Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Иванова Анастасия Андреевна

Обучение грамоте. Звук и буква Щ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_bukvashch.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

    

Урок обучения грамоте (чтение) «Буквы Щ, щ» (1 класс)

(УМК «Гармония»)

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами информационных технологий.

Задачи.

Обучающая: познакомить с буквами Щ, щ и звуком [щ] - всегда мягким и глухим, учить выделять звук [щ] и обозначать его буквами Щ, щ; обучать чтению слогов, слов, предложений с этими буквами; закреплять умение делать звуковой и буквенный анализ слов с изученной буквой, находить «опасные при письме места» в зрительно воспринимаемом тексте и на слух; формировать навыки чтения.

Развивающая: развивать связную устную речь, память, аналитическое и логическое мышление, произвольное внимание, фонематический слух; обогащать словарный запас; расширять кругозор учащихся;

Воспитывающая: воспитывать усидчивость, чувство ответственности; повышать интерес к чтению; прививать бережное отношение к животным (рыбам); способствовать формированию коммуникативной компетенции через диалог, индивидуальную и парную работу.

Формируемые УУД

Личностные

Учащиеся учатся соблюдать нормы поведения на уроке. Формируется положительное отношение к учению, к учебной деятельности.

Готовность поддерживать в норме состояние окружающей среды.

Желание приобретать новые знания.

Готовность поддерживать в норме состояние своего здоровья

Регулятивные

Осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Осознание цели.

Планирование действий (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками).

Контролировать процесс деятельности, вносить необходимые поправки, адекватно оценивать себя и товарища.

Умение контролировать и адекватно оценивать свою деятельность по результатам. Умение адекватно понимать оценку взрослого.

Познавательные УУД

Читать и слушать, извлекая нужную информацию.

Выполнять учебно-познавательные действия. Понимать информацию, представленную в схематичной форме, использовать знаково-символичные средства для решения поставленных задач.

Самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника.

Осуществлять сравнение, классификацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Коммуникативные УУД

Участвовать в коллективном обсуждении, соблюдая правила речевого поведения.

Выражать свои мысли, учитывать мнения других людей, слушать других людей.

Вступать в учебный диалог с одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах.

1. Мотивация учебной деятельности.

1) Организация урока.

В школу мы пришли учиться,

Не лениться, а трудиться!

2) Объясните смысл пословицы: «Хорошо того учить, кто слушает».

Вспомните ещё пословицы об учёбе.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

1) Речевая разминка: упражнения для речевого аппарата, скороговорки.

2) Для повторения изученных букв проводится игра: «Найди «незнакомку».

Заранее укрепить на доске обратной стороной (так, чтобы буквы не были видны) карточки с изученными буквами согласных, прописными или строчными (ф, Р, ц, х, л, Ч, ж, ш); добавить к ним и карточки с новой буквой – щ, Щ (или использовать слайд из презентации к уроку). Выходящий к доске ученик снимает карточку, смотрит на букву, показывает её всем и говорит о ней всё, что знает: название, звуки, которые она может обозначать, их характеристику. Класс контролирует и, если надо, исправляем, повторяем вслух хором.

Когда попадётся карточка с буквой, которую ещё не изучали, возвратить букву на доску, добавить к ней маленькую или большую. Эти буквы пока не называются, даже если их кто-то знает.

3. Выявление причины затруднения.

Убрав карточки с изученными буквами, переключить внимание на те, что остались на доске.

- Что же это за буквы? Какие звуки они обозначают? Пока мы их ещё не изучали.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какова же будет цель нашей дальнейшей работы:

  • узнать, как правильно называется эта буква, какие звуки она обозначает,
  • найти её место в ленте букв,
  • потренироваться читать слоги, слова с этой буквой.

- Где и как это можно сделать? (Составление плана работы: варианты предлагают дети, корректирует учитель.)

5. Реализация построенного проекта.

1) Послушайте строки С. Маршака, попробуйте услышать звук, который скрывается за незнакомой буквой.

Щёткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

- Читаем вместе, голосом выделяем новые звуки.

- А вот ещё одно стихотворение:

Мы славно пообедали

У щедрой буквы «щ».

Всего мы здесь отведали:

И щуки, и борща.

(Беседа о гостеприимстве)

- Как же правильно называется эта новая буква? («ща»)

Знакомство с новой буквой строчной и прописной: начертание и правильное название.

- На что похожа буква? …

- Произнесите звук, для которого она нужна в языке; дайте характеристику звука.

2) Звуковой анализ слова щучка.

- Давайте попробуем сравнить звуки [ч] и [щ].

- Попробуйте подобрать к ним пары – буквы, обозначающие звонкие звуки; твёрдые звуки…

- Итак, мы выявили сходство звуков [ч] и [щ]: оба мягкие, глухие, оба «одиночки», так как не имеют парного ни твёрдого, ни звонкого согласного.

Буква «щ» ещё раз называется хором и занимает место в «ленте букв».

3) Работа с учебником (с. 80 «Букваря»).

- Рассмотрите розовую рамку с новой буквой, по приведённому звуковому значку скажите, правильно ли мы рассказали о звуке, который она обозначает?

- Теперь по картинке определите слово, для которого приготовлена схема, но их может быть два – щенки и щётка: какое из них выбрать? Дополнительное условие: слово отвечает на вопрос кто?

Составить предложение о щенках и под каждую схему подставьте букву.

4) Чтение слогов с буквой «щ». (Использовать слайд из презентации к уроку.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1) Прочитайте слова, напечатанные на доске (или использовать слайды из презентации к уроку).

Дети хором прочитывают первое слово каждой пары, после чего добавляется во второе буква щ. Класс так же хором его читает. Обсуждаются значения слов, смыслоразличительная роль звуков и их букв.

кепка – …епка тучка – …учка

венок – …енок река – …ека

кит – …ит мель – …ель

2) Преобразовать слова путём замены целого слога слогом щи.

розы – ро… ве´ки – ве..

часы – ча… плати´ – пла…

лети´ – ле… пили´ – пи…

3) Тренировка в чтении: чтение столбиков слов, приведённых на с. 80 букваря. Отыскать слова, о которых предупреждает «хитрый» вопрос. (Это слова с другими буквами согласных.)

4) Чтение приведённых в букваре текстов.

Читая стихотворные строки, обратить внимание первоклассников на оформление строк, в частности, на написание большой буквы: каждую строку стихотворения надо начинать с большой буквы.

- Давайте понаблюдаем как произносятся и как пишутся некоторые из слов:

жила, мела; притащили, в грозу;

крепким, щепкивдруг.

Во всех случаях замечать: иногда на месте «опасности» буква такая же, как звук, а иногда – другая.

7. Самостоятельная работа в парах.

Прочитайте друг другу по очереди два отрывка про щуку (около первой картинки на с. 81), решите: какие строки написаны художником слова, а какие – учёным? Где щука нарисована словами, а где о ней сообщаются важные сведения?

Обсуждение.

Беседа о рыбах, о взаимосвязях в природе.

- Каких ещё рыб знаете?

- Чем питаются рыбы?

- Давайте подумаем, что может произойти, если рыбы начнут исчезать?

- Что может сделать человек, чтобы этого не случилось?

8. Включение в систему знаний.

Работа со стихотворным текстом на с. 81: «Однажды вот что случилось».

Чтение текста, беседа по прочитанному…

- Найдите слова с нашей новой буквой.

- Вспомните все слова с этой буквой, с которыми мы встречались сегодня на уроке.

- Может кто-то вспомнит и другие слова с новой буквой в начале слова, посередине, или в конце.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Соотнести цель урока и результат.

- Давайте вспомним, какую цель мы ставили? Добились ли мы её?

- Довольны ли вы собой?

Самооценка детьми своей работы.

- Нарисуйте на смайлике свое настроение в конце урока.

Оценка работы детей учителем.

Всем спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...