Конспект урока в 3 классе Тема: Различение соединительных и противительных союзов. Различение союзов «а» и «но».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Шубина Ольга Сергеевна

Конспект урока по русскому языку в 3 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока в 3 классе

Тема: Различение соединительных и противительных союзов. Различение союзов «а» и «но».

Тип урока: урок «открытия» нового знания в рамках деятельностного подхода.

Цель урока: научиться определять роль и значение союзов: соединительных и противительных.

Задачи урока:

1.        Различать самостоятельные и служебные части речи.

2.        Выполнять синтаксический разбор предложения.

3.        Наблюдать изменение смысла предложения при использовании разных союзов.

4.        Наблюдать однородные члены.

5.        Демонстрировать умение различать антонимы и слова, называющие разные признаки, маркировать орфограммы.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающихся будет сформирован интерес к учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

- планировать свои  действия в  соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;

- учитывать выделенные учителем ориентиры  действия в  учебном материале;

- в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

Познавательные универсальные учебные действия

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, проводить классификацию, указывая на основание классификации;

- проводить сравнение (по  одному или нескольким основаниям, наглядное и по  представлению, сопоставление и противопоставление), делать выводы на  основе сравнения;

- проводить аналогию и  на  ее  основе  строить  выводы;

- строить простые индуктивные и  дедуктивные  рассуждения.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- принимать активное участие в учебной деятельности, используя речевые коммуникативные средства;

-  допускать существование различных точек зрения;

- стремиться к координации различных мнений в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;

- использовать в общении правила вежливости;

- понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы.

Предметные результаты

-        определять функцию союзов, значение частицы не;

-        подбирать антонимы для точной характеристики предметов и при их сравнении;

-        находить главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

-        находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс;

-        применять ранее изученные правила правописания.

Оборудование: учебник «Русский язык», 3 класс, ч. 1 (авт. Н.В.Нечаева), рабочая тетрадь №1(авт. Н.В.Нечаева); зелёный стержень, цветные карандаши (красный, жёлтый, зелёный), карточки «Лесенка успеха».

Ход урока

Мотивирование к учебной деятельности

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Включение в деловой ритм урока.

- Внимание, друзья! Закрыли глазки! Вздохнули! Мысленно пожелайте себе успехов, успехов своим друзьям, успехов всем ребятам в школе, всем ребятам на планете. Выдохнули! Готовы работать?

- Ваш любимый Смайлик желает вам удачи и даёт слова-напутствия. Прочитайте их хором.

«Надо в дорогу нам торопиться, чтобы узнать, как успешно учиться!»

- Какими качествами должен ученик обладать?

«Ученик-профессионал должен обладать теми же качествами, что и иной человек, имеющий профессию»

Ответы обучающихся: доброжелательность, целеустремлённость, любознательность, самостоятельность, честность, активность, терпение, вера в себя.

- Нужно верить в себя и всё у вас получится.

Чистописание: а, и, но.

Словарные слова под диктовку.  Два ученика у доски. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Хором проговаривают слова-напутствия Смайлика.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

- Мы с вами работаем по разделу «Как из слов образуются предложения». Каждое отдельное слово – это часть речи.

- Вспомните, какие вы знаете части речи?

- На какие вопросы отвечает каждая часть речи? Чем является в предложении?

Постановка учебной задачи.

Построение проекта выхода из затруднения

(цель и тема, способ, план, средство)        

Активизирует знания учащихся.

Создаёт проблемную ситуацию.

    «частица» «союз» «предлог»

- Подумайте, какая связь существует между этими понятиями?

- Над какой частью речи мы работали на прошлом уроке? (Союзы а, но)

- Какое открытие мы сделали по этой теме?

- Мы узнали функцию союзов в предложении.

- Сегодня мы продолжим открывать новые знания.

- Сформулируйте тему урока.

- Тема урока «Соединительные противительные союзы».

- Выясним, что знаем о союзах и поставим задачи, которые нужно решить на уроке.

Что вы знаете о союзах:

- какая это часть речи;

- для чего союз служит;

- какими союзы бывают по значению;

- как союзы пишутся с другими словами;

- что соединяют союзы.

- На уроке вы узнаете ещё одну функцию союзов в предложении, а также познакомитесь с новыми понятиями.        

Реализация построенного проекта

1. Работа с учебником.

- Прочитайте задание в №207 (задание акцентирует внимание на том, какие используются служебные части речи).

- Прочитайте отрывок и назовите служебные части речи.

- Одинаковое ли значение имеют союзы в этом отрывке? Порассуждайте в парах.

Вывод. Значение союзов А и И разное.

На доске лова:

Единый, соединить, соединительный, против, противник, противительный.

- В начале урока я вам говорила, что вы познакомитесь с новыми понятиями. Слова на доске вам помогут дать название каждому союзу.

- Какими союзы бывают по значению?

Вывод.

- Союзы по значению могут быть противительными и соединительными.

ФИЗМИНУТКА  

Поднимает руки класс — это раз,

Завертелась голова — это два,

Три — руками три хлопка,

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть.        

Учащиеся выполняют физические упражнения.        

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

1. Работа по учебнику.

- После отдыха мы продолжаем работать с хорошим настроением. Но вот у одной из мартышек настроение противоположное. Если у нас хорошее, то у неё …. (плохое).

- Прочитайте текст в упражнении №208.

- Какие союзы встретились?

- Какую роль они выполняют?

- Какой союз можно назвать противительным, какой – соединительным?

2. Работа в тетради.

- Запишите текст. Вставьте пропущенные орфограммы.

- Проверка вставленных орфограмм.

3. Работа в группе.

- Замените союз НО союзом А, затем замените союз НО союзом И. В каком случае смысл в целом не меняется, в каком замена совершенно недопустима?

- Для чего союзы служат, какие функции они могут выполнять?

Вывод.

- Союзы выполняют функцию связи и функцию выражения смысловых отношений.

 - Продолжим эксперимент. Во втором предложении выделите грамматическую основу. Какие члены предложения соединяет союз И?

- Третье предложение разделите на части.

Найдите главные члены. Определите, что соединяют союзы.

Вывод.

- Союзы соединяют слова и части предложения.

Ответы учащихся. (Союз И соединяет слова -  сказуемые)

Ответы учащихся. (Союз НО соединяет части предложения)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону                

- Наш урок подходит к концу.

Рабочая тетрадь. Выбери правильный ответ. Упр. 23.

Союз – это  служебная часть речи.

Союз соединяет слова и части предложения.

С другими словами союзы пишутся раздельно.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

(итог урока)

- На «лесенке успеха» поставьте «+» на каком уровне вы знаете тему.

- Что каждый из вас может сказать о союзах?

Дом. зад. Упр.209.

        

Список используемой литературы:

  1. Безкоровайная, Е.В. Русский язык: 1-4 классы в схемах и таблицах / Е.В. Безкоровайная. - М.: Эксмо, 2013.
  2. Болотнова, Н.С. Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография: Контрольно-тренировочные задания: Учебное пособие / Н.С. Болотнова. - М.: Флинта, Наука
  3. Ганиев, Ж.В. Современный русский язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: Учебное пособие / Ж.В. Ганиев. - М.: Флинта, Наука, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класса. Тема: "Безударная гласная в корне слова. Обобщение.".

2 классКонспект урока по теме:"Безударная  гласная в корне слова". Обобщение....

Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"

Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....

Конспект урока. 1 класс. Тема урока: «Дикие и домашние животные»

Тема урока: «Дикие и домашние животные»  Тип урока:  открытие новых знаний.Цель урока: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных, закрепить знания о животн...

Конспект урока 3 класс Тема "Изготовление плоских карнавальных полумасок"

Урок трудового обучения в 3 классе в коррекционной школе VIII вида. Приложения к конспекту:Правила подготовки рабочего места перед началом урока. Правила безопасной работы с ножницами. Прави...

Конспект урока . 4 класс .Тема: « В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»

Конспект урока. 4 класс. Тема: « В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»...

Конспект урока 4 класс. Тема "Тундра"

Конспект урока по окружающему миру 4 класс. Тема "Тундра" (Школа России)...