Урок русского языка на тему "Правописание глаголов с суффиксом ся и -сь"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Дреев Дмитрий Александрович

р

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_4_kl._suffiksy_sya_i_s.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Шахтинский педагогический колледж»

Технологическая карта (план-конспект)

урока русского языка,

проведенного в 4 «А» классе

гимназии им. А. С. Пушкина

студентом группы 4 «А»

ГБПОУ РО «ШПК»

Дреевым Дмитрием Александровичем

Дата проведения: 07.04.2017 г.

Учитель: Астраханцева Т. В.

Оценка:


Дата 07.04.2017        ФИО учителя Астраханцева Татьяна Викторовна

Класс 4 «А»              ФИО практиканта Дреев Дмитрий Александрович

Технологическая карта урока №1

Предмет: Русский язык

Целевой блок

Тема урока:

 «Правописание глаголов с суффиксом -ся и (–сь)

Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с возвратными глаголами, их суффиксами;
  2. Научить отличать эти глаголы от других, а также употреблять их в речи.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

-Умение анализировать, сравнивать, обобщать, развивать внимание, память;

- Умение работать с правилом на уроке.

Личностные УУД:

-Умение признавать важность учебы и познания нового; понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия;

-Умение проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

Метапредметные УУД:

*Регулятивные: 1.Умение участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

2.Умение сотрудничать с одноклассниками;

3.Умение сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

4.Умение вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.

*Коммуникативные: 1.Умение подтверждать аргументы фактами;

2.Умение участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

*Познавательные: 1.Умение делать выводы на основе обобщения;

2.Умение определять последовательность действий для решения предметной задачи.

Инструментальный блок

Тип урока:

Урок введения нового знания и формирования УУД

Формы, приёмы и методы

Словесный, наглядный, практический, частично – поисковый, логические

Образовательные ресурсы:

Учебник, ТСО, доска, мел

План урока.

1. Организация начала урока.1-3 мин.

2. Актуализация знаний.10 мин.

3. Постановка проблемы.10-15 мин.

4. Физминутка 3-5 мин.

5. «Открытие» детьми новых знаний.7-10мин.

6. Итог урока. Рефлексия.3-5 мин.

Ход урока:

1. Организация начала урока

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дмитрий Александрович и урок русского языка проведу у вас я. Садитесь. Проверили готовность к уроку.

 На парте у вас учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, ластик.

2.Актуализация знаний.

-Откройте тетради. Запишите число, классная работа

-Начнем урок со словарной работы. Ставим ударение и выделяем орфограммы.

Горизонт, желтеть, заповедник, земледелие, огород, равнина, овраг, ураган, болото, растение.

-Молодцы.

3. Постановка проблемы.

-Откройте учебник на странице 77. О чем пойдет речь на уроке? (На уроке пойдет речь о правописании глаголов с суффиксом –ся (-сь)).

-Хорошо. Вы правы. Но прежде чем приступить к работе, скажите, что такое глагол? (Глаго́л — самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глагол может быть переходным и непереходным, возвратным и невозвратным)

-Как изменяются глаголы? (В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам (спрягаются), а в прошедшем времени – по числам и по родам (в единственном числе)

Например:

1) Настоящее время: хожу-ходим, ходишь - ходите, ходит - ходят;

2) Будущее время: вынесу -вынесем, вынесешь-вынесете, вынесет-вынесут;

3) Прошедшее время: ходил, ходила, ходили.)

-Ребята, сегодня на уроке такая тема как «Суффикс». Скажите, что такое суффикс?

(Суффикс- это часть слова, которая стоит после корня, с помощью суффикса образуются новые слова).

Молодцы, ребята.

 -Откройте учебники на странице 77. Выполним упражнение 141.

Прочитайте. Сравните выделенные глаголы. В чем их различие по смыслу? А на письме?

1. Утром мать умывает, одевает, причёсывает, обувает маленького Серёжу и ведет его в ясли. Утром мать умывается, одевается, причёсывается, обувается и ведёт маленького Сережу в ясли.

2. Утром я умываю, одеваю, причёсываю, обуваю маленького Серёжу и веду его в ясли. Утром я умываюсь, одеваюсь, причёсываюсь, обуваюсь и веду маленького братишку в ясли.

3. Утром ты умываешься, одеваешься, причесываешься, обуваешься и ведешь маленького братишку в ясли.

-Сравните выделенные глаголы. Чем они отличаются? (У глаголов разные лица и разные окончания. Одни имеют окончания, а другие оканчиваются на -ся, -сь.)

-Как вы думаете, что такое –ся и –сь? На что указывает эта часть слова?  

(Если дети не могут ответить, учитель вывешивает на доску две иллюстрации, где на одной мама одевает, а на другой, ребенок одевается сам).

-Посмотрите на иллюстрации. На кого направлено действие? На первой иллюстрации? (Мама одевает ребенка - действие направлено на ребенка.) (Вывешивает карточку одевает под первую иллюстрацию)

-А на второй иллюстрации? (Ребенок одевается сам – действие направленно на самого себя.)

- Значит, что обозначает –ся? (Что действие направлено на себя?)

Как вы думаете, что такое –ся? Какой частью слова она является: корнем, суффиксом или окончанием?  (На доске над карточкой, со словом одевается, ставит суффикс над –ся)

- Это суффикс. Что в нем необычного? Где он ставится? (Он стоит на конце слова.)

- Раньше суффикс –ся был самостоятельным словом - местоимением и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам». Глаголы с суффиксом -ся обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека, на предмет. - Как бы вы назвали глаголы с суффиксом -ся?

- Давайте прочитаем сведения на с. 78 (Среди глаголов есть глаголы, обозначающие действие, которое не переходит на другой предмет, а как бы «возвращается» к самому действующему лицу. «Возвращение» действие обозначается суффиксом –ся и –сь Умыться, причесался, обуваюсь, оденусь.) 

Суффикс ся и сь входят в основу слова.

- Так как называются глаголы с –ся и –сь? (Возвратные глаголы.) -  Да, ребята, это возвратные глаголы. (На доску вывешивается карточка)

Глагол + -ся(-сь)

Возвратные глаголы

4. Физминутка.

5. «Открытие» детьми новых знаний.

Упражнение 143. Прочитайте. Сравните формы глаголов с суффиксами -ся и –сь: когда пишется суффикс -ся, когда – суффикс –сь?

-Выделили суффикс и подчеркнули букву, которая стоит перед суффиксом.

Кататься, катаешься, катается, катался- катаюсь, каталась, катались.

Наряжаться, наряжаешься, наряжался- наряжаюсь, наряжалась, наряжались.

-Хорошо. Какой вывод можно сделать? (Суффикс –ся употребляется после буквы, обозначающей согласный звук: катается. Суффикс –сь употребляется после буквы, обозначающей гласный звук: катались).

-Молодцы, ребята. Вы очень хорошо работали.

6. Итог урока. Рефлексия.

-С какой темой на уроке мы познакомились? (Правописание глаголов с суффиксом –ся и (-сь)).

Итоговая беседа.

          Я умею ………….

          Я научился ………

          Я хочу научиться …….

-Записываем домашнее задание. Стр. 78-79 упр. 144.

-Встали. Урок окончен. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Приставка и суффикс"

Используемые  современные приёмы и методики.При подготовке минутки чистописания и словарной работы использовала методику интеллектуального развития младших школьников Г.А. Бакулиной.Изучени...

урок русского языка по теме "Состав слова. Суффикс".

В папке содержится разработка урока с указанными слайдами к презентации. А также рабочие материалы....

Презентация к уроку русского языка по теме "Приставки и суффиксы"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Приставки и суффиксы".УМК "Перспектива"...

Конспект урока Русского языка, 2 класс, тема: "Роль суффиксов в слове"

Конспект урока построен по программе "Школа 2100"...

Урок русского языка во 2 классе "Роль суффиксов в слове. Определение суффикса" (УМК "Школа 2100")

Технологическая карта урока основанного на технологии деятельностного метода обучения....

Урок русского языка по теме: «Знакомство с суффиксом. Уменьшительно-ласкательные суффиксы»

Урок подготовлен для учащихся 3 классов, обучающихся по образовательной системе "Перспектива". На данном уроке были использованы ЭОР....

Технологическая карта к уроку русского языка Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы Батищева Н.А

Технологическая карта к уроку русского языка Неопределённая форма глагола.  Суффиксы начальной формы Батищева Н.А...