Теория по русскому языку 1 класс
консультация по русскому языку (1 класс) на тему

Голубева Анна Викторовна

Правила и основные знания, которыми должен обладать ученик 1 класса по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teoriya_russkiy_yazyk.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Слова-предметы

Слова, отвечающие на вопросы кто? что?, обозначают предметы.  Например: (кто?) конь, брат; (что?) свет, пальто.

Живые предметы отвечают на вопрос кто?, неживые – на вопрос что?

Слова-действия

Слова, отвечающие на вопросы что делать? что делает? что делал? что сделает?, обозначают действия предмета.  Например: (что делает?) бежит, (что сделал?) посветил, (что сделает?) выучит.

Слова-признаки

Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?, обозначают признак предмета.  Например: (какой?) умный, (какая?) добрая, (какое?) верное, (какие?) лучшие.

ТЕКСТ.

ТЕКСТ – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу и общей темой.

ТЕМА ТЕКСТА – о чём говорится в тексте.

У текста есть заголовок, тема, главная мысль.

ЧАСТИ ТЕКСТА

1. Вступление (начало, завязка, зачин).

2. Основная (главная) часть.

3. Заключение (окончание, концовка, развязка).

ВИДЫ  ТЕКСТА

1. Повествование. ( Что произошло?)  

2. Рассуждение. (Какой?) 

3. Описание. (Почему?)

Всё о предложении

1. Предложение выражает законченную мысль.

2. В предложении о ком-то или о чём-то говорится.

3. Слова в предложении связаны между собой.

4. В устной речи одно предложение отделяется от другого паузой (остановкой).

5. На письме одно предложение отделяется от другого точкой, вопросительным или восклицательным знаками, многоточием.

6. По цели высказывания предложения бывают повествовательные (содержат сообщение)

побудительные (побуждают к действию – содержат приказ, призыв, просьбу или приветствие)

вопросительные (содержат вопрос).

7. По интонации предложения бывают невосклицательные (.), восклицательные (!), вопросительные (?).

ЗВУКИ И БУКВЫ

В русском языку 10 глассных букв:

 а, о, у, ы, э, - обозначают твердость предшествующего согласного

 я, ё, ю, и, е. – обозначают мягкость предшествующего согласного

И 6 гласных звуков [ а ], [ о ], [ у ], [ ы ], [ э ], [ и ]

Гласные звуки делятся на:

-ударные

-безударные

Гласные буквы могут обозначать 1 звук и 2 звука.

Два звука обозначают буквы я, ё, ю, е. (см. памятку ранее).

Согласные буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р,     с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ

Могут быть:

- твёрдыми и мягкими

Всегда твёрдые: [ж], [ш], [ц]

Всегда мягкие: [ч´ ], [щ´], [й´]

- глухими и звонкими

Парные по глухости- звонкости:    б    в    г    д    ж    з  

                                                        п   ф   к   т    ш   с  

Звонкие без пары :   л   м   н   р  й

Глухие без пары:      х   ц   ч   щ

Звуков не имеют:     ъ,    ь

ЗВУКИ И БУКВЫ

В русском языку 10 глассных букв:

 а, о, у, ы, э, - обозначают твердость предшествующего согласного

 я, ё, ю, и, е. – обозначают мягкость предшествующего согласного

И 6 гласных звуков [ а ], [ о ], [ у ], [ ы ], [ э ], [ и ]

Гласные звуки делятся на:

-ударные

-безударные

Гласные буквы могут обозначать 1 звук и 2 звука.

Два звука обозначают буквы я, ё, ю, е. (см. памятку ранее).

Согласные буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р,     с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ

Могут быть:

- твёрдыми и мягкими

Всегда твёрдые: [ж], [ш], [ц]

Всегда мягкие: [ч´ ], [щ´], [й´]

- глухими и звонкими

Парные по глухости- звонкости:    б    в    г    д    ж    з  

                                                        п   ф   к   т    ш   с  

Звонкие без пары :   л   м   н   р  й

Глухие без пары:      х   ц   ч   щ

Звуков не имеют:     ъ,    ь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку класс

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку 3 класс. Задания и ключ для проверки олимпиадных заданий...

Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.

Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

Цель урока:  отрабатывать умение распознавать имена существитель­ные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...