Организация проектной деятельности учащихся 3 «Б» класса с ОВЗ на уроках письма и развития речи
проект по русскому языку (3, 4 класс) на тему

Артемьева Татьяна Николаевна

из опыта работы с младшими школьниками с интеллектуальной недостаточностью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2014_16.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности

учащихся 3 «Б» класса с ОВЗ

на уроках письма и развития речи

(рассчитан на два года)

Учитель: Хахалева Т.Н.

Москва  2014/2015 учебный год

I. Проектная деятельность учащихся с ОВЗ в рамках реализации проекта ФГОС в специальном (коррекционном) образовании и изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития педагогических технологий, имеющих направление на индивидуальное развитие личности обучающихся, формирование универсального умения обучающихся ставить и решать задачи с целью разрешения возникающих в жизни проблем.

ФГОС в специальном (коррекционном) образовании наряду с академическим образованием выдвигает требования по формированию жизненных компетенций учащихся, которые необходимы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Компонент «жизненной компетенции» рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

Формирование жизненных компетенций учащихся с ОВЗ на уроках письма и развития речи осуществляется путем развития речевой практики. Учащимся необходимо овладеть умением вести разговор, задавать вопросы, выразить свое намерение, просьбу, пожелание, опасение, завершить разговор. Им необходимо научиться выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие, а также способности передавать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. Учащиеся должны научиться пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач. Овладению навыками коммуникации помогает организация проектной деятельности учащихся на уроках письма и развития речи, которая осуществляется через микропроекты.

Проектная деятельность учащихся с ОВЗ на уроках письма и развития речи открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать детей самостоятельной деятельности, повышает мотивацию к обучению.

Особенностью деятельности учащихся в данном случае является то, что работа ведется по двум направлениям:

Во-первых, развивающее направление, т. е. создание определенной развивающей среды в зоне ближайшего развития, которая направлена на самостоятельную деятельность учащихся.

Во-вторых, это нравственный аспект, направленный на воспитание таких нравственных качеств, как коллективизм, взаимопомощь, сопереживание, толерантность.

Развитие самостоятельности учащихся в процессе познания, интереса к познавательной деятельности, формирование жизненных компетенций - такие задачи ставит учитель перед собой на уроках письма и развития речи в коррекционной школе.

Проектная деятельность учащихся предполагает обязательное наличие продукта деятельности. Продуктами проектной деятельности на уроках письма и развития речи могут быть: загадки, стихи, сочинения, сказки, рассказы и др. Выполнив значимую проектную работу, например, по сочинению стихотворений, учащиеся готовятся к презентации. Выполняют рисунки, отражающие тему и содержание стихотворения, готовятся к выразительному чтению текста работы. Презентация результата работы является важным этапом проекта. Обычно презентация проходит на уроках. Однако значимые работы могут презентоваться перед гостями на открытых уроках. Нежелательно проведение презентаций перед большим количеством людей на школьных праздниках и мероприятиях, т. к. учащиеся с ОВЗ не имеют данных навыков в силу своих психофизических особенностей. Подготовка к презентации проходит под руководством учителя.

Заключительным этапом проектной работы является рефлексия. Проводится самооценка деятельности учащихся.

Оценивание проектной работы учащихся проводится по критериям: -степень самостоятельности;

-степень активности;

-содержание;

-качество оформления;

-качество выступления на презентации.

С критериями оценивания учащиеся знакомятся заранее, в самом начале работы над проектом.

По мере выполнения проектных работ учащимися достигаются определенные результаты: -формируются речевые устные и письменные навыки;

-повышается активность детей на всех этапах выполнения проектных работ;

-приобретаются навыки выступления на презентации;

-повышается мотивация к познавательной деятельности.

Непременным условием выполнения проектной работы является создание благоприятного психологического климата, а также сотрудничество с учителем. Необходимым условием проектной деятельности учащихся является осуществление индивидуального подхода к обучающимся. Учителю необходимо учитывать личностные особенности учащихся, создавать ситуацию успеха. Проектная деятельность учит детей учиться, получать знания с последующим применением этих знаний в жизни. Участвуя в реализации проекта, дети с ОВЗ приобретают умения:

- ставить цели;

- планировать свою работу;

- работать с разными источниками информации;

- перерабатывать информацию;

- выбирать способы реализации целей;

- выделять главное;

- оценивать свою деятельность.

II Организация проектной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках письма и развития речи

 В данной работе представлена проектная деятельность учащихся с ОВЗ, используемая на уроках письма и развития речи с целью формирования жизненных компетенций, развития личности учащегося, повышения уровня учебной мотивации. Это индивидуальные творческие задания, где учащиеся могут придумывать, фантазировать.

Цель данных заданий – повысить интерес детей к учебе, разнообразить учебную работу. Небольшие творческие работы с элементами проектной деятельности дети выполняют с интересом.

1. Сочиняем загадки. При изучении темы «Части речи» учащиеся тренируются в самостоятельном составлении загадок, называя характерные признаки и действия предмета. Учитель каждому индивидуально шепотом называет слово или раздает карточки с написанным на нем словом, к которому дети должны придумать загадку. Для сочинения загадок учитель предлагает алгоритмы. Алгоритм: Какой? + какой? + что делает? Ответы учащихся: Маленький, серенький, чирикает (воробей). Красивая, яркая, летает (бабочка). Маленький, белый, скачет (заяц). Белый, пушистый, тает (снег). Алгоритм: Какой? + что делает? + что делает? Ответы учащихся: Маленький, пищит, кусается (комар). Пестрый, долбит, летает (дятел). Серая, летает, каркает (ворона).

Работа по сочинению загадок включает в себя способ развития речи ребенка, а также способ развития логического мышления в соответствии с познавательными процессами: образным, чувственным мышлением, образной памятью, воображением и целостным восприятием. Выполняя микропроект по сочинению загадок, ребенок сохраняет инициативность, индивидуальность, самостоятельность.

Также учащиеся работают со стихотворными текстами. Проводится предварительная работа по подбору рифм, на начальном этапе – коллективно, в дальнейшем – индивидуально. Например: Лиса – краса Снежинки – льдинки Коса – роса

1.Допиши строчку. Обезьянка. По деревьям и лианам Любит прыгать обезьяна. Хвост ей самый лучший друг, ………………………………. (Вместе с ним у ней пять рук.)

Алгоритм: 1. Придумать рифму к последнему слову.

2. Придумать по смыслу последнюю строчку с данным словом.

Ответы учащихся: По деревьям и лианам Любит прыгать обезьяна. Хвост ей самый лучший друг, Не обходится без рук.

2. Напиши стих по данному началу. Дана первая строчка: Ветер над полем летает…

Алгоритм: 1. Подобрать рифму к слову летает.

2. Придумать строчку с полученным словом.

3. Придумать третью строчку.

4. Подобрать рифму к последнему слову третьей строчки.

5. Придумать четвертую строчку. Ответы учащихся: Ветер над полем летает, Деревья к земле наклоняет, Быстро и весело мчится, Он никого не боится. Ветер над полем летает, Листья с кустов срывает, С травой и цветами играет, Сколько деревьев, считает.

 Проводится анализ содержания стихотворения, рифмы. Рассматривается эмоциональный фон стихотворений:

- каким настроением проникнуто стихотворение?

- чем создается это настроение?

- передайте при чтении данное настроение.

3. Рассказ – фантазия. Ребятам предлагается пофантазировать. «Представь, что ты превратился в дом или камень, дверь, автобус, солнце, цветок, и т. д.» Что ты чувствуешь, ощущаешь? Каковы будут твои мысли и действия? Постарайся записать свои мысли в виде маленького рассказа. Алгоритм: 1. Я - камень

2. Мои мысли.

3. Отношения с окружающими.

4. Мои переживания.

5. Мои действия.

6. Вывод.

 Данные виды упражнений направлены на развитие умения видеть проблему. Развивает мыслительную деятельность, целостное восприятие, воображение. Формируются способности, направленные не на приобретение готовых знаний, а на самостоятельное решение проблемы. Формируются личностные качества учащихся, повышается мотивация к получению знаний.

Данные проектные работы имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности учащихся как патриота своей Родины. Проектные работы ориентированы на формирование общей культуры учащихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной и внеурочной деятельности, обеспечивающей социальную успешность. Проектная деятельность учащихся с ОВЗ способствует формированию жизненных компетенций учащихся, которые отражены в проекте ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобретению необходимых умений и навыков для дальнейшей жизни, выполнению разных социальных ролей для успешной адаптации в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности учащихся начальных классов

Материал для выступления на семинаре по теме "Организация проектной деятельности учащихся начальных классов....

Организация проектной деятельности учащихся начальных классов

Задача сегодняшнего дня - создание условий, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал. А проектная деятельность как раз и является одним из направле...

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...

Организация проектной деятельности учащихся начальных классов в рамках реализации новых образовательных стандартов

Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой....

Конспект урока письма и развития речи 4 класс (учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющие умственную отсталость)

Тема урока: Обобщающий урок по темам «Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного, разделительный ь»Цели: Обобщить знания о ь – как показателе мягкости согласных на письме, раздел...

Методический семинар «Особенности организации проектной деятельности учащихся начальной школы на уроках технологии»

В образовательной системе на сегодняшний день появляется большое количество новых методов работы с детьми, однако и цели и задачи образовательного процесса в стандарте задаются иные, то есть для разви...