Звуки [д] и [д’]. Буквы Д и д
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Колесникова Виктория Игоревна

Технологическая карта по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuki_d_i_d._bukvy_d_i_d_1klass.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Метод и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

Мотивационный

Актуализация опорных знаний

1

3

- Доброе утро, ребята. Меня зовут Виктория Игоревна. Сегодня урок обучения грамоте буду вести у вас я.

- Проверим готовность к работе: Руки? Ноги? Локти? Спина?

- Очень хорошо! Начинаем наш урок.

        

- Закончи предложения:

1. Все, что мы говорим – это …..(речь)

2. Речь бывает ……. (устная и письменная)

3. Наша речь состоит из …… (предложений)

4. Предложения состоят из … (слов)

5. Слова состоят из …. (слогов)

6. Слоги состоят из … (букв)

7. Звуки бывают … (согласные, гласные)

Приветствие учителя.

Повторение системы ранее усвоенных учебных действий, необходимых для восприятия нового материала, осознание необходимости получения новых знаний.

Р: принимают и со храняют уч задачу

Р: планируют свое действие в соответствии с задачей

Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.:ответы на вопросы

2

2

- Помогите мне закончить предложения:

1.Тут наш ... (дом)

2. Над домом … (дым)

3. У дома … (дерево)

4. На дереве …. (дупло)

5. У дупла … (дятел)

6. К дому ведет …. (дорожка)

7. У дома сидит … (дед)

- Давайте повторим слова, которые вы вставили.

- Какой первый звук во всех словах?

- Что общего в этих словах? (начинаются на букву д)

- Первый звук в слове дом, дым (твердый)

- Первый звук в слове дерево (мягкий), дупло (твердый), дятел (мягкий), дорожка (твердый), дед (мягкий).

- Подумайте и определите, какова тема нашего урока, чем мы сегодня будем заниматься?

(Буква и звуки [д] и [д’])

- Какую цель мы поставим себе на урок? (Познакомиться с буквой Д, научиться читать слоги и слова с буквой Д, научиться слышать и находить звуки)

Слушать учителя

Дополнять предложения

Слушать учителя

Отвечать на вопросы учителя

Предполагать тему и цели урока

Р: принимают и со храняют уч задачу

П: осуществляют синтез

П: строят рассуждения.

Решение частных задач на основе анализа текста

Словесный: работа со звуками

Характеристика звуков.

Упражнение в слышании звуков [д] и [д’].

Практический: работа с учебником

Словес.:ответы на вопросы

Практический: работа с учебником

Словес.:ответы на вопросы

Словес.:ответы на вопросы

Физминутка

Практический: работа с учебником

Словес.:ответы на вопросы

 Практический: работа в парах

Практический: работа с учебником

Словес.:ответы на вопросы

Практический: работа с пословицами

10

5

5

3

5

5

2

5

3

3

- Давайте мы с вами проведем небольшую исследовательскую работу.

- Что вы видите на картинке? (дом)

- Произнесите слово  - ДОМ

- Какой первый звук услышали в этом слове? ( [д]) Что о нем можете сказать? (согласный, звонкий, твердый,)

- Давайте составим слого-звуковую схему слова ДОМ.

- Что вы видите на этой картинке? (дятел)

- Произнесите слово – ДЯТЕЛ

- Какой первый звук услышали в этом слове? ([д’]) Что о нем можете сказать? (согласный, звонкий, мягкий,)

- Давайте составим слого-звуковую схему слова ДЯТЕЛ.

- Сравните эти два звука.

[д] - согласный, звонкий, твердый

[д’] - согласный,  звонкий, мягкий

- Итак, давайте поиграем в игру на внимание. Приготовьте два карандаша – зеленый и синий. Услышав звук [д‘], какой карандаш вы поднимите? Почему зеленый? А звук [д] – синий.  

Дом (с), девочка(з), дочка(с), Дюймовочка(з), Дима(з), дружба(с), дерево(з), дятел(з), дупло(с), доброта(с).

- Итак, ребята, теперь придумайте слова, где звук [д] будет стоять в начале слова (друг), в середине (продукт), в конце (

- А теперь придумайте слова, где звук [д’] будет стоять в начале слова (диван), в середине (идея), в конце (тетрадь)

Работа с учебником

- Откройте учебник на странице 104. Рассмотрите иллюстрацию на тему «Морские сокровища»

- Кто плавает под водой? (водолазы и аквалангисты)

- Кто из вас знает, как называется вид спорта, когда аквалангисты опускаются на морское дно? (дайвинг)

- Какое оборудование необходимо аквалангисту, чтобы не погибнуть под водой (акваланг, гидрокостюм, маска, ласты)

- Что увидели водолазы на дне моря?

- Каких морских обитателей они встретили?

- Как могли сокровища оказаться на дне морском?

- Найдите на картинке и назовите слова со звуками [д] и [д’]

- Молодцы, ребята, отлично справились с этим заданием.

- Ребята, какой буквой на письме обозначаются звуки [д] и [д’]?

- Итак, посмотрите на страничку 105. Справа вы видите схемы слов.

- Какое слово записано в первой схеме? Докажите (два слога, 6 звуков)

- Какое слово записано во второй схеме? Докажите (1 слог, 3 звука)

- Что общего в этих словах? (буква Д)

- Какой звук обозначает буква Д в первом слове? Во втором слове?

- Давайте прочитаем слова в двух столбиках.

- Первый столбик (Вода, водопад, водолаз)

- Что общего у этих слов? (Есть в словах буква Д, звук [д])

- Начало слов одинаковое, обозначают воду или то, что связано с водой.

- Давайте прочитаем слова во втором столбике (труд, трудна)

- Что общего у этих слов? (есть в словах буква Д, звук [д] в слове ТРУДНА, звук [т] в слове ТРУД) в слове труд буква Д обозначает звук Т.

- Начало слов одинаковое, обозначают труд или то, что с ним связано.

- [д] и [т] что за звуки? (парные)

- Прочитайте слова внизу (водные, подводные)

- Сколько букв в 1 слове? Во 2?

- Что обозначает 1 слово?  2 слово?

- Итак, ребята, какие звуки может обозначать буква Д? ([д] [д’] [т])

- Давайте прочитаем небольшой рассказ на странице 105. Читайте плавно, соединяя слоги в слова. По цепочке. Один читает,  а все остальные поставили пальчик и следим за чтением).

- Что вы узнали нового из этого текста?

- ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

- Прочитайте слова с буквой Д.

- Прочитайте слова со звуком [д]. Со звуком [д’].

- Профессия аквалангиста очень интересна, но и очень опасна. Аквалангисты очень дисциплинированные, дружные и ответственные люди. Они умеют жить по правилам. Если нарушить правила пользования аквалангом под водой, можно погибнуть. Это еще и терпеливые люди.

- А как вы понимаете смысл пословицы «Терпение и труд все перетрут»?

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
- Ребята, давайте мы потренируем наши легкие, как делают это аквалангисты.

- Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку. Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечку.

 - Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

 - Молодцы, садитесь.

- Откройте учебники на странице 106.

- Давайте прочитаем первую скороговорку

(Дом у дуба, дуб у дома).

- Давайте прочитаем все вместе по слогам/чуть быстрее/быстро/тихо/шепотом

- Кто попробует прочитать ее быстро?

- Следующая скороговорка

(На дворе трава,

На траве дрова,

Не руби дрова

На траве двора)

- Какие звуки повторяются? (д,т,р)

-  Давайте прочитаем все вместе по слогам.

- В парах прочитайте скороговорку сначала медленно, потом быстро. Проговаривайте четко каждый звук.

- Ребята, посмотрите на страницу 106.

- Давайте прочитаем предложение под цифрой 1/2/3

- В каком смысле здесь употреблено слово ЗВЕЗДА?

- Какой вывод можно сделать? (слово одно и пишется одинаково, а значение разное)

- Попробуйте прочитать 1/2/3 предложения с вопросительной интонацией/восклицательной/страшно/весело.

- Какой звук мы слышим слове звезда? (твердый)

Работа с пословицами на стр 104

- Прочитайте  1,2  пословицу про себя. Прочитайте вслух.

- Давайте прочитаем ее вместе.

- Как вы понимаете значение этой пословицы?

- Прочитайте слова с буквой Д. Какой звук дает буква Д в этих словах?

Слушать учителя

Рассматривать иллюстрации

Предполагать

Давать характеристику звукам

Сравнивать звуки

Предполагать

Играть в игру на внимание

Придумывать слова

Работать с иллюстрацией в учебнике

Отвечать на вопросы учителя

Предполагать

Искать слова с новыми звуками

Предполагать

Рассматривать схему слова

Доказывать правильность написания схемы

Обобщать

Читать слова в учебнике

Слушать учителя

Читать слова

Анализировать прочитанное

Отвечать на вопросы учителя

Предполагать

Читать рассказ в учебнике

Отвечать на вопросы учителя

Читать слова с буквой Д

Слушать учителя

Анализировать пословицу

Выполнять дыхательные упражнения

Работать со скороговорками в учебнике

Слушать учителя

 

Отвечать на вопросы учителя

Читать скороговорку в парах

Работать с учебником

Предполагать

Делать вывод

Читать предложения с разной интонацией

Работать с пословицами

Читать вместе с учителем

К: ориентируются на партнера во взаимодействии

П: осмысленно читают

Р: планируют свое действие в соответствии с задачей

П: осуществляют синтез

П: строят речевое высказывание

П: строят рассуждения

П: осуществляют синтез

П: строят рассуждения.

П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков;

П: строят речевое высказывание

П: осуществляют синтез

Р: планируют свое действие в соответствии с задачей

Р: планируют свое действие в соответствии с задачей

П: строят рассуждения.

П: осуществляют синтез

П: строят рассуждения.

П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков;

П: строят речевое высказывание

Р: принимают и со храняют уч задачу

Р: планируют свое действие в соответствии с задачей

П: строят рассуждения.

П: осуществляют синтез

Рефлексия

Словес.: ответы на вопросы, самоанализ

5

- Мы с вами хорошо потрудились сегодня.

- Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели?

- Какие задания вы выполняли с удовольствием?

- А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?

- Продолжите мои предложения:

1. Я понял, что…

2. Было интересно…

3. Было трудно …

4. У меня получилось …

5. Я научился (лась) ….

- Спасибо за работу! Урок окончен.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы учителя

Продолжать предложения

П: строят речевое высказывание

П: строят рассуждения.


Дата: 25.09.2016

Учитель: Мирасова Т.А.

Школа: 152

Методист: Астахова А.А.

Класс: 1 «ж»

Студентка: Колесникова Виктория

Кабинет: 201

Группа: 42

Урок: 3

Конспект урока по обучению грамота

Тема: «Звуки [д] и [д’]. Буквы Д и д».

Цели деятельности учителя: познакомить с буквой и звуками, формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного чтения.

Планируемые результаты:

  • Предметные:  продолжить работу по развитию умения читать слоги; развивать речь, навыки чтения, умение полно отвечать на поставленные вопросы, мышление; воспитывать трудолюбие, интерес к уроку.
  • Личностные: слушать собеседника и вести диалог; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.  

Оборудование урока: Пропись «Школа России», наглядность (буквы и звуки).

Тип урока: урок открытия нового знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ

Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...

Звуки [й’а], [а]. буквы Я,я. Обозначение двух звуков [й’а] одной буквой Я

Урок литературного чтения в период обучения грамоте по УМК "ПНШ"...

Урок «Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова)

Цели урока:Формировать умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными, учить ставить учебную задачу, повышать уровень самоконтроля учащихся, формировать умение рабо...

Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звуки [й‘э] [‘э]. Буквы Е, е" , "Звуки [й‘а] [‘а]. Буквы Я, я."

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обознача...

«Буквы Хх, Жж и звуки Х-Ж. Дифференциация букв ж-х на письме. Выделение слога с буквами.»

Конспект группового логопедического занятияпо коррекции смешанной  дисграфиис  обучающимися коррекционного 31 класса(с интеллектуальной недостаточностью)...