Конспект урока по русскому языку на тему : "Орфограммы в корнях слова"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Кабардина Мария Николаевна

Орфограммы в корнях слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orfogrammy_v_kornyah_slova.docx36.77 КБ
Файл orfogrammy_v_kornyah_slova.pptx2.29 МБ

Предварительный просмотр:

Дата: 26.02.2016г.                                                                                                                        Учитель школы: Пискунова И.

Класс: 4-6                                                                                                                                        Методист: Кондратьева И.И

Кабинет: 312                                                                                                                                  Студентка: Кабардина М.Н.,33

Школа: №95

Конспект урока по русскому языку

Тема: Орфограммы в корнях слова

Цели деятельности учителя:

Обобщить способы проверки орфограмм в корне слова.

Планируемые результаты:

Предметные: научаться строить речевое высказывание, развивают орфографическую зоркость, определяют тип орфограммы и способ ее проверки.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Тип урока: повторение.

Оборудование: презентация, учебник, карточки.

Этапы ,методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Метод – словесный

Прием – подводящий диалог

1 мин.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

Характеризовать особенности ситуации  общения: цели, задачи, состав участников, место, время, средства, коммуникации.

Личностные: устанавливать связь между учителям и учениками. Настраивание на учебный лад.

 Мотивационный этап

Метод – словесный;

Прием –подводящий диалог;

5 мин.

- Внимание , 1 вариант могут сесть, если услышат слова, в которых орфограмма -безударная гласная в корне, проверяемая ударением : Лето – стоят, кисть  - стоят, бегун – сели (проверочная слово бег)

- 2 вариант может сесть, если услышат слова ,орфограмма в которых – парная согласная в середине слова: окно – стоят, добрый  -стоят, сладкий – сели (проверочное слово сладок).

Здравствуйте, ребята! Повернитесь лицом к своему соседу, улыбнитесь ему и пожелайте что-то хорошее на урок. Присаживайтесь. Меня зовут Мария Николаевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Ребята , откройте тетрадки напишите – Число и классная работа.

Определить орфограммы в словах.

Беседа.

Познавательные:

Постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Постановка и решение  учебной задачи

Метод – практический;

Приём –

Распределительно орфографический диктант

12 мин.

- Посмотрите все на экран. Вам даны слова . Вы должны распределить слова на группы ,указав признак данной группы. Выполнить  в тетрадке(по столбиками). (слова перемешаны)

1. безударная гласная, проверяемая ударением:

 Посолить (соль), лесок (лес)

2. безударная гласная, не проверяемая ударением : автобус, сирень

3. парная согласная ( в середине слова): сказка (сказок), снежки (снежинок)

4. непроизносимая согласная :  ужасно, сердце(сердечный)

5. беглая гласная : вишен, черешен.

- Посмотрите на эти слова с орфографической точки зрения. Распределите их по орфограммам, (по столбика -5 )

- в этих словах выделите корень. (на слайде выделите корень) У кого получилось не так?

- Что вы заметили (орфограммы в корнях слова)

- Что общего в словах? (орфограмма в корне слова)

- Чем отличаются? (способы проверки)

- Какая тема нашего урока будет?

Орфограммы в корнях слова

- Какие цели урока:

Повторить правильное написание орфограмм в корне слова (появляется на слайде, и проговаривают несколько человек)

- Какие орфограммы в корнях слова бывают(называют и затем появляются на слайде):

  1. Безударная гласная, проверяемая ударением ;
  2. безударная гласная, не проверяемая ударением;
  3. парная согласная;
  4. непроизносимая согласная ;
  5. беглая гласная в корне.

- Можете ли вы назвать способы проверки данных орфограмм?

1 Гласная, проверяемая ударением, подобрать проверочные слова , чтобы на безударную гласную падало ударение

2 Гласные, не проверяемые ударением

- запомнить или

Проверить по орфографическому словарю

3 парные звонкие и глухие, и непроизносимые: подбор проверочного слова, чтобы после согласного стояла гласная

4 Беглые гласные : о или е – запомнить.

Группировать слова по определенному признаку.

Определить тип орфограмм.

Формировать цели и задачи урока.

Называть тип орфограмм.

Использовать алгоритмы применяемых правил.

Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Личностные: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Физ. минутка

2 мин.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Разминаются

Решение частных учебных задач

Метод – словесный;

Прием: беседа, объяснение.

Метод – практический;

Прием: упражнение письменное и устное;

Творческое задание.

20 мин.

- Сейчас у нас будет работа в группах ( по 4 человека)

Давайте повторим правила работы в группах:

  • Вспомните, при каких условиях работа в группе будет успешной
  • Почему важно вести себя спокойно, тихо?
  • У вас строгие временные рамки, за которые группа должна сделать работу
  • При каком условии вы успеете выполнить данное мной задание: Дружно и Тихо.

Молодцы!

- Посмотрите на № 60(стр 67)- на работу вам 10 минут.

  • Прочитайте задание;
  • Что нужно сделать?;

(Сначала определите , в какой части слова находятся выделенные орфограммы.)

  • Выполните работу самостоятельно;
  • У вас есть еще задание,? какое?;

(Записать слова в соответствии с типом выделенной орфограммы, рядом с каждым словом написать проверочное.)

  1.   : искать (ищет), тропинка (тропка), ночной (ночь)
  2.   : доблестный (доблести), известный(известие), хлестнуть (хлестать)
  3.   : ловкий (ловок), ошибка (ошибочка), секрет (секреты)
  4.   : узел (узлы), опушек (опушка), вишен (вишня).
  • Теперь мы выполним проверку:

Первые группы, которые выполнят, на доске распределят по группам: (записывают на слайде)                                1     2   3   4

- Каков был ход рассуждения при выполнении данного задания?

- Все правильно ребята выполнили? Оценим их работу.

Все умнички, вы так хорошо работаете!

 - Ну а сейчас у нас следующее задание:

Возьмите карточку, которая лежит перед вами, вставьте пропущенную букву, и подобрав проверочное слово.

По орфограммам:

  1. Зак лоть (заколка), задр жать (дрожь), прив дение (видеть), л са(лисы), с сна (сосны), в лна(волны), ум лять(молит);
  2. Г реть (о),б реза(е), м лина(а),б седа (е), ост новка (а), ап льсин(е);
  3. Шу ки б(шуба), сала ки з (салазок), гря ка д(грядок), зу ки б (зубы), тетра ки  д(тетрадок);
  4. Окрес ность т (кресТИк), францу ская з (француЗЫ), мес ность т (месТО), прелес ный т (прелесТИ) ,
    звёз ный. Д (звезДОчка) ,ус ный т (усТА);
  5. Виш н е (вишня),  череш н е ( черешня), меш к о (мешка), б ру е (брать), с н о (сна).

Теперь, мы с вами проверим:  я называю - Почему вы решили что нужно было выбрать именно эту орфограмму?...( одна из пяти)

- Какие умнички, у кого не получилось?

Самостоятельно составить выводы.

 Подобрать способы проверки. Распределить по группам.

Осуществлять само и взаимопроверку.

Выполнить задание по карточкам. Подобрать проверочное слово. Определить орфограмму .

Познавательные: 

строят речевые высказывания.

Коммуникативные : умение излагать свое мнение

 и  аргументировать свою точку зрения , допускать существование различных точек зрения, принимать  позицию партнера ( оппонента).

Рефлексивный

Метод –Словесный;

Прием -постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение.

5 мин.

Какая цель была нашего урока?

- Назовите орфограммы, которые могут быть в корне слова (5 орфограмм).

- Каким способом мы их проверяем, и какое правило мы должны помнить при этом?

( 1 Гласная, проверяемая ударением, подобрать проверочные слова , чтобы на безударную гласную падало ударение

2 Гласные, не проверяемые ударением

- запомнить или

Проверить по орфографическому словарю

3,4 парные звонкие и глухие, и непроизносимые: подбор проверочного слова, чтобы после согласного стояла гласная

5 Беглые гласные : о или е – запомнить.)

  1. Есть гласные ударные,
    Но есть и безударные
    Их нужно проверять,
    В корне правильно писать.
    Подбираем быстро слово,
    И проверочка готова
    Удареньем проверяем –
    Ничего не забываем.
  2. Парные согласные нужно проверять,
    Чтоб слова в тетради грамотно писать.
    Родственное слово быстро подбери,
    Парную согласную с гласной подружи.
  3. Где растет морковь? – На грядках.
    Буквы пишут где? – В тетрадках.
    Чистим что мы? – Чистим зубки.
    Одеваем в холод? – Шубки.
    Любим все? – Снежки, салазки.
    А читаем часто? – Сказки
    Звук согласны проверяй,
    Рядом гласный подставляй!
    Грядка. Нет чего? – нет грядок.
    А тетрадки? – Нет тетрадок.
    Зубки! Изменили – зубы.
    Шубки! Проверяем – шубы.
    Ждем снежинок и салазок,
    И побольше чудных сказок.
  4. Такие все несчастные.
    В словах мы их не слышим,
    А вот в тетради пишем.
    Чтоб они из слов не убежали,
    Мы их долго проверяли.
    Ищем мы такое слово,
    Чтоб услышать её снова.
  5. На какую орфограмму нет стихотворения?

- придумайте и напишите сами.

Спасибо всем за урок!

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают свое мнение.

Формируют конечный результат своей работы на уроке.

Личностные: осознание своих возможности

в учении, способность адекватно судить

о причинах своего успеха или неуспеха в учении,

 связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Регулятивные:

осуществляют итоговый контроль.

Зак лоть   задр жать   прив дение   л са  

с сна   в лна     ум лять

Г реть    б реза    м лина   б седа  

ост новка   ап льсин

Шу ки    сала ки     гря ка     зу ки    

тетра ки  

Окрес ность     францу ская     мес ность     прелес ный    звёз ный    ус ный  

Виш н     череш н     меш к  

  б ру     с н

Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. 
Куприн Александр  Иванович

Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.

Где растет морковь? – На грядках.
Буквы пишут где? – В тетрадках.
Чистим что мы? – Чистим зубки.
Одеваем в холод? – Шубки.
Любим все? – Снежки, салазки.
А читаем часто? – Сказки
Звук согласны проверяй,
Рядом гласный подставляй!
Грядка. Нет чего? – нет грядок.
А тетрадки? – Нет тетрадок.
Зубки! Изменили – зубы.
Шубки! Проверяем – шубы.
Ждем снежинок и салазок,
И побольше чудных сказок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двадцать шестое февраля Классная работа

Слайд 2

Посолить, автобус, сказка, сердце, черешен, ужасно, вишен, снежки, сирень, лесок.

Слайд 3

Безударная гласная, проверяемая ударением Безударная гласная, не проверяемая ударением Парная согласная Непроизносимая согласная Беглая гласная Посолить, лесок Автобус, сирень Сказка, снежки Ужасно, сердце Вишен, черешен

Слайд 4

Орфограммы в корнях слова Повторить написание орфограмм в корне слова

Слайд 5

1. Безударная гласная, проверяемая ударением; 2. безударная гласная, не проверяемая ударением; 3. парная согласная; 4. непроизносимая согласная; 5. беглая гласная в корне.

Слайд 6

- Вспомните, при каких условиях работа в группе будет успешной. -Почему важно вести себя спокойно, тихо? -У вас строгие временные рамки, за которые группа должна выполнить работу. -При каком условии вы успеете выполнить данное мной задание : Дружно и тихо.

Слайд 7

Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением Непроизносимый согласный в корне слова Парный по звонкости / глухости согласный в корне слова Беглый гласный в корне слова

Слайд 8

Гласная, проверяемая ударением, подобрать проверочные слова , чтобы на безударную гласную падало ударение. Гласные, не проверяемые ударением - запомнить или проверить по орфографическому словарю. Парные звонкие и глухие, и непроизносимые: подбор проверочного слова, чтобы после согласного стояла гласная. Беглые гласные : о или е – запомнить.

Слайд 9

Есть гласные ударные, Но есть и безударные Их нужно проверять, В корне правильно писать. Подбираем быстро слово, И проверочка готова Удареньем проверяем – Ничего не забываем.

Слайд 10

Парные согласные нужно проверять, Чтоб слова в тетради грамотно писать. Родственное слово быстро подбери, Парную согласную с гласной подружи.

Слайд 11

Где растет морковь? – На грядках. Буквы пишут где? – В тетрадках. Чистим что мы? – Чистим зубки. Одеваем в холод? – Шубки. Любим все? – Снежки, салазки. А читаем часто? – Сказки Звук согласны проверяй, Рядом гласный подставляй! Грядка. Нет чего? – нет грядок. А тетрадки? – Нет тетрадок. Зубки! Изменили – зубы. Шубки! Проверяем – шубы. Ждем снежинок и салазок, И побольше чудных сказок.

Слайд 12

Такие все несчастные. В словах мы их не слышим, А вот в тетради пишем. Чтоб они из слов не убежали, Мы их долго проверяли. Ищем мы такое слово, Чтоб услышать её снова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Орфограммы в корне слова" 2 класс

В уроке используются разные приемы для развития орфографической зоркости....

конспект урока по русскому языку по теме "Орфограммы корня. Повторение"(4 класс)

Данный урок русского языка  является первым уроком первой четверти 4 класса и может быть использован по любой программе. Разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС...

Карточки по русскому языку по теме "Орфограммы в корне слова" 2 класс

Карточки содержат задания для проверки знаний  учащихся 2 класса по темам "Безударные гласые  в корне слова", "Парные согласные в корне слова". А также дополнительное зад...

Проверочная работа по русскому языку по теме "Орфограммы в корне слова" УМК Планета знаний 2 класс

Проверочная работа состоит из 4х заданий с целью проверки усвоения учащимися следующих орфограмм: безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная....

3 класс Конспект урока по русскому языку по теме: «Упражнения в проверке слов с безударными гласными в корне слова»

3 класс Т.Г.РамзаеваКонспект урока по русскому языку по теме:"Упражнения в проверке слов с безударными гласными в корне слова"....

Индивидуальные карточки по русскому языку на тему "Орфограммы в корне слова" (2 класс)

Индивидуальные карточки, небольшие самостоятельные работы, и все это в одном материале....