Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "Русский язык"
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Шагундокова Данна Муратовна

Рабочачя программа и КТП разработаны на основе примерной АООП для учащихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_russkiy_yazyk.docx35.05 КБ
Файл ktp_russkiy_yazyk.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа

по  предмету «Русский язык»

Уровень- адаптированный

Класс-1

Количество часов: всего 99 часов; в неделю 3 часа;

Рабочая программа разработана на основе адаптированной основной образовательной программы школы, утвержденной на педагогическом совете школы №_ от ____________ 

Содержание программы:

1.Перечень нормативных документов

2.Пояснительная записка

3.Описание места учебного предмета в учебном плане

4.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

5.Содержание учебного предмета

6.Система оценки достижения планируемых результатов

7.Содержание обучения

8.Описание материально-технического обеспечения образовательной        деятельности

2016 г.

Уровень программы - адаптированный.

Адаптированная рабочая программа составлена на основе проекта Федерального Государственного Образовательного стандарта для умственно отсталых детей, проекта примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей, и частично реализует авторскую программу под редакцией В.В.Воронковой.

1. Перечень нормативных документов

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями приказ №1599 от 19.12.14.;

- Адаптированная основная образовательная программа  школы

2. Пояснительная записка

Обучение русскому языку в первом классе  I–IVклассах предусматривает включение в примерную учебную программу следующих разделов: «Подготовка к усвоению грамоты», «Обучение грамоте», «Практические грамматические упражнения и развитие речи», «Чтение и развитие речи», «Речевая практика».

В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано решить следующие задачи:

Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);

Формирование первоначальными «дограмматическими» понятиями и развитие коммуникативно-речевых навыков;

Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;

Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;

Развитие навыков устной коммуникации;

Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

3.Описание места учебного предмета в учебном плане.

Предмет Русский язык входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью. Программа Русского языка реализуется через урочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

Предмет

Часов в

нед.

I

четверть

II

четверть

I

полуг.

III

четверть

IV

Четверть

II

полуг.

Год

Русский язык

3

24

21

45

30

24

54

99

4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Предметные результаты.

Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень овладения предметных результатов не является

обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный уровень:

различение звуков и букв;

характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;

списывание рукописного и печатного текста ( 1-3 пред.)  с орфографическим проговариванием;

запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (8-10 слов);

составление  предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);

деление текста на предложения;

выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;

Достаточный уровень:

пользоваться тетрадью, правильно держать ручку, соблюдать строки;

различение звуков и букв;

          выделять первый звук в слове, слышать нужный звук;

          написание букв, слогов, слов по образцу.

Личностные результаты.

Уважительное отношение к иному мнению.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося.

Развитие навыков сотрудничествасо взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Базовые учебные действия формируемые в процессе освоения программы:

1. Личностные учебные действия.

Самосознание

1.1 Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, а также как члена семьи, одноклассника, друга.

1.2 Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Самостоятельность

1.6 Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

2. Коммуникативные учебные действия (умения)

2.1 Умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик  – класс, учитель − класс).

2.2 Умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.

2.3 Умение обращаться за помощью и принимать помощь.

2.4. Умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.

2.6.Умение  конструктивно взаимодействовать с людьми.

3. Регулятивные учебные действия (умения)

3.1 Умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).(комментарий – усвоение и использование норм поведения.).

3.2 Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе (комментарий – принятие цели и действие по плану).

3.3 Умение активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников (комментарий – действия контроля и оценки).

3.4 Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов (комментарий – действовать по предложенному образцу, алгоритму;  принимать и использовать критерии оценки своей деятельности и осуществлять ее коррекцию).

4. Познавательные учебные действия (умения)

4.1 Умения выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов.

4.2 Умения устанавливать видо-родовые отношения предметов.

4.3 Умения делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

4.4 Умения пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями (знаково-символические).

4.5 Умение наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.

4.6 Умение работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

4.7 Умение читать.        

4.8 Умение писать.

5.Содержание учебного предмета.

Подготовка к усвоению грамоты.Подготовка к усвоениюпервоначальных навыков чтения.Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Элементарный звуковой анализ. Совершенствование произносительной стороны речи.Формирование первоначальных языковых понятий: «слово», «предложение», часть слова − «слог» (без называния термина), «звуки гласные и согласные». Деление слов на части. Выделение на слух некоторых звуков. Определение наличия/отсутствия звука в слове на слух.

Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма. Развитие зри-тельныхпредставлений и пространственной ориентировки на плоскости лис-та. Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук. Усвоение гигиенических правил письма. Подготовка к усвоению навыков письма.

        Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Выполнение неслож-ных словесных инструкций. Обогащение словарного запаса за счет слов, относящихся к различным грамматическим категориям. Активизация словаря. Составление нераспространенных и простых распространенных предложений (из 3-4 слов) на основе различных опор (совершаемого действия, простой сюжетной картинки, наблюдению и т.д.).

        Расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения. Формирование элементарных коммуникативных навыков диалоги-ческой речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметно-практической деятельности, наблюдений за окружающей действительностью и т.д.

Обучение грамоте

Формирование элементарных навыков чтения.

Звуки речи. Выделение звуки на фоне полного слова. Отчетливое про-изнесение. Определение места звука в слове. Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов, разли-чающихся одним звуком.

Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении.

Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы. Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов.

        Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из одной гласной, закрытых и открытых двухбуквенных слогов, закрытыхтрёхбук-венных слогов с твердыми и мягкими согласными, со стечениями согласных в начале или в конце слова). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Формирование навыков правильного, осознанного и выразительного чтения на материале предложений и небольших текстов (после предвари-тельной отработки с учителем). Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок, чистоговорок.

        Формирование элементарных навыков письма.

Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точностидвижения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.

        Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.  

Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. До-словное списывание слов и предложений; списывание со вставкой пропущен-ной буквы или слога после предварительного разбора с учителем. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произ-ношением.

        Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ предложения; раздельное написание слов; обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных после шипящих (чаща, чущу, жиши).

        Речевое развитие.

Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и товарищей класса. Пересказ прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал. Составление двух-трех предложений с опорой на серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия и т.д.

6. Система оценки достижения планируемых результатов.

Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата  личностного развития по следующей шкале:

0 – не выполняет, помощь не принимает.

1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.

2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.

3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.

4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.

5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.

В первом классе действует безотметочная система обучения.---------

На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная группа делает вывод о динамике  развития жизненной компетенции обучающегося с УО за год по каждому показателю по следующей шкале:

ОД – отсутствие динамики или регресс.

ДМ1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия.

МД – минимальная динамика.

СД – средняя динамика.

ВД – выраженная динамика.

ПО – полное освоение действия.

  1. Содержание обучения.

                                                                   1 КЛАСС

  Содержание программы основано на выше указанной примерной АООП          1 вариант 1 класса и включает следующие разделы:

 1. Добукварный  период;

 2.Букварный  период.  

 Добукварный  период составляет один месяц первой четверти. Основными задачами этого периода являются:

- подготовка учащихся к обучению письму;

- привитие интереса к обучению;

- выявление особенностей общего речевого развития каждого ребёнка.

  Букварный период. При обучении письму важно учить детей правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звуко-буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной азбуки.

 Сетка часов.

Тема

Кол-во часов

Добукварный период

11

1

Осанка при письме.

1

2

Обводка по контуру.

2

3

Знакомство с рабочей строкой. Проведение прямых горизонтальных и вертикальных линий.

2

4

Написание основных элементов рукописных букв.

6

Букварный период

88

1

Написание букв Аа, Уу, Оо, Мм, Сс, Хх. Письмо слогов и слов.

13

2

Написание букв Шш, Лл, Нн, ы, Рр. Письмо слогов и слов.

21

3

Повторение.

3

4

Написание букв Кк, Пп, Ии, Зз, Вв, Жж, Бб, Гг, Дд , Тт. Запись слов и предложений.

27

5

Повторение.

2

6

Написание букв й, Ее, Ёё, Яя, Юю, Цц, Чч, Щщ, Фф, Ээ, ь,ъ. Запись слов и предложений.

22

7

Повторение.

1

                             Общее количество за год

99

                                                 Содержание обучения

I четверть – 24 часа

1.Добукварный период  –  11 часов.

-выявление знаний, умений, навыков учащихся;

- обводка по контуру;

-  рабочая строка;

- написание различных элементов букв.

2.Букварный период  - 13часов.

 - написание строчных и заглавных букв Аа, Уу, Оо, Мм, Сс, Хх;

 - письмо слогов и букв.

II четверть – 21 час

1.Букварный период  –  21часов.

   -написание строчных и заглавных букв Шш, Лл, Нн, ы, Рр;

    - письмо слогов и слов.

   - повторение.

III четверть – 30 часов

1.Букварный период  –  30 часов.

   -написание строчных заглавных букв Кк, Пп, Ии, Зз, Вв, Жж, Бб, Гг, Дд, й, ь, Тт

   - запись слов и предложений под диктовку;

  - повторение.

                                                 IV четверть – 24 часа

1.Букварный период  –  41 часов.

 - написание букв Ее, Ёё, Яя, Юю, Цц, Чч, Щщ, Фф, Ээ, ъ

 - Запись слов и предложений под диктовку;

 - Повторение.

 8. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности:

- печатные пособия;

-экранно-звуковые пособия;

- технические средства обучения (средства ИКТ);

- демонстрационные пособия.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы:

1. Обучение грамоте в 1 классе.  Москва «Просвещение» 2006

2. О.А. Козырева, К.А. Кутакова Карточки – задания по русскому языку, чтению и развитию речи

3. Л.И. Тикунова, Т.В. Игнатьева  Диктанты и творческие работы.

                 1класс   Русский язык.



Предварительный просмотр:

22

Тема

Кол-во

часов

Планируемые результаты

БУД

Средства обучения

Формы контроля

Предметные

Личностные

Пред

Факт

                                                                                      I ЧЕТВЕРТЬ

01.09

1.

Осанка при письме. Письменные принадлежности.

1

02.09

2.

Ознакомление с рабочей строкой. Рисование прямых линий в различных направлениях.

1

05.09

3.

Штриховка геометрических фигур.

1

08.09

4.

Обведение простейших фигур по трафаретам, штриховка.

1

09.09

5.

Обведение простейших фигур по трафаретам, штриховка.

1

12.09

6.

Написание прямых наклонных с закруглением внизу.

1

15.09

7.

Написание прямых наклонных с закруглением вверху.

1

16.09

8.

Написание овалов и полуовалов.

1

19.09

9.

Написание петлевидных линий. Петля внизу.

1

22.09

10.

Написание петлевидных линий. Петля вверху.

1

23.09

11.

Написание основных элементов рукописных букв.

1

26.09

12.

Написание строчной буквы  а . Написание заглавной буквы А.

1

29.09

13.

Написание строчной буквы у.

Написание ау, уа.

1

30.09

14.

Написание строчной буквы м.

1

03.10

15.

Написание слогов ам, ум, ма, му. Заглавная буква М.

1

06.10

16.

Письмо слогов ам, ма, ум, му.

1

07.10

17.

Письмо буквы о.

1

10.10

18.

Письмо слогов ом, мо.

1

13.10

19.

Письмо буквы с.

1

14.10

20.

Письмо слогов ас,ос, ус, са,со,су.

1

17.10

21.

Письмо прямых и обратных слогов. Слова о-са, са-ма.

1

20.10

22.

Письмо буквы Хх.

1

21.10

23.

Письмо слов су-хо, му-ха, ухо.

1

24.10

24.

Запись, слов с изученными буквами.

1

27.10

25.

Запись, слов с изученными буквами.

1

28.10

26.

Запись  слогов, слов с изученными буквами.

1

                                 Итого за четверть                          26

                                                                                     II ЧЕТВЕРТЬ

07.11

27.

Запись  слогов, слов с изученными буквами.

1

10.11

28.

Письмо строчной и заглавной буквы Шш.

1

11.11

29.

Письмо обратных слогов.

1

14.11

30.

Письмо прямых слогов.

1

17.11

31.

Дифференциация с-ш при письме.

1

18.11

32

Дифференциация с-ш при письме.

1

21.11

33

Письмо строчной и заглавной буквы Лл.

1

24.11

34

Составление и запись слогов с буквой л.

1

25.11

35

Составление и запись слогов с буквой л.

1

28.11

36

Письмо буквы ы.

1

01.12

37

Запись слогов, слов с буквой ы.

1

02.12

38

Запись слогов, слов с буквой ы.

1

05.12

39

Написание строчной и заглавной буквы Нн.

1

08.12

40

Запись слогов, слов, предложений с буквой н.

1

09.12

41

Запись слогов, слов, предложений с буквой н.

1

12.12

42

Письмо строчной буквы р.

1

15.12

43

Письмо заглавной буквы Р.

1

16.12

44

Звукобуквенный анализ слов с буквами р-л.

1

19.12

45

Звукобуквенный анализ слов с буквами р-л.

1

22.12

46

Письмо слогов, слов с изученными буквами.

1

23.12

47

Письмо слогов, слов с изученными буквами.

1

24.12

48.

Письмо слогов, слов с изученными буквами.

1

                                      Итого за четверть                     22

                                                                                              III ЧЕТВЕРТЬ

12.01

49

Письмо строчной и заглавной буквы Кк.

1

13.01

50

Письмо строчной и заглавной буквы Кк.

1

16.01

51

Написание слогов, слов, предложений с буквой к.

1

19.01

 52.

Написание строчной буквы п.

1

20.01

 53.

Письмо слов, предложений под диктовку.

1

23.01

 54.

Письмо заглавной буквы п.

1

26.01

55

Написание строчной и заглавной буквы Тт.

1

27.01

56

Написание строчной и заглавной буквы Тт.

1

30.01

 57.

Запись слов, предложений под диктовку.

1

02.02

58

Написание строчной и заглавной буквы Ии. И – отдельной слово.

1

03.02

59

И – показатель мягкости согласного.

1

06.02

60

Письмо слов со слогом ши.

1

09.02

61

Написание строчной и заглавной буквы Зз.

1

10.02

62.

Дифференциация з-с при письме.

1

20.02

63.

Написание строчной и заглавной буквы Вв.

1

23.02

64.

Письмо под диктовку

 слов с буквой в.

1

24.02

65.

Письмо строчной и заглавной буквы Жж.

1

27.02

66

Письмо слов с буквами ш, ж. Списывание текста.

1

02.03

67

Написание слов с сочетаниями жи-ши.

1

03.03

68.

Написание строчной и заглавной буквы Бб.

1

06.03

69.

Написание строчной и заглавной буквы Бб.

1

09.03

70

Дифференциация б-п при письме.

1

10.03

71

Письмо строчной и заглавной буквы Гг.

1

13.03

72

Написание слов, предложений с буквой Гг.

1

16.03

73.

Дифференциация г-к при письме.

1

17.03

74

Написание строчной и заглавной буквы Дд.

1

20.03

75.

Письмо слогов, слов с буквой Дд.

1

23.03

76

Контро.Диктант № 1.

24.03

77

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.

                                    Итого за четверть                       29

                                                                                                IV ЧЕТВЕРТЬ

03.04

78

Письмо буквы Йй.

1

06.04

79

Написание слов с буквами и-й.

1

07.04

80

Письмо строчной и заглавной буквы Ее.

1

10.04

81

Запись слов под диктовку.

1

13.04

82

Письмо строчной и заглавной буквы Ёё.

1

14.04

83

Письмо слогов и слов с буквой ё.

1

17.04

84

Написание буквы я.

1

20.04

85

Дифференциация а-я при письме.

1

21.04

86

Письмо буквы ю.

1

24.04

87

Дифференциация у-ю при письме.

1

27.04

88.

Написание буквы ц.

1

28.04

89

Письмо слогов, слов с буквой ц.

1

04.05

90

Написание буквы ч.

1

05.05

91

Запись слов с орфограммой ча-чу.

1

08.05

92

Письмо буквы щ.

1

11.05

93

Запись слов с орфограммой ча-ща, чу-щу.

1

12.05

94

Письмо буквы ф.

1

15.05

95

Письмо буквы э.

1

18.05

96.

Письмо слов с буквой э.

1

19.05

97

Письмо букв Ь и Ъ. Письмо слов с буквами Ь и Ъ.

1

22.05

98

Годовая контрольная работа. Диктант № 2.

1

25.05

99.

Работа над ошибками. Повторение изученного материала.

1

                                    Итого за четверть                      22

                                              Итого за год                      99


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа и календарно тематическое планирование уроков русского языка в 3 классе по системе "Гармония"

Рабочая программа и календарно тематическое планирование уроков русского языка  в 3 классе составлено по учебникам М.С.Соловейчик "К тайнам нашего языка" (УМК "Гармония") с учётом требований ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" по ФГОС

Данные рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" по ФГОС включают планируемые результаты  и различные формы к...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса по программе "Гармония" ФГОС

Рабочая программа и КТП по русскому языку для 2 класса по программе "Гармония" составлена в соответствии с требованиями ФГОС,из расчета 34 учебные недели в год,5 часов в неделю....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку. 3 класс. Программа Л.В. Занкова.

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса общеобразовательных школ по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса по программе «Школа России»

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса по программе «Школа России»...