План - конспект урока на тему "Правописание безударной гласной в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Федорова Людмила Федоровна

План - конспект урока по русскому языку для 2 класса  на тему  "Правописание безударной гласной в корне слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку по теме: «Правописание безударной гласной в корне слова».

Федорова Людмила Федоровна, учитель начальных классов

      МБОУ «Средняя общеобразовательная школа  №47»

 города Чебоксары Чувашской Республики

Цели и задачи урока: 

   Познавательные:  Закрепить знания о написании слов с безударными гласными в корне; учить распознавать в словах безударные гласные, обосновывать их написание;

  Развивающие: развитие умения устанавливать связь в предложении, выделять главные и второстепенные члены предложения, оформлять предложение на письме; развивать речь учащихся;

  Личностные: умения критически подойти к своему ответу, сомоанализу при выставлении отметок, осуществлять оценку работ и ответов одноклассников на основе критериев учебной деятельности.

  Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свое действие на уроке, вносить необходимые коррективы после завершения этапа урока, его оценки и учета сделанных ошибок.

  Здоровьесберегающие: сохранение здоровья учащихся путем смены видов деятельности, проведение физкультминуток.

   Воспитывать внимательное отношение к русской речи, богатству русского языка; интерес к урокам русского языка.

Класс: 2Г (Образовательная система «Школа 2100»)

 Оборудование:  мультимедийные слайды, карточки для работы в группах, тесты.

Методы и приемы:

  1. Проблемно-диалогический метод (подводящий диалог, создание проблемной ситуации).
  2. Групповая работа.
  3. Парная работа.
  4. Исследовательские методы обучения (выдвижение гипотезы, классификация, наблюдение)
  5. Самостоятельная работа.
  6. Самооценка.

Ход урока

1. Организационный момент.
  Начнем урок русского языка. Надеюсь, что вы будете очень активны. Будем надеяться, что гости с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются за ваши успехи.
2. Минутка чистописания. (урок начнем с минутки чистописания)

    1 слайд: Цв_ты, в_да, тр_ва, р_бина, л_са.

 - Какая орфограмма спряталась в этих словах? (безударные гласные)

 - Спишите слова. Поставьте ударения.

-  Выпишем на следующей строчке их через соединительную петлю. (показать на доске )

-  Что вы можете сказать об этих буквах? (Они обозначают гласные звуки. В корне слова, когда на них не падает ударение их нужно проверять)
3. Актуализация знаний.
2 слайд: Узнали, кто это? (королева). Из какой сказки она к нам пришла? (12 месяцев. С.Маршак)

Королева сочинила четверостишие: Травка зиленеет,
                                                             Солнышко блистит,
                                                             Ласточка с висною
                                                            В гости к нам литит.

- Что заметили? (ошибки)

- Какое правило не знает королева? (как пишутся безударные  гласные).      

- В какой части слова находится безударный гласный звук? (он находится в корне слова)

- Расскажите хором королеве правило-рифмовку.

Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Ставь под ударение.

- Как проверить безударный гласный звук в корне слова? (мы знаем алгоритм проверки)

- Расскажите: читаем слово

                        ставим ударение

                        выделяем корень

                        подбираем такое проверочное слово, чтобы безударный гласный звук стал ударным.

А сейчас давайте, поможем ее величеству исправить ошибки и сформулируем тему нашего урока. (исправление ошибок детьми).

     (Мы, сегодня, наверное, будем исследовать безударные гласные в корне слова).

     Верно, ребята, тема сегодняшнего урока «Правописание безударных гласных в корне слова»

     А какие цели вы поставите перед собой? (научиться без ошибок писать слова с безударными гласными)

4. Сообщение темы и цели урока.3 слайд.

- О каком времени года говорится в этом четверостишии? (о весне)

- И сегодня мы с вами будем говорить о весне.

- А какие признаки весны вы сейчас можете наблюдать? (тает снег, текут ручьи, прилетели птицы, появились проталины, на деревьях набухают почки, температура воздуха стала выше нуля).

Весна – это самое прекрасное время года, время пробуждения и обновления природы. Солнышко весело светит, птицы щебечут, ручьи журчат. Сколько звуков, ярких красок.

 Звуко – буквенный анализ слова весна
Весна [ в’ и с н а ] –
5 букв,5 звуков, 2 слога (устно дают характеристику каждому звуку)
5. Повторение пройденного.
  4 слайд: СНЕГ, ДОЖДЛИВЫЙ, РУЧЕЙ, КАПЕЛЬ.

- Выберете слово, которое как произносится, так и пишется, т.е. согласные и гласные находятся в сильной позиции. (РУЧЕЙ)

- Выберете слово, где гласный звук находится в слабой позиции. (ДОЖДЛИВЫЙ, КАПЕЛЬ)

- Выберете слово, где гласный звук находится в сильной позиции.

- Измените слово СНЕГ так, чтобы гласный звук был в слабой позиции (СНЕГ – СНЕГА)

- Сколько способов проверки вы знаете? (два способа):

- А это какой способ проверки?( изменение формы слова)

- А следующий способ? (подбор однокоренных слов, например: ДОЖДЛИВЫЙ - ДОЖДИК)

6. Закрепление навыка проверки слов с разными способами.

 Групповая работа.

 Распределите слова на 2 группы. Найдите проверочные и проверяемые слова:

Гнездо

Деревья

Лиса

Гнездышко

Деревянный

Лисы

Гнездятся

Дерево

лисица

7. Физкультминутка.(для глаз)
8. Работа с предложением.
5 слайд: Посмотрите на картинки и с помощью схемы, составьте предложение.

Под, молодая, травка, сосной, зазеленела.

Под сосной зазеленела молодая травка.

- А теперь запишем это предложение, разберем по членам предложения и по частям речи.

- Назовите ошибкоопасные места.

6. Разгадывание ребусов. Работа по развитию речи.
- А сейчас мы с вами будем разгадывать загадки, которые загаданы картинками и символами. Как называются такие загадки? Верно, ребус.
      Сегодня мы говорим о весне, и компьютер предлагает вам разгадать его ребусы о явлениях весны.

6 слайд: Какое получилось слово?

- Кто такой скворец? (Это птица).

- Какая орфограмма спряталась в слове? (Безударная гласная).

- Какое подберём проверочное слово? (Скворушка).

- Запишите слово в тетрадь. Выделите орфограмму.

- Как мы готовимся к прилёту скворцов? (Строим скворечники. Весной мы сделали 16 скворечников и отвезли в заповедник «Присурский»).

- Скворцов часто называют гонцы весны, предвестниками весны. Как вы думаете почему? (Потому что они прилетают первыми)

7 слайд: Какое получилось слово? (Цветок).

 -  Какое подберём проверочное слово? (Цвет, цветик).

- Запишите слово в тетрадь. Выделите орфограмму.

- Почему, говоря о весне, мы обязательно говорим о цветах. (Они появляются весной).

- Как мы называем такие цветы? /Первоцветы, потому что первые. Подснежники, потому что из-под снега/

- Какие вы знаете первые цветы? (Мать-и-мачеха, ключики, сон-трава, фиалка).

- Что вы испытываете, когда видите первые цветы? (Радость, нежность, хочется их потрогать).

Эти цветы очень нежные, в букетах они быстро вянут. Поэтому не нужно их срывать.

9.Физкультминутка.

   Предлагаю  встать и немного подвигаться. Пройдем немного вперед, увидели цветок, присели, рассмотрим его. Двигаемся дальше. Увидели цветок, нагнулись, рассмотрим его. Вдохнем свежего воздуха.  Сядем на свои места.
Ребята, мы с вами сейчас увидели столько много цветов, а в руках у нас нет ни одного. Почему?
Мы не будем рвать цветы-
Это капли красоты!
Пусть они растут, цветут, радость нам они несут!


10.Работа с учебником. (упр.232, стр.147)

 - Читаем строчки из стихотворения. Кто может назвать автора?

  - Как оно называется?

  - Какие буквы гласных надо написать в корнях слов?

  - Какие орфограммы встретились?

  - Напишите по памяти.

11.Цифровой диктант с последующей проверкой.8 слайд:

                                              гн…здо

   1. А                                                 ос…нь

                                                          пр…мой

   2.О                                                 п…сьмо

                                                          м…ряк

   3.И                                                 с…лить

                                                         тр…ва

  4. Е                                                 б…да

                                                         м…сной

  5. Я                                               ч…сло

Ключ: 4, 4, 5, 3, 2, 2, 1, 4, 5, 3.

(Дети самостоятельно сравнивают с образцом и дают себе самооценку)

12. Подведение итогов урока. Рефлексия. /9 слайд /

Таким образом, что надо проверять?

                         где надо проверять?

                         как надо проверять?

                         Чем надо проверять?

Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Молодцы!

    Что бы хотели сказать об уроке?

   Чью работу хотели бы отметить?

   Оцените свою работу на уроке. У каждого магнитики.

Кто хорошо работал, усвоил правило -  прикрепляют  магниты на доску.

КРАСНЫЙ - Я умею проверять безударные гласные.
ЗЕЛЕНЫЙ– Я умею, но пока с трудом подбираю проверочные слова.
ГОЛУБОЙ– Я сегодня не смог, но завтра выучу новое правило и научусь.

                       За работу я выставила: 5 -----,4-----.

     

Список использованной литературы:

1 . Аномович Е.А. Русский язык в начальных классах. – М., 1989.

2. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. – М., 1993.

3. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1983.

4. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. – М., 1983.

5. Панов Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1990.

6 .Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. -
М., 1992..

7 . Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. – М., 1975.

8. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием. – М., 1985.

9. Яковлева В.И. Слово о словарном слове. – М., 1989


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова" 2 класс

Урок - закрепление (конспект + презентация). Цели: формировать навыки грамотного письма; систематизировать и углубить представления учащихся об однокоренных словах, о корне слова; об однокоренных слов...

открытый урок 2 кл. "Безударные гласные в корне слова"

Урок русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова" во 2 классе по учебнику Зелениной (урок- путешествие)...

план-конспект урока по теме:"Безударная гласная в корне слова" 2 класс

конспект составлен в соответствии с требованиями к УУД...

конспект урока русского языка: "Безударные гласные в корне слова"

Давала открытый урок на тему : "Безударные гласные в корне слова"...

Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова. Способы проверки гласных в корне слова"

Методическая разработка урока по теме "Безударные гласные в корне слова. Способы проверки гласных в корне слова" (первый урок по теме)...

Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова. Распознавание проверочных слов"

Методическая разработка урока русского языка по теме  "Безударные гласные в корне слова. Распознавание проверочных слов" (второй урок по теме)...