Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Разделительные ь и ъ"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Закрепить с учащимися  правило употребления правописания слов с разделительными ь и содействовать развитию умения у анализировать и действовать по способствовать формированию навыков поведения на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razdelitelnye_i_.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  

Тип урока:   обобщение и систематизация знаний

Цели:     закрепить с учащимися  правило употребления и

                        правописания слов с разделительными ь и ъ;

                        содействовать развитию умения у школьников      

                        анализировать и действовать по аналогии;

                        способствовать формированию навыков культурного

                       поведения на уроке.

Оборудование:   карточки со словами, цветные                  

                                            карандаши, портрет О.Н.Трубачева. 

                                       

                                                               

Учитель:   

Проведено:   14.10.2016

Волгоград

Ход урока.

I.  Организационный момент.

- Посмотрите на свои парты, все ли у вас готово к уроку.

- А теперь  улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха на уроке.

II.  Актуализация знаний.

Словарная работа.

- В начале урока повторим правописание словарных слов. Рассмотрите картинки на доске и назовите эти предметы. (Учитель, рябина, ученик, карандаш, воробей, Москва, тетрадь, заяц.)

- Запишите эти слова в тетради через запятую, поставьте ударение и подчеркните орфограммы.

ПРОВЕРКА.

– Как вы думаете, какие буквы имеют два звука?
– В каких случаях гласные образуют два звука?

- Назовите слова, в которых букв больше, чем звуков? (учитель, тетрадь)

 Почему?

- Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв? (заяц) Почему?

III. Сообщение темы урока.

- Назовите слова из словарной работы с мягким знаком. (Тетрадь, учитель.)

- Как называется мягкий знак, стоящий в конце слова? (Мягкий знак -  показатель мягкости.)

 - На что он указывает? (Он показывает, что согласный перед ним произносится мягко.)

 - А какой еще бывает мягкий знак? (Разделительный.)

- Сегодня на уроке мы узнаем о правописании разделительного мягкого знака.

  1. Работа по теме урока.

Повторение правила употребления и написания  разделительного ь.

-  Прочитайте слова на доске. (Ручьи, коньки, веселье.)

- Выберите из них слова с разделительным мягким знаком. (ручьи, веселье)

- Как вы определили, что в этих словах мягкий знак разделительный? (Он разделяет согласные и гласные,  чтобы они не сливались.)

- Расскажите правило о правописании разделительного мягкого знака? (Разделительный мягкий знак пишется после согласных букв, перед гласными е,ё,ю,я,и.)

Игра «Как сказать иначе?»

- А сейчас вы должны одним словом сказать то,  чему я дам  объяснение.

«Фрукты и ягоды, сваренные в сахаре». (Варенье.)

- Запишите это слово. Подчеркните разделительный мягкий знак.

«Снежная буря, метель». (Вьюга.)

- Подчеркните мягкий знак.

             «Боковые отростки от ствола дерева». (Сучья.)

- Объясните,  почему вы писали в этих словах разделительный мягкий знак.

 

Образование форм множественного числа.

Вывешиваются карточки.

- Назовите предметы на карточках. (Лист, муравей, лев, дерево, стул.)

- Сколько предметов обозначают эти слова? (Один.)

- Образуйте от них слова, обозначающие множество предметов.  

- Запишите эти слова, подчеркните мягкий знак и найдите лишнее слово.  (Львы.).

- Почему это слово лишнее? (Потому что в этом слове мягкий знак - показатель мягкости,  а в остальных -  разделительный мягкий знак.)

 

Работа с текстом. Письмо по памяти.

Текст у каждого ученика на карточках:

«В березовой роще веселье.

Справляют грачи новоселье».

- Прочитайте стихотворение. Как вы думаете, когда происходят эти действия? (Весной.)

- Прочитайте текст еще 2 раза и запишите его  по памяти.

- Кто написал, проверьте себя по карточке.

- Найдите в тексте слово с разделительным ь и подчеркните его.

Письмо под диктовку.

Повторенье – мать ученья.

Ученье – путь к уменью.

Февраль силен метелью, а март – капелью.

- Назовите слова с разделительным ь. Докажите.

Физкультминутка.

Повторение правила употребления и написания  разделительного ъ.

 (Вызвать мальчика и попросить его сесть.)

– Запишите, что сделал мальчик. (Сел )
– 
Сделайте звуковой анализ.
– Почему первый звук мягкий? (
Это слияние)
– Какую роль играет буква “е”?
– Какие еще буквы показывают на мягкость согласного?
– А что нужно сделать, чтобы первый звук стал твердым? (
Съел)

Было сели, стали съели.

Догадаться вы сумели?
Почему случилось так?
Кто виновник?                     (твердый знак)

– Какую роль выполняет ъ?
– Что он разделяет?
– Вспомните, “ъ” разделяет согласные от каких гласных?

(На доске))

Инсценировка  стихотворения учениками с заданием

- Ребята, сейчас вы увидите сценку. Ваша задача, не только смотреть, но и запоминать слова с разделительным ъ.

                Сценка.

Мы с товарищем вдвоём
Шли на лыжах на подъём.
А потом с горы спускались,
Разъезжались и съезжались,
Объезжали все пеньки,
Доезжали до реки.
А от речки отъезжали,
Снова к горке подъезжали,
Снова лезли на подъём,
Чтобы съехать вниз потом.

                                         – Запишите слова с разделительным ъ.

Самостоятельная работа

– Найдите и соедините слова так, чтобы получились словосочетания.

Вариант1.        Вариант 2.

съедобный в лес        разъяренный фильм

въезжать флага        съемка от холода

        подъемный зверь
объяснил гриб 

съежился кран        подъем задачу

V. Обобщение и систематизация знаний.

– Замените одним словом.

– Растолковать, сделать понятным (объяснить).
– Вход в здание (
подъезд).
– Пригодный для еды (
съедобный).
– Дорога в гору (
подъем).

VI. Итог урока. Оценки. Домашнее задание.

– Сегодня я научился………………..

– Я теперь знаю…………………………

– Я умею………………………………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Урок по русскому языку, 2 класс "Упражнение в написании имён прилагательных" (обобщение) (учебник "Русский язык," 2 класс. Программа " Школа - России")

Цели урока: - формировать умение применять  и точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, находить их в тексте, определять их род и число, формировать навыки правописания...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....