Методическая разработка урока русского языка "Род имен существительных множественного числа"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Петрова Виктория Викторовна

Конспект урока русского языка для учащихся 3 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ   УРОКА

ПО  РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В 3   КЛАССЕ  

ТЕМА:   Род имён существительных множественного числа.

Учитель: Петрова В.В.

  • Тип урока: открытие нового знания.
  • Цель: сформировать ценностное  отношение к совместной познавательной деятельности по определению  рода имени существительного множественного числа.   
  • Задачи:
  • актуализировать знания о постоянных и непостоянных  морфологических признаках имени существительного;
  • организовать деятельность по выбору  способа определения рода имени существительного множественного числа.
  • Материально-техническое обеспечение: учебник русского языка Климановой Л.Ф., тетрадь на печатной основе, мультимедийное оборудование, раздаточный материал.

Прогнозируемые результаты:

 Личностные:

- ценностное отношение к процессу определения рода имени существительного множественного числа;

- осознание учащимися ценности изучаемого способа определения  рода имени существительного множественного числа ;

- осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные:

  • умение принимать и сохранять цель урока;
  • умение находить способы решения поставленной цели по определению рода имен существительных множественного числа;
  •  умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;
  •  умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
  • умение провести рефлексию своих действий на уроке.

 

Предметные:

       - знание о постоянных признаках существительного;

       - умение применять знания в жизненных ситуациях;

       - умение определять род имен существительных множественного числа .

Ход урока

Учитель

Ученики

Доска

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности 

Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Для реализации этой цели необходимо:

  • создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)
  • актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»)
  • установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

  1. Самоопределение  к деятельности. (мотивация)

Проверка готовности к уроку.

-Какой недавно был красивый праздник? Давайте немного вспомним этот праздник. А поможет нам в этом фрагмент мультфильма.

2.Актуализация знаний.

О похожей ёлочке отрывок в карточке № 1.

 Прочитайте отрывок.

- Из какой сказки этот отрывок?

- А кто автор этой сказки?

Эрнст Теодор Амадей Гофман писатель живописец, юрист, музыкант. Родился 24 января 1776. Через два дня исполняется 240 лет со дня рождения этого замечательного человека.

Эрнст Теодор Амадей Гофман написал множество художественных произведений, в том числе сказки «Крошка Цахес», «Золотой горшок», «Щелкунчик и мышиный король»  

  1. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии 

Целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

  • воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий
  • активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификафия, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.)
  • актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»)
  • попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке
  • зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании

Как можно назвать этот отрывок? Докажите, что это текст.

- Какой это текст? Докажите.

Прочитайте выделенные слова.

-Что их объединяет?

Что мы знаем об имени существительном?

- Что ещё их объединяет эти существительные?

Мы умеем определять род им. сущ. ед числа…

- Над какой темой мы будем работать сегодня?

Сформулируйте темы и задач  урока.

Выработка алгоритма

- Как определить род ?

Карточка 1.

Работа над словами

- Используя алгоритм определите род сущ. по образцу

- Значение каких слов в тексте были непонятны?

Самооценка

Физ. минутка для глаз

- Прочитайте слова.

Работа с учебником

Посмотрим что говорит нам профессор Самоваров по этому вопросу.

Женщина, мужчина, озеро,

солнце, дочь, луг, мальчик, земля.

- Что можете сказать про эти слова?

Ученикам 3 класса было дано задание: разделить эти имена существительные на три группы по родам. Вот что у них получилось.

МИША

ж.р.

м.р.

с.р.

женщина

мужчина

озеро

дочь

мальчик

солнце

земля

луг

ЛЕНА

ж.р.

м.р.

с.р.

женщина

мужчина

озеро

дочь

мальчик

солнце

земля

луг

- Кто считает, что правильно выполнил работу Миша?

- Кто согласен с Леной?

  1. Этап выявления места и причины затруднения 

Основная цель этапа – организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

  • проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали
  • зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения)
  • соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения)

- Вижу, вы удивлены. Почему?

- И ваши мнения разошлись.

- Значит, чего мы не знаем?

-Чему будем учиться на уроке?

- Вспомните последние слова в сказке.

- А вы хотите раскрыть этот «секрет»?

  1. Этап построения проекта выхода из затруднения 

Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

  • сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться)
  • предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить
  • выбрали способ построения нового знания (как?) – метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий)
  • выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) – изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.

РАБОТА В ПАРАХ

- Дано два конверта: в одном слова – имена существительные,

в другом – слова-помощники.

- Соотнесите имена существительные со словами-помощниками.

- Что получилось?

- Назовите имена существительные, к которым можно подставить слова он, мой. О ком мы говорим ОН?

- Значит, какого рода слова, к которым можно подставить слова он, мой?

- Назовите имена существительные, к которым подставили слова она, моя. О ком мы говорим ОНА?

- Какого рода слова, к которым можно подставить слова она, моя?

- Назовите имена существительные, к которым подставили слова оно, мое.

- Определите род имен существительных, к которым можно подставить слова оно, мое?

- Какой «секрет» мы раскрыли?

- Это наш секрет.

- А теперь прочитаем «секрет», который знала Королева. С.21 в учебнике.

- Проверим, для всех ли имен существительных работает этот секрет.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ

Называю имя существительное, а вы рисуете глазами букву, которая соответствует роду данного слова.

Птица, волк, снегирь, животное,  соловей, улитка, насекомое.

  1. Этап реализации построенного проекта 

Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
Для реализации этой цели учащиеся должны:

  • на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы
  • при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.
  • применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение,
  • зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково,
  • зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

- Теперь, зная «секрет» узнавания рода имен существительных, вернемся к заданию, которое выполняли дети и проверим его.

- Кто из ребят выполнил работу правильно? Докажите.

  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи 

Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

  • решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия
  • при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д.

- А теперь подобное задание выполните вы. (в тетради)

На карточке № 1 даны слова: яблоко, дядя, ветер, тетя, имя, дедушка, тетрадь, корова, горе.

- Разделите слова на 3 группы по родам.

Проверка.

- Выделите окончания существительных. Что заметили?

- Дополним таблицу.

- Сделаем вывод по таблице.

- Проверим свои выводы по учебнику. С.21.

Новый год.

- Части речи.

- Имя существительное.

Щелкунчик и мышиный король.

….

-

Текст. Имеет одну тему. Предложения связаны по смыслу.

Текст-описание…..

Это имена существительные.

Имя существительное это самостоятельная часть речи…

Род имен существительных множественного числа.

Поставить им. сущ. мн. ч. в ед. ч.

Работают на карточке 1.

Складный, чересчур.

Работают в листах самооценки

Учебник стр. 12

Задание было одно. А выполнили ребята его по-разному.

- Мы не знаем, как правильно определить род имен существительных.

- Определять род имен существительных.

Королева перестала путать существительные, потому что знала «секрет» различия.

- Брат, хлеб.

- О мужчинах.

- Мужского рода.

Сестра, книга.

- О женщинах.

- Женского рода.

Море, гнездо.

Это имена существительные среднего рода.

К именам существительным м.р. можно  подставить

слова–помощники – он, мой,  ж.р. - она, моя,  с.р. – оно, мое.

Имена сущ. м.р. имеют окончания  -а, -я,    , м.р. -  -а, -я,    

  , с.р. - -о,-е,-я.

Слайд 2 (ёлка)

Слайд 3 (Гофман)

Слайд 4. (книги)

Выставка

 

Слайд 5

На доске тема и задачи урока

Слайд 6

Алгоритм Слайд 7

Слайд 7

Слайд 8

Род имен существительных

Род имен существительных

  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону 

Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.
Для этого необходимо:

  • организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия
  • организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону
  • создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка
  • для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

-Выполним упр. 235.

1 ряд – выписывают слова ж.р.

2 ряд – м.р.

3 ряд - с.р.

Проверка.

  1. Этап включения в систему знаний и повторения 

Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.
Для этого необходимо:

  • выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний

  • довести его до уровня автоматизированного навыка,
  • при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса,
  • повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

Задания по группам:

  1. Творческое задание. Составить пиктограмму (рисуночное письмо) по правилу.
  2. Используя все буквы данного слова, образуйте новое. Определите род. (Самопроверка)

весна– навес

валик– вилка

лето – тело

камыш – мышка

уклон – клоун

каприз – приказ

3.   Выберите правильный вариант ответа. Обоснуйте свой выбор.

(Работа совместно с учителем)

1

2

3

объявление

м.р.

с.р.

с.р.

печаль

ж.р.

ж.р.

ж.р.

молоко

ж.р.

с.р.

с.р.

Барсик

м.р.

м.р.

м.р.

мозоль

м.р.

м.р.

ж.р.

ум

м.р.

м.р.

м.р.

умение

с.р.

ж.р.

с.р.

поэт

м.р.

ж.р.

м.р.

 

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке 

Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Для реализации этой цели:

  • организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке,
  • учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия,
  • намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)

- Какое открытие вы сделали?

В русском языке 3 рода имен существительных.

Знаете ли вы, что…

- есть языки, в которых у существительных нет никакого рода. Это «безродовые» языки – английский, финский, японский, китайский, узбекский.

- есть языки, в которых  существительные имеют 2 рода – французский, итальянский, испанский, молдавский,

-  есть языки, в которых  родов намного больше, чем в нашем языке. В языках Африки, Кавказа до 40 родов.

Кросс-опрос.

1.Назовите 3 рода имен существительных.

2.Какие слова-помощники можно использовать для определения рода имен существительных?

3.Назовите окончания имен существительных м.р., ж.р., с.р.

- Вы молодцы! За открытие должно быть награждение.

Я вам предлагаю две награды:

Первая награда – удовольствие от проделанной работы.

Вторая награда – радость открытия нового.

- Какую награду выбираете вы?

- Кто выбирает первую награду? Поаплодируем им.

- Кто выбирает вторую награду? Поздравим их.

- Кто  может прочитать пиктограмму, которую составили дети?

Д/З. Упр. 236 или подобрать по 5 имен существительных каждого рода и записать.

- Правильный вариант ответа № 3.


Этапы урока

Цели

Время

Деятельность учителя

 Деятельность учащихся

Примечания

1.Орг.момент

Организация начала занятия

1 мин.

-Сейчас урок русского языка. Проверьте готовность к уроку: на партах учебник, тетрадь, дневник, ручка, простой карандаш.

- План нашего урока русского языка сегодня такой:

Вывешиваю на доске план урока.

Проверяют готовность к уроку

Смотрят на доску.

План вывешивается на доску

2.Чистописание

2 мин.

- Итак, первый пункт плана- чистописание. Сегодня вы будете стараться аккуратно и правильно писать  букву Зз

-Какие звуки обозначает буква З?

-Напишите буквы так, чтобы они максимально соответствовали образцу, чтобы это получилось вы должны сесть правильно.

-Подчеркните букву, которая максимально соответствует образцу.

- Итак, мы справились с первым этапом урока хорошо, старались писать быстро и аккуратно. Вашу работу я оценю, когда буду проверять тетради.

Отвечают на вопрос.

Согласные, звонкие, непарные, мягкий звук [ з’], [з].

Проверяют правильность посадки за партой

Подчеркивают букву, сопоставляя ее с образцом.

3.Словарно-орфографическая работа

5 мин.

- Переходим ко второму этапу урока.

Заяц, земляника, здравствуй, завтрак, завод, береза, мороз, язык.

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа.

-Проверьте есть ли ошибки на доске.

- Какое слово лишнее? Почему?

-Что объединяет  остальные слова? (им. сущ.)

-Определите число и род имен существительных.

Оценивание работы уч-ся, работавших на доске.

- Хорошо поработали со словарем. Пора переходить к следующему этапу урока.

Это работа со словарными словами.

 Записывают словарные слова под диктовку.

Взаимопроверка .

 

 2-е учеников работают у доски на оценку

4. Повторение

Мотивация учащихся, актуализация имеющихся знаний, постановка учащимися собственных целей

3 мин.

- Следующий этап урока – повторение.

- Какую часть речи мы изучаем на последних уроках?

- Что такое имя существительное?

- Как изменяется имя существительное?

-Какой постоянный признак есть у имени существительного?

- Как мы определяем род имени существительного?

- Вы хорошо помните то, о чем мы говорили на предыдущих уроках. Теперь пора отдохнуть, для того , чтобы начать погружаться дальше в тайны русского языка.

Отвечают на вопросы.

5. Физминутка

1 мин.

Вы наверное устали?

Ну тогда, все дружно встали!

Ножками потопали,

Ручками похлопали!

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись!

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Проводят дети

6. Новое.

Цель (что мы хотим сегодня узнать?)

Моделирование

(Что нам для этого надо? – выделение главного)

Планирование (Как мы будем это делать?)

Мотивация учащихся, актуализация имеющихся знаний, постановка учащимися собственных целей

Поддержка активного восприятия материала, интереса к нему, расширение знаний и представлений по теме.

12 мин.

-Сегодня на уроке мы продолжим говорить об имени существительном и будем определять его род.

На доске слова:

М.ОРКОВЬ, СО.НЦЕ, УР.ЖАЙ, К.РТОФЕЛЬ, ЯБЛ.КО, .СИНА, ЗВ.НО, Д.РЕВ.Я, ОВ.ЩИ, ОБЕЗ.ЯНЫ.

-Почему вы не можете определить род этих имен существительных? ДЕРЕВЬЯ, ОВОЩИ, ОБЕЗЬЯНЫ.

-Что вызвало у вас затруднение?

- Что мы знаем про род им.сущ?

 -Как же надо действоать, чтобы определить род имени существительного во множественном числе?

На доске появляется схема предложенная учащимися

 МН..Ч.- ЕД,Ч, - РОД

-А теперь давайте прочитаем правило в учебнике как узнать род имени существительного во множественном числе.

- Правильно ли вы определили порядок действия при определении рода имени существительного, стоящего во множественном числе?

- МОЛОДЦЫ!

 Существительные стоят в форме мн. числа.

Это постоянный признак.

Делают вывод МН.Ч. – ЕД.Ч. - РОД

Читают правило стр. 20 уч-ка

Выходят по цепочке к доске, определяют орфограмму, вписывают пропущенную букву и определяют род им. сущ.

7. Физминутка

1 мин.

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

А деревья выше, выше!

8.Актуализация знаний

 Самоконтроль

(Достигли ли мы чего хотели? – рефлексия)

Поддержка активного восприятия материала, интереса к нему, расширение знаний и представлений по теме.

10 мин.

 -А сейчас мы используем наше новое знание при выполнении упражнения в учебнике. Упр. 410

Комментированное выполнение упражнения

 

 9. Итог

 2 мин.

- Настало время подвести итог нашего урока.

- Что нового узнали ?

- Как определить род имени существительного, которое стоит во множественном числе?

- Вы хорошо работали на уроке. Я говорю вам спасибо.  

Отвечают на вопросы

 

10. Домашнее задание

1 мин.

- Откройте дневники и запишите домашнее.

Упр.411 прочитайте задание. Что вам не понятно?

Записывают задание в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окончания имен существительных множественного числа

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Зелениной, УМК "Школа России"...

Урок русского языка в 4 классе на тему : "Склонение имен существительных множественного числа»

Урок по теме "Склонение имен существительных множественного числа»Класс: 42я четвертьРусский язык, Канакина В.П., Горецкий В.Г., Учебник, 1 часть...

Урок русского языка в 3 классе "Правописание окончаний имен существительных множественного числа".

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Правописание окончаний имен существительных множественного числа". УМК "Начальная школа 21 века". ФГОС. Урок первичного освое...

Презентация к уроку русского языка "Склонение имен существительных множественного числа»

Эту презентацию можно использовать на уроках русского языка по теме  "Склонение имен существительных множественного числа»4 класс, Учебник Русск...

Конспект урока по русскому языку "Именительный падеж имен существительных множественного числа

Цели: - познакомить с окончаниями имён существительных множественного числа в именительном падеже;- развивать умения распознавать именительный и винительный падежи имён существительных во множественно...

Урок русского языка в 4 классе на тему « Склонение имен существительных множественного числа»

На уроке были реализованы дидактические принципы наглядности, научности, доступности, принцип деятельности (обучающиеся не получают готовые знания, а добывают их в результате собственной деятель...