Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Лимакова Наталья Анатольевна

Урок русского яыка в 3 классе по теме "Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения". Форма проведения урока - деловая игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока28.89 КБ

Предварительный просмотр:

Технология деловой игры

«Заседание редакционного совета газеты».

Тип урока: урок решения учебной задачи.

Тема: Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения

Цель: систематизировать материал по теме подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

Задачи урока:

Обучающие:   1) продолжить знакомство с признаками главных членов предложения: подлежащего и сказуемого;

                         2) формировать умение различать подлежащее и сказуемое, соотносить подлежащее и сказуемое сосновой предложения, находить подлежащее и сказуемое в предложении;                                    

Развивающие:  1) развивать  умение  формулировать и сохранять в памяти познавательную  учебную задачу урока,        

                            осуществлять ее решение под руководством учителя;  

                           2)развивать умения сравнивать, анализировать,  обобщать, видеть цель, добиваться результата;

                           3) развивать умение оценивать результаты своей деятельности  

Воспитывающие: воспитывать уважительное отношение друг к другу, навыки сотрудничества, любовь к родному краю, к «малой» родине.         

Ожидаемые результаты:

Личностные: 1) формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

                        2)развитие навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе совместной деятельностина уроке

Предметные:  научится различать подлежащее и сказуемое, находить их в предложениях;

Метапредметные:

Познавательные: обучающийся научится:

выделять учебную задачу самостоятельно и под руководством учителя;

работать с информацией  в словаре;

осуществлять сравнение, анализ, обобщать;

выдвигать гипотезы, рассуждать.

Регулятивные: обучающийся научится:

удерживать учебную задачу;

составлять план действий;

осуществлять контроль и взаимоконтроль.

Коммуникативные:

с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

допускать возможность существования разных точек зрения;

совместно договариваться, уметь работать в парах, контролировать действия партнёра.

Оборудование: мультимедийная презентация, тетради, карточки для работы в группах

Ход урока.

СЛАЙД 1

1.Организационно-мотивационный этап.

Учитель:

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

- Давайте, ребята, улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи на сегодняшнем уроке.

А урок сегодня у нас будет необычный. Он  пройдёт в форме деловой игры «Заседание редакционного совета газеты».

СЛАЙД 2

2.   Актуализация знаний учащихся.

- Все записи и задания вы, ребята будете выполнять в своих тетрадях, которые на время становятся деловыми блокнотами. А оценивать свою работу вы будете в листах самооценки. За каждое выполненное вами  задание, ставьте по одному баллу.

(Запись числа, предложения: Классная работа.)

1)–Начнём работу с интеллектуальной разминки.

СЛАЙД 3

Игра «Поймай грамматическую основу  предложения».

Игра «Поймай основу»

- Я вам буду читать предложения, а вы записываете только грамматическую основу предложения.

    Стоял солнечный денек. Таня положила корм в птичью кормушку. Гости прилетели сразу. Птицы клевали корм. Потом они долго сидели на ветках и щебетали.

Самопроверка на слайде

СЛАЙД 4

- Чем  необычна последняяграмматическая основа?

-Кто справился с заданием без ошибок?

- У кого есть ошибки, исправьте, пожалуйста.

- Оцените свою работу в зад.1.

СЛАЙД 5

 2) Игра «Аукцион знаний»

- А сейчас проведём аукцион знаний. Вы должны вспомнить и сообщить всю информацию, которую знаете о главных членах предложения. Кто больше вспомнит, тот и становится победителем.

- Оцените свою работу в зад.2.

3.Постановка темы урока.

- Ну а теперь ребята, когда вы многое вспомнили, попробуйте сформулировать тему урока.( ответы детей)

СЛАЙД 6

- Правильно. Тема сегодняшнего урока: «Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения». Мы будем не только обобщать пройденный материал, но и итогом нашей работы станет выпуск газеты.

4.Систематизация знаний.

1)- А сейчас настало время представить отделы нашей редакции.

- За первым столом разместились сотрудники «Отдела писем».

-   За вторым столом находятся сотрудники «Отдела новостей».

- За третьим столом сотрудники «Отдела информации».

-Подумайте и скажите, чем будут заниматься ваши отделы? (ответы детей)

- Кем буду сегодня я? (Главным редактором газеты).

- Помните, что эффективность работы всего отдела зависит от работы каждого сотрудника.

СЛАЙД 7

2)- А сейчаскаждый отдел получает задание. Возьмите листы жёлтого цвета, прочитайте и выполните задание.

«Собери  из рассыпанных слов предложение и найди «лишнее» слово.  Докажи. Найди и подчеркни грамматическую основу предложения.

1  хлопья, на, снежные, легли,  газета, землю

2  одел, в, пушистые, снег, газета, рукавицы, кусты

3  над, нависают, мохнатые, газета, деревьев, ветки, тропинкой

Проверка: выступает один сотрудник от отдела.

- Оцените свою работу в зад.3.

Во всех отделах «лишнее» слово газета.

СЛАЙД 8

-Что вы можете сказать об этом слове?

- Что оно обозначает?

-Запишите в своих деловых блокнотах слово газета и определите часть речи, род, число.

Проверка.

СЛАЙД 9 (таблица)

3)-Если вы внимательно послушаете сообщение сотрудников отдела информации, то легко справитесь с заполнением таблицы, на листах розового цвета.

 - Итак,послушаем сообщения сотрудников отдела информации, что обозначает слово газета,и как оно появилось в русском языке

Сообщения детей-сотрудников отдела информации.

1. «Газета»  (Толковый словарь С. И. Ожегова) - периодическое издание  в виде больших листов, обычно ежедневное, посвящённое событиям текущей политической и общественной жизни».

2 . «Слово   газета  пришло к нам  из итальянского языка, где оно имело значение «мелкая монета».Появившиеся  в 1563 году в итальянском городе Венеция газеты  были рукописные  и продавались только для  прочтения.Запрочтение платили  мелкую монету, потом газету  возвращали  продавцу».

3. «Изначально  газета - монета в 2 сольди (итальянские деньги)  с изображением сороки. На неё можно было купить газету. По-итальянски «сорока» - «газза». Отсюда и слово «газета».

4. «Впервые в царской России газета стала печататься около трёхсот лет тому назад. Она называлась «Ведомости». Первый номер этой газеты и писал, и редактировал сам царь Пётр I».

-Спасибо сотрудникам отдела информации за плодотворную работу.

- А теперь, пользуясь информацией которую вы услышали, сотрудники отдела новостей и отдела писем ответят на вопросы и заполнит таблицу.

- А сотрудники отдела информации рассмотрят номера школьной газеты и ответят на вопросы, которые находятся на зелёном листе бумаги.

ВОПРОСЫ.

1.Как называется школьная газета?

2.С какого времени выпускается?

Из какого языка пришло к нам слово газета?

 Какое слово по-итальянски звучит как газета?

Как называлась первая газета в России?

Кто писал и редактировал первый номер газеты в России?

Проверка заполнения таблицы. Отделы озвучивают поочерёдно.

- Оцените свою работу в зад.4.

4)-Сегодня мы начнём создавать свою  школьную газету. Что нужно сделать в первую очередь?( придумать название)

-На ваше рассмотрение я предлагаю три варианта названия: «Искорка», «Звёздочка», «Переменка».(Отделы принимают решение и мотивируют свой выбор.)

- В каждой газете есть рубрики. А что это рубрика? (ответы детей)

- Чтобы получить полный ответ на вопрос, что такое рубрика, давайте обратимся в толковые словари.

«Отдел информации», «Отдел писем» - работают со словарями, а «Отдел новостей» попробует разобраться с этим вопросом, рассматривая номера газеты «Вести».

Слово предоставляется «Отделу новостей». (Знакомство с районной газетой) А затем выступают другие отделы.

СЛАЙД 10

 Толковый словарь:(Заголовок раздела (в газете, журнале). 

( Учитель помещает название газеты и названия рубрик на ватман-газету)

- Названия наших рубрик:

«Это интересно знать», «Вопрос – ответ», «Глазами корреспондента»

-В какую рубрику поместим сообщения о газете сотрудников отдела информации?

Учитель размещает сообщения в рубрику «Это интересно знать».

-Чтобы газету было интересно читать, материалы в ней должны быть разнообразными, интересными и актуальными.

СЛАЙД 11

5.Физкультминутка.

Игра «Как живёшь?»

6. Продолжение работы по теме.

СЛАЙД 12

 Задания отделам.

-К нам в газету в «Отдел новостей» поступили новости из леса. Они находятся на белых листах бумаги. Ваша задача разобраться с новостями, откорректировать и выполнить задание.

Задание Из слов каждой строчки составить предложение. Запишите. Озаглавьте получившийся текст.

_____________________

Закружились, крупные, воздухе, снежинки, в .

Больше, их, становилось, всё, и, больше.

Хлопьями, снег, повалил, белоснежными.

В первом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.

-Уважаемые коллеги! В нашу редакцию пришло письмо от ученика третьего класса Незнайкина Митрофана. Я передаю его в «Отдел писем».Помогите, ребята Митрофану. Задание у вас на белых листах бумаги.

Задание Вставьте, где необходимо,  пропущенные буквы.

Ст...итпрекрас...ный зимний денёк. Со...нцеосв...щает всю окрес...ность. Радос...ныесолнеч...ные лучики скачут по ств...лам д...ревьев.

Во втором  предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.

- А сотрудники «Отдела информации» получают особое задание от главного редактора. Задание у вас на белых листах бумаги. ( Распространите и озаглавьте текст. Дополните текст двумя, тремя предложениями.)

Задание   Распространите и озаглавьте  текст.

Подул   ветер. Зашумел лес. Небо потемнело. Начался дождь.

Придумайте и напишите продолжение текста ( 2 – 3 предложения)

 Слова для справок: проливной, дремучий, сильный, голубое

СЛАЙД 13

6.Отчёт работы отделов.

Отчёт работы «Отдела новостей»

Дети читают получившийся текст и мотивируют свои исправления.

- Текст составлен, откорректирован.Поместим его в газету. А в какую рубрику?

- Оцените свою работу в зад.5.

Отчёт работы «Отдела писем»

  Ученик зачитывает письмо:«Уважаемые сотрудники газеты! Помогите мне справиться с непосильным для меня заданием. Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание».

Письмо помещается в рубрику «Вопрос-ответ».

- Оцените свою работу в зад.5.

Отчёт работы «Отдела информации»

Ученик зачитывает задание: Распространите и озаглавьте текст. Дополните текст двумя, тремя предложениями. Дети читают получившийся текст.

Письмо помещается в рубрику «Глазами корреспондента»

- Оцените свою работу в зад.5.

Благодарность главного редактора за плодотворную работу.

-Посмотрите, ребята, какая замечательная газета у нас получилась. А чтобы информация в рубрике «Глазами корреспондента» была более насыщенной, вам предстоит выполнить д/з.

7.Подведение итогов урока. Д/З

СЛАЙД 14

-Ребята, скоро приближается один из самых любимых праздников и взрослых и детей – Новый год. Предлагаю вам дома написать мини сочинение на тему «Скоро Новый год». Лучшие сочинения разместим в нашей газете в рубрике «Глазами корреспондента».

-Заседание редакционного совета подходит к концу. Подведём итоги нашей работы.

Свою работу на сегодняшнем уроке вы оценивали в листах самооценки.

- Кто набрал 5 баллов? А 4?

-Поздравляю вас. Вы – молодцы! 

СЛАЙД 15

Рефлексия.

1.Что мы сегодня повторили?

2.Что узнали нового?

3.Что такое газета?

4.Что такое рубрика?

5.Как называется наша районная газета?

6.А для чего нужна газета?

7.Какие газеты выписывает ваша семья?

8.Давайте составим побудительное предложение о пользе газеты.

СЛАЙД 16

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились

-

Игра «Поймай основу»

- Я вам буду читать предложения, а вы записываете только основу предложения.

    Стоял солнечный денек. Таня положила корм в птичью кормушку. Гости прилетели сразу. Птицы клевали корм. Потом они долго сидели на ветках и щебетали.

- Какую последнюю основу выписали?

- Чем она необычна?

Из данных слов составьте предложения.

хлопья, на, снежные, легли,  газета, землю

одел, в, пушистые, снег, газета, рукавицы, кусты

над, нависают, мохнатые, газета, деревьев, ветки, тропинкой

Найдите впредложении  грамматическую основу и подчеркните.

Задание от главного редактора

Распространите и озаглавьте  текст.

Подул   ветер. Зашумел лес. Небо потемнело. Начался дождь. Птицы умолкли.

Придумайте и напишите продолжение текста ( 2 – 3 предложения)

 Слова для справок: проливной, на деревьях, дремучий, сильный, голубое

Лист самооценки

Виды работ

Самооценка

№1

№2

№3

№4

№5

Всего:

Лист самооценки

Виды работ

Самооценка

№1

№2

№3

№4

№5

Всего:

Лист самооценки

Виды работ

Самооценка

№1

№2

№3

№4

№5

Всего:

Лист самооценки

Виды работ

Самооценка

№1

№2

№3

№4

№5

Всего:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....