Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс "Перспектива" ФГОС
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) по теме

Ларионова Елена Вячеславовна

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по русскому языку  УМК "Перспектива"  ("Русский язык" Л.Ф. Климанова) составлено из расчета 5 ч в неделю(170 ч в год), разработано с учетом требований  ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_3_b_russkiy_yazyk_perspektiva.docx49.3 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

по русскому языку 3 класс

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по русскому языку, разработанной с учетом требований учебно-методического комплекта «Перспектива» (Обучение грамоте. Русский язык. Л.Ф. Климанова),  составлено из расчета 5 часов в неделю,170 часов в год.

          Учебно-методический комплекс

«Перспектива. Рабочие программы» Обучение грамоте. Русский язык. Л.Ф. Климанова, М: Просвещение, 2012 г.  

Учебники «Русский язык. 3 класс».  Климанова Л.Ф., Бабушкина Т. В., М: Просвещение, 2012 г.  

Рабочие тетради: Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. «Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс»

Пособие для учителя «Методический комментарий к урокам русского языка в  3 классе» Л.Ф. Климанова, М:Просвещение, 2012 г.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

  • Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
  • Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
  • Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
  • Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
  • Овладение следующими логическими действиями: сравнение и анализ,  классификация и обобщение по родовидовым признакам; построение рассуждений;
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
  • Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
  • Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
  •  Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.
  • Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.

Предметные результаты

  • Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке.
  • Понимание обучающимися того, что язык представляет собой основное средство человеческого общения и взаимопонимания.
  • Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка, отражающих существенные связи, отношение и функции.
  • Понимание слова как единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова.
  • Овладение первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета.
  • Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры.
  • Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Количество контрольных работ: 7.


Календарно – тематическое планирование по русскому языку (170 ч.)

№ урока

Дата

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Примечание

Мир общения. Повторяем – узнаем новое (16 ч.).

1.

Знакомство с учебником. Собеседники. Диалог. Практическое овладение диалогической формой речи. Повторение изученного во 2 классе.

Ориентироваться в ситуации общения: выделять тему и цель общения, сопоставлять цель и результат общения. Анализировать, сопоставлять способы общения в зависимости от ролевых отношений партнеров (взрослый-ребёнок).  Выделять в речи слова и предложения как средства общения. Строить высказывание в устной и письменной форме. Составлять диалоги на заданные темы. Использовать в речи слова речевого этикета. Выбирать обращение к собеседнику в зависимости от ситуации общения.

2.

Собеседники. Диалог.  Смысловая сторона речи и словесные формы её выражения  Повторение изученного во 2классе :  текст,  тема, главная мысль текста.

Различать устные и письменные формы общения, сравнивать их. Контролировать свою речь в процессе общения.  Проявлять творческую активность в процессе сотрудничества, выражать своё мнение в процессе выполнения отдельных заданий. Соблюдать правила общения: проявлять к собеседнику внимание, терпение. Отрабатывать навыки культурного ведения диалога. Целесообразно использовать жесты, мимику при ведении диалога.

3.

Словесное творчество. Работа с поэтическим текстом. Составление текста об осени. Типы текстов. Понятие «орфограмма».  Повторение орфограмм, изученных во 2 классе.

    Оформлять предложения на письме и в устной речи (заглавная буква в начале и знак препинания в конце предложения, интонация завершенности).  Обдумывать и планировать ответ, отбирать слова и выражения в зависимости от учебной задачи.

 

4.

Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Общение с партнером на основе взаимопонимания, доброжелательности и уважения. Повторение орфограмм, изученных во 2 классе. 

Говорить выразительно, понятно, логично, чётко, формулировать мысль в словесной форме, говорить связно и в нормальном темпе, соблюдать необходимые нормы орфоэпии. Составлять диалоги, основанные на известных учащимся правилах продуктивного общения.

 

5.

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой),  в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Повторение изученного во 2  классе: классификация предложений.

Выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения. Следить за чёткостью дикции, нужной громкостью голоса, верной интонацией. Писать буквы, слова и предложения в соответствии с требованиями правил каллиграфии. Объяснять значение правильного написания слова для лучшего восприятия письменной речи.

6.

Культура устной и письменной речи. Выбор языковых средств  в  соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Повторение изученного во 2 классе: правописание «слов  вежливости».

Выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения. Следить за чёткостью дикции, нужной громкостью голоса, верной интонацией. Писать буквы, слова и предложения в соответствии с требованиями правил каллиграфии. Объяснять значение правильного написания слова для лучшего восприятия письменной речи.

7.

Совершенствование устной речи на фонетическом, лексическом, синтаксическом уровнях. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Повторение изученного во 2  классе.

Соблюдать необходимые нормы орфоэпии.

8.

Текст,  признаки текста.  Смысловое единство предложений в тексте. Тема, главная мысль, заглавие. Повторение орфограмм, изученных  во 2 классе.

 Распознавать  предложения, словосочетания, тек ст. Отличать текст от набора предложений, устанавливать связи между предложениями в тексте. Делить текст на части. Определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опорой на вопросы плана,  находить в тексте конкретные сведения, факты, выбирать слова для успешного решения коммуникативной задачи; развивать речь, орфографическую зоркость.

Определять тип предложения по интонации. Письменно отвечать на вопросы, самостоятельно записывать 3-5 предложений на заданную тему. Правильно оформлять предложение на письме и в устной речи

9.

Творческая переменка. Создание собственных текстов по предложенным заглавиям. Последовательность предложений в тексте. Повторение изученного во 2 классе: тема текста, основная мысль.

Писать тексты по самостоятельно составленному плану. Определять тему текста, подбирать заглавия. Восстанавливать последовательность предложений в тексте. Сотрудничать со сверстниками при выполнении парной, групповой и коллективной работы.

10.

Типы текстов, их особенности: описание, повествование, рассуждение. (Повторение изученного во  2  классе). Словарный диктант.

Распознавать виды текстов: повествование, описание, рассуждение. Практически различать текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение. Определять тему текста, подбирать заглавия. Восстанавливать последовательность предложений в тексте, делить текст на части.  Сотрудничать со сверстниками при выполнении парной, групповой и коллективной работы.

11.

Структура текста:  вступление, основная часть, заключительная часть. Творческая переменка. Создание текста-описания.  

Определять тему текста, подбирать заглавия. Писать сочинение-описание (после предварительной подготовки).

12.

План текста. Составление планов к данным текстам. Однородные члены предложения.

Составлять план текста: на основе памяток, образцов, на основе выделения главной мысли в каждой смысловой части текста. Составлять текст заданного типа: описание, повествование, рассуждение.

13.

Научные и художественные тексты. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).Повторение орфограмм, изученных во 2 классе.

Практически различать научные и художественные тексты. Определять тему текста, подбирать заглавия. Восстанавливать последовательность предложений в тексте, делить текст на части.  

14

Определение типов текста. Сочинение небольших текстов повествовательного и описательного характера. Обобщение знаний по теме «Речевое общение. Повторяем – узнаём новое».

    Практически различать текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение. Составлять текст заданного типа: описание, повествование, рассуждение.

 

15.

Контрольная работа по повторению изученного во 2 классе.

.

Называть основные языковые единицы: звуки, буквы, слова, предложения, текст; определять их роль в речи. Сравнивать, различать языкоые единицы. Объединять в группы языковые единицы. Давать определения основным языковым единицам.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

16.

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

Сотрудничать со сверстниками при выполнении парной, групповой и коллективной работы.

Язык – главный помощник в общении (39 ч).

17.

Язык – главный помощник в общении. Язык как средство (инструмент) общения и познавательной деятельности. Русский язык – культурная ценность народов России. Высказывания писателей о русском языке.

  Доказывать, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства; что язык- это великая ценность и культурное достояние русского народа.

18.

Звуки и буквы. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Фонетический (звуко-буквенный) анализ слова.

Проводить фонетический анализ слов. Различать звуки и буквы. Понимать и объяснять роль звуков в различении слов. Рассказывать о гласных и согласных звуках, их классификации. Различать гласные и согласные звуки.

19.

Звуки и буквы. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица.

Проводить фонетический анализ слов.

20.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Ударение. Определение места ударения. Слоги открытые и закрытые. Словарный диктант.

Определять самостоятельно ударение в словах, делить слова на слоги, переносить слова по слогам.

21.

Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Определять самостоятельно ударение в словах, делить слова на слоги, переносить слова по слогам.

22.

Девять правил орфографии. Понятие «орфограмма».

Находить в тексте слова с изученными орфограммами. Объяснять изученные орфограммы. Использовать алгоритм проверки орфограмм. Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений. Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты.

23.

Прописная (заглавная)  буква  в начале предложения, в именах собственных. Правила правописания и их применение.

Находить в тексте слова с изученными орфограммами. Объяснять изученные орфограммы. Использовать алгоритм проверки орфограмм. Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений. Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты.

24.

Правописание безударных гласных в корне слова. Упражнения в написании слов с безударной гласной, проверяемой и непроверяемой ударением.

Находить в тексте слова с изученными орфограммами. Объяснять изученные орфограммы. Использовать алгоритм проверки орфограмм. Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений. Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты.

25.

Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение на письме. Парные по звонкости-глухости согласные звуки. Алгоритм проверки парных по звонкости-глухости согласных звуков.

Находить в тексте слова с изученными орфограммами. Объяснять изученные орфограммы. Использовать алгоритм проверки орфограмм. Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений. Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты.

26.

Непроизносимые согласные. Алгоритм способа проверки слов с непроизносимыми согласными.

Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с непроизносимыми согласными). Писать орфографически правильно слова с непроизносимыми согласными.

28.

Использование на письме разделительных Ъ и Ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я.

Находить в тексте слова с изученными орфограммами. Объяснять изученные орфограммы. Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений.

29.

Слова с удвоенными согласными. Удвоенные согласные как орфограмма. Работа с орфографическим словарём.

Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание удвоенных согласных). Писать орфографически  правильно слова с удвоенными согласными.

30.

Обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши). Словарный диктант. Правописание буквосочетаний  чк, чн, щн. Сохранение традиций в написании данных буквосочетаний.

Писать слова с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу.  Объяснять, почему эти написания являются традиционными. Писать слова с орфограммами чк, чн, щн. Объяснять, почему эти написания являются традиционными.

31.

 Обучающее изложение.

32.

Творческая переменка. Работа над применением в стихотворном  тексте  изученных орфограмм. Обобщение знаний по теме «Девять правил орфографии».

Находить в тексте слова с изученными орфограммами. Объяснять изученные орфограммы. Использовать алгоритм проверки орфограмм. Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений. Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты.

33.

Обобщение знаний по теме «Девять правил орфографии». Перенос слов по слогам без стечения согласных.

Систематизировать полученные знания; повторить изученные орфограммы. Находить в тексте слова с изученными орфограммами. Объяснять изученные орфограммы. Использовать алгоритм проверки орфограмм. Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений. Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты.

34.

Проверочная работа по теме «Девять правил орфографии».

35.

Анализ проверочных работ. Работа  над ошибками. Слово и его значение. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Различать лексическое значение и звуко-буквенную форму. Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию.

36.

Фразеологизмы. Наблюдение за использованием фразеологизмов в речи. Работа с фразеологическим словарем.

Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию.  Объяснять семантику фразеологических оборотов (наиболее употребительных) и использовать их в собственной  речи.

37.

Звуковые повторы, звукопись как средство художественной  выразительности в литературных произведениях.

Различать лексическое значение и звуко-буквенную форму слова.

38.

!!!!

Понимание слова как единства звучания и значения.

Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

39.

Слово как двусторонняя единица языка. Двусторонняя модель слова (внешняя сторона слова и внутренняя).  Различение в слове двух сторон: звучания и значения (с помощью простейших структурно-семантических моделей).

Составлять двусторонние модели слов, различать значение слова и его звуко-буквенную форму.

40.

Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Работать с толковым словарем.

41.

Сопоставление значений слов на основе их двусторонних моделей. Мотивированные названия слов (подснежник, подберезовик  и  т. д.)

Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию.

42.

Сопоставление значений слов на основе их двусторонних моделей. Мотивированные названия слов (подснежник, подберезовик  и  т. д.). Объяснение мотивированных названий. Работа с текстом.

Определять тему и основную мысль текста, передавать содержание текста с опорой на вопросы плана, устанавливать связь между предложениями, находить в тексте конкретные сведения, факты.

43.

Творческая переменка. Составление текста-рассуждения о названиях грибов.

Выбирать слова для успешного решения коммуникативной задачи; развивать речь, орфографическую зоркость.

44.

Синонимы. Наблюдение за использование синонимов в речи. Упражнения в  подборе синонимов к заданным словам и фразеологизмам. Словарь синонимов.

Распознавать в тексте синонимы. Подбирать синонимы к данным словам. Объяснять роль в речи синонимов как средства обогащения речи. Использовать синонимы в собственных высказываниях. Работать со  словарём синонимов, объяснять его назначение.

45.

Антонимы. Наблюдение за использованием антонимов в речи. Словарь антонимов.

Работать со  словарём антонимов, объяснять его назначение. Подбирать антонимы к словам разных частей речи, находить антонимы в тексте и объяснять их роль.

46.

Представление об однозначных и многозначных словах. Роль слов с несколькими значениями. Роль слов с переносным значением. Определение значение слова по тексту  или  уточнение значения с помощью толкового словаря.

Объяснять принцип возникновения нескольких значений у одного слова. Объяснять значение многозначного слова в конкретном тексте.

47.

Тематические группы слов. Классификация слов на основе лексического значения.  Слова с обобщающим значением.

Понимать язык (слово, предложение) как знаковую систему, выполняющую функцию замещения предметов (действий и свойств) окружающего мира. Распределять слова по тематическим группам, дополнять тематические группы своими словами. Находить слово с обобщающим значением для тематической группы слов.

48.

Обучающее сочинение на тему «В магазине».

 

49.

Имена собственные и нарицательные. Различие в их функциях: называть целый ряд однородных предметов (имена нарицательные) или единичный предмет (имена собственные). Местоимения как заместители имён собственных и нарицательных. Словарный диктант.

Распознавать имена собственные и нарицательные, различать их по функциям.

50.

 Обобщение знаний по теме «Слово и его значение».

51.

Самостоятельная работа по теме «Слово и его значение».

52.

Анализ самостоятельной работы. Работа над ошибками.

Словосочетание. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Сравнивать слово, словосочетание и предложение на основе их главной функции – быть средством номинации или средством выражения законченной мысли. Составлять словосочетания по заданным моделям. Находить словосочетания в предложении.

53.

Сравнение предложения и словосочетания, их различение на основе цели использования: предложение – для сообщения, словосочетание – для называния.

Сравнивать слово, словосочетание и предложение на основе их главной функции – быть средством номинации или средством выражения законченной мысли. Составлять словосочетания по заданным моделям. Находить словосочетания в предложении.

54.

Предложение. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

 Проводить синтаксический разбор предложений, определять их вид   по цели высказывания и интонации, ставить знаки препинания в конце предложения.

55.

 Главные члены предложения. Нахождение главных членов предложения: подлежащего  и сказуемого.

Выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам.

56.

Различение главных и второстепенных членов предложения.

Выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам.

57.

Второстепенные члены предложения (без деления на виды), их роль в предложении. Предложения распространённые и нераспространённые.

Выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам.

58.

Предложения с однородными членами. Интонация перечисления. Знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.

59.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.

60.

Обобщение изученного материала.

61.

Контрольный диктант.

62.

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

Состав слова (морфемика) (19 ч)

63.

Состав слова (морфемика). Повторение значимых частей слова. Основа и окончание. Роль окончания в слове (связывать слова в предложении и словосочетании). Различение изменяемых и неизменяемых слов.

Разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание. Образовывать слова по заданным словообразовательным моделям. Объяснять значение морфем (корня, приставки, суффикса).

64.

  Корень слова. Однокоренные слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.

65.

  Обучающее изложение «Ветер».

66.

Обобщение и систематизация изученных правил орфографии (девять правил орфографии). Проверяемые безударные гласные в корне слова. Наблюдение за чередованием букв согласных звуков в корнях слов (река-реченька, снег – снежок, бег –бежать).

67.

Применение правила правописания проверяемых безударных гласных в корне  слова. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от  места орфограммы в слове.

68.

Упражнения в применении правила правописания проверяемых безударных гласных в корнях слов.

69.

Применение правил правописания парных звонких и глухих согласных в корне слова.

Находить в слове и объяснять орфограмму. Писать орфографически правильно слова с парными звонкими и глухими согласными.

70.

Непроизносимые согласные. Алгоритм способа проверки слов с непроизносимыми согласными. Применение правила правописания  непроизносимых согласных.

Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с непроизносимыми согласными). Писать орфографически правильно слова с непроизносимыми согласными.

71.

Приставка. Представление о значении приставок. Образование однокоренных слов с помощью приставок.

72.

Приставка. Отличие приставки от предлога. Разделительный твёрдый знак в словах с приставками.

73.

Разделительные Ъ и Ь. Использование на письме разделительных ъ и ь.  Развитие орфографической зоркости.

Находить в слове и объяснять орфограммы.  Писать орфографически правильно слова с Ъ и Ь.

74.

Суффикс. Представление о значении суффиксов. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов.

Объяснять значение, которое привносит в слово суффикс (простые случаи). Подбирать слова с указанными суффиксами. Образовывать новые слова с помощью суффиксов.

75.

Суффикс как значимая часть слова, его роль в словообразовании (-чик, - щик, -ин и др.)

Объяснять значение, которое привносит в слово суффикс (простые случаи). Подбирать слова с указанными суффиксами. Образовывать новые слова с помощью суффиксов.

76.

Окончание. Роль окончания в слове (связывать слова в предложении и словосочетании). Различение изменяемых и неизменяемых слов.

77.

Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания,  корня, приставки, суффикса. Разбор слова по составу.

78.

Как образуются слова. Наблюдение за образованием новых слов.

Разбирать слова по составу. Наблюдать за образованием новых слов.

79.

Сложные слова – слова с двумя корнями (ознакомление)

Образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов. Разбирать сложные слова по составу.

Обобщение  и систематизация изученного материала.

78.

Контрольная работа по теме «Состав слова».

Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с разделительным мягким знаком).  Писать орфографически правильно слова с разделительным мягким знаком.

79.

 Анализ контрольных работ. Работа над ошибками.

Морфология (87 ч)

80.

Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Определять части речи (имя существительное, глагол, имя прилагательное) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам; правильно использовать их в речи.

81.

Принципы выделения частей речи. Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи.

Определять части речи (имя существительное, глагол, имя прилагательное) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам; правильно использовать их в речи.

82.

Обучающее изложение «Попугай и яблоко».

83.

Систематизация  знаний по разделу части речи Выделение частей речи и правильное их использование.

Определять части речи (имя существительное, глагол, имя прилагательное) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам; правильно использовать их в речи.

84.

Систематизация  знаний по разделу «Части речи». Выделение частей речи в  поэтическом тексте. Умение опознавать имена собственные, находить однородные члены предложения, вопросительные и восклицательные предложения.

85.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»

86.

Имена  собственные и нарицательные. Различие в их функциях: называть целый ряд однородных предметов (имена нарицательные) или единичный предмет (имена собственные). Правописание имен собственных. Словарный диктант.

Распознавать имена собственные и нарицательные, различать их по функциям.

87.

Урок – игра по теме «Имена собственные и нарицательные».

Распознавать имена собственные и нарицательные, различать их по функциям. Писать орфографически правильно имена собственные.

88.

Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» или «что?»

Распознавать имена существительные одушевленные и неодушевленные.

89.

Обучающее изложение «Лесной котенок».

90.

Изменение имен существительных по числам. Словарный диктант.

Употреблять имена существительные в составе словосочетаний и предложений. Образовывать формы множественного числа имён существительных при наличии вариантных окончаний.

91.

Имена  существительные, употребляемые только в единственном числе (листва, мёд, молоко) или  только во множественном числе  (каникулы, ножницы, грабли).

Употреблять имена существительные в составе словосочетаний и предложений. Образовывать формы множественного числа имён существительных при наличии вариантных окончаний.

92.

Упражнения в употреблении имен существительных в единственном и множественном числе в тексте.

 Употреблять имена существительные в тексте.

93.

Обучающее изложение «Воробей».

94.

Обобщение и систематизация изученного.  Тест.

95.

Род имен существительных.

Определять род имён существительных, согласовывать с ними другие части речи (имена прилагательные, глаголы прошедшего времени). Употреблять в речи имена существительные с проблемным определением рода.

96.

Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода.

Определять род имён существительных, согласовывать с ними другие части речи (имена прилагательные, глаголы прошедшего времени). Употреблять в речи имена существительные с проблемным определением рода.

97.

Упражнения в употреблении в  речи  имен существительных  с «проблемным»  определением рода.

Определять род имён существительных, согласовывать с ними другие части речи (имена прилагательные, глаголы прошедшего времени). Употреблять в речи имена существительные с проблемным определением рода.

98.

Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода, согласование с ними имен прилагательных, глаголов прошедшего времени.

Определять род имён существительных, согласовывать с ними другие части речи (имена прилагательные, глаголы прошедшего времени). Употреблять в речи имена существительные с проблемным определением рода.

99.

Род имён существительных во множественном числе.

Определять род имён существительных во множественном числе.

100.

Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных. Сопоставление написаний имён существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящие.

Сопоставлять написание имён существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящие.Сопоставлять написание имён существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящие.

101.

Правописание имён существительных женского рода с шипящими на конце.  Формирование орфографической зоркости.

Сопоставлять написание  имён существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящие.

102.

Изменение имен существительных по падежам (склонение).. Этимология названий падежей.

103.

Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов.

 

104.

Алгоритм определения падежа имени существительного.

Определять падеж имён существительных по предложенному алгоритму.

105.

Именительный падеж  имени существительного. Падежные и смысловые (синтаксические) вопросы.

Определять падеж имён существительных по предложенному алгоритму.

106.

Урок-игра «Литературная викторина»

Определять род имён существительных

107.

Родительный падеж  имени существительного.

Определять падеж имён существительных по предложенному алгоритму.

108.

Упражнения в употреблении в речи имен существительных в родительном падеже в соответствии с нормами орфоэпии.

109.

Дательный падеж  имени существительного.

Определять падеж имён существительных по предложенному алгоритму.

110.

Винительный падеж  имени существительного.

Определять падеж имён существительных по предложенному алгоритму.

111.

Творительный падеж  имени существительного.

Определять падеж имён существительных по предложенному алгоритму.

112.

Употребление имён существительных в творительном падеже, в том числе и со значением сравнения.

Наблюдать за употреблением имён существительных в творительном падеже, в том числе и со значением сравнения, создавать свои сравнения.

113.

Предложный падеж  имени существительного.

Определять падеж имён существительных по предложенному алгоритму.

114.

Упражнения в изменении имен существительных по падежам. Ударные и безударные падежные окончания. Определение падежа имени существительного. Работа с текстом.

Называть падежи имен существительных по порядку. Называть вопросы падежей имён существительных. Изменять существительные по падежам. Определять падеж имён существительных по предложенному алгоритму.

115.

Обобщение изученного.  Самостоятельная работа.

Называть падежи имен существительных по порядку. Называть вопросы падежей имён существительных. Изменять существительные по падежам. Определять падеж имён существительных по предложенному алгоритму.

116.

Морфологический разбор имён  существительных. Порядок морфологического анализа имён  существительных.

Разбирать имя существительное как часть речи: называть начальную форму, определять, собственное оно или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, указывать род, число, падеж.

117.

Морфологический разбор имён  существительных. Систематизация знаний по теме «Имя существительное».

Разбирать имя существительное как часть речи: называть начальную форму, определять, собственное оно или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, указывать род, число, падеж.

118.

Контрольная работа по теме «Имя существительное».

119.

Анализ контрольных работ. Работа над ошибками.

120.

Местоимение. Общее представление о местоимении.

Сравнивать по значению и по функциям имена существительные и местоимения.

 121.

Личные местоимения, значение и употребление в речи.

Сравнивать по значению и по функциям имена существительные и местоимения.

122.

Наблюдение за ролью местоимений в речи (замена повторяющихся имён существительных личными местоимениями)

Сравнивать по значению и по функциям имена существительные и местоимения.

123.

 Глагол. Значение и употребление в речи. Словарный диктант.

Распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков.

124.

Глагол как часть речи.  Общее грамматическое значение, вопросы.

Распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков.

125.

Упражнения в распознавании глаголов в тексте на основе их значения и грамматических признаков.

Распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков.

126.

 Изменение глаголов по временам.

Образовывать глагольные формы  настоящего, прошедшего и будущего времени.

127.

Упражнения в распределении глаголов по временам, составлении с ними предложений.

Распределять  глаголы  по временам, составлять с ними предложения.

128.

Урок-игра «Путешествие на машине времени»

129.

Значение и образование глагольных форм настоящего времени. Грамматическое значение. Вопросы.

Образовывать глагольные формы  настоящего времени.

130.

Значение и образование глагольных форм прошедшего времени. Грамматическое значение. Вопросы. 

Образовывать глагольные формы  прошедшего времени.

131.

Упражнения в образовании глагольных форм прошедшего времени.

Образовывать глагольные формы прошедшего времени.

132.

Значение и образование глагольных форм будущего времени. Грамматическое значение. Вопросы.

Образовывать глагольные формы будущего времени.

133.

Обучающее изложение. Письменное изложение содержания прослушанного текста.

134.

Изменение глаголов по временам. Употребление глагольных форм настоящего,  прошедшего и будущего времени в речи.

Образовывать глагольные формы  настоящего, прошедшего и будущего времени.

135.

Изменение глаголов по временам. Употребление глагольных форм настоящего,  прошедшего и будущего времени в речи.

Образовывать глагольные формы  настоящего, прошедшего и будущего времени. Ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего времени.

136.

Неопределённая форма глагола. Мягкий знак после ч в глаголах неопределённой формы. Словарный диктант.

137.

Неопределённая форма глагола. Мягкий знак после ч в глаголах неопределённой формы.

138.

Неопределённая форма глагола. Мягкий знак после ч в глаголах неопределённой формы.

139.

Глагол. Изменение глаголов по числам.

Наблюдать за изменением глаголов по числам.

140.

Глагол. Изменение глаголов по числам.

Наблюдать за изменением глаголов по числам.

141.

Глагол. Изменение глаголов по числам.

Определять число глаголов.

142.

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

Наблюдать за изменением глаголов по лицам (без введения термина) .

143.

Окончания глаголов в прошедшем времени.

Наблюдать за изменением глаголов по лицам (без введения термина). Составлять рассказы по рисункам, используя глаголы.

144.

Глагол как часть речи. Роль глаголов в речи. Организующая роль глагола при составлении  предложений.  Объяснительный диктант.

Активизировать умение использовать глаголы в связной речи. Находить в предложении глаголы по вопросу и общему значению действия. Определять число глаголов. Составлять рассказы по рисункам, используя глаголы.

145.

Раздельное написание не с глаголами. Частица НЕ и её значение.

 Писать раздельно НЕ с глаголами.

146.

Раздельное написание не с глаголами. Словарный диктант.

Писать раздельно НЕ с глаголами.

147.

Объяснительный диктант по теме «Раздельное написание НЕ с глаголами».

Писать раздельно НЕ с глаголами.

148.

Морфологический разбор глаголов.

Определять грамматические признаки глаголов.

Использовать грамотно нужные формы глаголов в устных высказываниях и в письменной речи.

149.

Морфологический разбор глаголов. Обобщение и систематизация изученного. Развитие речи при чтении и анализе поэтических произведений.

Обобщить и систематизировать знания о глаголе.

150.

Контрольная работа по теме «Глагол».

151.

Анализ контрольных работ. Работа над ошибками.

152.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи.

Находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков.

153.

Имя прилагательное. Грамматическое значение прилагательных, вопросы.

Находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков.

Раздельное написание предлогов со словами. Писать орфографически правильно предлоги со словами.

154.

Роль имён прилагательных в поэтической речи. Суффиксы имён прилагательных (наблюдение).

155.

Суффиксы имён прилагательных (наблюдение). Прилагательные-антонимы.

156.

Обучающее сочинение «Мой город».

157.

Прилагательные –синонимы, их роль в речи.

158.

Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. Словарный диктант.

Контрольный диктант по теме «Части речи».

159.

Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.  Алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

160.

Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.   Повторение изученного за год: «9 правил орфографии».

161.

 Изменение имён прилагательных по числам. Повторение изученного за год: НЕ с глаголом.

 

162.

Изменение имён прилагательных по падежам. Повторение изученного за год: морфологический разбор изученных частей речи.

163.

Правописание безударных окончаний имён прилагательных. Алгоритм написания безударных окончаний имён прилагательных. Словарный диктант.

164.

Изменение имён прилагательных по родам. Морфологический разбор имени прилагательного. Повторение изученного за год: морфемный разбор слов.

165.

Морфологический разбор имени прилагательного.  Обобщение и систематизация знаний по теме.

Систематизировать знания по теме.

166.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

Систематизировать знания по теме.

164.

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Повторение изученного за год.

Систематизировать знания по теме.

165.

 Повторение  по теме «Звуки и буквы». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове.

Систематизировать знания по теме.

166.

Повторение по теме «Слово и его значение», «Состав слова». Обобщение и систематизация знаний.

Систематизировать знания по теме.

167.

Повторение изученного за год. Обобщение и систематизация знаний по теме «Части речи». Подготовка к итоговому контрольному диктанту.

Систематизировать знания по теме.

168.

Итоговый контрольный диктант.

169.

Анализ итогового диктанта. Урок-путешествие «По океану речи». Повторение изученного за год.

Систематизировать знания по теме.

170.

Урок-игра. Конкурс «Грамотей».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник  «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.Календарно-тематическое п...

Русский язык 1 класс УМК "Планета знаний"(Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письму)

Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письмо) 1 класс...

Календарно-тематическое планрование 2 класс русский язык

Календарно-тематическое планрование 2 класс русский язык...