Внеклассное занятие по русскому языку "Дорога к алфавиту"
план-конспект по русскому языку по теме

Бочкарева Анастасия Владимировна

Цели и задачи:

- углубить и дополнить знания учащихся об истории письменности;

- развивать воображение, логическое мышление, память, речь;

- воспитывать любовь к русскому языку и интерес к его истории.

Оборудование: презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doroga_k_alfavitu.doc135.5 КБ
Файл doroga_k_alfavitu.pptx2.97 МБ

Предварительный просмотр:


Внеклассное мероприятие

по русскому языку

                

                                                             

Учитель: Бочкарева А.В.

Цели и задачи:

- углубить и дополнить знания учащихся об истории письменности;

- развивать воображение, логическое мышление, память, речь;

- воспитывать любовь к русскому языку и интерес к его истории.

Оборудование: презентация.

  1. Вступление учителя.

Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы с вами поговорим о… А вот об этом я вам скажу чуть позже. Для начала ответьте мне на такой вопрос: «Можно ли представить себе жизнь без телевизора?» (ответы детей) 

Скорее всего, можно. У наших прабабушек и прадедушек в детстве не было телевизора, и они неплохо без него обходились.

А можно ли обойтись без электричества? (ответы детей). 

Тоже трудно, но можно, верно? Мы ведь знаем, что раньше люди читали и писали при свечах или при лучине, и только в советское время по всей стране зажглись электрические лампочки.

А теперь попробуйте представить себе жизнь без письменности (ответы детей).

Мы с вами знаем, что так когда-то было, давно-давно, но вообразить это совершенно невозможно. Представьте: не было бы ни книг, ни тетрадей, ни учебников, люди не ходили бы в школу… Да и самих школ не было бы! Люди жили бы, как дикари. Страшно даже подумать об этом, а ведь так когда-то было…

Кто и когда изобрел письменность? Дорога к ней была длинной-длинной и трудной. Итак, тема нашего занятия «Дорога к алфавиту» (слайд 1)

  1. Основная часть.
  • «Медвежья услуга»

Было это очень-очень давно. В те далекие времена на всей земле не было ни одного дома и люди жили в пещерах. Но там жили не только люди, в некоторых пещерах обитали медведи (слайд 2)

Долго ли, коротко ли, но древние люди каким-то образом выселили древних «топтыгиных» из их медвежьих углов. Огляделись люди по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки (слайд 3). Но оказалось, что ничего таинственного в них нет. Это были обыкновенные царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Царапины навели древних людей на очень интересную мысль. Как вы думаете, на какую?  (ответы детей).

Значит, на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Тем, что медведи начертили что-то когтями на стенах, они оказали людям «медвежью услугу». (слайд 4)

Ребята, а что означает выражение «медвежья услуга» в наше время? (ответы детей).

Это такая неумелая услуга, которая вместо пользы приносит только вред.

  • Сигналы – символы.

Как мы уже выяснили, когда-то народы были бесписьменными. Кое-где такие народы существуют и в наше время.

Как же они обходились и обходятся без письма?

У каждого народа есть свои сигналы-символы. Символы без слов обозначают, запрещают или разрешают что-либо. Какие символы вы знаете? (рисунки – символ Олимпийских игр, знак медицины, дорожные знаки – слайд 5).

Что они обозначают? Где их можно увидеть? (ответы детей).

В прошлом веке люди часто слышали колокольный звон. Он также был сигналом, только звуковым, и обозначал радостные и тревожные события. (слайд 6)

  • Рисуночное письмо.

Позднее появилось рисуночное письмо. И придумали его индейцы. (слайд 7) У индейцев был вождь, который научил свой народ сажать и выращивать хлебные растения, строить лодки, защищаться от врагов… Легендарный вождь горевал о том, что он не может передать своим потомкам то, что он знает и умеет. Все знания исчезают – растворяются во времени. Вот тогда и решил индейский вождь выразить свои знания и умения в рисунках. Такие рисунки появились, но возник вопрос: как их читать? Бывало и так, что написавший придавал рисунку одно значение, а читающий – другое, и ничего хорошего из этого не получалось (слайд 8).

Как вы думаете, что означает этот рисунок индейцев? (ответы детей).

А вот и не угадали! Этот рисунок означает просьбу индейских племен о переселении в область озер. Видите, как сложно!

К тому же, рисуночное письмо – это долгая работа, ведь для того, чтобы написать большой текст, понадобятся недели, месяцы, а то и годы!

Однако была еще одна трудность – не любую фразу можно выразить с помощью рисунка. Попробуйте, например, выразить рисунками фразу: «У моего друга хороший характер». Боюсь, что у вас ничего не получится!

То есть рисунки могли изобразить только действие, а как быть с мыслями, чувствами?

Практическое задание:

Я вам предлагаю интересное задание: попробуйте изобразить в виде рисунка какое-нибудь предложение. Но! В вашем рисунке не должно быть цифр и букв.

Попробуйте расшифровать рисунок своего соседа по парте!

  • Иероглифы.

И тут на помощь пришел другой вид письма – иероглифы. Слово «иероглиф» обозначает «священные знаки». Каждый иероглиф обозначает слово или его часть (слайд 9). В наше время иероглифами пишут народы Китая и Японии.

Словарная работа.

Китайские иероглифы родились в глубокой древности. Они возникли на основе рисуночного письма. Их писали на панцирях черепах и на костях животных.

Китайцы изображали солнце в виде кружочка с точкой посередине (рисунок), а рисунок под солнцем – горные вершины.

Китайцы очень любят свое письмо и гордятся им, ведь у них каждый иероглиф – это целая картинка!

  • «Застывшие» звуки.

Наше письмо устроено иначе. Из чего состоят слова?  (ответы детей).

Любое слово, начиная с самого простого слова «мама» и заканчивая длинными словами (например, «землетрясение»), состоит из звуков. Но звуки исчезают: какая-то доля секунды – и его нет!

Попробуйте произнести любой звук и убедитесь в этом сами.

Как вы думаете, можно ли «остановить» звуки? (ответы детей).

Люди с давних времен искали способы «остановить» звук. И вот они придумали буквы – письменные значки для звуков. Каждая буква – это «застывший» звук. (слайд 10)

Произнесите звук (т). Он исчез! А если попробовать написать на доске? (пишу). Вот вам и застывший звук – он останется, пока я не сотру его с доски. Прямая вертикальная палочка с перекладиной обозначает звук (т).

Вы уже знаете, что звуки и буквы живут в разных царствах. Звуки – в царстве того, что мы слышим, буквы – в царстве того, что мы видим.

  • Греческий алфавит.

Первый алфавит создали финикийцы, но в нем были только согласные звуки. Это очень затрудняло чтение. На основе алфавита финикийцев греки создали свой алфавит. Он насчитывал всего 16 букв. (слайд 11) Греки очень долго трудились над своим алфавитом – добавляли одни буквы, убирали другие. Постепенно алфавит стал простым и удобным. Впоследствии греческий алфавит завоевал весь мир: на его основе многие народы создали свою письменность.

  • Славянская письменность. Кирилл и Мефодий.

Ребята, кто из вас знает, как возникла письменность на Руси? (ответы детей).

В далекие времена, более 1000 лет тому назад, славяне не имели своей письменности. И вот во второй половине Х века двое ученых родом из Греции, Кирилл и Мефодий, приехали в Великую Моравию (территория современной Чехии – показываю на карте) и стали работать над славянской письменностью. (слайд 12) Они создали славянскую азбуку (теперь мы называем ее старославянской). Также она носит название «кириллица» - как вы думаете, почему? (ответы детей).

Буквы кириллицы довольно необычны – аз, буки, веди, глаголь, добро…  (слайд 13) Так откуда появилось слово «азбука»? (ответы детей).

Позже эту азбуку упростили, и она получила тот вид, которым мы сейчас пользуемся.

Кто хочет рассказать современный русский алфавит? (2 – 3 ученика по желанию).

  1. Итог занятия.

О чем мы с вами говорили на занятии?

О чем вы знали раньше? Что вы услышали впервые?

Что вас больше всего удивило?

Как называется первая русская азбука?

Кто ее создатели?

Ребята, так для чего же нам нужна письменность?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дорога к алфавиту Внеклассное занятие по русскому языку

Слайд 2

В пещерах обитали медведи

Слайд 3

Надписи на стенах пещеры

Слайд 4

«Медвежья услуга» Неловкая, неумелая услуга, вместо пользы приносящая вред. Выражение впервые встречается в басне И.А. Крылова «Пустынник и медведь» (1818 г.)

Слайд 5

Сигналы-символы

Слайд 6

Звон колокола

Слайд 7

Древние индейцы

Слайд 8

Рисуночное письмо

Слайд 9

Иероглифы Священные знаки. Китай, Япония.

Слайд 10

«Застывшие» звуки

Слайд 11

Финикийцы и греки

Слайд 12

Кирилл и Мефодий

Слайд 13

«Кириллица»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по русскому языку по теме "В мире русского языка"

занятие способствует закреплению полученных знаний, расширяет кругозор учащихся, развивает память, внимание, стремлние узнавать новое....

Внеклассное занятие по русскому языку с использованием проектной деятельности в 4 классе по теме: «Русский язык – это увлекательно и интересно».

Занятие по русскому языку мы проведем в форме проекта: « Русский язык – это увлекательно и интересно». В ходе, которого мы попробуем доказать следующую гипотезу:...

Внеклассное занятие по русскому языку (4 класс) « Турнир знатоков русского языка»

В игровой форме дети закрепляют изученный материал по русскому языку. Нестандартные задания позволяют лучше усвоить некоторые темы по русскому языку....

Конспект внеклассного занятия по русскому языку "Знатоки русского языка"

Материал содержит разработку занятия интеллектуальной игры для учащихся 4-5 классов "Знатоки русского языка"...

Интеллектуальная игра "Изучаем русский". Внеклассное занятие по русскому языку.

Внеклассное занятие "Изучаем русский" можно провести в рамках предметной недели по русскому языку. Занятие содержит задания для трёх команд....

"Русский - это весело!" Внеклассное занятие по русскому языку в 3 классе.

Внеклассное занятие по русскому языку. В конкурсах участвуют две команды "Точка" и "Запятая". За победу дети получают баллы. В игре школьники выполняют различные задания: собирают пословицы, вспоминаю...