Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Открытое мероприятие на районном семинаре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   

                         

Внеклассное мероприятие

по духовно – нравственному воспитанию

учащихся

«Единство души и земли»

(Великие православные праздники)

        Подготовила и провела:

учитель начальных классов

        Гущина Т.В.

Цели мероприятия:

- расширить знания учащихся о православных праздниках, их  названиях и происхождении;

- помочь учащимся проследить связь между природой, землей и человеком;

- показать влияние классической и церковной музыки на человека;

- воспитывать основы нравственного поведения учащихся.

Оборудование:

- выставка книг, плакат «Великие православные праздники», плакаты с иконами,

 свечи, рождественская звезда, ангелочки (поделки детей), детские рисунки.

Музыкальный материал:

- «Благовест, трезвон, колокольный звон; г.Владимир»,

- «Ночь святая», «Праздник прекрасного Рождества», «О Рождестве». Слова, музыка и исполнение О.Першиной,

-  «Аве Мария» Ф.Шуберта,

- «Богородица Дева, радуйся» из «Всенощного бдения» С.В.Рахманинов,

                                                       Ход мероприятия.

(Звучит ««Благовест, трезвон, колокольный звон;  г. Владимир»)

Ведущий:

И мощный звон промчался над землею,

И воздух весь, гудя, затрепетал.

Певучие серебряные звоны

Сказали весть святого торжества!

Ведущий:

         Святое торжество, праздник! Как бы мы, люди, жили без праздников, как бы пуста и безотрадна показалась нам жизнь посреди всей ее суеты, посреди гнетущих забот, посреди нужды и неправды. Люди не могут не любить дни отдыха, посвященные воспоминанию великих событий в церкви Христовой.

           И именно колокольный звон предваряет все церковные праздники, предвещая о том, что нужно взоры свои возвести к небу.

Сегодня мы поговорим о духовном возрождении русского народа, единстве его души с землей, на которой он живет.

             Много прекрасных праздников на Руси, и к каждому из них сложилось свое особое, трепетное отношение. Но мало кто из вас, наверное, может объяснить их историю, причины образования. Сегодня мы попробуем понять их происхождение, понять, почему на протяжении стольких веков их свято чтит народ.

             Как и где все начиналось? Давайте послушаем.

Сообщение 1. (ученик)

             В трех днях пути от Иерусалима, в покрытой садами долине, у самой подошвы горы лежит тихий городок Назарет. Более двух тысяч лет назад город был мал и незначителен. Ведь тогда еще никто в мире не знал, что именно в этом презираемом всеми городке родится Матерь Божия и, более тридцати лет будет жить Господь наш Иисус Христос!

Ведущий:

            Итак, эти события произошли в 15 году до Рождества Христова. Рождество Пресвятой Богородицы в православной церкви празднуется 21 сентября.

(Звучит «Аве Мария» Ф.Шуберта)

Ведущий:

Аве Мария – лампада тиха,

В сердце готовы четыре стиха:

Чистая Дева, скорбящего мать,

Душу проникла твоя благодать.

Неба царица, не в блеске лучей –

В тихом предстань сновидении мне!

          Рождение Богородицы принесло радость всей Вселенной, потому что из нее должно было воссиять солнце правды – Христос – Бог наш.

          Мария еще до рождения по обещанию родителей была посвящена Богу. Помня о своей клятве, как только Марии исполнилось 3 года, они решили отвести ее в Иерусалимский храм. Впереди шли поющие сверстницы Марии с горящими светильниками в руках, за ними родители с радостной Марией на руках. Ведь с самого рождения ее готовили к этому событию и ее не страшила предстоящая разлука с отцом и матерью.

Это праздник Введение Пресвятой Богородицы в храм и празднуется он

4 декабря.

Ученик:

Она идет, хвале внимая,

Благим, покрытая смиреньем,

Как бы небесное виденье

Собою на земле внимая.

Ведущий:

                 Как ни тяжело было родителям расставаться с нею, Мария осталась жить при храме. Когда ей исполнилось 14 лет, священники объявили, что по закону она должна оставить храм и выбрать себе мужа. Но Пресвятая Дева твердо заявила о своем решении посвятить свою жизнь Господу и остаться невинной. Так священники обручили ее с достойным человеком, который под видом супруга стал хранителем ее невинности. Это был восьмидесятилетний плотник из Назарета по имени Иосиф. В скором времени Иосиф и Мария покинули храм. Прожив в Иерусалимском храме 11 лет, Дева Мария оказалась опять на своей родине, в городе Назарете.

                    И вот пришло время и Господь повелел Архангелу Гавриилу возвестить Марии благую весть о том, что именно ей суждено стать матерью Спасителя мира.

(Звучит «Богородица Дева, радуйся» из «Всенощного бдения» С.В.Рахманинов.)

Ученик:

                    Архангел Гавриил протянул Марии ветвь белых лилий – символ чистоты и целомудрия и произнес: «Радуйся, Благодатная! Господь с тобою! Благословенна ты среди жен! И благословенен плод чрева твоего!»

                    Сказав это, Архангел исчез. Мария поняла, что Господь выбрал среди всех женщин мира именно ее, что она станет матерью Иисуса Христа, его сына, и с восторгом и радостью ждала воли Божьей.

Ведущий:

                День, когда Архангел Гавриил принес Марии весть о том, что она станет матерью Иисуса Христа, сына Божьего отмечен 7 апреля как Благовещение Пресвятой Богородицы.

                Шли месяцы, приближался час Марии. В этот период страной правил царь Ирод. Он приказал провести перепись всех своих подданных. Для этого Иосиф и Мария отправились в Вифлеем, на свою родину. Особенно тяжело приходилось Пресвятой Деве Марии – вот – вот должна была наступить самая ответственная минута в ее жизни – рождение сына. Уже смеркалось, когда после пятидневного пути, преодолев последний тяжелый подъем в гору, они оказались в Вифлееме. Гостиницы и постоялые дворы города были переполнены людьми. Послушайте, что было дальше.

Сообщение 2. (ученик)

                 Быстро надвигалась прохладная зимняя ночь и отсутствие запаса денег не оставляли надежды найти ночлег в самом городе. Пришлось им устраиваться в пещере, где обычно во время непогоды укрывали скот. В этом убогом пристанище, вдали от людей и свершилось величайшее таинство Богоявления – Рождение Христа Спасителя.

               Спеленав Сына пеленами, Пресвятая Мария положила его в ясли, где обычно лежала солома для кормления скота. По преданию, здесь же были привязаны вол и ослик, которые своим дыханием согревали Божественного Младенца.

Ведущий:

Стояла зима.

Дул ветер из степи.

И холодно было Младенцу в вертепе

На склоне холма.

Его согревало дыханье вола.

Домашние звери стояли в пещере.

Над яслями дымка плыла.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,

Как месяца луч в углубленье дупла.

Ему заменяли овчинную шубу

Ослиные губы и ноздри вола.

Сообщение 3. (ученик):

               Первыми о сошествии Бога не землю узнали простые пастухи, которые невдалеке от Вифлеема стерегли овечьи стада. Мертвая тишина окружала их. Тысячи звезд глядели на мир с темного неба. Тихо горел костер. И вдруг среди этого ночного мрака и безмолвия небо озарилось дивным светом, и Ангел Божий явился им в славе небесной. Изумленные пастухи устрашились чудного ведения, но Ангел сказал им: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость: Ныне родился в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях».

                 Небесный свет стал ярче. Раздалась торжественная песнь множества Ангелов. Так небо праздновало Рождение Богочеловека.

(Слушание «Праздник прекрасного Рождества». Слова, музыка и исполнение

О. Першиной.)

Ведущий:

             Немного придя в себя, потрясенные увиденным и услышанным, пастухи решили пойти в Вифлеем и посмотреть: что же там все-таки случилось. Необычайный свет от пещеры привлек их внимание. Заглянув туда, они нашли Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Пастухи первыми безоговорочно поверили в то, что перед ними Спаситель мира и поклонились ему.

Итак, люди празднуют Рождество Христово 7 января.

             Тем временем в Иерусалим прибыли из далекой восточной страны мудрецы (волхвы), ученые люди, звездочеты. Они увидели, что на небе возникла новая необычная звезда. Они поняли, что ожидаемый Спаситель мира родился. Звезда, двигаясь по небу, шла перед ними, указывая путь.

Ученик:

А рядом, неведомая перед тем,

Мерцала звезда по пути в Вифлеем.

Растущее зарево рдело над ней

И значило что-то,

И три звездочета

Спешили на зов небывалых огней.

Ведущий:

                   На восьмой день после рождения, Младенца окрестили как Иисус. Это имя означает Спаситель. Уже само имя указывало на великую миссию Господа, который в недалеком будущем отдаст себя на страдания ради спасения рода человеческого. И вот уже две тысячи лет воспевается образ Божьей Матери с младенцем на руках.

Ведущий:

Не на троне, на ее руке

Левой ручкой, обнимая шею,

Взор во взор, щекой припав к щеке,

Нет в мирах ослепительней чуда.

Ведущий:

                 Рождество Христово празднуется  своеобразно. Раньше, в канун праздника, до самого вечера, до появления на небе первой звезды, никто ничего не ел и не садился за стол. Считалось, что первой на небе появляется та самая звезда Рождества, которая ограждает дом от беды.

Ученик:

На широком небосклоне,

В звездном ярком хороводе

Светит дивная звезда.

Всюду луч она заронит,

Где людское горе стонет

В села, рощи, города.

Луч доходит до светлицы

И крестьянки, и царицы,

И до птичьего гнезда.

Он вскользнет и в дом богатый

Не минет и бедной хаты

Луч волшебный никогда.

Всюду ярче радость блещет

Где тот звездный луч трепещет

И не страшна там беда,

Где засветится звезда.

(Слушаем и танцуем «О Рождестве». Слова, музыка и исполнение О.Першиной.)

             Я искренне надеюсь, что сегодняшний день оставит в вашем сердце и памяти только добрые, светлые воспоминания, поможет задуматься о том, как стать чище и добрее.

            Друзья, у каждого человека есть свой Ангел – хранитель, который помогает пережить все тяготы жизни. Пусть и для Вас, подаренный Ангел будет самым добрым и нежным, приносящий только добрые вести.

(Дети дарят гостям ангелочков, сделанные своими руками).

Спасибо всем присутствующим за внимание!

Список использованной литературы:

  1. «Закон Божий». Основы православной веры в изложении для детей. С.Куломзина, Москва.
  2. «Введение во храм слова». Книга для чтения с детьми в школе и дома. С.Ф.Иванова, Москва 2006г. И.: «Отчий дом».
  3. «Великие православные праздники». Составитель: О.Глаголева. Москва «ОЛМА-ПРЕСС», 2002г.



Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 4 – а классе по теме:

«Однородные члены предложения».

Тип урока: ввод новых знаний

Цели:

  •  Познакомить с понятием однородные члены предложения. Создать условия для усвоения признаков однородных членов предложения.
  •  Развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы.
  •  Развивать навыки взаимоконтроля и самоконтроля.

Оборудование:

  1. компьютерная презентация «Однородные члены предложения»
  2. распечатка материалов для самостоятельной работы
  3. индивидуальные карты самоконтроля
  4. цветные карандаши

Ход  урока.

1.Орг. момент. (1мин)

- Ребята, сядьте на своих  местах поудобнее, успокойтесь, прислушайтесь к своему дыханию. Мы начинаем урок. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

  1. Каллиграфическая минутка  (2 мин)

 Ветер, ветка, воет.

- Прочитайте слова. Буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания, встречаются во всех словах. Назовите их. (в, т)

(на оборотной доске показ цепочки  ввв,тт  т,  ее е )

  1. Введение в тему урока. Зрительное восприятие языкового материала. ( 1мин)

- Я хочу рассказать вам одну историю. Жил да был в русской деревне юноша, его звали Михаилом. Выходил Михаил  каждое утро на улицу, здоровался с солнышком,  птицами, подставлял лицо свежему ветерку. И однажды понял, что ветер живой,  в его голове родились такие строки.

( слайд № 1)

Осторожно ветер

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше,

Поиграл немножко

Ветками черемух,

Пожурил за что – то

Воробьев знакомых

И расправил бодро

Молодые крылья,

 полетел куда-то

Вперегонки с пылью.

(М.Исаковский)

  1. Организация наблюдения  над материалом.  Работа с текстом.                   (  5 мин)

- Понравилось ли вам это стихотворение замечательного русского поэта Михаила Исаковского? Каким вы представили себе  образ ветра?

- А теперь взгляните на этот текст глазами человека, который изучает русский язык. Я предлагаю вам обсудить это в группах. А поможет вам в этом карточка – информатор, которая находится на ваших столах и на слайде.

(Слайд № 2)

  • Из скольких предложений состоит стихотворение?
  • найдите и выпишите грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое)
  • Сколько в этом предложении сказуемых? Со сколькими подлежащими они связаны?
  • На какой вопрос отвечают сказуемые?
  • С какой интонацией они читаются?
  • Как называются подобные члены предложения?

-Давайте проверим. Правильно ли вы выполнили это задание.

- Какую грамматическую основу предложения вы написали?

(Слайд №3)

 Ветер вышел,  постучал, пробежал, поиграл, пожурил, расправил, полетел.

-  Сколько в этом предложении сказуемых? Сколько подлежащих они поясняют? (7 сказуемых и 1 подлежащее)

- На какой вопрос отвечают сказуемые? ( что сделал?)

- С какой интонацией они читаются? (с перечислительной)

6.Формулирование темы урока. (1 мин)

- Так как же называются подобные члены предложения?  Давайте откроем стр. 44 в наших учебниках, исследуем её  и назовем тему нашего урока.

(Слайд № 4)

  1. Целеполагание.  (1 мин)

ак вы думаете, что нам необходимо знать об однородных членах и что мы должны уметь? Давайте посмотрим на (слайд № 5.)

Что надо знать.                                                     Что надо уметь

Признаки однородных членов                               Находить в тексте                          

                                                                                  однородные члены

                                                                                  Употреблять в своей речи

                                                                                   Правильно расставлять

                                                                                   знаки препинания  

                                                                                   в предложениях с одн. членами

8.Организация самостоятельных выводов (работа в группах)( 3- 4  мин)

Ребята, подумайте в группах и сформулируйте признаки однородных членов предложения.

Выводы: каждая группа начинает свое выступление со слов «однокоренными называются члены предложения, которые…» (признаки не повторять!)

(Если раскрыли не все признаки, то учитель помогает)

(слайд № 6)

Признаки однородных членов:

- Отвечают на один и тот же вопрос

- Являются одним и тем же членом предложения

- Относятся к одному и тому же слову

- Выражены одной и той же частью речи

- Читаются с перечислительной интонацией.

  1. Организация первичного узнавания и нахождения. (Карточки 1, 2,3 варианты) (4 мин)

- Мы назвали признаки однородных членов. А теперь попробуем найти предложения с однородными членами. Работу выполняем в группах.

 Памятка:

  • Прорабатываем карточку устно
  • В группе проверяем и обсуждаем правильный ответ
  • Записываем его  в тетрадь

- Проверим задание. (1,2,3 варианты) (просмотр слайда № 7)

- С заданием второго этапа справились неплохо, молодцы.

10.Физкультминутка: (2 мин.)    «Звездочёт»  (электронная)

- Ребята, недавно на уроках ОМ мы познакомились со звездами. А сегодня ветерок принес нам письмо от звездочета, в котором есть несколько веселых заданий. Давайте дружно выполним их, встаньте из- за парт (презентация).

11.  Формирование и отработка умения находить однородные члены предложения, определять их синтаксическую функцию (5 мин)

- Откройте учебники на стр. 45.,  выполняем упр.86., прочтите его. Первая группа находит предложение, в котором однородными являются подлежащие, вторая – сказуемые, третья – второстепенные члены. Каждая группа комментирует свое предложение, запись в тетрадь, выделение грамматической основы.

-Давайте сделаем вывод.  Какие члены предложения могут быть однородными? (Любой член предложения: и главный, и второстепенный)

12.Отработка умений с помощью теста (10  мин)

- А сейчас, прежде чем вы начнете выполнять тест, давайте вспомним признаки однородных членов предложения.

Каждый получил тест, тестирование покажет, как вы усвоили материал сегодняшнего урока. Обменяйтесь тестами. Проверим их  Ключи к тестам на экране.( слайд № 8)

13.Рефлексия (2 мин)

- Поведем итог нашего урока.  Сегодняшний урок помог вам получить новые знания? О чем вы узнали? Вам было трудно?  Давайте  посмотрим на слайд №  9 и сделаем вывод: «А справились ли мы с поставленными на уроке  задачами?»  В картах личного контроля  вы должны закрасить 2 верхних  кружочка.  Перед вами  сигнальная карта(объясняю схему) Кто закрасил оба кружка красным? Один красным? У кого есть синие кружочки? Те ребята, кто засомневался в своих знаниях, не отчаивайтесь, мы продолжим эту работу на следующих уроках. Остальные кружки закрасим также  на следующих уроках, так как будем продолжать  изучать тему «Однородные члены предложения».

14.Организация объяснения домашнего задания ( 1 мин)

          -Откройте дневники, запишите домашнее задание: правило на стр.44

(слайд № 10 вид нашей школы)

- Что видите на снимке? Вам нравится учиться в нашей школе?

- составить текст из 5 предложений о школе, используя однородные члены. Проверяя  домашнее задание, я оценю ваше умение использовать в своей речи однородные члены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию учащихся "Единство души и земли" (Великие православные праздники)

В настоящее время актуальным является вопрос о преподавании основ православной культуры. Нужно это в школе или нет? Споров много, но все-таки перевес в положительную сторону. Школа должна дать ребенку...

презентация и внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию

презентация и сценарий мероприятия по духовно-нравственному воспитантю "Добро и зло"...

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию во 2 классе "Учись творить добро"

Методическая разработка внеклассного мероприятия во 2 классе "Учись творить добро"...

Внеклассное мероприятие по духовно- нравственному воспитанию учащихся "Жизнь дана на добрые дела".

Основная цель мероприятия- помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции; сформировать понимание того, что творить добро- духовная радость.В ходе мероприят...

Внеклассное мероприятие по духовно- нравственному воспитанию " Березкин праздник"

Нравственное воспитание является важнейшей стороной фомирования и развития личности ребенка.В настоящее время стало очевидной необходимостью духовного оздоровления русского человека, без чего Отечеств...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...