Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему:
    Конспект урока русского языка "Корень слова"

    Приводится  конспект  урока  русского  языка  в  1  классе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon stsenariy_panteleevoy.doc93 КБ

    Предварительный просмотр:

             Сценарий открытого урока по русскому языку в 1  классе.

               УМК Образовательная система « Школа 2100»

           Тема: Повторяем корень слова.

        Цель урока: развитие умения находить корень слова, группировать однокоренные слова;

       планируемый результат: учащиеся  научатся:

    • различать однокоренные слова;
    • находить в словах корень.

         Выпускник получит возможность научиться выделять корень, в соответствии с алгоритмом, оценивать правильность выполненной работы.

     Формируемые УУД:

    Познавательные УУД:

    1) развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

    2) представлять информацию в виде схемы;

    3) выявлять сущность, особенности объектов;

    4) на основе анализа объектов делать выводы;

    5) обобщать и классифицировать по признакам;

    6) ориентироваться на развороте учебника;

    7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

    Регулятивные УУД:

    1) развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

    2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

    3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

    4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Коммуникативные УУД:

    1) развивать умение слушать и понимать других;

    2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

    3) оформлять свои мысли в устной форме;

    4) умение работать в паре.

    Личностные результаты:

    1) развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

    2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

    3) формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. 

    4) воспитывать здоровый образ жизни;

    5) самоопределение (познавательная инициатива открытия нового знания (умения)

    6) смыслообразование (ценностное отношение к умению писать правильно и красиво).

         тип урока: урок закрепления и повторения знаний.

         учебно-методический комплекс: образовательная система «Школа 2100»

    Вид используемых на уроке средств ИКТ: учебная презентация Power Point «Корень слова», электронный тренажер для глаз.

    Необходимое аппаратное и программное обеспечение: компьютер, телевизор.

      Этапы урока

           Цель

    Взаимодействие в образовательном процессе                            

             

                                                       

    Формирование УУД

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    Ι. Актуализация знаний. Повторение.

    • Психологический настрой учащихся, создание рабочей обстановки на уроке.

    1. Орг. момент

    Ребята, сегодня к нам в гости пришло много гостей. Повернитесь и поздоровайтесь с ними. Они пришли посмотреть какие вы умнички, как вы умеете работать.

    Покажем нашим гостям, как мы умеем работать?  
    – Мы друг друга понимаем?
    – Все заданья выполняем?
    – На уроке засыпаем?

    2.Разминка.

    Раз, два, три, четыре, пять- 

    Вышли пальцы погулять.

    Этот палец – самый сильный

    Самый толстый и большой!

    Этот палец для того,

    Чтоб показывать его.

    Этот палец самый длинный

    И стоит он в середине

    Этот пальчик безымянный,

    Он избалованный самый

    А мизинчик хоть и мал,

    Зато ловок и удал

    Раз, два, три, четыре, пять –

    Будут пальчики писать!

    3. Работа в тетради.

    – Откройте рабочую тетрадь на

     с. 22.(Слайд 1)

    – Поставьте точку на верхней строке. Запишем дату.

     Беседа о правильности посадки при письме, важности соблюдения правильной осанки, положении тетради т д.

    Ι.Чистописание.

    1. –Каких животных вы видите на рисунке?

    – Как вы напишете названия животных?

    – А их клички?

    – Прочитайте предложение.

    – Всегда ли дружно живут собаки и кошки? Существует даже поговорка: «Жить как кошка с собакой». (Слайд 2)

    2. Письмо элементов и заглавных букв Ц и Щ.

    – Что общего в написании заглавных букв Щ и Ц? Чем эти буквы отличаются в написании от букв Ш и И ?

    Подчеркните зеленым карандашом букву, которая у вас получилась лучше всех.

    3. Чтение и запись предложения.

    – Прочитайте предложение.

    – Подчеркните в словах места, в которых можно допустить ошибки. Объясните написание этих слов.

    – Запишите предложение, диктуя слова себе по слогам.

    – Проверьте написанное. Подчеркните трудные места в словах.

    - Какие знания повторили?

    II. Словарная работа.

    –Прочитайте слова: р бина,

     р бята.(Слайд 3).

    -Что это за слова? Как будем работать со словарными словами?

    -Придумайте слова-подсказки, с помощью которых легче запомнить правописание этих слов.

    4. Физминутка.

    - Я буду называть звуки. Если назову гласный, вы хлопаете в ладоши, если согласный - вы приседаете.

    Дети здороваются и садятся.

    Да.

    Да, да, да!

    Да, да, да!

    Нет!

     

    Дети выполняют массаж пальцев.  

     Комментированная запись числа.

    Демонстрируют правильное применение гигиенических правил письма.

    - Котенка и щенка.

    - С маленькой буквы.

    - С заглавной.

    Ученики высказывают свое мнение и пишут элементы букв. Затем пишут по три буквы Ц и Щ, сравнивают с образцом, выбирают лучшую.

    Запись предложения, сравнение с эталоном, подчеркивание опасных мест.

    Дети проговаривают алгоритм работы со словарными словами, записывают слова в тетрадь.

    Дети выполняют движения.

    Личностные результаты:

            

    • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
    • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
    • воспитывать здоровый образ жизни

    Познавательные УУД:

    • развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
    • выявлять сущность, особенности объектов;
    • на основе анализа объектов делать выводы

    Коммуникативные УУД:

    • развивать умение слушать и понимать других;

    оформлять свои мысли в устной форме; 

    Регулятивные УУД:

    • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

    II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

    Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы. Учить детей выделять однокоренные слова из группы слов.

    Формулирование темы и цели урока.

    1. Послушайте сказку.

     (Слайд 4)

    Встретились однажды корень куста и корень слова.

    – Здравствуй, – говорит один, – я корень, а ты кто?

    – Я тоже корень, – отвечает другой.

    – Я в земле живу, – сказал первый. – А ты где живёшь?

    – А я живу в словах, – ответил второй.

    – Ну, какой же корень может жить в словах! – усмехнулся первый. – Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки, вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?

    – Ребята, а вы знаете, что «вырастает» из корня слова? (Слайд 5).

    – Какова будет тема урока?  

    -Это новая тема или мы уже знакомы с ней?

    -Значит, какой урок у нас будет: знакомство с новой темой или повторение?

    - Так, какова будет тема урока? (Слайд 6).

    - Повторенье – мать ученья,
        Наберись, дружок, терпенья,
        Если же не повторять,
        Знания, как тараканы,
         Разбегутся, не догнать.

     2. Составление плана урока.

     – Составим план урока.

    – Как вы думаете, что мы должны будем повторить на уроке? На какие вопросы должны будем ответить?

    (Слайд 7)

    – Что мы сейчас делали?

    - Новые слова.

    - Корень слова.

    - Знакомы.

    - Повторение.

    - Повторяем корень слова. 

    Составление плана.

    План (примерный).

      1)   Что такое корень слова?

       2) Что такое однокоренные слова?

     

    -Планировали свою деятельность.

    Регулятивные УУД:

    • прогнозировать предстоящую работу (составлять план) Коммуникативные УУД:
    • развивать умение слушать и понимать других.

    ΙΙI. Развитие умений

    Продолжить работу над формированием умения подбирать родственные слова и объяснять их лексическое значение. Развитие орфографической зоркости, речи, мышления, навыков чтения.

    Ι.Работа в парах.

    1. Игра «Поделись с соседом».
    У вас на столах конверты со словами. Разделите их между собой, учитывая тему нашего урока.
    (Кот, котята, котенок, гора, горка, горный, дерево).
    Что общего в словах, которые вы разделили?

    - Так что же такое корень слова?
    - Проверим, правильно ли вы разделили слова. (Слайд 8)


    - Какое слово осталось?

    -Какие еще слова можно добавить в эти группы?

    2.  Игра «Кто лишний? » (Слайд 9)

    На лесной полянке
    Летом, спозаранку
    Собрался лесной народ –
    Все водили хоровод.
    Перепутались родня.
    Не поймут, где, чья семья.
    Долго вёлся разговор,
    Разгорелся даже спор!
    Тут сова на ветку села,
    Всем молчать она велела
    И сказала: «Я, друзья.
    Расскажу, где, чья семья.
    Ёж, ежонок и ежиха.
    Слон, слонёнок и слониха.
    Грач, грачонок и грачиха.
    Лис, лисёнок и лисица,
    Тигр, тигрёнок и тигрица,
    Гусь, гусёнок, гусеница.
    Молодец, сова, умна,
    Но ошиблась и она.
    Догадайтесь же, ребятки.
    Чья не встретилась семья?

    -Какие слова можно назвать однокоренными?

    3. Зарядка для глаз.

    - А что нужно сделать, чтобы наши глазки всегда были зоркими?
    (Слайд 9)

    ΙΙ. Работа с учебником. (Упр. 42, с. 38.) 

    – Прочитайте слова. Что обозначает каждое слово?

    – Что общего у этих слов?

     

    -Как мы называем такие слова?

    – Что такое однокоренные слова?

    – Спишите слова. Выделите корень: роса, росинка, росистый.

     

    – Запишите слова: холм, холмик, холмистая.

    – Однокоренные ли это слова? Почему?

     

    Работа в парах.

    -Корень.

    -Общая часть слова.

    Сличение с эталоном.

    -Дерево. У него нет однокоренных слов.

    Определение лишнего слова в рядах родственных слов.

    Слова, у которых общий корень и общий смысл.

    Дети выполняют зарядку для глаз.

    Роса – капли воды на растениях, которые появляются при наступлении вечерней или утренней прохлады. Росинка – капелька росы. Росистый – покрытый росой.

     - У этих слов есть общая часть рос, значение всех слов связано с росой.  

    -Однокоренные.

    - Слова, «выросшие» из одного корня, – однокоренные.

    Запись слов в тетрадь, выделение корня. 

    -Да. Значение всех слов  связано с холмом. У этих слов общий корень – холм.

    Коммуникативные УУД: 

    • умение работать в паре. Познавательные УУД:

     обобщать и классифицировать по признакам;

    • выявлять сущность, особенности объектов;
    • на основе анализа объектов делать выводы;

    Личностные результаты:

    • воспитывать здоровый образ жизни

    ΙV. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    Побудить детей к анализу собственной деятельности. Обобщение и закрепление полученных знаний. Развитие самооценки при достижении целей.

    Подведение итогов.

    – Вспомните, на чём я остановилась, рассказывая сказку про два корня.

    – А что бы вы ответили  на их спор?

    -А вот какой ответ на этот вопрос дает автор этой сказки:

    -Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно. (По Н.М. Бетеньковой.)

    – Почему оба корня– и растения, и слова– важны и нужны?

    -Как  вы думаете, для чего нужно уметь находить однокоренные слова?

    – Что такое корень?

     – Что такое однокоренные слова?

    – Какие ещё знания мы повторили сегодня на уроке?

    – Что у вас получилось сегодня лучше всего?

    – В чём испытали затруднения?

    – Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?

    – Оцените свою работу на уроке. У кого все получилось легко, нарисуйте солнышко. Кто испытывал затруднения - солнышко и тучку. Кому было трудно, нарисуйте тучку.

    Домашнее задание в 1 классе не задается.

    -Корни спорили: кто из них важнее.

    Высказывания детей.

    От этих корней что-то растёт. Например, от корня растения растут разнообразные растения, которые радуют нас, от корня слова “растут” или по-другому сказать образовываются новые слова.

    Предположения детей.

    Высказывания детей.

    -Написание заглавной буквы.

    Высказывания детей.

    Оценивание своей работы на уроке.

    Регулятивные УУД:

    осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

     Познавательные УУД:

    на основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные УУД:

    • развивать умение слушать и понимать других;
    • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
    • оформлять свои мысли в устной форме.

    Оценивание достижений учащихся

    Актуализация знаний

    1. Работа в тетради

    * Отметить учеников, которые сформулировали тему урока и хорошо отвечали на вопросы учителя.

    * Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали слова.

                        * Отметить учеников, которые аккуратно записывали буквы.          

                        * Отметить учеников, которые правильно написали словарные слова

    2. Работа в учебнике (Развитие умений)

    * Отметить учеников, которые правильно самостоятельно выполнили задания к упражнению.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

    Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

    Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

    В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

    План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

    Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

    План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

    Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

    Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

    Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...