Обобщение педагогического опыта
методическая разработка по русскому языку на тему

Кольцова Ольга Валентиновна

Обобщение педагогического опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные методические приемы и виды упражнений по обучению грамоте.

Основные приемы и виды упражнений с использованием материалов различной методической направленности

Основным учебным пособием по обучению грамоте является букварь (азбука). Опираясь на его содержание, учитель организует деятельность учащихся, используя различные приемы и виды упражнений.

Таблицы слогов-слияний помогают учащемуся осознать роль новой буквы, ее место, звуковое соответствие в составе слогов СГ, чтобы уметь читать их слитно, воспринимая слияние как «цельный графический элемент». Работая с таблицей, можно пользоваться букварем или выписывать ее на доске. Используя таблицу слогов-слияний, можно предложить:

         1) прочитать слоги сверху вниз и наоборот;

         2) прочитать слоги с твердыми или мягкими согласными,

             объяснив причину различного прочтения;

3) прочитать слоги с глухим или звонким согласным;

4) прочитать слог и договорить его до полного слова;

5) прочитать последовательно 2—3 слога так, чтобы

             получилось слово;

6) показать и прочитать слог (слоги), который услышали в

             произнесенных словах, и др.

Столбики слов служат для первичного чтения слов с изучаемым звуком и буквой. Прочитать слово помогают графические пометы, ориентиры, например:

со | с ны ку ] с |т са | ни / та | р

Иногда даются примеры словоизменения и словообразования, например: стол— стул, стол— столы, стол— столик, рос— вырос. Используя столбики слов, можно проводить различные упражнения в чтении.

1.Чтение слов с предварительным их анализом по графическим пометам:

- Сколько слогов в слове? - Прочитайте слияния.

- Прочитайте первый слог, затем второй (третий).

- Прочитайте слово целиком.

2. Чтение слов и объяснение их лексического значения.

3. Чтение слов в прямом и обратном порядке.

4. Выборочное чтение слов:

- имена людей;

- клички животных;

- названия профессий (деревьев, инструментов и т.п.);

- слова, обозначающие один или много предметов;

- пары слов, противоположных по значению, и т.д.

5.Чтение слов, отличающихся одной буквой, одним слогом.

6.Чтение слов и подбор к ним синонимов, антонимов.

7.Чтение слов, являющихся ответом на вопросы: «Что растет в лесу?», «Ктоживет в зоопарке?» и т.п.

Использование различных приемов чтения слов помогает избежать заучивания их наизусть и механического повторения, т.е. обеспечивает сознательность прочтения.

Связные тексты, помещенные в букваре, необходимо прочитывать несколько раз так, чтобы каждый из них был прочитан по слогам, целыми словами и по предложениям. Текст служит как для смыслового анализа прочитанного, так и для его структурного анализа (установление количества предложений в тексте, количества слов в отдельных предложениях, отыскивание слов с изученной новой буквой).

Текст с первого раза читается самими детьми. В связи с повторным чтением и анализом букварных текстов могут проводиться различного рода упражнения и работы творческого характера:

1)чтение по предложениям «цепочкой»;

2)выборочное чтение предложений в качестве ответов на

            вопросы, подписей к картинкам;

3)пересказ прочитанного объемного текста;

4)придумывание названия рассказу;

5)рассказывание по аналогии;

6)чтение текста и работа над выразительностью;

7)ответы на вопросы по содержанию в целях проверки

            сознательности чтения;

8)чтение текста после беседы по сюжетной картинке,

            оставление продолжения текста;

9)чтение текста и лексическая работа.

Сюжетные картинки используются для разъяснения содержания текста, организации работы по развитию связной речи детей. С помощью сюжетных картинок можно провести различные упражнения:

1) ответы на вопросы (беседа);

2) составление предложений;

3) составление связных текстов.

Серии сюжетных картинок используют для составления предложений по каждой из них с последующим объединением всех предложений в связный рассказ.

Предметные картинки имеют разное назначение, но всегда связаны с тематикой текстового материала. Одни из них предназначены для звуковой работы. Тогда их используют так:

‒называют изображенный предмет и анализируют

           звуковой состав слова;

‒называют предметы и сравнивают звучание слов,

           определяя наличие изученного звука (звуков).

Другие предметные картинки несут в себе возможности для лексической работы. В этих случаях:

         ‒называют предмет и объясняют его назначение;

‒называют предмет и раскрывают его понятие;

‒наблюдают явления многозначности слов;

‒сравнивают слова, являющиеся названиями предметов

           или признаков, и наблюдают за синонимами или       антонимами.            

Группы предметных картинок служат для таких словарно-логических упражнений, как:

‒различение родовидовых понятий (Каким одним словом

           можно назвать все предметы?);

‒упражнения в классификации (Какой предмет лишний и

           почему?);

‒сопоставление слова со звуковой схемой;

‒обобщение (Чьи это вещи? Где растут эти деревья?).

Схемы-модели, встречающиеся на первых же страницах букваря, используются для аналитико-синтетической работы:

‒звукового анализа слов с опорой на данную схему;

‒звукового анализа слов и составления схемы;

‒сопоставления звукового состава слова с несколькими

          схемами и выбора соответствующей;

‒анализа структуры предложения с опорой на схему или с

          последующим составлением схемы;

‒чтения предложений, часть которых обозначена схемой,

           т.е. «дочитывания» предложений;

‒составления предложений по схемам.

Второй части букваря количество схем-моделей значительно уменьшается, но работа с ними должна продолжаться, при этом используются таблицы или подвижные модели. Методика работы по отгадыванию ребуса зависит от его вида. Это может быть:

‒перестановка букв в соответствии с цифрами, прочтение

          и сравнивание звукового состава слов;

‒прибавление к слову или исключение из него буквы

           (слога), прочтение и сравнение, объяснение лексического

           значения слов;

‒замена буквы (слога) в слове, прочтение и объяснение

           значения слов;

‒составление слов из «рассыпных» букв или слогов;

‒составление и чтение «цепочки» слов, где последний

         слог предыдущего слова является первым следующего слова.

Лента букв, помещенная на многих страницах букваря, может быть выполнена в увеличенном масштабе для организации фронтальной работы с классом. Это пособие может использоваться на этапе закрепления нового звука и буквы, при этом задания могут быть различными:

           ‒назвать все буквы;

         ‒назвать гласные (согласные);

         ‒назвать гласные, обозначающие мягкость согласного

           звука; — назвать согласные, которые всегда твердые (мягкие,

           звонкие, глухие);

‒назвать парные согласные;

‒назвать буквы, которые не обозначают звука;

‒назвать звуки, которые могут быть обозначены данной буквой. Разнообразие существующих приемов и видов упражнений позволяет отобрать на урок те из них, которые в большей степени отвечают теме и характеру изучаемого материала, а также уровню подготовленности класса.



Предварительный просмотр:

Требования к урокам обучения грамоте.

Разнообразие уроков в период обучения грамоте очень велико, однако могут быть выделены общие основные требования ко всем урокам чтения или письма и их отдельные типы.

Требования к урокам по методике обучения грамоте могут быть разделены на общедидактические и специальные.

Перечислим общедидактические требования.

1)воспитывающий характер урока, ясность воспитательной цели данного урока (какие нравственные качества будут развиваться на данном уроке?);

2)ясность учебной цели урока (что нового дети узнают, чему научатся, какие навыки и умения будут развивать, какова стадия развития этих умений и навыков, какова будет степень самостоятельности детей на уроке, каков будет уровень их познавательной активности, их мыслительного развития, какова будет степень завершенности темы и т.п.);

3)преемственность и перспективность урока, его связь с предыдущими уроками, его место в цепи уроков по данной теме, по данному разделу программы;

4)разнообразие выбираемых на уроке методических средств и приемов работы, вариативность работы над материалом, зависимость выбора методических средств от характера материала и задач обучения, доступность методики — ее занимательный и игровой характер;

5)организация работы всех учащихся в соответствии с их возможностями, на достаточно высоком уровне их знаний, умений и мыслительного развития; дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе урока; наличие обратной связи (от учащихся — к учителю) на всех этапах урока;

6)обучение детей приемам умственного труда («учить учащихся учиться»), тем умениям, которые являются необходимым условием успешного обучения в школе.

Обязательны также некоторые другие дидактические требования: научность, доступность материала, систематичность и последовательность обучения и т.п.

Специфика предмета «Русский язык» на уроках выражается в следующих конкретно-методических требованиях:

1)неотъемлемым условием урока русского языка является забота учителя о речевой среде: на уроке должна звучать правильная с литературной точки зрения, выразительная, образная, точная, логичная речь, царить атмосфера культуры речи. Все, что вывешивается в классе на стенах, на досках, должно быть безусловно грамотным, образцовым и по содержанию, и по оформлению; каждый урок воспитывает «языковое чутье», любовь к родному языку, к живому, яркому, выразительному слову;

2)на каждом уроке как чтения, так и письма обязательно должна иметь место работа по развитию речи учащихся: обогащение, уточнение и активизация словаря, составление и анализ предложений, работа над словосочетанием, устное рассказывание, пересказ, чтение наизусть, драматизация и т.п.; чаще всего эти виды работы тесно переплетены с другими — со звуковым анализом и синтезом, с чтением, письмом и т.д.;

3)на каждом уроке чтения и письма необходимыми элементами являются также разнообразные приемы звукового и буквенного анализа и синтеза — подготовка к чтению или, особенно, к письму, а также самостоятельные упражнения;

4)непосредственная работа по формированию умений и навыков чтения и письма должна занимать на уроках большую часть времени— примерно 2/3 урока; это значит, что на уроках чтения нужно в основном читать, на уроках письма— писать (в объем понятия «читать» входит подготовительная работа перед чтением, а также анализ содержания прочитанного, т.е. работа над сознательностью чтения; это же можно сказать о понятии «писать»);

5)на каждом уроке чтения и письма используется образцовый языковой материал: наряду с текстами букваря, составленными, как правило, искусственно (из тех слов, которые первоклассники в состоянии прочитать), для устной работы берутся тексты К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, Е. Чарушина и других детских писателей — так осуществляется связь классного чтения с внеклассным, чтения — со слушанием;

6)уроки чтения и письма преемственно связаны и представляют собой неразрывное единство: урок чтения подготавливает школьников к уроку письма, а урок письма служит продолжением предшествующего урока чтения (в расписании уроков соблюдается такая последовательность).

Таковы общие основные требования к урокам. Эти требования могут рассматриваться одновременно как критерии оценки спланированного или проведенного урока и как примерная «схема» анализа урока после его посещения и протоколирования (или анализа плана, конспекта предстоящего урока).

Задачи подготовительного периода

Обучение грамоте состоит из двух периодов; подготовительного и основного.В каждом из них выделяются последовательные ступени.

Продолжительность подготовительного периода бывает различной, что связывается с уровнем готовности первоклассников к обучению. Задачи подготовительного периода сформулированы в соответствии с результатами психологических наблюдений и содержанием изучаемого материала. Назовем основные задачи этого периода.

1. Приобщение детей к учебной деятельности.

2. Выявление уровня готовности к обучению.

3. Обучение первоначальному анализу речи.

Решая задачи приобщения к учебной деятельности,

учитель:

1)добивается усвоения детьми правил поведения на уроке и перемене;

2)формирует умения правильно сидеть, поднимать руку

перед ответом, вставать при ответе;

3)вырабатывает умения громко и четко отвечать;

4)приучает слушать учителя и выполнять его указания;

5)учит слышать ответы товарищей и реагировать на них;

6)добивается выработки навыка обращения с книгой,

тетрадью, ручкой и другими учебными средствами.

Выявление степени готовности к обучению — задача, которая решается учителем при записи детей в школу и в первые дни обучения. Предварительное изучение уровня языковой подготовки необходимо для правильной организации обучения грамоте. Знакомство происходит в процессе живой беседы, когда дети отвечают на вопросы, рассказывают о чем-нибудь. Для учета результатов этой работы можно рекомендовать следующую схему.

1.Умение читать:

‒читает целыми словами;

‒читает по слогам;

‒читает по буквам;

‒знает больше половины букв, но не читает;

‒знает менее половины букв;

‒знает лишь отдельные буквы.

2.Умение писать:

‒умеет писать все буквы;

‒пишет слова (печатными или письменными буквами);

‒вычленяет в письменной букве все элементы, называет их;

‒изображает букву по элементам, не нарушая последовательности начертания;

‒умеет писать лишь некоторые буквы;

‒не умеет писать вовсе.

3.Готовность к звуковому анализу:

‒правильно угадывает ударный слог (или звук);

‒делит слова на слоги;

‒выделяет звук в слове или слоге;

‒произносит правильно все звуки вне слова (выявление дефектов произношения);

‒громкость речи;

‒дикция.

4.Устная связная речь:

‒знает стихотворения, читает наизусть;

‒знает и умеет рассказывать сказки;

‒может составить связный рассказ по картинке (более 20 слов, более 10 слов, односложный ответ из2—3 слов).

5.Синтаксис речи:

‒четкость построения предложений;

‒простые предложения;

‒сложные предложения;

‒полные или неполные предложения;

‒ошибки в построении предложений и связи слов в предложении.

6.Лексика:

‒богатство лексики, разнообразие употребляемых слов;—

наличие повторов слов;

‒точность, правильность употребления слов;

‒типичные недочеты словоупотребления.

Все собранные сведения фиксируются в двух вариантах: о каждом учащемся отдельно, что необходимо для индивидуального или дифференцированного подхода в обучении, и обо всем классе в целях получения «усредненных» характеристик для выбора методики общеклассной работы на уроке.

Виды работ учащихся в подготовительный период

обучения грамоте

В процессе обучения первоначальному анализу речи учащиеся усваивают важнейшие языковые понятия.

Речь. Предложение. Ответы на вопросы; составление предложений по картинкам. Ответы на вопрос «Что это?» по предметным картинкам. Составление предложений по серии картинок. Подсчет предложений. Подсчет слов в предложениях. Рассказывание: по восприятию, по памяти, по картинке.

Слово. Введение в активный словарный запас ребенка новых слов. Распределение слов по тематическим группам: учебные предметы, игрушки, посуда, цветы и т.п. Выделение слова из предложения.

 Чтение. учителем текстов, доступных пониманию детей. Беседа по прочитанному. Чтение стихов, заученных детьми до школы.

Грамматика и фонетика. Выделение предложений из речевого потока, составление предложений. Выделение слов в предложении. Деление слов на слоги, выделение ударного слога. Выделение звуков: первый звук в слове; из каких звуков состоит слог и т.д. Произнесение отдельно взятых гласных и согласных звуков, слияние гласных с согласными, произнесение слогов.

Требования к урокам обучения грамоте в

подготовительный период

Уроки в начальный период обучения грамоте строятся с учетом особенностей внимания первоклассников: дети не могут долга заниматься одним делом и быстро утомляются. Поэтому необходимо менять виды деятельности детей каждые 10—15 мин. Вместе с тем занятия на каждом этапе урока должны подчиняться единому плану и цели урока.

Работа на уроке организуется таким образом, чтобы рассказ и беседа сменялись активными действиями детей, в том числе и физическими упражнениями. Примерные варианты уроков по "Букварю» и «Азбуке» В.Г. Горецкого рассмотрены в «Дидактическом материале №2».

Основными средствами, используемыми на уроках, являются:

‒учебная книга «Букварь» или «Азбука»;

‒схемы-модели для звукового анализа;

‒сюжетные и предметные картинки.

На уроках предусматриваются занимательные и игровые моменты: отгадывание загадок, рассказывание сказок, их инсценировка, свободное творческое рисование на сюжет сказки, рассказы учащихся, чтение стихотворений наизусть и т.д.

Примерная структура урока обучения чтению в подготовительный период обучения грамоте такова:

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

3.Повторение изученного материала.

4.Беседа на заданную тему или по сюжетной картинке.

5.Звуковой анализ, объяснение нового материала.

6.Закрепление нового материала, тренировочные упражнения.

7.Итог урока.

8.Задание на дом.

Цели и задачи обучения письму

Работа по чистописанию начинается одновременно с обучение письму, и ее цели и задачи связаны с формированием навыка письма в целом. Основная цель этой работы — формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.

Достижение этой цели зависит от решения таких задач, как:

‒ознакомление с правилами посадки и владения инструментами;

‒обучение ориентировке на странице прописей и тетради;

‒ознакомление с начертаниями букв, их воспроизведение;

‒обучение письму слогов, слов и предложений с

соблюдением наклона и одинаковой высоты, пропорций букв;

‒обучение связному (безотрывному), ритмичному и

скорому письму;

‒предупреждение искажения при написании букв;

‒исправление индивидуальных недостатков почерка у

отдельных учеников.

Приучая школьников к аккуратному и четкому письму, учитель воспитывает у них аккуратность, трудолюбие, старательность и добросовестность.

В период обучения грамоте необходимо научить правильно записывать буквы и их соединения в словах, сформировать первоначальные навыки грамотного письма без пропуска и замены букв. Уроки письма проводятся на материале тетради «Пропись», где представлены образцы написания букв, их соединений, отдельных слогов, слов и предложений, а также содержатся упражнения, направленные на развитие мышления и речи детей.

В период обучения письму решаются следующие задачи:

1.Научить правильно сидеть, держать ручку и тетрадь,

пользоваться ручкой, придерживаться строки, соблюдать поля.

2.Научить осмысливать слова, воспринимая их на слух и

зрительно, разделять их на звуки, обозначать звуки буквами.

3.Сформировать четкие образы графического изображения

письменных букв.

4.Научить писать буквы в соответствии с образцами

«Прописи», соединять буквы между собой, соблюдая размеры

по высоте и ширине.

5.Научить записывать слова и предложения из 3—4 слов

после звукобуквенного анализа.

6.Научить списывать и писать под диктовку слова,

написание которых не расходится с произношением; проверять

написанное по образцу или способом проговаривания.

7.Научить записывать собственные предложения, взятые

из устно составленного рассказа.

Принципы обучения письму

Формирование навыка письма основывается на определенных принципах обучения. Помимо общедидактических принципов, таких, как сознательность, доступность, постепенность усложнения, наглядность, повторность, используется принцип, вытекающий из специфики формирования графического навыка: сочетание различных методов обучения чистописанию (генетического, линейного, копировального и т.д.) на основе психофизиологических особенностей детей. Реализация принципа наглядности обеспечивается с помощью демонстрации учителем процесса письма, применения прописей, таблиц и других пособий.

Сознательность достигается разъяснением приемов и последовательности написания букв, а также упражнением в нахождении и исправлении своих и чужих недочетов.

Принцип повторности реализуется в процессе упражнений. Самый проверенный прием приобретения навыка — это упражнение, т.е. повторное исполнение, сопровождаемое анализом исполненного, сопоставлением с образцом, исправлением ошибок и т.д.

Принцип посильности предусматривает постепенное нарастание трудности, что особенно важно при обучении письму шестилеток, так как процесс письма для них сложен из-за медлительности и недостаточной твердости движений руки.

Принцип учета индивидуальных особенностей сводится к постоянному наблюдению учителя за работой каждого ученика, учету особенностей его зрения, моторики, осанки и т.д.

Специфическим принципом считается параллельное обучение чтению и письму, что обеспечивает грамотное и сознательное письмо.

В начальной школе формирование индивидуальных почерков не заканчивается, этот процесс продолжается и позже.

Психофизиологические основы и гигиенические условия

выработки графического навыка

Почерк — устойчивое индивидуальное образование. Письмо связано с различными анатомо-физиологическими структурами мозга. Нарушения некоторых областей коры головного мозга ведут к различным расстройствам письма и письменной речи. К школьному возрасту у ребенка еще не все участки коры головного мозга функционально развиты.

Обучение письму — это в первую очередь выработка графического навыка. Как и всякий навык, он воспитывается врезультате обучения путем формирования умений и выполнения на их основе ряда упражнений.

Особенности графического навыка состоят в том, что, с одной стороны, это двигательный навык, т.е. такое действие, которое опирается, па первый взгляд, лишь на мускульные усилия. С другой же стороны, в процессе письма осуществляется замена осмысленных единиц речи на графические знаки (перекодировка), что придаст ему характер сознательной деятельности.

Сознательный характер письма состоит:

1)в правильном соотнесении звука и буквы;

2)соблюдении ряда графических и орфографических правил;

3)использовании письменного навыка для передачи своих собственных мыслей, чувств, намерений.

Навык письма тесно связан с навыком чтения. Если ребенок плохо читает, ему трудно овладеть письмом, потому что вслед за навыком слогового чтения формируется навык слогового письма: списывая или готовясь к письму слова, составленного на наборном полотне, дети запоминают и воспроизводят его не по буквам, а по слогам. Это важно и для чтения, и для слогоделения, и для будущих упражнений в выделении безударных гласных и их проверки, т.е. для развития орфографического навыка.

Медленно читающие дети даже в процессе письма слишком много усилий тратят на чтение того, что пишут, и это отрицательно сказывается на результатах письма. При хорошем чтении пишущий ребенок все внимание сосредоточивает на процессе письма и навык письма формируется успешнее.

В формировании графического навыка могут быть выделены следующие этапы:

1)заштриховка фигур, обводка трафаретов и другие

упражнения, направленные на выработку умения соблюдать

строку, нужным образом располагать и держать письменные

принадлежности, вести прямую линию и закруглять ее,

соизмерять длину линий и т.п.;

2)письмо элементов букв;

3)письмо отдельных букв без соединения с другими буквами;

4)письмо сочетаний букв, слогов, целых слов для выработки навыка соединения букв.

Конечная цель формирования двигательной стороны графического навыка состоит в выработке плавных и быстрых ритмических колебательных движений кисти руки, на которые накладываются дополнительные микродвижения, связанные со спецификой написания каждой отдельной буквы.

Очень важно для овладения навыком письма развитие движения пальцев и кисти руки, которое к моменту поступления в школу - еще не совершенно, так как не закончено окостенение пальцев кисти. В связи с этим в изображении прямых линий, овалов заметно дрожание, прямые черты получаются изогнутыми, овалы не всегда замкнуты.

Успешность в обучении письму и чистописанию во многом определяется созданием таких гигиенических условий, как:

‒правильный подбор мебели;

‒правильная посадка;

‒положение тетради;

‒направление освещения;

‒оптимальность формы ручки;

‒продолжительность беспрерывного письма и т.д.

В I классе надо на всех уроках повторять с детьми правила посадки. Для наглядности используется плакат. Следует научить детей готовить рабочее место, рационально размещать тетрадь и другие принадлежности на парте.

Важное значение имеет правильное определение длительности непрерывного письма: для I класса 5 мин; для II — 8; для III -12; для IV— 15 мин.

Это учитывается при планировании урока: чередование письменных и устных видов работ, проведение 2—3 физкультминуток, упражнения для пальцев и кисти рук.

Методические приемы обучения письму

Рассмотрев развитие методов чистописания, необходимо остановиться на приемах, которыми пользуется учитель, обучая детей письму и чистописанию. Это:

‒показ написания учителем;

‒списывание с готового образца;

‒копировальный метод;

‒воображаемое письмо;

‒анализ формы букв;

‒усвоение правил письма;

‒письмо под счет (тактирование);

‒анализ ошибочного написания.

Показ написания учителем. Основным приемом обучения письму является показ учителем процесса письма, сопровождаемый объяснением способа написания. Показ осуществляется на доске для всего класса или индивидуально в тетради ученика. Написанное на доске можно еще раз обвести указкой. Такой показ обязателен, если учащиеся впервые знакомятся с буквой или соединением.

Усвоение правил письма. Это способствует сознательному овладению навыком письма. Правила формулируются кратко, их должно быть немного. Правила складываются из тех задач, которые учитель ставит перед учащимися на данном этапе обучения. Например:

I класс— буквы надо писать с одинаковым наклоном;

- буквы в словах надо писать на одинаковом расстоянии;

- писать надо красиво.

II класс— буквы в словах надо писать одинаковой высоты;

- слог пишется безотрывно;

- писать надо быстро и красиво.

Чтобы учащиеся могли выполнить каждое из этих правил, учитель должен им объяснить, от чего зависит его выполнение. Не следует обращаться к правилам ежедневно, но и забывать о них нельзя.

Письмо под счет (тактирование). Письмо в такт счету способствует выработке плавного, ритмичного письма определенного темпа. Это вспомогательный прием, который не следует применять слишком длительно. Счет зависит от того, какой элемент пишется. Движение основное («на себя») сопровождается счетом «раз, два, три».

Соединительное движение («от себя») производится на счет «и». При этом продолжительность произнесения звука [и] зависит от длительности движения. Поначалу учитель пишет на доске и тактирует, затем считает, сопровождая письмо учащихся. Тактирование используется и при письме соединений, слогов и коротких слов.

Анализ ошибочного написания. При таком анализе в I классе ошибочное написание не выносится на доску. Учащиеся рассматривают письмо в своих тетрадях и отвечают на вопросы:

- Кто не довел палочку до верхней (до нижней) линии?

- Все ли элементы имеют одинаковый наклон ?

-У кого элементы вышли за строку?

При этом учитель или учащиеся объясняют, что надо делать, чтобы ошибки не повторялись.

Требования к уроку письма в 1 классе

Письмо проводится непосредственно за уроком обучения грамоте (чтению). При этом урок чтения подготавливает к работе на уроке письма, а урок письма закрепляет материал, изученный на уроке чтения. В последнее время распространяется практика интегрированных уроков обучения грамоте и письму.

Урок обучения письму проводится по следующей схеме.

Схема урока письма

1.Оргмомент. Упражнения для пальцев.

2.Звуковой анализ: выделение изученного нового звука; знакомство с письменной буквой, сравнение ее с печатной.

3.Рассматривание образца на доске, в прописи; анализ зрительных элементов буквы.

4.Показ учителем написания буквы с одновременным объяснением; анализ двигательных элементов.

5.Письмо новой буквы: воображаемое, копировальное, по

            образцу.

6.Чтение и звукобуквенный анализ соединений (слогов).

7.Письмо соединений (слогов)'.

8.Чтение и звукобуквенный анализ слов, предложений.

9.Письмо слов, предложений; выполнение различных              заданий.

         10.Сравнение новой буквы с ранее изученными и их запись. В течение урока нужно 2—3 раза проводить физпаузы как сидя за партами (для пальцев), так и в движении (для корпуса). Упражнения в письме следует чередовать с устной работой, чтобы предотвратить утомляемость детей. Необходимо использовать игровой материал, занимательные формы работы.

Уроки обучения письму, приемы, используемые на этих уроках, будут эффективными лишь в тех случаях, когда вся деятельность учителя будет направлена на преодоление трудностей, испытываемых отдельными учениками. В связи с этим большое значение приобретает индивидуальная работа с детьми. Не следует торопиться при обучении начертанию первых букв. На нескольких первых уроках следует выявить уровень подготовки каждого ученика к письму и оказывать индивидуальную помощь тем, кто испытывает наибольшие трудности.

Элементы орфографической пропедевтики в период

обучения грамоте

Орфография — это система правил, обеспечивающая единообразие письменной передачи речи. Всякое нарушение орфографической нормы может привести к искажению мысли. Поэтому борьба за орфографическую грамотность учащихся— это борьба за точность языка, за правильность выражения мысли, за безошибочность в общении между людьми. В школе у детей формируется орфографический навык, основа этого навыка закладывается в период обучения грамоте одновременно с формированием графического навыка. Однако число правил, которыми руководствуются первоклассники, еще невелико. В период обучения грамоте школьники учатся:

1)соотносить букву и звук — сначала в позициях, где написание не расходится с произношением, а затем в простейших случаях несовпадения буквы со звуком (слабые позиции гласных и согласных);

2)раздельно писать слова, т.е. средствами письма выделять слова как языковые единицы, носители значений;

3)переносить слова с одной строки на другую на основе слогоделения, однако с учетом некоторых ограничений (например, не переносить и не оставлять на строке одну букву);

4)употреблять заглавную букву в начале предложения, а также в именах людей и в кличках животных.

В этот период орфографическая работа строится главным образом на фонетической (соотнесение звуков и букв, перенос слов по слогам) и на семантической основе (раздельное написание слов, заглавные буквы). С морфологическим принципом русского правописания дети знакомятся лишь практически, на основе сопоставлений подготавливаются к выделению морфем в таких простейших случаях, как сад — сады, дома — дом, и учатся проверять на этой основе правописание гласных и согласных.

В связи с тем, что в орфографической работе главное место принадлежит фонетическим и смысловым факторам, учитель отбирает соответствующие им методические приемы:

‒звукобуквенный анализ и синтез;

‒составление слов на наборном полотне;

‒отчетливое проговаривание слов;

‒смысловой анализ слов и предложений.

Обучение приемам письма. Обучая написанию букв, соединений слогов, на уроках письма следует учить различным приемам работы, необходимым детям и на других уроках: списыванию, письму под диктовку и т.д.

Списывание — основной вид письменных упражнений. Списывать можно с письменного и печатного текста. Важно с первых уроков научить послоговому списыванию. Для этого после прочтения слога и объяснения его написания детям предлагается написать слог не глядя на образец. А при списывании слова после его прочтения и разделения на слоги учитель закрывает все слоги, кроме того, который списывается детьми в данный момент.

Списыванию может предшествовать звукобуквенный анализ, который предупредит ошибки при письме. Но такой анализ можно провести и после списывания, тогда это — проверка написанного. При списывании с печатного текста особое внимание уделяется анализу формы букв и объясняются необходимые приемы соединений. Можно проводить полное или выборочное списывание.

Письмо под диктовку— более трудный вид работы. Ему всегда должны предшествовать звукобуквенный анализ, объяснение написаний и соединений, а вслед за диктовкой проводится проверка написанного.

Подготовкой к письму на слух будет письмо по памяти или зрительный диктант. В первом случае дети запоминают слог или слово, объясняют написания и соединения, а затем сами себе диктуют. Во втором случае диктует учитель. Но за письмом должна следовать проверка. Иногда в помощь письму под диктовку используются схемы слов, рисунки, опорные буквы или слоги, разрезная азбука.

Проговаривание — это прием работы, предупреждающий пропуск и замену букв. Может сопровождать и списывание и диктовку.

Проговаривание — это произнесение (прочтение) букв в том порядке, в котором они написаны. В этот момент допускаются отступления от орфоэпических норм.

Проговаривать слог или слово можно не только до письма, но и параллельно с ним. В последнем случае ребенок тянет каждый звук до тех пор, пока не закончит писать букву: у-у-м-м-н-н-а-а. Необходимо проговаривать учителю, отдельномуученику или хором. Но при самостоятельной работе следуетдобиться, чтобы каждый ребенок проговаривал только для себя,тихо («жужжание»).

Разнообразие в уроки письма внесут творческие упражнения. К. ним мы относим те, которые содержат элемент выдумки, сочинительства, экспромта. Можно предложить детям дописать слог к имеющемуся, чтобы получить слово. Или один слог заменить другим, чтобы получить новое слово. Можно поменять слоги местами, придумать слог или слово, соответствующее заданной схеме, написать название предмета, изображенного на рисунке или заданного в форме загадки. Иногда предлагают списать предложение, в котором одно из слов зашифровано схемой, точками, рисунком.

В любом случае необходимо провести предупреждающую шибки работу, а затем проверить написанное.

Типичные графические ошибки

В написании букв у первоклассников могут быть выделены более или менее устойчивые типы графических ошибок, которые встречаются, кстати, не только в I классе, но и позднее.

1.Нарушение наклона:

Нарушение наклона приводит к непараллельное элементов одной или нескольких букв, часто сопровождается их исправлением.

2.Нарушение пропорций: вертикальных (неодинаковая высота букв или их частей), горизонтальных (неодинаковая ширина букв и их элементов), пропорций между частями букв (увеличенные или уменьшенные элементы букв).

3.Искажение овалов, полуовалов и элементов, содержащих закругления, изогнутые линии. К числу этих ошибок относятся искажения, связанные с неумением вести правильную кривую линию (часто получается линия, как бы состоящая из бесчисленных мелких зигзагов, — ломаная линия), а также ошибки, связанные с несоблюдением пропорций:

4.Пропуск элементов отдельных букв или замена элементов букв: ц вместо щ, и вместо ю.

Для успешного преодоления ошибок письма очень важно разобраться в их причинах и в каждом отдельном случае выбрать для исправления ошибки соответствующий прием. Чтобы преодолеть ошибки первой группы, необходима отработка прямых параллельных линий с нужным наклоном. Для исправления ошибок второй группы следует развивать глазомер, без чего невозможно соблюдение пропорций. Третья группа ошибок требует работы над кривыми линиями, изгибами и закруглениями, над плавностью движения руки. Ошибки четвертой группы связаны с нарушениями внимания. Общие для всех ошибок причины — недостаточная координированность движений руки пишущего, неправильное положение тела при письме, недостаточное освещение, неудобная мебель и т.п.

Учителю необходимо хорошо знать, какие именно ошибки могут возникнуть при написании той или иной конкретной буквы, и при обучении письму предупреждать возможные ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта " Этапы исследовательской деятельности младших школьников."

Я обобщила (очень кратко) свой опыт работы по данной актуальной теме.Он с интересом был заслушан на семинарах учителей начальных классов....

Обобщение педагогического опыта по теме: "Основные подходы к организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО".

Статья содержит материал о наиболее эффективных структурах уроков используемых для организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО....

Обобщение педагогического опыта по теме: «Современные педагогические технологии»

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное обра...

обобщение педагогического опыта на тему: «Педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся 1 классов к новым условиям обучения и воспитания».

Адекватное и своевременное определение уровня психологической адаптации к школе позволит предпринять соответствующие шаги для успешной адаптации ребенка в новой для него среде и предупредить появление...

Обобщение педагогического опыта по проблемной теме учителя "Использование педагогических технологий , способствующих развитию УУД младших школьников"

Одним из главных направлений образовательной системы являются новые стандарты обучения., которые ставят перед начальным образованием новые цели. В начальных классах ученик должен освоить способы позна...