Методическая разработка "Однокоренные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2, 3, 4 класс)

Золотарева Анна Сергеевна

Технологическая карта урока русского языка "Однокоренные слова" для обучающихся 2-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnokorennye_slova.docx28.79 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие по коррекции дисграфий в 4 классах.

Учитель – логопед А.С. Золотарева

Тема: Однокоренные слова.

Деятельность учителя

Деятельность детей

задачи

примечания

  1. Организационный момент:

- Приветствие. Проверка готовности к за

Поскорей проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок.

Всё на месте, всё в порядке?

Ручка, карандаш, тетрадка.

- Прочтите фразу самостоятельно. Кто прочитал, может садиться.

- Вам было легко ее понять? Почему?

- Произнесите хором пословицу. Объясните ее значение.

Приветствие.

Чтение пословицы.

Объяснение значения пословицы.

Организация начала занятия.

Обеспечение внимания учащихся, их психо - эмоционального настроя.

Развитие языкового анализа.

Развитие вербально- логического мышления.

Воспитание осознания важности учения.

На экране:

1.Ктоучитсясмолоду,незнаетвстаростиголоду

2.Кто учится смолоду, не знает в старости голоду.

(Русская пословица)

  1. Актуализация знаний:

Ученик выполнил упражнение. Давайте его внимательно посмотрим.

Как вы думаете, какое задание было дано ученику?

А что такое корень слова?

Верно он его выполнил?

Что такое однокоренные слова?

Давайте посмотрим, к каким словам однокоренные слова были подобраны не верно.

Подобрать однокоренные слова.

Нет.

Слова с одинаковым корнем.

Корень — это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

Нет.

Развитие мышления.

Актуализация знаний.

На экране: молодой – смолоду, носок - носовой, белок- белка, горе- горка, лев- левый.

Потом появляется:

Корень — это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

  1. Этап активного и сознательного усвоения знаний:

Итак, какой вывод мы можем сделать?

4.Этап практического усвоения знаний.

Откройте тетради, запишите число и тему урока «Однокоренные слова». Выполните данное упражнение верно, подобрав однокоренные слова. Выделите корни.

На что нам стоит обратить внимание при подборе однокоренных слов?

Слушаем стихотворение. Про что оно?

И мы с вами поработаем с деревьями.

Я предлагаю вам работу в группах:

У вас два дерева – два слова и листья – слова. Внимательно прочитайте слова на листьях и прикрепите их к соответствующему дереву.

Представить группы озвучивает. Объясняем значение слов.

Что однокоренными являются слова, у которых не только созвучный корень, но и близкое значение. Родня.

При подборе однокоренных слов стоит обратить внимание на то, что все однокоренные слова имеют сходное значение, которое кроется в корне.

Ученик:

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

Был он просто словом.

Это слово, словно корень,

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло-

Стало много новых слов.

Представитель группы озвучивает.

Развитие мышления.

Развитие умения применять теоретические знания на практике.

Практическое закрепление знаний.

Формирование умения продуктивного взаимодействия.

Расширение словаря, уточнение лексического значения слов.

Мел и мель (мелко, меловой, мелочь, отмель, мельница, измельчить, мелок);

вода и водить (водичка, водитель, проводник, заводной, водолаз, водовоз, переводчик)

Игра «Волк учит буквы»

Работа по цепочке.

Коррекция оптической дисграфии.

«Мерсибо» «Работа над ошибками»

Работа в парах:

Словарная работа!

Какое слово из предложенных лишнее?

Вы можете сразу ответить на этот вопрос?

Что нужно для этого сделать?

А для чего надо уметь подбирать однокоренные слова?

Нет.

Составление алгоритма решения поставленной задачи:

Составить из частей слова, записать их, определить лишнее.

Один ученик озвучивает решение.

Для проверки безударных гласных и др.

Развитие языкового анализа.

Формирование умения продуктивного взаимодействия.

Формирование умения планировать свои действия по достижению поставленной цели.

Повторить правило о безударных гласных в корне слова.

1 – рос- а, под – рос- л- а, о- рос-и-л-и

2. угол – ек, прям- о- уголь- ник, уголь-н-ая.

3. пере- нос- иц- а, под- нос, нов-ов-ой

4. при- гор- ок, гор-е-мык-а, высок- о- горь-е.

Лесник - лес

Вода - водный

6. Подведение итогов. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Листы со Знайкой.

 Рефлексия.

Лист с заданиями. Проверка путем сверки с ответами на экране.

Рефлексия «Ежик с яблоками» + продолжение фраз

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я научился…
  9. у меня получилось …
  10. я смог…
  11. я попробую…
  12. мне захотелось…

Вы правильно поняли, что однокоренные слова – это слова близкие по значению.

Ребенок прикрепляет яблочко и заканчивает фразу.

Формирование умения анализировать уровень своих знаний.

Развитие связной речи.

7. Тренировочные упражнения:

1 лист – работа со Знайкой;

2 лист – разноуровневые задания.

Золотарева А.С. 259-565-522


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно- методическая разработка урока русского языка для 2 класса по теме « Нахождение проверочных слов для безударной гласной в корне слова из ряда однокоренных слов».

Орфографическая грамотность учащихся - это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотно...

Методическая разработка по теме "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова".Школа России, 3 класс

В этой разработке показана технология АМО: "В гостях у снежной Королевы", "Апплодисменты", "Зимние орфографические снежки", карта личных достижений учащегося. Этот материал может пригодиться учителям ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.

В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов  дисграфии сразу. Реб...

Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)

Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....

Учебно-методическая разработка Урок русского языка 3 кл :Тема «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА»

Конспект урока  в 3 классе по любому УМК по русскому языку .Тема "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА"  Разработка содержит  материал по развитию речи на данную...

Учебно-методический комплекс к уроку русского языка, 2 класс. Тема: "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. Различие приставки и предлога"

Цель деятельности учителя: ввести понятие «приставка», познакомить с функциями приставки; учить находить приставку в словах и выделять ее графически на письме; тренироваться в образовании слов с помощ...