Неопределённая форма глагола (ОС "Школа 2100")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Игнатова Анна Олеговна

Цели:

- обобщить знания учащихся о глаголе;

- формировать представления о неопределенной форме глагола; 

- развивать умения отличать неопределённую форму глагола от других форм глагола по вопросам и суффиксам -ть, -ти, на -чь.

- воспитывать у учащихся мотивацию к учению, эстетические чувства, аккуратность, точность, наблюдательность.

Планируемые результаты:

Личностные:

- расширять деятельностный опыт, способствовать формированию уверенности в своих учебных возможностях;

- проявлять волевые усилия;

-формировать интерес к русскому языку;

- развивать самостоятельность, умение ставить цель, сотрудничать, оценивать, сравнивать, обобщать.

Предметные:

- научиться видеть глаголы неопределённой формы в речи;

- уметь различать времена глаголов по смыслу и по вопросам;

- уметь различать числа глагола;

- научиться сотрудничать в разных формах работы;

-  развивать словесно-логическое мышление, способность сохранять внимание;

- научиться соблюдать нормы литературного языка.

Тип урока: урок открытие нового знания

Оборудование: учебник ОС «Школа 2100»; Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева; 3 класс; 2 часть; презентация, рабочая тетрадь., презентация, рабочая тетрадь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neopr_f_gl.docx43.58 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс : 3-1                                                                                                                          

Тема урока: «Неопределённая форма глагола»

Цели:

- обобщить знания учащихся о глаголе;

- формировать представления о неопределенной форме глагола; 

- развивать умения отличать неопределённую форму глагола от других форм глагола по вопросам и суффиксам -ть, -ти, на -чь.

- воспитывать у учащихся мотивацию к учению, эстетические чувства, аккуратность, точность, наблюдательность.

Планируемые результаты:

Личностные: 

- расширять деятельностный опыт, способствовать формированию уверенности в своих учебных возможностях;

- проявлять волевые усилия;

-формировать интерес к русскому языку;

- развивать самостоятельность, умение ставить цель, сотрудничать, оценивать, сравнивать, обобщать.

Предметные:

- научиться видеть глаголы неопределённой формы в речи;

- уметь различать времена глаголов по смыслу и по вопросам;

- уметь различать числа глагола;

- научиться сотрудничать в разных формах работы;

-  развивать словесно-логическое мышление, способность сохранять внимание;

- научиться соблюдать нормы литературного языка.

Тип урока: урок открытие нового знания

Оборудование: учебник ОС «Школа 2100»; Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева; 3 класс; 2 часть; презентация, рабочая тетрадь., презентация, рабочая тетрадь.

Этап урока

Методы, приемы

Время

Деятельность учителя (содержание урока)

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности

Наглядно-словесный:

- слово учителя

2 мин

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

Открывать тетрадь, записывать число

Л.: Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2.Мотивационный и актуализация знаний

Практический:

- запись элементов;

Словесный:

-опрос

2 мин

2 мин

Минутка чистописания: Заглавная буква «Н» и строчная «н»

Мы уже с вами многое знаем о глаголе, давайте расскажем о глаголе по плану.

Как вы думаете, всё ли мы узнали о глаголе? Что обозначает, знаем, как изменяется, знаем.

Как вы думаете, что ещё не знаем?

Выполнять минутку чистописания

Рассказывать о глаголе по плану

К.: Оформлять свои мысли в устной форме.

П.: ребенок формулирует проблему, и как он ее будет решать, т.е. создавать собственные способы решения;

3.Постановка учебной задачи

Наглядно-словесный:

- диктовка фразеологизмов;

Практический:

-пробное действие

Практический:

-проблемная ситуация

-постановка темы урока

3 мин

А сейчас я буду вам говорить фразеологизмы, а вы послушайте и подумайте над значением, затем запишите значение одним словом, самое главное , чтобы это был глагол.

  • Зарубить на  носу; - запомнить
  • Клевать носом; - дремать
  • Пропустить мимо ушей; - прослушать
  • Вставлять палки в колёса; - мешать
  • Обвести вокруг пальца; - обмануть
  • Держать язык за зубами. – молчать
  • Зуб на зуб не попадает - замёрзнуть

Проверим, что у вас получилось. (одновременно запись на доске со словами)

Как вы думаете, какое задание я задумала? Что можно сделать с этими глаголами?(предположения детей)

А теперь попробуем определить время у этих глаголов. Получается? Хорошо, а число? Что-то не получается у нас определить ни время, ни число. Что же это за такие особенные глаголы? Давайте придумаем им название. (варианты детей)

Раз эти глаголы неопределённые, значит, мы можем предположить, над какой темой мы будем работать?

Верно, наша тема «Неопределённая форма глагола»

Слушать, анализировать фразеологизмы

Записывать значение

Высказывать предположения

Предлагать варианты

Определять тему и цели урока

П.: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.

 Р.: принимать и сохранять учебную задачу;

Л.: знание моральных норм;

умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор;

4.Решение учебной задачи

Словесно-практический:

-чтение правил, комментирование

-беседа

-чтение правил с комментированием

6 мин

2 мин

2 мин

Как вы думаете, на какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы, посмотрите на ваши слова? (что делать? Что сделать?) А встречались ли раньше эти вопросы? Как мы их называли? (основные вопросы)

Что-то я забыла, почему её неопределённой назвали? (нельзя определить время и число)

Хорошо, откроем учебники на стр.122 № 371

– Почему глаголы записаны в три столбика?

Как вы думаете, что такое ти, ть, чь? Это суффиксы глагольные.

– Как называется такая форма? Где можно найти ответ? (В задании сказано: «Это глаголы в начальной форме», посмотреть в тексте в рамке.)

О каких глаголах мы говорили, что у них есть общего? Глаголы отвечают на вопросы что сделать? что делать?, у них нельзя определить время и число. Они оканчиваются на -ть, -ти, -чь.

Какие названия этих глаголов вы услышали или прочитали? (неопределённая форма и начальная форма) Так же у этих глаголов есть третье название: инфинитив

Прочитаем правило в рамочке. О каких суффиксах ещё говорится в правиле? Мы с вами не говорили о них. (перед ть , глагольные суф-сы а, я, и , е , у , о) Верно, это нужно запомнить.

Читать правила, анализировать, отвечать на вопросы.

Выделять особенности начальной формы глагола

Анализировать информацию

Читать, запоминать правило

Р.: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Л.: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

К.: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Р.: развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

П.: обобщать и классифицировать по признакам;

5.Первичное закрепление

Практический:

- выполнение упражнения.

Словесный:

-делать вывод

8

мин

А теперь выполним упражнение 372. Какое тут задание? Какое слово лишнее в каждой строчке? Почему? Выпишите строчки слов, без лишних, задайте вопросы к глаголам. Можно ли задать один вопрос ко всем словам из строчки? (да) Выделите суффиксы ть, ти и глагольные суффиксы перед ть.

Вернёмся к упр. 371. Обратите внимание на 3 столбик. Что особенного вы замечаете? Какой вопрос я хочу от вас услышать? (почему после ч стоит мягкий знак, ведь он итак мягкий) Здесь мягкий знак стоит вовсе не для смягчения, а это показатель неопределённой формы глагола.

Выполнять упражнение в тетрадях

Анализировать вопросы, отвечать

Делать выводы

П.:понимать информацию, представленную в схематичной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

К.: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

Частично-поисковый:

- пересказ правил;

Практический:

-самостоятельная работа

3 мин

Упражнение 375.Прочитайте задание. Давайте определим части речи у этих слов. Что вы можете сказать о слове «печь» ? Оказывается, есть слова, которые могут быть сразу двумя частями речи. Придумайте такое предложение, чтобы это слово было глаголом. Затем чтобы слово было существительным. Запишем его.

Что можно сказать о слове «течь»? Оно так же имеет две части речи. От чего это зависит? Придумайте предложения.

Как вы думаете, таких слов только 2 в русском языке? Нет, конечно, есть такие слова как «покрывало», «стекло», «пила», «стих».

Анализировать слова

Определять части речи

Делать вывод

К.: Оформлять свои мысли в устной форме.

К.: Умение работать в паре.

Р.:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

7.Включение в систему знаний, повторений

Словесный:

-опрос

2 мин

А теперь напишем словарный диктант: галерея, заяц, касса, комната, грипп, кровать, перрон, например, чувство, ягода.

Самопроверка

Записыывать словарные слова

Выполнять самопроверкеу

К.: Оформлять свои мысли в устной форме.

8.Рефлексия деятельности

Наглядно-словесный:

- проведение рефлексии

2 мин

Что нового сегодня узнали? А что повторили? Какие  задания вам понравились?

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

Запишите домашнее задание : стр. 116 № 1.

А теперь поднимите красный карандаш те, у кого сегодня ничего не получилось и осталось много вопросов. Поднимите желтый карандаш, если осталось пару вопросов, урок прошел хорошо. И поднимите зеленый карандаш, если всё было понятно, и урок прошел успешно.

Оценивать свою деятельность на уроке

Л.: знание моральных норм;

умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы.

Урок русского языка в 3 классе по программе развивающего обучения Л.В.Занкова. Урок составлен с учетом требований ФГОС. Цель изадачи урока:познакомить учащихся с особенностями глаголов неопределённой ...

Русский язык 3 класс УМК «Гармония». Урок-путешествие. Тема «Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед – ть»

·         Цель: раз­витие устной и письменной речи, а также навыков грамотного, безошибочного пись­ма как показателя общей культуры человека.Задачи:  ·...

Неопределённая форма глагола. Закрепление (ОС "Школа 2100")

Цели:- обобщить знания учащихся о глаголе;- научиться определять глаголы начальной формы, видеть их признаки ; - развивать умения отличать неопределённую форму глагола от других форм глагола по в...

Урок по русскому языку, 3 класс "Глагол. Неопределённая форма глагола"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС  с применением современных образовательных технологий....

Технологическая карта к уроку русского языка Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы Батищева Н.А

Технологическая карта к уроку русского языка Неопределённая форма глагола.  Суффиксы начальной формы Батищева Н.А...

Технологическая карта урока русского языка "Неопределённая форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Неопределённая форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме.Цели деятельности учителя: формирование умений определять нео...