДАТЬ ВОПРОС»

ПРОВЕЛА УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

САМОХВАЛОВА ГАЛИНА ТИМОФЕЕВНА

ВОСКРЕСЕНСКОЕ 2016

Реализация технологии проблемного обучения в начальной школе

Урок  русского языка во 2 классе УМК «Школа 2100»

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

Тема: «Слова, к которым нельзя задать вопрос, их роль»

 (урок изучения нового материала)

Цели:

Познакомить  учащихся с междометиями, раскрыть их роль в речи.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с междометьями, развивать творческие способности учащихся.
  • воспитывать эмоционально-чувственное отношение.
  • обогащать их словарный запас, способствовать развитию речи

Развивающие:

  • развивать  умение самостоятельно добывать и использовать  необходимую информацию, работая в паре и самостоятельно
  • развивать аналитико-синтетические процессы мышления;
  • развивать познавательную активность;

Воспитательные:

  •  формировать ценностно-ориентированного отношения к  воспитывать любовь к родному краю, мотивированное  стремление беречь и охранять природу родного края;
  • формировать навыков совместной деятельности посредством использования личного опыта и опыта других.

Оборудование:

  • Разноуровневые  карточки.

 проектор, компьютер

                                         Ход урока.

  1. Организационный момент

-Сегодня  у нас необычный урок. Представьте, что сегодня вы не просто ученики, а великие исследователи, ученые. И сегодня нам предстоит делать великие открытия.

-Как вы думаете, какие качества нужны ученому, чтобы открытие состоялось? (дети высказывают свои предположения - они отмечаются на доске(терпение, наблюдательность, усидчивость, внимание, ум))

-Все эти качества мы берем с собой на урок. Вы готовы к сотрудничеству?

  1. Разминка

-Давайте вспомним с какими группами слов мы с вами знакомы? (предметы, действия, признаки).

-Что вы знаете о каждой группе слов? (дети дают названия группам и называют их признаки).

  1. Создание проблемной ситуации

На доске записаны слова.

-Распределите слова по группам (бегали, фу, добрый, эх, щука, редкий, ваза, ух, гуляли)

- Какие слова записали в первый столбик? (во второй, в третий)

-Как вы определили, что это слова, обозначающие предметы? (действия? признаки?)

- Все ли слова распределили по группам?

- Какие возникли трудности? (слово «ух, эх, фу»)

-Почему эти слова не попали ни в одну из групп?

-А может какой-то другой вопрос можно задать к этому слову? (дети пытаются подобрать разные вопросы)

В ходе рассуждения приходим к выводу, что к этим словам нельзя поставить вопрос.

  1. Работа над темой урока. Наблюдение за ролью междометий.

- А теперь самостоятельно сформулируйте тему урока. О чем мы будем сегодня говорить? (после ответов детей открывается тему урока на доске)

Составим план урока

* Какие слова выражают чувства.

*Как называются эти слова.

*Составление предложений с этими словами

-Сегодня на уроке мы выясним с какой целью в нашей речи употребляются междометия.

-Внимательно послушайте отрывок из сказки про двух братьев.

«Ах и Ох»

«Говорят, где-то когда-то были два брата. Одного звали Ах, а другого Ох. Ах всегда был весел и всем восторгался. Ох, наоборот, постоянно ныл, скулил и был всем недоволен.

Проснутся они, бывало, утром, Ах воскликнет:

-Ах, какое утро! Как хорошо! Как здорово! Ах!

А Ох ноет с утра:

- Ох, встал рано! Холодно, темно! Спал бы себе и спал! Ох!»

-Какие слова помогли героям выразить их душевное состояние, их чувства? (ах, ох)

-Какие чувства выражает каждое из этих слов?

В русском языке много таких слов, с помощью которых можно передать свои чувства, отношение к происходящему, выразить свои эмоции. (варианты междометий записаны на доске)

Ах – восхищение, радость

Ух – недовольство, удивление

Ох, Ну – огорчение

Ай, Ой – грусть

Ух, Ой – удивление

Фу, фи – злоба, недовольство

Эх – ликование, радость

Минутка чистописания (записывают эти слова в тетрадь)

Именно эти слова помогают выражать нам наши чувства, эмоции.

- А можно ли к этим словам задать вопрос?

-Сравните свой ответ с авторами учебника на стр. 79

б) знакомство с междометиями Работа со словарём (один ребенок выходит к доске и в словаре ОЖЕГОВА находит определение)

в) составление предложений по схемам. Особенности записи междометий в предложении.
-Составьте предложения по
схемам (упражнение 104, работаем в парах)

Повторим правила работы в парах.

-Какие слова помогли вам правильно составить предложения?

-Какое чувство выражает каждое предложение?

-Какие знаки препинания ставятся в предложениях после междометий?

Физкультминутка

Междометия в произведениях известных писателей

-Многие писатели в своих произведениях используют междометия, чтобы сделать свои стихи, сказки и рассказы эмоционально ярче и красочнее.

-Послушайте отрывки из известных вам произведений.

а) «-Мишка держался руками за живот, как будто ему очень больно, и кричал: - Ой, умру от смеха! Сыски!» (В.Драгунский «Заколдованная буква»)

-Узнали откуда?

-Найдите новое слово.

-Какое чувство оно выражает? (боль от смеха)

б) «-Я тучка, тучка, тучка, а вовсе не медведь. Ах, как приятно тучке по небу лететь!» (А.Милн «Винни – Пух и все-все-все»)

-Есть новое слово? Какое чувство оно выражает? (радость, восторг)

в) «-Фу, как не стыдно язык показывать! – загремел голос из громкоговорителя» (Н.Носов «Незнайка на луне»)

-Назовите новое слово. Что оно выражает? (недовольство)

VII.   Групповая работа

-А сейчас каждая группа попробует себя в роли писателей. (каждой группе розданы карточки с предложениями, в которые они должны вставить подходящие междометия и записать)

а)   - Щиплет уши, щиплет нос.

- …, на улице мороз!  (Ой)

б)   - …, и трудная эта работа

из болота тащить бегемота. (Ох)

в)     - …, бескрылый человек, у тебя две ножки,

-Хоть и ростом ты велик, едят тебя мошки.  (Эх)

VIII. Восстановление деформированного текста. (Дифференцированный подход )                                 На каждой парте  лежат карточки.

Карточка (повышенный уровень сложности)

-Составь и запиши только те предложения, в которых есть междометия.

   

Карточка (необходимый уровень сложности)

-Выбери и запиши только те предложения, в которых есть междометия

1.Эх! Здорово прокатиться на лыжах с горки.

2.На осинках кружева из снежинок.

3.Ветки покрылись пушистым инеем.

4.Ах, как красив зимний лес!

Проверка работ

IХ.     Выводы по уроку

-Поздравляю вас! Сегодня на уроке вы сделали маленькое открытие. Напомните какое? О чем мы говорили?

(1. В русском языке есть слова, к которым нельзя задать вопрос – междометия.

  2. В речи они употребляются для того, чтобы речь была ярче, богаче и эмоциональнее.

  3. После междометий ставится восклицательный знак или запятая.)

- А сейчас послушайте стихотворение и вставьте подходящее междометие:


Мне,- сказало междометие,-

Интересно житьна свете

Выражаю поощренье,

Похвалу, упрек, запрет,

Благодарность, восхищенье,

Возмущение, привет…

Те, кого охватит страх,

Произносят слово …! (Ах)

У кого тяжелый вздох,

Произносят слово … ! (Ох)

Кто встречается с бедой,

Произносит слово … ! (Ой)

Кто отстанет от друзей,

Произносит слово … ! (Эй)

У кого захватит дух,

Произносит слово … ! (Ух)

Интересно жить на свете,

Если знаешь…. (междометия)

Х. Рефлексия

-А теперь, используя междометия, придумайте предложения, выражающие ваше отношение к уроку, эмоциональный настрой на уроке.

Оценки.

ХI.Домашнее задание

1)Дид. материал упр. 88

2)* Из учебника лит. чтение выбрать предложения с междометиями и подготовить выраз. чтение.



Предварительный просмотр:

МЕЖДОМЕТИЯ



Предварительный просмотр:

Выбери и запиши только те предложения, в которых есть междометия

1.Эх! Здорово прокатиться на лыжах с горки.

2.На осинках кружева из снежинок.

3.Ветки покрылись пушистым инеем.

4.Ах, как красив зимний лес!

Выбери и запиши только те предложения, в которых есть междометия

1.Эх! Здорово прокатиться на лыжах с горки.

2.На осинках кружева из снежинок.

3.Ветки покрылись пушистым инеем.

4.Ах, как красив зимний лес!

Выбери и запиши только те предложения, в которых есть междометия

1.Эх! Здорово прокатиться на лыжах с горки.

2.На осинках кружева из снежинок.

3.Ветки покрылись пушистым инеем.

4.Ах, как красив зимний лес!

Выбери и запиши только те предложения, в которых есть междометия

1.Эх! Здорово прокатиться на лыжах с горки.

2.На осинках кружева из снежинок.

3.Ветки покрылись пушистым инеем.

4.Ах, как красив зимний лес!

Выбери и запиши только те предложения, в которых есть междометия

1.Эх! Здорово прокатиться на лыжах с горки.

2.На осинках кружева из снежинок.

3.Ветки покрылись пушистым инеем.

4.Ах, как красив зимний лес!

Выбери и запиши только те предложения, в которых есть междометия

1.Эх! Здорово прокатиться на лыжах с горки.

2.На осинках кружева из снежинок.

3.Ветки покрылись пушистым инеем.

4.Ах, как красив зимний лес!

Составь и запиши только те предложения, в которых есть междометия.

1.Как, ах, лес, зимний, красив,

2.Пушистым, ветки, покрылись, инеем

3.На, кружева, снежинок, из, осинках

4.Здорово, эх, на, прокатиться, с, лыжах, горки

Составь и запиши только те предложения, в которых есть междометия.

1.Как, ах, лес, зимний, красив,

2.Пушистым, ветки, покрылись, инеем

3.На, кружева, снежинок, из, осинках

4.Здорово, эх, на, прокатиться, с, лыжах, горки

Составь и запиши только те предложения, в которых есть междометия.

1.Как, ах, лес, зимний, красив,

2.Пушистым, ветки, покрылись, инеем

3.На, кружева, снежинок, из, осинках

4.Здорово, эх, на, прокатиться, с, лыжах, горки

Составь и запиши только те предложения, в которых есть междометия.

1.Как, ах, лес, зимний, красив,

2.Пушистым, ветки, покрылись, инеем

3.На, кружева, снежинок, из, осинках

4.Здорово, эх, на, прокатиться, с, лыжах, горки

Составь и запиши только те предложения, в которых есть междометия.

1.Как, ах, лес, зимний, красив,

2.Пушистым, ветки, покрылись, инеем

3.На, кружева, снежинок, из, осинках

4.Здорово, эх, на, прокатиться, с, лыжах, горки

Составь и запиши только те предложения, в которых есть междометия.

1.Как, ах, лес, зимний, красив,

2.Пушистым, ветки, покрылись, инеем

3.На, кружева, снежинок, из, осинках

4.Здорово, эх, на, прокатиться, с, лыжах, горки

  - Щиплет уши, щиплет нос.

- …, на улице мороз!  

  - …, и трудная эта работа

из болота тащить бегемота.

    - …, бескрылый человек, у тебя две ножки,

-Хоть и ростом ты велик, едят тебя мошки.  



Предварительный просмотр:

C:\Users\Татьяна Валерьевна\Desktop\img7.jpgC:\Users\Татьяна Валерьевна\Desktop\img7.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....