конспект урока обучения грамоте по теме: «Строчная т».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Фоменко Татьяна Андреевна

Конспект урока обучения грамоте по теме: «Строчная т». УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote_pismo._strochnaya_t.docx39.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Строчная т».

Цели деятельности педагога: создать условия для формирования в памяти обучающихся четко дифференцированного зрительно-двигательного образа строчной буквы т; содействовать формированию умения делить слово на слоги, выделять голосом ударный слог в слове, выполнять виды соединений букв в слове (верхнее, среднеплавное, нижнее); способствовать развитию основных мыслительных операций (анализ – синтез, сравнение, группировка, обобщение и др.) в процессе практического конструирования буквы из элементов-шаблонов и при решении логических заданий с буквами.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания; при письме под счет чередовать напряжение мышц руки с расслаблением; конструировать письменные буквы из элементов-шаблонов; писать строчную букву т на основе двигательных элементов по определенному алгоритму; анализировать слово, предложение, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями; находить в слове парные согласные звуки.

Метапредметные (критерии сформированности, оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя; самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение); использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение).

Коммуникативные: читать и пересказывать текст; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Личностные: определять и выказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Оборудование: пропись № 2, рабочая тетрадь, ручка, простой карандаш, ластик.

Ход урока:

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

- Ребята, сегодня на уроке у нас гости. Повернитесь, поздоровайтесь и в течение урока прошу не отвлекаться на них.

Прочь с дороги нашей, лень!

Не мешай учиться!

Не мешай трудиться!

А девиз у нас таков:

«Больше дела, меньше слов!»

II. Выявление места и причины затруднений.

- Отгадайте загадки.

Есть у нас в квартире

Волшебное окно,

Что происходит в мире,

Покажет нам оно.          (телевизор)

Замечательный дружище,

Деревянная ручища,

Да железный обушок,

Закалённый гребешок.

Он у плотника в почёте —

Каждый день с ним на работе.     (топор)

По небесам оравою

Бегут мешки дырявые,

А бывает иногда —

Из мешков течёт вода.

Спрячемся получше

От дырявой ....            (тучи)

Слайд 1

III. Построение проекта выхода из затруднения.

- Проанализируйте слова отгадки. Что их объединяет? (эти слова обозначают предмет, начинаются с буквы т)

- Какие звуки она обозначает?  ( т, ть, согласный, парный, глухой)

- Какая тема нашего урока?

- Правильно, ребята. Мы будем учиться писать строчную букву т.

- Какие цели поставим перед собой?

( Научиться писать строчную букву т, которая нужна нам для обозначения звуков [т], [т’] в словах, соединять её с другими буквами, писать слова, в которых встречается буква т.)

                IV. Реализация построенного проекта.

Формирование зрительного образа строчной буквы т в памяти учащихся.

Я тетрадочку открою

И как надо положу.

Я от вас друзья не скрою:
Ручку вот как я держу!

- Примите правильную позу для письма.

Слайд 2

Учитель демонстрирует таблицу четырех форм буквы т: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных.

– Сравните малую печатную и строчную письменную буквы т.

– Чем они похожи? Чем отличаются?

– Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и закрасьте только те кружочки, из которых состоит строчная буква т.

Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.

Слайд 3

1. Учитель дает сначала полное, а затем краткое объяснения образца начертания строчной буквы т на доске мелом.

– Начинаем писать на рабочей строке. Сверху вниз, до нижней линии, пишем прямую (1). Делаем повтор по прямой вверх до ее середины (2), линию повтора продолжаем вверх, отклоняем вправо (3). Не дойдя до верхней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее (4). Опускаем прямую до нижней линейки (5). Делаем повтор по прямой вверх до ее середины (6). Линию повтора продолжаем вверх, отклоняем вправо (7). Не дойдя до верхней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее (8). Опускаем прямую вниз (9). Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее (10).

Краткое описание: сверху вниз (1), вверх (2), вверх, отклоняясь вправо (3), вправо (4), вниз (5), вверх (6), вверх, отклоняясь вправо (7), вправо (8), вниз (9), вправо (10).

2. Иллюстрация и объяснение учителем на доске технологии начертания строчной буквы т под счет.

3. Учащиеся выполняют упражнения в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради. (Тетрадь № 2, с. 31.)

4. Имитация учащимися начертания буквы т по алгоритму на основе двигательных элементов, которые последовательно соединяются в букве (письмо в синей рамке).

Подготовка руки к письму.

РУКИ В СТОРОНЫ

Руки в стороны, в кулачок,

Разожми и на бочок.

Руки вверх, в кулачок,

Разожми и на бочок.

Руки вниз, в кулачок,

Разожми и на бочок.

Выполнять движения согласно тексту стихотворения.

Письмо учащимися в тетради.

– Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки.

При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.

  1. Письмо учащимися в тетради двигательных элементов, их комплексов и строчной буквы т по алгоритму.

Взаимопроверка.

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

2. Упражнение в письме соединений:

а) верхнее соединение – от, ат, ут;

                Самопроверка

б) нижнее соединение – та, то.

                Самопроверка.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Письмо слов и предложения с буквой Т.

– Прочитайте слова: торт, тётя.

– Проанализируйте виды соединений и запишите слова по образцу.

- Разделите слова на слоги. (Работа у доски)

- Подчеркните буквы, обозначающие гласный звук.

- Подчеркните  буквы, обозначающие согласные звуки твёрдые и мягкие.

– Прочитайте предложение. Сколько в нем слов?

– Какие слова надо писать с заглавной буквы?

– Выполните письмо предложения по образцу.

- Подчеркните трудности письма.

- Разделите слова на слоги.

– Проанализируйте схему предложения. По данной схеме составьте свое предложение используя имена людей.

Что делает девочка

Какую книгу читает девочка

Слайд 4

Маша читает книгу.

Маша читает интересную книгу.

VII. Включение в систему знаний, повторение.

Выполнение логических заданий с буквами.

– Какие буквы записал Почемучка?

– Проанализируйте первую группу букв. Выделите в этой группе общий элемент. (Полоски в форме прямой линии.)

– Проанализируйте вторую группу букв. Выделите в них общий элемент. (Полоска в форме прямой линии с закруглением с двух сторон.)

– Обведите общий элемент данных букв и запишите его в рамку.

Рисование узора-бордюра.

Учащиеся выполняют узор.

– Какие элементы письменных букв «спрятаны» в этом узоре? (Полоска в форме прямой линии с петлей.)

VIII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

– Что нового узнали на уроке?

– Какое задание вам понравилось больше всего? Чем?

– Какое задание показалось особенно трудным?

- Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

- Ребята, поднимите руку, кто доволен собой, и считает, что хорошо работал на уроке?

- Спасибо вам, ребята, за урок. Мне было интересно с вами работать.

Слайд 5

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11»

Урок обучения грамоте (письмо)

1 класс

Тема: «Строчная т»

УМК «Перспективная начальная школа»

Учитель начальных классов:

Фоменко Т. А.

с. Красногвардейское

2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте по теме "Знакомство со строчными согласными "п", "т" и соответствующими звуками.

Конспект урока составлен по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной "Моя любимая азбука"....

Конспект урока обучения грамоте ( письмо). "Письмо строчной буквы ё"

Цель урока научить правильному написанию строчной буквы ё. Повторить особенности букв е, ё. Закреплять навык звукобуквенного разбора слов, умения выделять, слышать нужный звук. Развивать фонематически...

Конспект урока обучения грамоте "Звук у. Строчная буква У"

УМК "Перспектива" 1 класс, учебник "Азбука" авторы: Л.Ф.Климанова, С.Г. Макеева...

Конспект урока обучения грамоте на тему «Строчная буква п». 1 класс

Конспект   урока   обучения грамоте  на тему «Строчная буква п».  1 класс...

Конспект урока обучения грамоте "Знакомство со строчной буквой г, письмо строчной, письменной и печатной буквы г" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о звуках г,г  и  букве г, первоначального графического навыка: обучение написанию  буквы  г, строчных и письменных соединений, слов, ...

Конспект открытого урока обучения грамоте (чтение), тема: строчная гласная буква е. Упражнения в чтении и письме.

УМК «Школа России»Тема: строчная гласная буква е. Упражнения в чтении и письме.Тип урока: изучение нового материала.Цель: упражнение в написании строчной гласной буквы е, соединений с этой...

Конспект урока обучения грамоте (письмо) Тема: «Написание строчной буквы н»

Конспект урока обучения грамоте (письмо)Тема: «Написание строчной буквы н»...