Буква Р, р. Звук [р] [р`]. 1 класс, УМК "Перспектива"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Кузнецова Дарья Витальевна

Обучение грамоте, урок открытия нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_rr.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

        

Тема урока: Согласные звуки [ р ], [ р, ]. Буквы Р, р

Цели урока:

- познакомить учащихся с новой буквой Р р и развивать умение читать слова, предложения с буквой Р р.

Планируемые результаты:

  • Личностные: развить самостоятельность, умение ставить цель, сотрудничать, оценивать, сравнивать, обобщать, воспитывать любовь к родному языку, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Предметные: Формировать навыки правильного слогового, выразительного и сознательного чтения; познакомить с новыми буквами и звуками; учить узнавать графический образ букв

Тип урока: Открытие нового знания

Оборудование: Учебник Л.Ф. Климанова, «Перспектива», 1 класс 1 часть, раздаточный материал, презентация.

Этапы, методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

Словесный: ответы на вопросы;

3 мин.

5 мин.

Здравствуйте ребята! Меня зовут Дарья Витальевна, сегодня я у вас буду вести урок русского языка. Садитесь. Сегодня я мы будем изучать новую тему.

Все мы рады встрече, друзья,

Думаю, встретились с вами не зря.

Мы будем с вами сегодня опять

Букву учить и слова с ней читать.

У нас урок обучения грамоте. Как нам надо работать на уроке, чтобы чему-то научиться, достичь цели?

- Всё ли у вас готово к уроку? (проверяем готовность)

- Что вы можете пожелать друг другу на уроке? повернитесь к своему соседу и скажите приятные слова друг другу.

У всех поднялось настроение, давайте постараемся, чтобы настроение не падало до конца урока.

Молодцы! Сколько звуков нас окружает, которые издают насекомые, животные,

человек! Мы можем слышать шорох, скрип, шелест. Всё имеет свои звуки. 

давайте попробуем изобразить: Гуси (га-га-га)

Оса (ж-ж-ж)

А теперь, представьте, что попали в осенний лес. Что мы услышим? (ш-ш-ш)

Приветствуют учителя

Воспринимают вопрос, обдумывают, формулируют ответ, опираясь на стихотворение

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

4. Мотивационный этап

Словесный: Рассказ учителя, чтение письма

Наглядный: показ письма на слайде

7 мин.

 Актуализация знаний 

- Давайте вспомним, чему вы научились на прошлых уроках.

С какой буквой вы познакомились на прошлом уроке?  Что вы можете рассказать о ней? (Согласная…) где она живет?

6. Какие бывают слоги? 

- Распределим картинки в два столбика. Как вы думаете, по какому принципу мы разделим эти картинки? (слова в которых есть звук мягкий и твердый). Какая картинка лишняя, почему? (начинается на букву Р). Давайте  узнаем тему урока. С какой буквой будем работать?  (р).

- Давайте подумаем, какую же цель можем поставить себе на урок.

1) Познакомиться с буквой (р).

2) Узнать какие звуки обозначает эта буква.

3) Упражняться в чтении слогов и слов с новой буквой.

Фонетическая разминка

- Как рычит собака? (Р-р-р-р)

- Как тигр рычит? Р-р-р-р)

- Как каркает ворона? (Кар-р-р-р)

- Как мурлычет котенок? (Мур-р-р-р)

- Как трещит вертолет? (Тр-р-р-р)

-Какой звук встретился чаще других?

Отвечают на вопрос, слушают

                                           

Отвечают на вопросы

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

5. Постановка и решение  учебной задачи

Практический:

Работа по учебнику, запись в тетрадки

Частично — поисковый: задание по учебнику, находят подходящие слова по смыслу

Словесный: формулирование мыслей

Практический: групповая работа (в парах)

Практический:

Парная работа по учебнику

3 мин.

15 мин.

Ребусы

- Отгадайте загадку.        

Удивительные вещи –

Вместо рук большие клещи.

Под водою он живёт,

Ходит задом наперёд. (РАК) что вы знаете о раках?

(Ракообразные служат естественными очистителями воды, они питаются падалью)

Посмотрите на схему под картинкой рака, что она означает? (что есть мягкий и твердый звук Р)

- Произнесите звук  [р] вслух, а теперь шёпотом. Звук изменился? Понаблюдайте также над звуком [рʼ].

- Они всегда звучные, значит эти звуки, какие? (сонорные)

- Чем отличаются звуки, которые дает буква Р в словах рынок и рис? (мягкий и твердый).  Давайте поселим нашу новую букву в дом. Куда мы ее поселим и почему?

- Сейчас мы будем «путешествовать» по магазинам для того, чтобы купить новые вещи в квартиру, в названиях которых есть звуки  [р], [рʼ]. (кровать, кресло, картина, сервиз и т.д.). (Фронтальный опрос).

 

Читают текст по учебнику

Формулируют тему, ставят цели урока

Слушают

Отвечают на вопросы

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний

Регулятивные: определять, формулировать цель деятельности на уроке.

Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.

Физ. минутка.

2 мин.

Видео

Повторяет движения.

6. Решение частных учебных задач

Словесный: анализируют, формулируют мысли, отвечают на вопросы

Практический: работа в команде, выполнение заданий, используя полученные знания

7 мин.

Мы путешествовали по магазинам. Как нас можно назвать? Посмотрим на картинку справа.

- Что вы видите?

- Кто такой турист? (путешественник)

В этом слове, какой звук живёт [р] или [рʼ]?

- Сделайте  в паре звуко – буквенный анализ слова «турист».

Кто сможет рассказать для всего класса и провести анализ на доске?

- Продолжим работу по учебнику, прочитайте рассказ «Туристы» в парах по очереди по одному предложению. Давайте послушаем, как прочитает пара..

Назовите слова с буквой Р и определите мягкий или твердый звук.  Как вы определили это?

Почему это рассказ? Какие особенности есть у рассказа?  Давайте попробуем сами составить рассказ по заданию в голубой рамочке.

Послушаем несколько рассказов. Какие слова вы использовали в рассказе? Дайте характеристику новым звукам.

 

Познавательные: проводить сравнение, классификацию.

7. Рефлексивный

Словесный: подводят итоги, вспоминают, анализируют

3 мин.

Наш урок подходи к концу, какая тема урока у нас была?

- Достигнута ли цель урока? Что мы делали для достижения нашей цели?  Какое задание запомнилось вам более всего?

- Как работал каждый из вас?

- Поднимите красный карандаш, если вы все поняли на уроке и сможете объяснить эту тему другим. Поднимите синий карандаш, если вы не совсем поняли тему и у вас некоторые затруднения. И поднимите желтый карандаш, если вы совсем нечего не поняли.

Всем спасибо! Домашнее задание – дважды выразительно прочитать рассказ «туристы» из учебника.

Желаю вам успехов в учебе, до новых встреч.

Подводят итоги, формулируют свои мысли, отвечают на вопросы

Оценивают свою работу на уроке, оценивают свои знания, приобретенные на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. 2 класс. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы я , ю, е, ё и их функции в слове.

Цель данного урока: конкретизировать понятие гласных звуков; формировать умение сравнивать объекты на примере речевых элементов (звуков, букв). В уроке Вас могут заинтересовать примеры работы с интера...

Обучение грамоте. 1 класс. УМК "Школа России". Закрепление сведений о букве Мм, и звуках [м],[м’]. Обобщение изученного о буквах и звуках.

Цели деятельности учителя: Закрепление звуков  [м],[м’] и букв М,м, закрепление знаний об особенностях гласных и согласных, твёрдых и мягких звуков; формирование умения классифицировать по ...

Конспект урока русского языка «Звуки и буквы. Чем отличаются звуки от букв» (УМК "Школа России"1 класс)

Цели: формирование знаний о существенных признаках звуков и букв; обучение сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слов....

Конспект урока русского языка «Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний детей о звуках и буквах в слове, знаний об изобразительных возможностях языка, о смыслоразличительной роли звуков и букв в словеПланируемые результатыПред...