конспект урока по русскому языку по теме "Тайна имени"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Невидниченко Елена Борисовна

Учебный урок по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

                     « Тайна имени» исследовательский проект  по русскому языку.

Цели: Образовательные:

- формирование системы специальных знаний, умений, навыков, связанных с выступлением;

- развитие аналитического мышления в процессе анализа информации, сравнение, отбор  необходимых факторов;

- формирование умения работать в группах.

Развивающие:

- поиск информации в разных источниках;

- самообразование учащихся;

- развитие познавательной деятельности.

Воспитательные:

- уважение к докладчику;

- умение оценивать чужой труд;

-  умение доносить  информацию.

Оборудование:

- компьютер, проектор, слайды, толковый словарь русского языка, фотографии, выставка книг.

                                                            Ход урока.

1.  Оргмомент.

Звучат музыкальное попури  и стихи на тему женских и мужских имен.

- Ребята, как Вы думаете, почему мы  в такой необычной форме начали сегодняшний урок?

- Верно, сегодня мы  с вами будем говорить об именах

Слай – лица мальчиков и девочек

Вопрос:  Что такое имя?

( ответы учащихся)

Я предлагаю открыть толковый словарь  и найти трактовку этого слова.

 Историческая справка.

 Имя – это есть личное название человека. На Руси при рождении  ребенка нарекали 2 именами.

Одно – простое и всем известное, другое тайное, только для самого человека и его очень близких

людей. Второе имя считалось защитой от злых  и недобрых людей.

Имена давали необычно:

 - по внешним признакам: Чернава, Кудряш;

- по   чертам характера: Добрня, Молчун, Прыгунок;

- по  очереди рождения в семье: Первой, Вторуня, Пятой, Осьмой;

- по явлениям природы: Метелица, Знойник, Снегурочка;

Существовали и необъяснимые имена: Некрас, Немил, Ненаш и др.

Это интересно!

 В одной из  школ Гонолулу дочь владельца ресторана, имя которой не помещалось в классном журнале. Оно состояло из 102 букв и звучало по гавайски примерно так:

Слайд ( набор букв)- что означало: прекрасные цветы гор и долин наполняют Гавайи благоуханием.

2. «Имя человека – самый сладкий и самый важный для него звук на любом языке»  высказывание американского писателя, психолога Дейла Корнеги.

И сегодня  мы с вами окунемся в мир человеческих имен.

Ребята, Вы  разбились на три группы,  каждая  группа работала над своим мини – проектом.

Перед   группами  стояли следующие задачи:

Слайд :

- Что означают наши имена, их происхождение,  их характерные черты

- Выявить каких имен по происхождению больше.

- Узнать, почему ребенок получил данное имя.

3. Презентация мини-проектов.

Слайд – фотография класса

Наша группа собирала информацию о  происхождении собственных имен  ребят нашего класса.

Мы поставили перед собой задачу – узнать,  что же означают наши имена, их происхождение, популярность  в современном мире, характерные черты для каждого имени.

Нами была проведена следующая работа:-

- изучали дополнительную литературу

- беседовали с родителями

- искали информацию в интернете

- проводили анкетирование среди ребят.

В ходе исследования мы узнали, какое значение имеют наши имена.

При  анкетирования выявили интересные  факты :

-  названы в честь близких родственников

-  назвали крестильными именами или в честь святого, в день которого они родились

- назван именем, которое было популярно в момент рождения

-  назван именем, потому что оно редкое.

По факту проведенной работы мы подготовили мини-книгу в подарок нашему классу.

4. Презентация второго мини-проекта.

Перед нашей группой стояла задача, выявить   самые распространенные в нашей параллели имена и  имена, которые встречаются редко.

В своей работе мы обратились за помощью к  ребятам из параллелей 3 классов.

Мы провели опросник. В ходе были выявлены имена, которые встречаются чаще других.

Это оказались имена:

- у мальчиков: Даниил ( по 4 имени в параллели)

- у девочек: Алина и Маргарита ( по 3 имени в параллели)

В ходе работы были выявлены редкие имена мальчиков и девочек из параллельных классов.

В большинстве случаев это имена ребят из ближнего зарубежья.

Вывод: каждому ребенку при его  рождении дают  ему имя  исходя из собственных убеждений и желаний.  И в руках каждого человека – создать добрую славу своему имени.

5. Презентация третьего мини – проекта.

Группа работала над темой «Почему нас так назвали?»

Нами был проведен опрос и анкетирование всех ребят нашего класса. Проанализировав всю информацию, мы пришли к выводу, что имена ребята получили в основном в честь своих родственников – 10 человек , знаменитых людей – 3 человека, потому что красивое имя – 5 человек.

И проведенной работы можно сделать вывод: через свое имя мы имеем возможность помнить и чтить память своих предков, знать свою родословную и гордиться ею.

6.Вывод:

Имя человека – это судьба человека, это символ, который сопровождает человека всю его жизнь.

Важно помнить, что имя – это не наряд, который надевают по праздникам, можно подарить и выбросить. Имя сопровождает человека всю его жизнь.

                                         «Не имя красит человека, а человек имя !»

 Имена, имена, имена….

В нашей речи звучат не случайно

Как загадочна эта страна,

 Так и имя – загадка и тайна!

Спасибо всем за проделанную работу.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

План конспект урока по русскому языку ФГОС " Род имени существительного" 3 класс

Урок открытия нового знания по учебнику Л.Я. Желтовская.Цель урока: сформироватьценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного.На уроке исполь...

Конспект урока по русскому языку "Родительный падеж имени существительного"

Данный конспект урока разработан в соответствии с ФГОС по УМК "Школа России"...

конспект урока по русскому языку «Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного».

laquo;Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного»....

Конспект урока по русскому языку "Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку "Три склонения имен существительных"

Три склонения имен существительных Тип урока: урок «открытие» новых знаний. Цель. Дать общее понятие о 3-х склонениях существительных, Задачи: Образовательные...