Главные вкладки

    «Шипящие согласные звуки. «Скороговорки». Составление сборника «Весёлые скороговорки». Проект»
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

    Докучаева Лариса Юрьевна

    Конспект урока для учеников 1 класса. Работа над проектом.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx29.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока

    «Шипящие согласные звуки.  «Скороговорки». Составление сборника  «Весёлые скороговорки». Проект»

    Цель

    Познакомить со скороговорками, как  одним из видов устного народного творчества, и как средством развития у детей интереса к чтению и письму.

    Задачи

    -познакомить учащихся с произношением и написанием шипящих согласных звуков, их ролью в русском языке.

     -дать представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках. 
    -способность развитию умений выявлять и различать жанры устного народного творчества

    -развитие навыка использовать жанры устного народного творчества по назначению в различных ситуациях.

    -создавать мотивацию к самостоятельному сочинению своих «маленьких» произведений на основе фольклорных. 
    -способствовать воспитанию в детях эстетических чувств.

    Тип урока

    Комбинированный

    Время реализации

    45 минут

    Форма урока

    Урок-игра по станциям.

    Планируемые результаты

    Предметные: учащиеся научатся отличать согласный  шипящий звук в слове и вне слова. Учащийся в совместной деятельности со сверстниками и взрослым научится создавать собственный информационный объект,

    Метапредметные:

    Коммуникативные: осуществлять сотрудничество в группах при выполнении учебных задач.

    Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания по учебнику.

    Познавательные: - находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю;

    Личностные:

    -проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный интерес к новому знанию;

    -создавать собственную текстовую информацию, участвовать в её презентации.

    -дифференцировать непарные мягкие и непарные твёрдые согласные звуки.

    -правильно произносить шипящие согласные звуки.

    Методы и формы обучения

    Наглядный, словесный, частично-поисковый; фронтальная, работа в парах, группах.

    Образовательные ресурсы

     Учебник «Русский язык, 1 класс»В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.

    Оборудование

    -мультимедиа: проектор, презентация: картинки; аудиозаписи; музыкальная физминутка.

    Межпредметные связи

    Литературное чтение.

    Наглядно-демонстрационный материал

     Презентация, толковые словари, карточки с заданиями.

    Современные технологии

    Игровые технологии.

    Приемы, методы

    Словесный, наглядный, практический, частично – поисковый

    Список литературы и  интернет-ресурсов:

    1) Г. Науменко. Загадки, пословицы, скороговорки. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 188 с.

    2) Г. Науменко. Тридцать три Егорки. Русские народные скороговорки. М.: Дет.лит., 1989. – 32 с.

    3) С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.

    4) Фольклор народов России. В 2 т. Т. 1. М.: Дрофа, 2009. – 314 с.

    Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

    Деятельность учителя

    Осуществляемая деятельность обучающихся

    Формы организации взаимодействия

    Планируемые результаты

    Этап "Организационный момент"

    Эмоциональная и психологическая подготовка к уроку.

    1 мин.

    Проверка готовности к уроку, "вхождение" в учебную деятельность.

    -Прочитайте фразу.

    Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

    -Как назвать эту фразу? (пословица)

    -Как вы понимаете эту пословицу?

    Я желаю вам получить удовольствие от урока, от своей работы.

    Демонстрируют готовность к уроку, желание учиться.

    Фронтальная

    Этап " Мотивация к познавательной деятельности.  Целеполагание"

    Мотивационная подготовка обучающихся к усвоению учебного материала.

    3 мин.

    -Кто написал эту пословицу? (Народ)

    -Что еще может написать народ? Это жанры устного народного творчества.

    -Назовите одним словом устное народное творчество? (Фольклор)

    Мы уже читали народные загадки, сочиняли загадки, читали и объясняли народные пословицы и поговорки…

    -А с каким жанром познакомимся сегодня, узнаете, когда выполните задание.

    Поберите синоним. Быстро-…(скоро)

    Сказать-…(говорить)

    У нас получилось 2 ключевых слова. Скоро говорить.

    -Как вы думаете чему сегодня мы будем учиться? (Будем учиться проговаривать скороговорки, правильно писать, искать в книгах скороговорки, сочинять)

    Отвечают на вопросы, формулируют цели урока.

    Фронтальная

    Личностные:

    -проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный интерес к новому знанию.

    Этап " Минутка чистописания"

    Минутка чистописания.

    3 мин

    - Сегодня нас интересуют скороговорки с конкретной группой звуков.

    -Какая группа звуков преобладает в скороговорке?

    Лежит ежик у елки, у ежа иголки,
    А внизу, похожие на маленьких ежат,
    Шишки прошлогодние на траве лежат. (ж-ш)

    -Что общего у этих звуков? (Согласные, шипящие)

    -В чем различие?

    Пропишите аккуратно, правильно буквы Жж, Шш.

    -Какие еще шипящие звуки вы знаете? (ч-щ)

    -Что общего у этих звуков (согласные, мягкие, шипящие)

    Пропишите аккуратно, правильно буквы Чч, Щщ.

    - Как образуются шипящие звуки? (Из шума, из шума и голоса) 

    -Со скороговорками с какими звуками мы сегодня будем работать? (Слайд 1)

    Отвечают на вопросы, каллиграфически прописывают в тетрадях буквы.

    Самостоятельная работа

    Предметные: учащиеся научатся отличать согласный  шипящий звук в слове и вне слова. Личностные:

    -дифференцировать непарные мягкие и непарные твёрдые согласные звуки.

    -правильно произносить шипящие согласные звуки.

    Этап «Работа по теме урока»

    Работа в тетрадях.

    5 мин.

    Самомассаж. Артикуляционная гимнастика

    1 мин.

    Составление сборника  «Весёлые скороговорки». Проект

    22 мин

    -Что такое скороговорка?  (Слайд 2)

    -Для чего нужны скороговорки? (Слайд 3) 

    -Прочитай скороговорки со с.108-109. (Слайд 4)

    Найди одну скороговорку с шипящим звуком. 1 группа-щ, 2 группа-ш, 3 группа-ч, 4 группа-ж, 5 группа-ш. Найди слова на орфограммы: заглавная буква в именах собственных, гласная после шипящих, парный согласный по звонкости-глухости). Спиши выбранную скороговорку. Обрати внимание, что писать надо по строчкам. Каждую строчку пишем с заглавной буквы.(Слайд 5)

    Подготовим свой речевой аппарат к произнесению скороговорок. Поработайте в группе, научитесь произносить выбранную скороговорку медленно, быстрее, быстро.

    Создадим еще одну страничку для нашей книги. (После каждого задания дети переходят к другому столу по сигналу учителя)

    1 задание. Найдите скороговорки с заданным звуком. Приклейте на лист.

    2 задание. Найдите в словаре значение выделенного слова.

    3 задание. Сочините свою скороговорку с заданным звуком. Запиши.

    4 задание. Найди среди записанных скороговорок скороговорку-победителя. В какой скороговорке больше всего шипящих звуков?

    5 задание. Сделай рамку на листе. Укрась работу. (Слайд 6-10)

    Работа по учебнику. Открывают учебник на с.108, зачитывают ответ.

    Проводят самомассаж (язычок погладим ласково губами, а затем похлопаем бережно губами, язычок погладим ласково зубами, а затем похлопаем бережно зубами...), артикуляционную гимнастику («Лягушка», «Хоботок», «Лопаточка», «Чашечка».

    Фронтальная, индивидуальная.

    Работа в группах

    Индивидуальная работа.

    Работа в группах

    Предметные: Учащийся в совместной деятельности со сверстниками и взрослым научится создавать собственный информационный объект,

    Метапредметные:

    Коммуникативные: осуществлять сотрудничество в группах при выполнении учебных задач.

    Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания по учебнику.

    Познавательные: - находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю;

    Личностные:

    -проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный интерес к новому знанию;

    -дифференцировать непарные мягкие и непарные твёрдые согласные звуки.

    -правильно произносить шипящие согласные звуки.

    Этап «Итог. Рефлексия.»

    Рефлексия.

    10 мин

    -Продемонстрируйте свою страничку классу.

    Возвращение к целям урока.

    Определяют свое эмоциональное состояние

    Групповое представление работы.

    Личностные:

    -создавать собственную текстовую информацию, участвовать в её презентации.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Наблюдение за работой гласных при чтении шипящих согласных. Правописание гласных а, у, и после шипящих.

    Цель: закрепление знаний правописание гласной и после шипящих ж, ш;развитие умения писать слова с изучаемой орфограммой.Задачи:учить применять теоретические знания на практике;повторить  звукобук...

    Конспект урока в 1 классе "Шипящие согласные звуки. Слова с сочетаниями жи, ши"

    Урок входит в систему уроков по теме «Звуки и буквы».  Цель урока – создать условия для усвоения новых знаний, обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала....

    "Шипящие согласные"

    Урок позволяет вести наглядную и эффективную работу по усовершенствованию навыка правописания слов с ЖИ_ШИ...

    Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

    Структура    урока:  1.Организация внимания учащихся.2. Развитие учебной мотивации.               * Цели и сод...

    Сборник весёлых задач

    Используется для устного счёта....

    Самостоятельная работа по теме «Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими».

    Цель данного урока проверки знаний: создавать условия для изучения звуков в словах; Задачи: выявить навыки правописания гласных с шипящими  в словах; развивать фонематический слух; корригиро...