Главные вкладки

    Урок русского языка.
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Шатанова Ирина Николаевна

    Тема урока " Развитие умения определять склонение имён существительных.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon конспект урока336 КБ
    Office presentation icon презентация к уроку2.54 МБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка, 4 класс

    Тема: Развитие умения определять склонение имён существительных..

    Цели:

    Образовательные:

    - повторить имеющиеся знания о склонении имен существительных;

    - закреплять умения склонять имена существительные;

    - развивать умение определять окончания имен существительных единственного числа по склонению и падежу;

    - расширять словарный запас учащихся;

    - развивать орфографическую зоркость.

    Развивающие: 

    - развивать логическое мышление, внимание,  воображение;

    - развитие сенсорных модальностей.

    Воспитательные: 

    - воспитание интереса к предмету;

    - воспитывать интерес к окружающему миру.

    Здоровьесберегающие:

    - развитие и поддержание зрительных функций глаза;

    - создание положительного  психологического климата на уроке;

    - поддержание высокой работоспособности и сохранение здоровья.

    Оборудование:

    - интерактивная доска, проектор

    - индивидуальные карточки с заданиями.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    Психологический настрой на урок  с учетом модальностей учащихся.

     -  Закройте глаза и нарисуйте ту отметку, которую вы хотите получить сегодня на уроке.

    Дети рисуют в воздухе с закрытыми глазами отметку.

     -  Возьмите дневник, нашепчите туда отметку.

    Дети шепчут отметку в дневник.

    - Мы совершили магический ритуал, и, надеюсь, ваши желания исполнятся!

    2. Стадия вызова.

     Прием «Верные и неверные утверждения»

    Я вам задаю вопросы, а вы если согласны, то ставите «+», если не согласны «-», если у вас возникнет сомнение, то обведите этот номер в кружок.

    1.Верите ли Вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? Что?

    2.Верите ли Вы, что все имена существительные всегда стоят в форме единственного числа?

    3.Верите ли Вы, что род- это непостоянный признак?

    4.Верите ли Вы, что в русском языке пять падежей?

    5.Верите ли Вы, что дательный падеж имеет два предлога?

    6.Верите ли Вы, что предложный падеж без предлога не употребляется?

    7.Верите ли Вы, что в русском языке есть три типа склонения?

         8.Верите ли Вы, что склонение-это постоянный признак имени существительного?

       ( Ответ: + - - - + + + + )

    – Есть ли такие высказывания, которые вызвали сомнения? Почему?

    Значит, мы с вами еще не все знаем об имени существительном.

    Попробуем сегодня ответить на эти вопросы.

    Сформулируйте тему урока.

    3.Сообщение темы и целей урока.

    Какие цели мы перед собой поставим?

    Цели:

    •  Вспомнить, что такое склонение.
    • Какие падежи существуют в русском языке.
    • Как, по каким признакам можно отличить один падеж от другого? (по вопросу, по предлогу, по окончанию, по роли в предложении)
    • Отрабатывать умение определять падежи, склонения.
    • Ставить слова в нужный падеж.

    - Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания об изменениях имен существительных по падежам и склонениям.

    4.Чистописание

    В первой строчке чистописания вот такое задание д/б/  (↓-д, ↑-б)

    Если у вас есть волшебные чары, то вы без труда расшифруете вторую строчку чистописания и запишите её в тетрадь.

    ↑елка си↓ела в ↓упле. (Белка сидела в дупле).

    - Дополни предложение.

    - Выполним синтаксический разбор предложения.

    - Назовите существительные, определите падеж, склонение.

    5.Работа по теме урока.

    Учитель: Ни один волшебник не обходится без теории. Давайте повторим названия падежей, вспомогательные слова и падежные вопросы.

    - Кто-то испортил карточку! Давайте в парах выполним задание верно!

    Работа в парах на карточках в парах.

    - Установить соответствие между падежами, вспомогательными словами и вопросами с помощью стрелок.

    Даю      И.п.     кем? чем?

    Вижу        Р.п.     кому? чему?

    Думаю       Д.п.     о ком? о чём?

    Нет        В.п.    кого? что?

    Любуюсь Т. П . кого? чего?

    Есть     П.п.   кто? Что?

    Проверка фронтально.

    - Что такое склонение?

    - Сколько падежей в русском языке?

    - Назовите отличительные признаки падежей.

    - Теперь никакая практическая работа для волшебников не страшна!

    Задание на карточке.

    - Вставь пропущенные буквы. Обозначь склонение и падеж выделенных существительных с безударными окончаниями.

    Живые барометры.

            Снегирь под окном з__мой чирикает – к оттепел___. Ласточки летают ни__ко над землёй – к непогод__ .

    Сом перед гр__зой поднимается к поверхност___ р__ки.

    В Африк__ о погод__ узнают по поведению слонов. Перед дождем эти гиганты укрываются на возвышенност__, потому что в низин___ много воды. Это гр__зит им гол__дом и опасностью для жизн__ .

    - Что вы узнали нового про животных?

    5.Физкультминутка.

    Учитель: Только самые внимательные могут быть волшебниками.

    (Повторение знаний о склонении, развитие внимание.)

    Учитель называет существительные разных склонений, если ученик слышит 1 скл. – приседает, 2 скл.- тянется вверх, 3 скл.- хлопает в ладоши.

    Слова для физминутки: снег, метель, мороз, вьюга, стужа, заморозок, оттепель, снежинка,

    6. Закрепление изученного материала.

    1) Разноуровневые задания .

    1 группа: Спишите предложения, у существительных определите склонение.

     Мы шли сосновым лесом. Вид местности был усталым от жары. Тропинка вывела нас к роще. Мы отдыхали под большим деревом.

    2 группа: Обозначьте границы предложений. Спишите, у существительных определите склонение.

     Через поляну вьётся лесная тропинка мы любим гулять по этой тропке поздней осенью мы здесь наблюдаем за отлетом птиц.

    3 группа: Составьте предложение по схеме. Запишите. У существительных определите склонение.

                     

                       

    1. Игра «Третье лишнее» ( устно)

    Задание: определить склонение существительных и в каждом ряду убрать лишнее слово.

    Весна, река, стекло.
    Стена, сверло, озеро.
    Скворец, гора, звонок.
    Вьюга, ласточка, рысь.
    Дочь, конь, ночь.

    Проверка: учащиеся называют лишние слова и доказывают свою точку зрения.

     3) Отгадывание загадок.(Самостоятельная работа в тетрадях.)

    Задание: отгадать загадки, записать отгадки и определить склонение.

    • Семь одежек,
      Все без застежек. (Капуста)
    • Белая вата
      Поплыла куда-то. (облако)
    • Зимой спит,
      Летом ульи ворошит. (медведь)
    • Что же это за девица –
      Не швея, не мастерица,
      Ничего сама не шьет,
      А в иголках круглый год. (ель)
    • И железные рога,
      И железная нога,
      На цепи на дно пойдет-
      Остановит пароход. (Якорь)

    Взаимопроверка.        

    7. Домашнее задание.

    С.145-146 упр.165, повторить словарные слова

    8. Итог урока.

    - Ребята, над какой темой мы сегодня работали на уроке?

    - Какие цели перед собой ставили? Чего достигли?

    9.Рефлексия.

    - Какие знания, ты получил на уроке?

    - Что сегодня я делал и достиг?

    - Чем я сегодня помог, чем порадовал учителя, одноклассников?

    Дорисуйте лицо девочке. У кого она улыбается? Грустит?


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Урок русского языка. 4Б класс

    Слайд 2

    Игра « Верные и неверные утверждения».

    Слайд 3

    Тема и цель урока. Развитие умения определять склонение имён существительных. Цель: повторить и обобщить знания об изменении имён существительных по падежам и склонениям.

    Слайд 4

    ЧИСТОПИСАНИЕ.

    Слайд 5

    Работа в парах. Дать И.п. кем? чем? Вижу Р.п. кому? чему? Думаю Д.п. о ком? о чём? Нет В.п. кого? что? Любуюсь Т. П . кого? чего? Есть П.п. кто? что?

    Слайд 6

    Задание по карточке. Живые барометры . Снегирь под окном з и мой чирикает – к оттепел и . Ласточки летают ни з ко над землёй – к непогод е . Сом перед гр о зой поднимается к поверхност и р е ки. В Африк е о погод е узнают по поведению слонов. Перед дождем эти гиганты укрываются на возвышенност и , потому что в низин е много воды. Это гр о зит им гол о дом и опасностью для жизн и .

    Слайд 7

    ФИЗМИНУТКА.

    Слайд 8

    Запишите предложения, определите склонение у имен существительных. 1 группа: Спишите предложения, у существительных определите склонение. Мы шли сосновым лесом. Вид местности был усталым от жары. Тропинка вывела нас к роще. Мы отдыхали под большим деревом . 2 группа: Обозначьте границы предложений. Спишите, у существительных определите склонение. Через поляну вьётся лесная тропинка мы любим гулять по этой тропке поздней осенью мы здесь наблюдаем за отлетом птиц. 3 группа: Составьте предложения по схемам. Запишите. У существительных определите склонение . с п Когда? Где? П С Какое? Где?

    Слайд 9

    Игра « Третий лишний» Весна, река, стекло. Стена, сверло, озеро. Скворец, гора, звонок. Вьюга, ласточка, рысь. Дочь, конь, ночь.

    Слайд 10

    ЗАГАДКИ.

    Слайд 11

    Домашнее задание. С. 145 – 146, упр. 165. Повторить словарные слова.

    Слайд 12

    Всем спасибо!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

    Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

    организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

    Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

    Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

    С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

    "Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

    На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....