Конспекты уроков
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Мужипова Ляйсан Сафаровна

Урок- исследование  на тему " Части речи в русском языке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_3_klass.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока – исследования по русскому языку

по теме: «Части речи в русском языке» в рамках ФГОС

Класс: 3 класс

УМК " Школа России"

Предмет: русский язык

Учебник: «Русский язык» 3 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М «Просвещение»

Тема урока: «Обобщение знаний о частях речи»

Тип урока: Обобщение

Цель: Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через реализацию монопроекта по теме: «Обобщение знаний о частях речи»

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

1) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

2) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

4) формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

1) развитие умения различать части речи: (существительное, прилагательное, глагол),опираясь на вопрос и общее значение;

2) совершенствовать навыки употребления их в речи;

3) развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;

4) развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;

- овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;

Оборудование(создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)

- Интерактивная доска, схемы разбора частей речи, разноуровневые задания на карточках

                                                                                          


Этап

урока

Цель

Содержание взаимодействия с учащимися

Методы
и приемы работы

 Деятельность учителя
 

 Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

 Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
 

Слово учителя

-Ребята, я вас приглашаю на урок русского языка. Он сегодня необычный. У нас много гостей на уроке.

Поздоровайтесь с ними.

А теперь прошу занять места. Работать мы будем в группах. А для этого распределитесь по цветам ( синий, красный, зеленый, желтый).

Присаживайтесь.

Мы поздоровавшись с гостями, что м пожелали?( здоровья)

ЗДРАВСТВУЙТЕ

А чтобы урок был успешным, что мы пожелаем друг другу.

( называют)

Учитель: Наш родной язык – русский. Знать свой язык обязан каждый человек. Мы знаем свой язык с рождения, зачем же нам изучать его? (Ответы учащихся).
Сегодня у нас не просто урок, а урок-исследование. Хотите ли вы прикоснуться к науке, быть исследователями?
Любое научное заведение имеет название. Как будем называться мы? (Научно-исследовательский класс)
– Почему научно? (Так как русский язык – это наука).
– Почему  исследовательский?  (Будем исследовать).
– А исследуют что-то новое, незнакомое, неизвестное. Что будет объектом нашего исследования? (Предложение и его главные члены).

 –
 

 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
 

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.

Словарно-орфографическая работа.
 

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы
 

Урок наш называется урок- исследование. Ребята. кто такой исследователь.

( предположения) А где можно узнать, кто это?

( в словаре)

 Сегодня дежурный по словарю- Женя. Прочти, кто такой исследователь.

А чтобы понять , что мы будем исследовать посмотрите на экран.

( Ты моя Россия).

Что такое Россия- родина., Какой язык являе я родным – русский. Правильно.

 Прежде чем начать работу в группах, вспомните правила работы в группе.

 Кто догадался что мы будем исследовать?. Правильно.

А мы имеем  еще и малую родину. Башкирия. И у нас два родных языка- русский и башкирский.

Перед вами исследовательские дневник.

Там прописаны пункты исследований.

А напротив пустые кружочки, где вы будете учитывать свои в успехи.

(!, +,-)

Нам надо записать дату исследования.

 П прежде мы сделаем гимнастику, правила посадки.

, место исследования.

Укажите орфограммы  в дате.

Посмотрите на экран

большой – маленький

сухой – ?

старый – ?

твердый - ?

- Внимательно посмотрите на данную запись. Подберите антонимы к ним.

Кто догадался , какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

На листах

Минутка чистописания.

- Буква М. Эту букву будем прописывать на минутке чистописания.

-Какой звук слышится ?

-Дайте ему характеристику. ( Согласный, твёрдый, звонкий непарный.) (Слайд 5).

-Что нужно помнить при написании этой буквы? (о наклоне, соединении).

Таблица  с буквой.

-Запишите Мм Мммм Ммммм ( определите закономерность

- ( отметь как вы справились с заданием .

 

 

Наблюдение Работа по плану урока
 

 Организует диалог с обучающимися, в ходе которого формулирует задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока
 

Объясняют написание пропущенных орфограмм

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Словарный картинный диктант

Словарный картинный диктант:

А сейчас посмотрите на экран и запишите самостоятельно в тетрадь слова, которые изображены на картинках (слайд)

Поставьте в словах ударение и выделите орфограмму.

Ученик, шел, желтый, лягушка, чёрный, самолет, язык( один ученик у доски)

На какой вопрос отвечают все эти слова? Какая это часть речи?

А сейчас поменяйтесь тетрадями и проверьте словарный диктант у товарища

Оцените себя:

«!» - выполнил задание без ошибок

«+» - допустил 1 ошибку

«-»  - допустил больше 1 ошибки

Молодцы, написали красиво и грамотно!

Записывают слова в тетрадь. Выделяют орфограмму.

Работают в парах по исправлению ошибок.

Коммуникативные:

- взаимопроверка;

- формируют умения находить ошибки в тексте

- соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества

Работа в группах

А теперь работа в группах

«Найди лишнее слово»

Каждой группе даны задания. Прочитайте цепочки слов. Найдите в каждой цепочке лишнее слово. Запишите в тетрадь. Обоснуйте.

1) Береза, пчела, легкий, малина.

2) Написать, сказка, книга, окно.

3) Гора, морской, светлый, ясный.

Какие слова записали? Почему эти слова лишние?

Как же вы думаете какую тайну русского языка .Правильно. части речи. Что мы занем, а что еще не знаете.

Исследуйте слова

А сейчас исследуйте слова по плану.

  1. Какой частью речи является
  2. На какие вопросы отвечает
  3. Что обозначает
  4. Чем является в предложении

Защита .

Далее идет работа над выявлением, на какие вопросы отвечают данные слова

- Имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги – это части речи. Все слова в русском языке, являются какой–либо частью речи.

(закрепить зания о частях   речи)

5.Проектирование и фиксация нового знания.

- Давайте составим схему к теме “Части речи” .

Вариант схемы.

http://festival.1september.ru/articles/538236/img1.gif

Дети крепят свои ответы  к доске.

 Проверим наши правила.

Самопроверка. ( по слайду)

- Мы много трудились, пора и отдохнуть.

Физминутка

Какую тему мы изучаем на протяжении уроков?

Игра «Да – нет»

- Перед вами 2 карточки «да» и «нет». Я буду задавать вопрос, ваша задача поднять нужную карточку.

Имя  существительное – это часть речи? (Да!)
Имена  существительные  отвечают на вопросы:  какой, какая, какое, какие? (Нет!)
Имена  существительные  отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
Имена  существительные  обозначают действие предмета? (Нет!)
Имена  существительные  обозначают  предмет? (Да!)  

 Обобщение

- Что такое имя существительное?( Ответы детей.)

- Что вы ещё знаете об имени существительном? (одуш. и неодуш.; собс. и нариц.)

- Как вы считаете эти признаки у существительных постоянные или непостоянные?

- Вспомните, а как изменяются имена сущ.? (по числам)

- Измените данные существительные по числам.

- А число имён существительных – это постоянный признак? (нет)

Записывают слова в тетрадь. Находят лишнее слово. Сверяют с записями на экране. Производят самооценку. Обосновывают свой ответ.

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений, доказательств и их обоснований;

Коммуникативные:

- умение работать в группах;

- участвовать в коллективном обсуждении.

Закрепление материала
 

Развитие умения распознавать части речи. Выделять корень. Находить проверочные слова. 

Работа в парах

Напишите ряды однокоренных слов, соблюдая следующую последовательность: имя существительное (предмет), имя прилагательное (признак), глагол (действие)

Выдели в них корень. Вставьте пропущенные буквы..

Св…тлый, св…т, св…тает

Н…чевать, н…чной, н…чь

Пр…вдивый, пр…вда, опр…вдать

2. исследуйте слова

Гора-горе

Соль-солист

Море-моргать

Самостоя-тельная работа, рефлексия

 Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями
 

Запись слов в тетрадь. Вставляют пропущенные буквы. Подчеркивают проверочное слово. Один человек объясняет решение группы у доски. Производят взаимопро-верку, рефлексию

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


 

Создание проблемной ситуации ( в группе)

 Назовите символ русской природы.
БЕРЁЗА  – какой частью речи является это слово?
БЕРЁЗКА МОЛОДАЯ ОТ ВЕТРА – можно ли эти слова назвать предложением? 
– Каким словом можно дополнить эту группу слов чтобы получилось предложение?
КАЧАЕТСЯ
– Какое предложение получилось? 
(Молодая  берёзка качается от ветра.)
– Написание каких орфограмм надо знать, чтобы грамотно записать предложение?

Руководить работой на доске идёт ученик. Объясняет все орфограммы.

Наблюдение, работа со словами

Записывают слова в тетрадь. Обосновывают выбор написания.

Регулятивные:

 - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- делают самостоятельные выводы

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

- проявлять активность в деятельности.

 Проверка понимания способа действия.
 

- Разделите слова на три группы

Ученик, внимательный, слушает, третий, пишут, тетради, сегодня,  аккуратные.

- Распределите слова на группы по определённому признаку.

Игра: «Подбери пару»

Учитель:

- Переходим к выполнению задания 2. К существительным мужского рода подобрать сущ. ж. р. Три  Два ученика работают у доски.

-  1 группа: папа мужчина баран сын сосед

 -  2 группа:  дядя козёл брат кабан внук

-  3 группа: заяц дедушка мальчик волк ворон

 Работа в группах 

 
 

 Записывают предложения в тетрадь. Подчеркивают главные члены предложения и подписывают части речи. 

Один человек объясняет решение группы у доски.

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение;

Регулятивные:

- составление плана и последовательности действий.

Этап разъяснения домашнего задания

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Выпишите из словаря «Однокоренные слова» с. 151 две группы слов. Укажите над каждым словом часть речи.

Работа с учебником упр. 261

Проводит разбор домашнего задания, проводит  пояснения к упражнению, дает конструктивные задания

Записывают задание на дом, задают вопросы

Регулятивные:

 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;

Познавательные:

- преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

- самостоятельное формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные:

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение слушать и вступать в диалог;

Самопроверка

4. Из данных слов выбери имена существительные.

а)светлый, добрый         б)бегать, играть          в)солнце, свет

5. Из данных слов выбери имена прилагательные.

а)светлый, добрый         б)бегать, играть          в)солнце, свет

6. Из данных слов выбери глаголы.

а)светлый, добрый         б)бегать, играть          в)солнце, свет

Учит оценивать себя.

Выполняют тест в тетради. Самопроверка. Сверяют ответы с записью на экране.

Регулятивные:

 - умение адекватно воспринимать оценки;

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений;

Личностные:

- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия.

Подведение итога урока

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Звонок

Какие гости приходили к нам сегодня на урок?

Давайте расскажем о них то, что знаем урока.

Игра найди место

 

 Задает вопросы 
о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется 
на следующие уроки
 
 

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

- умение выделить нравственный аспект поведения;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

Обеспечение позитивного настроя на получение знаний

Оценивание учащихся:

- Ребята, перед вами яблоня, только на ней пока ничего нет

- Если вы считаете, что многое на уроке было непонятно, то прикрепите листик

- А если считаете, что на уроке было интересно, но вы испытывали некоторые затруднения, то прикрепите цветок.

- Если вы считаете, что на уроке узнали интересное, новое и полезное для вас, то прикрепите яблоко.

- Я вижу, что на вашей яблоньке созрели чудесные яблоки, а это значит, что урок прошёл плодотворно, с пользой.

- Ребята, говорю вам за работу на уроке спасибо. Вы сегодня потрудились на славу.

Д/з упр. 261 Выпишите из словаря «Однокоренные слова» две группы слов. Укажите над каждым словом часть речи.

Урок окончен.

Рефлексия,

Обеспечивает положитель-

ную реакцию учащихся на уроки русского языка

По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды.

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...