конспект урока русского языка, 3кл. Тема: "Назначение зависимого слова в словосочетании"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Верховых Евгения Алексеевна

 

Конспект урока русского языка

Тема: Назначение зависимого слова в словосочетании.

Цели деятельности учителя: развивать у обучающихся умение распознавать и правильно использовать знания о назначении зависимого слова в словосочетании.

Планируемые результаты

предметные: систематизируют знания  о словосочетании, о способах связи слов в словосочетаниях; отработают умения определять главное и зависимое слово в словосочетаниях;  отработают умение использовать синонимичные словосочетания в речи;; находить необходимую информацию в учебнике, анали­зировать ее содержание;

личностные: научатся осознавать свои возможно­сти в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Русский язык: 3 класс, 2 часть: система уроков по учебнику Л.Я. Желтаковская, с.79-80, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russ_1.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Тема: Назначение зависимого слова в словосочетании.

Цели деятельности учителя: развивать у обучающихся умение распознавать и правильно использовать знания о назначении зависимого слова в словосочетании.

Планируемые результаты

предметные: систематизируют знания  о словосочетании, о способах связи слов в словосочетаниях; отработают умения определять главное и зависимое слово в словосочетаниях;  отработают умение использовать синонимичные словосочетания в речи;; находить необходимую информацию в учебнике, анализировать ее содержание;

личностные: научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Русский язык: 3 класс, 2 часть: система уроков по учебнику Л.Я. Желтаковская, с.79-80, презентация.


Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Мотивационный

Практич.: каллиграфическое упражнение

Словес.: ответы на вопросы

≈ 3

- Проверьте, все ли готово к уроку? Пусть вам этот урок принесет новые знания и радость общения. Желаю вам удачи.

Подарите  друг другу свои добрые улыбки и садитесь.

Минутка чистописания.

- Напишите  буквы Ч ч.  Придумайте им. сущ. на эту букву.

- Подумайте-запишите каллиграфически.

Человек, часы, чайник, чучело, чай, чайка, чашка, чаща, чебурашка, челюсть, чемодан, червь, черепаха, чернила, черновик, чеснок, чешуя.

Логически мыслить

Писать каллиграфически.

Определять орфограмму

Р: принимают и сохраняют уч. задачу

2.

Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: ответы на вопросы

Практический:

Определение темы

Словесный: ответы на вопросы

Практический:

Составление СС

Практич.: чтение правила

≈ 7

 

- Прочтите спрятавшееся слово( СЛАЙД) «словосочетание»

- Давайте подумаем, над какой темой нам предстоит работать?

-Тема нашего урока: Назначение зависимого слова в словосочетании

Слушайте,

обсуждайте,

вопросы задавайте,

исправляйте ошибки,

четко отвечайте,

никогда не унывайте!

- Какие цели поставим?

  1. Вспомнить, что такое словосочетание?
  2. Научиться определять зависимое слово в  словосочетаниях. 

Актуализация опорных знаний.

-Вспомните, что же такое словосочетание?

(Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически)

-Кто может привести пример словосочетания?

Например: зеленая трава, читать книгу, говорить улыбаясь. Укажите главное и зависимое слово.

-Что помогло уточнить зависимое слово в каждом словосочетании? (с.79)

(С помощью зависимого слова СС уточняется, конкретизируется значение главного слова: его признак, место, время действия)

Формулировать определение.

Определять цели и пути их достижения.

Выбирать необходимую информацию.

Объяснить смысл понятия

Составлять словосочетание

Определять функцию зависимого слова

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

3.

Решение частных задач

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

Практический: наблюдение над языковым материалом

Практич.: письм. граммат.упр.

Взаимопроверка.

Практический: обобщение

Практический: фронтальная проверка.

Практический: работа в группах

Практич.: упраж. С орфограф.зад-ем.

Взаимопроверка

≈ 25

- Теперь открываем учебник на странице 80 и выполним упражнение 3.

Понаблюдайте, какими членами предложения — главными или второстепенными — становятся зависимые слова словосочетаний в предложении.

-N, прочитай задание к упражнению.

-N, запиши на доске первое предложение. Подчеркни главные члены. В выделенных словах определи, что уточняется с помощью зависимого слова. Весь класс записывает у себя в тетрадях.

  1. Перьями(какими?)гусиными; уточнение признака
  2. Грелись (где?) у костра; уточ. места
  3. Писатель(какой?)детский; уточ. признака
  4. Рассказов(каких?)интересных; уточ. признака
  5. Жил(где?)в доме; уточ. места
  6. Джем(какой?/из чего?)из еживики.

-Какой можно сделать вывод: главными или второстепенными членами предложения являются зависимые слова? (ВЧП)

-Кто еще раз назовет назначение зависимого слова в СС?

- Посмотрите на слайд. Придумайте свои словосочетания по заданной схеме и запишите их с красной строки в свою тетрадь.

Прил. + сущ. (предмет и его признак)

Гл. + сущ. с предл. (действие и место этого действия)

- Кто готов? Правильно ли N составил словосочетания?

- Для того чтобы составить словосочетание к следующей схеме, вам нужно поработать в паре и совместно придумать пример, записать у себя в тетради и указать вопрос над стрелочкой.

Гл. + нареч. (действие и время выполнения этого действия)

Работа в группах

КАРТОЧКА № 1 Проверка: СЛАЙД

Прил. + сущ. (предмет и его признак)Доп.задание: в выбранных словосочетаниях подчеркнуть известные орфограммы.

КАРТОЧКА 2. Проверка: СЛАЙД

Гл. + сущ. с предл. (действие и место этого действия)Доп.задание: с любым из выбранных словосочетаний составить предложение и записать его, подчеркнув орфограммы.

КАРТОЧКА 3. Проверка: СЛАЙД

Гл. + сущ. (действие и предмет, на который оно направлено) Доп.задание: с любым из данных словосочетаний составить предложение и выполнить его синтаксический разбор.

- Молодцы! Вы отлично справились с заданием.

Слушать учителя.

Узнавать новую информацию.

Наблюдать над языковым материалом

Составлять СС по заданной схеме

Анализировать заданную схему СС  и подбирать слова к заданной схеме

Узнавать новую информацию.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании

Выделять изученные орфограммы

Составлять предложение с составленным СС

Выполнять синтаксический разбор

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

П:извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации

4.

Итог урока. Рефлексия

(предметная)

Практический:

Составление СС

 

≈10

  • Вы показали свои хорошие знания и умения по теме урока. Предлагаю вам высказать своё мнение о сегодняшнем уроке не предложениями, а составить словосочетание, характеризующее наш урок: ваше отношение, оценку, эмоции….

Творческое Д/З составить синквейн к слову СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

Правила построения синквейна

  • Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
  • В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
  • Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
  • Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

Составлять словосочетания

Обобщать изученное.

Анализировать правила работы с синквейном

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме: «Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?»

Основная цель:  Сформировать у учащихся умение составлять сочетание слов по схемам. ЗадачиОбразовательные задачи:1) Систематизировать знания учащихся о словах, которые отвечают на вопр...

Конспект урока русского языка "Как связаны между собой слова-названия предметов и слова названия признаков".

Конспект урока русского языка по теме "Как  связаны между собой слова-названия предметов и слова названия признаков". 2 класс. Школа-2100....

Урок русского языка в 4 классе "Связь слов в словосочетании. Примыкание"

1.     Цель урока: - знакомство с типом связи слов в словосочетании примыканием.2.     Задачи урока: - определить признаки типа связи слов в словосочетании прим...

Презентация к уроку русского языка в 4 классе: Связь слов в словосочетаниях.

Данная презентация составлена с учетом требований  ФГОС нового времени. Она содержит обучающие структуры и деятельностный метод обучения....

Урок русского языка в 4 классе. Связь слов в словосочетании. Управление. (2015)

Познакомить учащихся с новым видом связи в словосочетании....

Открытый урок русского языка в 4 классе "Связь слов в словосочетании. Согласование" 2015-2016 уч.г

Урок русского языка разработан  в соответствии с современными требованиями ФГОС.Материал будет интересен широкому кругу целевой аудитории и может быть использован в практической работе....

Урок русского языка в 4 классе Связь слов в словосочетании.Управление.

Цель: познакомить с управлением как видом подчинительной связи слов в словосочетании; анализировать различия в способах связи слов в словосочетании; повторить части речи и их грамматические признаки....