Урок русского языка 1 класс II полугодие урок №15 УМК "Начальная школа XXI века"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Рулькова Александра Михайловна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_15_rya.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

У рок 15 ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ: ОФОРМЛЕНИЕ АДРЕСА

НА КОНВЕРТЕ ИЛИ ОТКРЫТКЕ.

ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА СЛОВ

П едагогические задачи: создать условия для осознания цели и ситуации письменного общения, применения правил переноса слов без стечения согласных; научить выделять слова, называющие признаки, многозначные слова, подбирать слова, соответствующие заданным звуковым моделям.

П лан и руем ы е р езул ь таты о б р а зо в а н и я : Предметные: н а у ч ат с я различать, сравнивать звук, слог, слово, кратко характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твёрдые/мягкие, согласные звон- кие/глухие), решать учебные и практические задачи - проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех - пяти звуков, переносить слова; п о л у чат в о зм о ж н о с т ь н а у ч и т ь с я участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, различать слова, называющие признаки, задавать вопросы к словам.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД): Познавательные: общеучебные - освоение ситуаций, в которых необходимо указывать в адресе название страны; выделение из текста слов, называющих признаки; понимание многозначности слов; определение подходящих по смыслу слов с опорой на вопросы; логические - сравнение информации, приведенной в рисунках (адреса на конвертах); осуществление звукового анализа слов.

Регулятивные: оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; соблюдать грамматические нормы речи.

Личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; осуществляют самоконтроль при выполнении заданий; выражают заинтересованность в получении совета с целью улучшения результатов деятельности; проявляют прилежание в учебе.

Технологическая карта урока

Учитель

Учащиеся

УУД

I. Организационный момент

Россия, Россия - края дорогие,

Здесь издавна славные люди живут.

Они прославляют просторы родные, Раздольные песни поют.

Звучит запись русской народной песни по выбору учителя.

II. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

Актуализация субъектного опыта учащихся.

На слайде - конверты (с. 46, 48). - Сравните адреса.

На каком конверте есть дополнительная информация?

О чём она говорит?

- Прочитайте важную информацию рубрики «Обрати внимание».

Что необходимо указывать на конверте в адресе, если ваш друг живёт в другой стране?

В какой стране мы живём?

- Сегодня вы познакомитесь со значениями слова «родина».

Научитесь писать название нашей страны. Продолжим учиться переносить слова и делать звуковой анализ слов.

III. Закрепление и применение изученного.

1. Работа по учебнику.

С л о в а р н о -о р ф о гр а ф и ч е с к а я р а б о т а .

Россия-мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

Н. Жмуров, Г. Петров

- Прочитайте, какие значения есть у слова «родина».

Когда слово «родина» надо писать с большой буквы?

Когда с маленькой?

Приведите примеры соответствующих предложений.

С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а (упражнение 2).

- Что вы узнали о нашей родине? Прочитайте.

Родина наша - это страна,

Очень и очень большая она.

Родина наша - это дом,

Где мы все вместе дружно живём.

3. Петрова

- Ребята, Незнайка просит помощи. Давайте разберемся.

На д о ске:

ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ

Перенес слова Незнайка: За-йка, ле-йка, ча-йка, ма-йка, У-ши, гие-я, ло-б, гла-за, О-вцы, ут-ки, ко-нъ, ко-за.

А еще он перенес: Ро-жь, я-чмень, го-рох, о-вес, Зо-я, Гри-ша, Тим-офей, А-ня, О-ля и Сер-гей.

Где ошибки?

Вот вопрос: Кто исправит перенос?

- Прочитайте новую «тайну языка». Какую тайну открыл вам золотой ключик?

К о м м ен ти р о в ан н о е вы п о л н ен и е упражнения 3.

Р аб о та по р а зв и ти ю речи (упражнение4). + +

 Ф и зк ул ь тм и н утк а (Л.)

ПТИЧКА

Пальчики - головка, Крылышки - ладошка.

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены; большие пальцы — «головка», остальные сомкнутые пальцы - «крылья». Помахать ими.

2. Работа в тетради «Русский язык». - Решите весёлую задачку.

У п раж н ен и е 1 «Дорисуй».

Подогрела чайка чайник, Пригласила восемь чаек: «Приходите все на чай!».

Сколько чаек, отвечай?

Пять подружек посидели,

Чай попили, улетели.

Загляни в свою тетрадь:

Сколько будешь рисовать?

С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а (Р.).

У п раж н ен и е 2 «Напиши красиво». (Фронтальная работа.)

- Назовите сходства и различия букв, записанных на первой и второй строчках.

 - На третьей строчке запишите слоги: жи, хо, уж, ах, ух, же, жа, хи. Придумайте и запишите на четвертой строке слова в соответствии с закономерностью: X ж Ж х ж х Ж.

У п р аж н ен и е 3

«Распредели слова по столбикам». (Работа в парах.) 

- Прочитайте задание, составьте план работы над упражнением.

П ро верка выполненной работы: страна человек друзья старина язык семья

 - Какие слова не записали? Почему? Придумайте и запишите два слова во второй столбик.

У п р а ж н е н и е 4 «Вставь нужные слова и прочитай правило»

(Фронтальная работа.).

 - Откройте учебник и с опорой на учебник самостоятельно впишите пропущенные слова.

У п р а ж н е н и е 5 «Как перенесёшь слова?». (Фронтальная работа.) боль-шой объ-явление, объя-вление (допустимо объяв-ление), объявле-ние чай-ка умы-вайся умывай-ся со-бирайся, соби-райся, собирай-ся чай-ник стулъ-чик бе-ленький, беленъ-кий паль-чик малъ-чик подъ-ём

У п р а ж н е н и е 6

 «Кто? Что? Какая?». (Выполняется фронтально.)

В каждый столбик нужно записать по два слова.

Кто? Что? Какая? космонавты Земля маленькая ребёнок родина человечество звезда цветок

красивая голубая

У п р а ж н е н и е 7 «Спиши». (Самостоятельная работа.) 

- Расскажите порядок работы при списывании. Обратите внимание на слово солнце. Произнесите его орфографически.

Обратите внимание на написание слов.

Н а д о ск е:р о д и н а Родина Земля земля - Почему в упражнении 6 слово Земля написано с заглавной буквы, а в упражнении 7 это слово написано с маленькой буквы? (Земля планета, земля - место, где живешь.)

- Почему в упражнении 6 слово родина написано со строчной буквы, а в упражнении 7 это слово написано с заглавной буквы? (Когда мы говорим о своем государстве, то пишем слово Родина, когда мы говорим о конкретном уголке, месте, где вы родились, то пишем родина.)

IV. Итог урока

 - Наш народ очень любит свою Родину. О Родине сложено много пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них. Попробуйте соединить части пословиц. Родина краше солнца............ни сил, ни жизни не жалей. Родина - мать... .. .дороже золота. Для Родины своей... ...умей за неё постоять. - Какое новое словарное слово вы узнали?

Берегите Россию - нет России другой.

Берегите её тишину и покой, Это небо и солнце, этот хлеб на столе И родное оконце в позабытом селе.

Е. Синицын

.

 

(О стране, куда посылается письмо.)

(Порядок работы: 1 - поставить ударение в слове, 2 - разделить его на слоги, 3 - записать в нужный столбик (или не записывать, если оно не подходит ни к одной из двух схем).

(Родина, место, люди, планета.)

Л

П+К+Л+Р

Л

Р

К+Р

Р

Р

Л


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Склонение имен существительных" План-конспект урока русского языка в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века" автор учебника Иванов С.В.

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Учит самостоятельно определять цель урока, выводить алгоритм необходимых действий, действовать по намеченному плану, определять гр...

Урок русского языка во 2 классе по УМК «Начальная школа 21 века» по теме «Как сочетаются слова»

Цели: наблюдать за сочетаемостью слов; анализировать лексическое значение слов; учить работать со справочной литературой; развивать мышление, речь; создавать условия для сохранения здоровья учащихся.О...

Конспект урока русского языка в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века по теме "Второстепенные члены предложения. Определение"

Ребёнок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Современному учителю предс...

Конспект урока русского языка "Степени сравнения прилагательных" 4 класс. УМК "Школа 21 века"

В конспекте урока можно найти полезные материалы, которые могут быть включены  в уроки по теме "Прилагательное"....

План-конспект урока русского языка в 4 классе по программе «Начальная школа 21 века» по теме: "Правописание падежных окончаний количественных и порядковых числительных".

Данный план-конспект будет полезен учителям, работающим по программе "Начальная школа 21 века". Содержит элементы технологии коллективного взаимодействия....

Урок русского языка в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века» Тема урока: Правописание притяжательных прилагательных

Новикова Н.Н.,учитель начальных классов,МБОУ Гимназия № 5 г.Белгорода Урок русского языка в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века» Тема урока: Правописание притяжательных прилагательных...