Обобщение знаний об имени прилагательном
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему

Методическая разработка урока-обобщения знаний об имени прилагательном. Здесь работа с пословицей, стихотворением, ребус и тест.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russkiy_yazyk.pptx1.16 МБ
Файл konspekt_po_russkomu_yazyku_3_klass.docx32.21 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщение знаний об имени прилагательном Составила учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 512 Невского района г.Санкт-Петербург Ли А. Д.

Слайд 2

К большому терпенью придёт и уменье.

Слайд 3

ТЕМА УРОКА Обобщение знаний об имени прилагательном

Слайд 4

Весенний вечер Тихо струится река серебристая В царстве³ вечернем зеленой³ весны. Солнце садится за горы лесистые. Рог золотой выплывает луны… С. Есенин

Слайд 5

Разгадайте ребус МОРФОЛОГИЯ

Слайд 6

Морфология – раздел науки о языке, изучающий слово, как часть речи. (Это слово имеет древнегреческое происхождение и состоит из двух корней: «морфо» - форма и «логос» - изучение)

Слайд 7

Тест Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает... л ) предмет м ) признак н ) действие

Слайд 8

Найди строку, в которой даны только имена прилагательные. о ) медленный, вареное, синий п ) верность, желтый. белый. р ) медлительность, верный, белизна

Слайд 9

Как не изменяется имя прилагательное ? л ) по лицам м ) по числам н ) по падежам

Слайд 10

У прилагательного нет следующего признака... н ) рода о ) времени п ) числа

Слайд 11

В каком имени прилагательном нужно писать окончание – яя ? г ) домашн ... животное д ) домашн ... работа е ) домашн ... режим

Слайд 12

Какая буква пропущена в окончании имен прилагательных в словосочетаниях? Любовались зимн.м лесом. Покрылся крепк.м льдом. е ) и ж ) е з ) другая буква.

Слайд 13

Найди прилагательное – антоним к данному слову : грустный ц ) печальный ч ) радостный ш ) отзывчивый

Слайд 14

МОЛОДЕЦ !



Предварительный просмотр:

Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном.

Тип урока: Закрепление изученного материала.

Планируемые результаты:

Личностные (ЛР): учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 Метапредметные (МПР):

Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные:допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; задавать вопросы.

Предметные (ПР):

  • Проводить морфологический разбор имени прилагательного;
  • Определять грамматические признаки имени прилагательного 

Цель урока: обобщить знания об имени прилагательном.

Межпредметные связи: литературное чтение.

Место урока в разделе: «Имя прилагательное», урок №12

Оборудование: учебник «Русский язык.3 класс» (авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий), рабочая тетрадь, карточки для работы в паре, индивидуальные карточки, лист «Лист самооценки», презентация по теме: «Обобщение знаний об имени прилагательном».

Этапурока

Цель этапа

Деятельностьучителя

Деятельность учащихся

Результат, УУД

1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности

Подготовка  к работе, обеспечение нормальной обстановки для работы на уроке, психологическая подготовка учащихся к общению.

Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания детей, создание положительного настроя учащихся на урок.

- Предлагает  объяснить смысл пословицы К большому терпенью придёт и уменье, ответить, какое отношение она имеет к уроку, обосновать значимость не только получения знаний, но и воспитания.

Готовность класса к уроку, быстрое включение в деловой ритм.

Рассуждают о значении пословицы применительно к учебной деятельности. Уточняют, что на уроках можно не только узнавать новое, но и воспитывать себя.

Л:положительное отношение к уроку, понимание необходимости  учения. Следование в поведении моральным и этическим требованиям.

М:учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

2.Актуализация знаний

Ситуация успеха.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия новых знаний».

Минутка чистописания.  Что напоминают прописанные  буквосочетания.

Работа с пословицей. Запишите, определите части речи. Коллективная проверка.

Какие части речи определили?

Как определили имя существительное?

Как определили  имя прилагательное?

Предлагает восстановить с помощью карточек знания об имени прилагательном.

В тетради записывают число, классная работа.

Узнают родовые окончания имён прилагательных.

Записывают пословицу. Определяют части речи. Дают определение имени существительного, прилагательного.

Оценивают себя в листке самооценки.

Коллективное выполнение, проверка.

Л: потребность сотрудничества со сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий.

М: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

П: повторение и закрепление материала прошлого урока.

3.Целеполагание.

Постановка цели урока

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Зафиксировать тему и цель урока.

Организует работу со стихотворением С. Есенина. Спрашивает, какую роль в стихотворении играют имена прилагательные, чем являются в произведении.

Весенний вечер

Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые.
Рог золотой выплывает луны.

Запад подернулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще березовой
Песню любви затянул соловей.

Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звезды далекие
И улыбается небу земля.

Предлагает выписать из стихотворения 5 первых словосочетаний имя прилагательное + имя существительное.

Выделить окончания имен прилагательных , определить род, число, падеж.

Предлагает выполнить разбор имени существительного.

Предлагает выполнить разбор имени прилагательного.

Что необходимо для разбора имени прилагательного?

-Определите тему урока. (презентация 2)

-Какая перед нами стоит цель?

Чему будем учиться, что узнаем?

-Чтобы достичь цели урока нам необходимо решить задачи. Назовите задачи урока.

Предлагает сверить выполненный разбор имени прилагательного с учебником стр.144

Читают выразительно стихотворение, определяют роль имен прилагательных в тексте.

Выписывают 5 первых словосочетаний имен существительных с именами прилагательными. Выделяют окончания имён прилагательных, определяют род, число, падеж.

Оценивают себя в листе самооценки.

Выполняют разбор имени существительного (1 ученик у доски).

Оценивают себя в листе самооценки.

Дети испытывают затруднения с разбором имени прилагательного.

Обобщить знания об имени прилагательном.

Тема урока: «Обобщение знаний об имени прилагательном»

Цель урока: обобщить знания об имени прилагательном.

Задачи урока:

  •  Учиться распознавать имена прилагательные среди других частей речи;
  • Учиться согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде, числе, падеже;
  • Учиться производить разбор имени прилагательного, как часть речи

Сверяют выполненный разбор имени прилагательного с памяткой в учебнике.

Л:проявление самостоятельности в разных видах деятельности.

Формирование уважительного отношения к иному мнению.

М:развитие умения  постановки темы урока, познавательной цели с помощью учителя.

Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

П:овладение логическими действиями сравнения, классификация по признакам.

Освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, сравнение, классификация).

4.Динамическая пауза

Смена вида деятельности.

Создает условия для снятия переутомления у детей. Физминутка.

Если я назову имя прилагательное в мужском роде, вы приседаете, в женском роде – встаете, в среднем роде – подпрыгиваете.

Веселый, солнечная, золотой, добрая, голубое, синий, весенняя, деревянный, умная, замечательное, здоровое.

 

-Исполняют физкультминутку.

Л:установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

М:выполнение действий по образцу.

5.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений 6.Самостоятельное использование сформированных умений и навыков

 Обеспечить применение усвоенных ранее знаний и способов действий 

Предлагает решить ребус, в котором зашифровано слово «Морфология», определить лексическое значение этого слова.

Организует самостоятельную работу в парах:

Определить грамматические признаки любого из выделенных имён прилагательных.

В чаще сказочного музыкального леса стоял волшебный дом. В нём жили весёлые подружки-нотки.

Вернемся к поставленным задачам, какую задачу будем сейчас решать?

Найдите на странице 86 упражнение, которое поможет нам

решить поставленную задачу.

1 ряд подбирает подходящие прилагательные к существительным среднего рода, 2 ряд – к существительным мужского рода, 3 ряд – к существительным женского рода.

Разгадывают ребус, обращаются к толковому словарю за лексическим значением нового слова. Оценивают себя в листе самооценки.

Дети выполняют задание в парах.

Оценивают себя в листе самооценки.

Согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде, числе, падеже;

Упр.152

Выполняют упражнение, взаимопроверка, коллективная проверка.

Оценивают себя в листе самооценки.

Л: проявление самостоятельности и активности в разных видах деятельности.Умение адаптироваться к сложным учебным ситуациям: сделать выбор по ходу выполнения задания. Развитие мотивации к работе на результат.Умение работать в паре.

М: высказывание своего мнения, аргументация своего мнения.

Выполнение действий по заданному алгоритму.Контроль деятельности по ходу выполнения задания. Анализ, синтез, классификация, сравнение и обобщение.Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в полученной информациипо ходу выполнения задания. Проверка правильности  результата при ответе. Взаимодействие в паре.

П: желание открывать новые знания, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.

7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предлагает выполнить тест.

Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает...

Л) предмет

М) признак

Н) действие

Найди строку, в которой даны только имена прилагательные.

О) медленный, вареное, синий

П) верность, желтый. белый.

Р) медлительность, верный, белизна

Как не изменяется имя прилагательное ?

Л) по лицам

М) по числам

Н) по падежам

У прилагательного нет следующего признака...

Н) рода

О) времени

П) числа

В каком имени прилагательном нужно писать окончание –яя ?

г) домашн... животное

д) домашн... работа

е) домашн... режим

Какая буква пропущена в окончании имен прилагательных в словосочетаниях?
Любовались зимн.м лесом. Покрылся крепк.м льдом.

е) и

ж) е

з) другая буква.

Найди прилагательное – антоним к данному слову:

грустный 

ц) печальный

 ч) радостный

 ш) отзывчивый

Спрашивает, какое задание позволило обобщить сведения об имени прилагательном, какие советы можно дать товарищам для морфологического разбора имени прилагательного.

Выполняют тест.

Оценивают себя в листке самооценки.

Рассуждают о выполнении морфологического разбора имени прилагательного. Анализируют материал.

8.Объяснение и понимание домашнего задания

Закрепить знания, полученные на уроке и применить их при выполнении упражнения.

-стр.88 Упр.152, творческое задание: написать мини-сочинение-отзыв о спектакле «Денискины рассказы».

-Дети записывают в дневник.

Л: потребность сотрудничества со взрослыми на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий.

9.Рефлексия

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности на уроке.

Работа по таблице:

-как вы оценили свою работу сегодня?

-В чем у вас возникли трудности во время урока?

-Кто доволен собой?

-Кому надо дома дополнительно поработать?

-Ответы детей. Смайлами показывают настроение.

Л: потребность сотрудничества со взрослыми на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий.

М: слушать партнера по общению, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник.

Учиться распознавать имена прилагательные среди других частей речи.

Учиться согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде, числе, падеже.

Учиться производить разбор имени прилагательного, как часть речи.

33-30 – «5»

29-26 – «4»

25-22 – «3»

21 – «2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

16.12.12. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ИМЕНАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ИМЕНАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Урок русского языка  в 4 классе. На уроке представлена работа в группах....

Обобщение знаний об именах прилагательных и именах существительных

Цели урока:1.   Обобщение знания учащихся о сходствах и различиях между данными частями речи.2.   Формировать умение правильно и точно употреблять их в речи.3.  Воспитыв...

Конспект урока русского языка по теме "Обобщение знаний об именах прилагательных и именах существительных" 3 класс

План урока.I.Организационный момент.Начинается урок. Он пройдет, ребята, впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку...

Презентация по обобщению знаний об именах прилагательных и именах существительных.

Данная презентация является дополнением к  конспекту  урока. Способствует развитию умения распозновать имена прилагательные, сопоставлять с существительными, выявлять сходство и различия дан...

Конспект урока по теме: «Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор имени прилагательного.» (2 класс).УМК Школа России

Цели деятельности учителя: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;  работать с Памяткой 2 «Порядок разбора имени прилагательного»; разбирать имя прилагательное как часть р...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа «Имя прилагательное». ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: закрепление полученного знанияЦель урока: обобщение полученных знаний об имени прилагательном; совершенствование умений находить в тексте имя прилагательное; определение числа имени прилага...