Урок русского языка в 4 классе на тему : "Склонение имен существительных множественного числа»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Ковалева Наталья Юрьевна
Урок по теме "Склонение имен существительных множественного числа»
Класс: 4
2я четверть
Русский язык, Канакина В.П., Горецкий В.Г., Учебник, 1 часть

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока.43.93 КБ

Предварительный просмотр:

                               Тема: Склонение существительных множественного числа.

Этапы урока

Самоанализ этапа

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

На данном этапе по средству «Листа самооценки» создавались условия для возникновения внутренней потребности обучающихся включения в учебную деятельность. Создание положительного психологического настроя.

Актуализация знаний, подготовка к восприятию

Данный этап предполагал актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию

Постановка учебной задачи

На данном этапе организовалось выявление учащимися места и причины затруднения (т.е. тех конкретных знаний, умений, способностей обучающихся, которых недостаёт для решения  исходной задачи)

Открытия нового знания детьми

На данном этапе осуществлялось обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися. Выбирался оптимальный вариант, который фиксировался в языке вербально и знаково. Построенный способ действий использовался для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.

 

Первичное закрепление.

На данном этапе учащиеся фронтально решали типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух

Самостоятельная работа.

При проведении данного этапа использовалась индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняли задания нового типа и осуществляли самопроверку, сравнивая с образцом.

Эмоциональная направленность этапа состояла в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

 

Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе было подобрано задание, в котором тренировалось использование изученного материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.  

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На данном этапе организовалась рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершении соотносилась её цель и результаты, фиксировалась степень их соответствия и намечались дальнейшие цели деятельности. 

Тип урока: урок открытия новых знаний

Технология построения занятия: проблемно-диалогическая.

Тема: Склонение существительных множественного числа.

Цели:

  • Предметная:

Формировать умение склонять существительные в форме множественного числа.

Развивать умение правильно писать падежные окончания существительных мн. числа.

Совершенствовать умение ставить падежные вопросы к именам существительным мн. числа.

  • Личностные умения:

Устанавливать связь между целью деятельности и её мотивом (зачем?);

  • Регулятивные умения:

Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по инструкции; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

  • Познавательные умения:

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания, используя свой жизненный опыт;

  • Коммуникативные умения:

Слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и знаковой форме; учиться работать в группе.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Мотивация  (самоопределение к деятельности) Мотивация к учебной деятельности.

Мотивация.

- Как вы думаете, можно знать всё на свете?

-А если нельзя знать, может быть не стоит и учиться?

- Чтобы много знать, нужно каждый день узнавать что-то новое.

- Сегодня, мы не только повторим пройденный материал, но и откроем новые секреты русского языка.

Итак, у нас   УРОК НОВЫХ ЗНАНИЙ      Слайд2       

-А когда мы открываем новое знание, какие шаги учебной деятельности вы делаете?

                                           

 

  • Открывать что-то новое (получать новое знание).

Слайд3

  • Вспоминаем то, что важно для урока.
  • Определяем основной вопрос урока.
  • Открываем новые знания.

(чего я не знаю, сам найду способ)

  • Применяем новые знания.
  1. Этап актуализации и фиксации индивидуального затруднения в пробном действии
  • Содержание заданий для повторения содержат развивающие компоненты;
  • Предложенные задания актуализируют необходимые знания и умения для изучения нового материала;
  • Наличие индивидуального задания для постановки проблемы;
  • Организация фиксации затруднения в выполнении пробного действия.

     -Вот по этому плану мы сегодня и начнём работать.

  • Откроем тетради, запишем число, 19 декабря .Классная работа.

Слайд4

  • Прочитайте слова, записанные на доске. (огород, молоко, молоток, города)
  • Что объединяет эти слова?А что ещё в них общего? Имена существительные .
  • В последнее время мы очень много работали частью речи им СУЩ-Е.  -Давайте вспомним, что мы уже знаем о  об этой части речи.

Слайд 5

Блиц –опрос:

     СУЩ – это……..

СУЩ отвечают на вопросы…….

СУЩ бывают одуш и неодуш

СУЩ бывают  собств и нариц.……..

СУЩ изменяется по числам

СУЩ имеет 3 рода

СУЩ в ед.ч. склоняется

  • Вот это, ребята, вы знаете…..
  • В каком числе вы склоняли имена существительные?

/-В единственном./

-А СКЛОНЯЮТСЯ ЛИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ВО МНОЖ.ЧИСЛЕ ,МЫ ЗНАЕМ?    -Нет.

-Какая цель нашего урока?

-УЗНАТЬ , Как  склоняются имена сущ. во множественном числе..

-3слога,3й слог ударный.Словар.,  надо запомн букву о,сочет оро,оло…

  1. Постановка проблемы.
  • Создание условий для проведения обучающимися анализа действий или результатов (определение места и причины затруднения)
  • Фиксация задачи урока на личностно-значимом уровне;
  • Учитель выполняет роль организатора коммуникации (правильно выбран метод: подводящий или побуждающий диалог)
  • Значит, какая тема нашего  урока?    

Слайд6

                                                 

Слайд7

  • А какие учебные задачи вы поставите пред собой?
  • Узнать ….
  • Учиться ….  

                          Слайд 8

  • Ребята, а какое слово в нашем ряду лишнее?
  • Запишите его в тетрадь, выделите орфограммы.. (огород, молоко, молоток,  города
  • Докажите почему?

Работа в парах

  • А к какому типу склонения относится данное слово?  Обсудите этот вопрос парах и укажите в скобках то склонение, которое вы считаете верным.

  • Чья пара готова дать ответ? -А как вы действовали?

-Сравните свой алгоритм, который вы вывели, самостоятельно с авторским выводом  в учебнике на с.136.

  • Прочитайте вслух. Совпадают ваши рассуждения.
  • Хорошо, вот по этому алгоритму вы будете работать при определении типа склонения сущ. мн. числа.

Слайд 9

-А вот какие окончания имеют существительные мн. числа всех типов склонения вы исследуете сами, работая в группах.

 -Склонение имен сущ. множественного  числа .

  •  Узнать, как определить склонение имени сущ. мн. числа;

  •  Учиться грамотно писать падежные окончания имен сущ. мн. числа

-Сущ.во множ.числе.

  • Поставили сущ. в н.ф.
  • Вспомнили правило
  • Определили склонение

  1. Открытие нового знания
  • Рационально выбрана форма

работы по построению нового способа действия  (парная,

групповая, коллективная)

  • Чётко зафиксирован новый способ действия в языке

(устно, знаково);

  • Способ действия

зафиксирован в модели

(схемы, таблицы и т.д.

-Вы получили карточки ,определите к какому типу склонения относятся данные существительные.

-1я группа? -2я группа? -3 группа?

-1я группа-1скл., 2-я группа -2скл., 3-я группа-3-е склонение.

  • Каждой группе необходимо: Слайд 9
  1. Просклонять это сущ.
  2. Выделить окончания.

/Дети на ватмане пишут падежи и окончания/

1 группа   РОЗы, ДОЛи 

2 группа  ГОРОДа, КОРАБЛи 

3 группа – МЫШи ,НИТи

  • Справившаяся группа показывает сигнал готовности. Каждая группа  фиксирует модели   на доске /

-Сравниваем,что общего в окончаниях у сущ.в разных типах склонения?

слайд10

  • Ребята, что вы заметили, глядя на эту таблицу?

-Сущ. мн.числа, разных типов склонения в Д.п/ам/, Т.п/ами/, Пп/ах.  падежах имеют одинаковые окончания

Итак,теперь мы знаем,что окончания существительных в Д.п.,Т.п.,П.п. множеств. числа не зависят от склонения.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Если сущ в ед.ч. –ХЛОПОК

Если во мн.числе- РУКИ ВВЕРХ

1

скл

Ип

Розы,доли

Ы и

Р.п

Роз, долей

-    ей

Д.п

Розам,долям

-ам,ям

В.п

Розы,доли

Ы и

Т.п

розами,долями

-ами -ями

Пп

О розах,о долях

ах,ях

2

скл

И.п.

города,корабли

А и

Р.п.

Городовкораблей

Ов ей

Д.п.

Городам кораблям

Ам

ям

В.п.

города корабли

Ы и

Т.п.

городами кораблями

Ами

ями

П.п.

О городах

о кораблях

Ах

ях

3

скл

И.п.

Мыши , нити

И И

Р.п.

Мышей  нитей

ей

Д.п.

Мышам нитям

Ам ям

В.п.

Мышей,нити

Ей Ей

Т.п.

Мышами

нитями

Ами ями

П.п.

О мышах нитях

Ах ях

   существительн оконч.

1.Первичное закрепление

  • Показан образец комментирования выполнения задания учителем;
  • Задания для первичного

 закрепления дают возможность самостоятельного

комментирования

 -Итак, мы знаем,что сущ.мн.числа склоняются.

-В д.п..т.п.П.п. в разных склонениях они имеют одинаковые окончания.   

-Посмотрите на доску. Как вы думаете, какое задание я вам дам?

Что будем делать?

-Склонять существительные

-А в каком числе стоят эти существительные?

-Во множественном числе

-А для чего мы будем это делать?

-Чтобы правильно писать падежные окончания сущ.мн.ч.

А теперь, ребята, пользуясь нашими выводами слайд11

давайте составим алгоритм наших действий:

  • ставим падеж.вопрос
  • определяем падеж;
  • смотрим  окончание по таблице
  • записываем слово

Выполняют задание поочередно у доски.

на болотах…      П.п                  

от деревьев         Р.п    

по звёздам          Д.п

в морях…            П.п

за хлопушками.. Т.п

из кальмаров…   Р п                

с ветвями             Т.п

  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
  • Выбор заданий для самостоятельной работы выполнен с учётом особенностей обучающихся
  1. Включение в систему знаний и повторение.

Домашнее задание

-А сейчас , ребята, самостоятельно выполните такую работу.

-Из данного стихотворения выпишите сущ.мн.числа,

определите их падеж и выделите окончание.

Разноуровневые карточки

Уровень 1.

Спиши .Определи падеж и число выделенных существительных:

На кормушке сидя, птицы

Чистят клювики свои.

Тут щеглы, чижи. синицы

И проныры воробьи.

Ждут нас также терпеливо

И красавцы снегири.

Уровень 2.

Спиши, найди существительные во множественном числе, определи их падеж:

Нет без леса России, без снегов и озёр,

Нет без сумерек синих и без розовых зорь.

Нет России без луга, где от маков светло,

Где ромашковой вьюгой землю всю занесло.

Уровень 3.

Спиши, вставляя пропущенные буквы, найди существительные во множественном числе, определи их падеж:

За последним месяцем лета спряталась осень. В гущ… листвы уже притаились первые жёлтые листья. Краски осен… в жёлтых зёрнах пшениц… , в румяных отливах яблок, в красных гроздьях рябины. А в лесу осень ещё не заметна. Разве только в птичьем хор… прибавилось голосов.

Самостоятельно выполняют задание в тетради.

Проверка по эталону./По таблице/

Самооценка по алгоритму.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
  • Проговаривание обучающимися степени соответствия цели и результатов учебной деятельности;
  • Проговаривание нового способа действия (сущности понятия, алгоритма);
  • Проговаривание причин затруднений и способов преодоления затруднений.
  • Что мы сегодня узнали о сущ.множ.числа?
  • Они склоняются.
  • Что интересного мы заметили при склонении сущ.множ.числа?
  • Окончания сущ. не зависят от склонения .
  • Какие окончания имеют сущ. в Д.,Т.,П. падеже?
  • Д.п. –ам- ям     Т.п. –ами- ями        П.п.  -ах -ях

         

         я знаю….

         я запомнил…

         я смог…

Научились склонять сущ. во множественном числе, писать падежные окончания сущ. мн. числа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку 4 класс по теме: "Изменение имен существительных по падежам"

Развитие умений извлекать информацию на слух и при чтении из разных источников (учебных, художественных текстов, стихотворных строк, таблиц) преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу...

урок русского языка ,3 класс по теме "Склонение имён существительных"

К конспекту прилагается презентация по уроку....

конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Склонение имён существительны"

Материал содержит разработку урока и презентацию к нему. Может быть использован при объяснении  по теме " Три склонения имён существительных"....

Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему "Изменение имен существительных по числам"

Урок русского языка во 2 классе. "Школа России" Тема: «Изменение имен существительных по числам»Учебник: Русский язык 2 класс, 2 часть ,с. 62-63 (Авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горец...

Конспект урока русского языка 4 класс на тему "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи." ( УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи.Цели деятельности учителя: формирование умения правил...

Урок русского языка в 4 классе на тему « Склонение имен существительных множественного числа»

На уроке были реализованы дидактические принципы наглядности, научности, доступности, принцип деятельности (обучающиеся не получают готовые знания, а добывают их в результате собственной деятель...