Конспект урока "Правописание сомнительных согласных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Абросимова  Ирина Алексеевна

Конспект и презентация 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yaz_2kl_somnit._soglasn.docx29.89 КБ
Office presentation icon pravopisanie_somnitelnyh_soglasnyh.ppt1.29 МБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

ГБОУ СПО Педагогический колледж № 15

Информационная карта урока по русскому языку

Проведенного студенткой группы Ш-32

Афанасьевой Ириной Алексеевной

В 3 классе ГБОУ СОШ №508

                                                                    Дата проведения урока:22.01.14

                                                 Отметка за проведение:

                                                                           Подпись учителя:

                                            Подпись методиста:

Место урока в программе:

Раздел «Звонкие и глухие согласные»

Тема урока- Правописание сомнительные согласных

Предметные умения

УУД

Развивать интерес к учебному материалу, познавательную активность, мотивацию; умение работать со знаково-символическими средствами; овладевать логическим действием сравнения, анализа, способствовать воспитанию наблюдательности, развивать коммуникативные навыки в процессе работы в парах, сформировать умение применять изученные правила;

 Познавательные

Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; создание алгоритмов деятельности при решении проблем, выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий;

Регулятивные

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.

Личностные

установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Опорные понятия, термины

Новые понятия, термины

Однокоренные слова

Непроизносимые согласные на конце слова

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Связь с предметом «Окружающий Мир»

Групповая, индивидуальная, работа в парах

 Учебник, тетрадь, методическая литература, презентация, раздаточный материал, дидактическая игра, наглядности

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.Организация

Деятельности

Учащихся

0,30 мин.

Здравствуйте дорогие ребята. Меня  зовут Ирина Алексеевна и сегодняшний урок русского языка проведу у вас я. Проверьте пожалуйста на своих партах тетрадь, учебник, карандаш и ручку. Сядьте ровно и красиво.

Проверяют наличие всех принадлеж-ностей

2.Вводная беседа по теме

2,30 мин.

Ребята скажите пожалуйста, какое время года сейчас наступило?

А кто является символом зимы?

А кого ребята лепят во дворе?

Сегодня в гости к нам в гости пришел необычный снеговик, он изучает русский язык. Посмотрите пожалуйста какие ёлочные шары он нам принес. Давайте поможем ему украсить елочку.  Задание от снеговичка : Соберите буквы, чтоб получились пары звонких и глухих согласных. Давайте, определим, что мы с вами знаем про парные согласные.

Итак первый шарик, какая буква изображена? Хорошо, буква Б-звонкая или глухая? Какая у него пара? П, поставим их. _______пожалуйста следующую пару.

Какой снежок берем?

Какая у нее пара?

______ выбирай букву.

Хорошо, а какая пара будет у буквы Г? Конечно, молодец, садись.

______ иди скорее. Буква?

Хорошо, пара?

________. Буква?

Какая парная буква будет?

_________ последняя пара осталась. Буква ? А парная по  глухости звонкости?

Молодцы, Вы хорошо справились с заданием.

Итак, как вы поняли, мы сегодня с вами будем повторять правило «Правописание сомнительных согласных» или по другому «Парные по глухости звонкости».

Зима

Дед мороз

Снеговика

Они парные, потому что при произношении парных согласных звуков воздух встречает во рту одинаковое препятствие. 

Глухие согласные произносятся с шумом.

Звонкие согласные произносятся с голосом и шумом

Буква Б

звонкая

буква п

 

буква В

буква Ф

Буква г

К

Буква Д

Буква Т

Буква Ж

Буква Ш

Буква З

Буква С

Вывешиваю иллюстрацию снеговика

Вывешиваю снежки

Составляю пару из звонких и глухих

3.Минутка чистописания

3.30 мин.

Давайте с вами откроем тетради. Записываем число, классная работа.________ какое сегодня число?

Две строчки вниз. Записываем- 22 января, классная работа, выделяем орфограммы. На следующей строчке запишем эти пары букв, пишем через тире.

б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.

Кто написал, ручку на локоток, чтобы я видела что вы готовы работать дальше. Молодцы.

22 января

Учащиеся записывают  пары  букв

записываю  число, классная работа, выделяю орфограммы

переставляю снежки друг за другом

4. Работа с деформированным текстом

4 мин.

Ребята, пока наш снеговик к нам шел и нес письмо, слова все в нем перепутались, давайте посмотрим и поможем составить правильно предложения и написать недостающие буквы. Поможем?

Давайте сначала попробуем правильно составить предложения.

1ое предложение- Пушистый снег падал на землю.- какую букву поставили в слове снег? Какое проверочное слово? Какое правило использовали?

2ое предложение- Из-за солнца лёд начал таять и трескаться. Какую букву поставили в слове лед? Проверочное слово? Какое правило использовали?

Взяли ручки, записали первое предложение в тетрадь. Выделяем орфограмму которую сейчас проговорили.

Да

Учащиеся составляют предложения

Учащиеся повторяют правило

Слайд  текст «пушистый сне.. падал на землю. Из-за солнца ле.. начал таять.»

5. Работа с учебником

12 мин.

Теперь откроем учебник на странице 28, упражнение 49

______ прочитай нам пожалуйста словосочетания._____-что нам нужно сделать дальше? Прочитай задание.

 Итак, первое словосочетание волшебная сказка-какую букву нужно вставить?

Почему? Какое проверочное слово можем подобрать?

Выделим орфограмму, дальше- много бере.., какую букву поставим? Почему? записали в тетрадь, поставили запятую, выделили орфограмму. Вкусный йогур..-буква? Проверочное слово? Записали, поставили запятую, выделили орфограмму. Сильный дож..ь, буква? Проверочное слово? Записали. У..кие сапо..ки- здесь уже сложнее _____ слово узкие как проверим? Хорошо, а слово сапожки? Так, записали в тетрадь, поставили запятую, выделили орфограмму. Мя..кая поду..ка- как проверим? Записали, запятую, выделили орфограмму. Гла..кая доро..ка-проверочное слово? Записали, запятая орфограмма. Запишите упражнение до конца выделяя орфограммы самостоятельно.

6. Физминутка

2 мин.

Видео физминутка с мальчиком Ваней. Если не пойдет-   

Белый снег. 
Белый снег пушистый 
В воздухе кружится 
(руки через стороны вверх, покачивания руками над головой) 
И на землю тихо 
Падает, ложится. 
(присели, руки опустили на пол) 
И под утро снегом 
(встали, покружились на месте) 
Поле забелело, 
(руки на пояс, повороты туловища влево-вправо) 
Точно пеленою 
Всё его одело. 
(присели, руки опустили на пол) 

7. Задание на классификацию

2 мин.

У нас столько много снега выпало что наш снеговичок не успевает его убрать, давайте поможем ему распределить снежинки правильно, справа будут падать снежинки с проверочными словами, а слева с проверяемыми.

4 слова

Холод-холодок  , сугроб-сугробик, мороз-морозы, сказка-сказочка

8. Работа в парах

3 мин.

У вас на столах текст. Ваша задача-над картинками написать пропущенное слово, выделить орфограмму и объяснить. Проверка..

Наступила зима. Ударил мороз  . Снег        лежит на поле. По лесу можно ходить только на   лыжах. Вася и Дима нашли дуб . Мальчики  сделали шалаш. Антон Крылов упал в сугроб . Он маленький. Ребята идут на большой каток. Они взяли коньки. Весело зимой!

9.Самостоятельная работа

3 мин.

Я раздаю вам задание, по моему сигналу переворачиваем листочки, выполняем задание.

1. Как проверить парный согласный звук в корне слова?

а) Нужно подобрать однокоренное слово, в котором после этого согласного идет звонкий согласный.
б) Нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этого согласного шел гласный или звонкий согласный Н,Л,  Р,  М, Й.

2. В каких случаях проверка выполнена неверно?

а) ду…ки – дубок
б) ло…ка – лодочка
в) площа…ка – площадки
г) моро… – морозный

3. Какие буквы ты вставишь?

Тря…ка,  бере…ка, гря…ка, кру…ка  .

10.Дидактическая игра

10-13 мин.

А сейчас немного с вами поиграем и проверим, как вы усвоили правило.

Игра « Кто найдет?»

Свекла где растет!

Проверочное слово?

Буквы пишут где?

Проверочное слово?

Что мы утром чистим?

Проверочное?

Одеваем в холод?

Проверочное?

Допиши предложения, выбрав подходящее по смыслу слово и кликнув по нему кнопкой мыши.

По реке плывет…

Какой корень, такой и …

Игра «Проверяй и Называй»

Игрушка- проверим?

Повязка- поверим?

Коляска- Проверим?

Кружка- проверим?

Окошко- проверим?

Сказка- проверим?

Грядка- проверим?

Вставь пропущенную парную согласную на конце слова.

Суп- проверка?

Шкаф- проверка?

Морковь- проверка?

Гриб- проверка?

Кулак- проверка?

Мёд-проверка?

Флаг-проверка?

Малыш-проверка?

Выбери проверочное слово и кликни кнопкой мыши по  выбранному слову.

Мазь-проверочное слово?

Дед-проверочное слово?

Бок-проверочное слово?

Голубь- проверочное слово?

Рукав- проверочное слово?

-На грядке

Грядочка

-В тетрадке

Тетрадочка

Зубки

Зубы

Шубки

Шуба

Плот

Плод

Игрушечка

Повязочка

Колясочка

Кружечка

Окошечко

Сказочка

Грядочка

Супчик

Шкафчик

Морковочка

Грибок

Кулачок(черед.)

Медок

Флажок (черед.)

Малышок

Мазать

Дедушка

Боковой

Голубок

рукава

Слайд 4

Слайд5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд8

11.Итог урока

2 мин.

 Какие звуки называются звонкими согласными?

Какие звуки называются глухими?

  Как проверить написание согласных  в конце слова? Что было самым трудным? Что было самым интересным?

Те, которые состоят из шума и голоса.

Те, которые состоят только из шума.

Надо изменить слово так, чтобы после глухого согласного стояла гласная или звонкая согласная.

12. рефлексия

2 мин.

 Пальчики.

Давайте поставим ручку на локоток и зажмем кулачок. Я буду называть предложение, если вы с ним согласны, разжимаем один пальчик:

Я запомнил правило написания согласных на конце слова.

Я знаю что такое звонкие согласные.

Я знаю что такое глухие согласны.

Мне были интересны задания на уроке.

У меня поучилось красиво и аккуратно написать все в тетради.

Какая у вас оценка получилась?

 Дорогие, ребята! Вот и закончился наш урок. Я хочу поблагодарить вас за активность, знания и внимательность. Спасибо, урок окончен.

Загибают пальчики


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание парных глухих и звонких согласных.

Слайд 2

Пушистый сне.. падал на Из-за солнца лё .. начал таять. г д Правильно составь предложение. Допиши недостающие буквы. землю.

Слайд 3

Физминутка!

Слайд 4

Кто найдёт? - Свёкла где растёт? -На грядке. -Буквы пишут где? -В тетрадке. -Что мы утром чистим? -Зубки. -Одеваем в холод? -Шубки.

Слайд 5

По реке плывёт _____ . Каков корень, таков и _____ . плот плод плот плод Молодцы! Молодцы! плот плод Допиши предложения, выбрав подходящее по смыслу слово и кликнув по нему кнопкой мыши.

Слайд 6

Проверяй, называй! ш ж ш з с з д игру . ка повя . ка коля . ка кру . ка око . ко ска . ка гря . ка Молодцы!

Слайд 7

п б Вставь пропущенную парную согласную на конце слова. гри… су… шка… морко…ь мё… фла… малы… п п б ф в д г ш в ф г к кула… к б в ф д т г к ж ш

Слайд 8

Выбери проверочное слово и кликни кнопкой мыши по выбранному слову. … ма…ь замазка де… мазать мазкий … … … бо… голу…ь … рука… прадед дедка дедушка вбок набок боковой голубок голубчик голубка рукавчик рукава безрукавка в з Подумай! д к б Образец : сторо жи ть – сторо ж ма за ть де ду шка бо ко вой голу бо к рука ва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Сомнительные гласные и согласные"

Наиболее распространенными ошибками в работах учащихся являются сомнительные гласные и согласные в корне слова. Не все дети могут вовремя заметить эти орфограммы, часто не правильно их проверяют. Необ...

Карточки по русскому языку "Сомнительные согласные" 3 класс

Данный дидактический материал рекомендуется использовать на уроках русского языка в 3 классе при изучении темы "Парные согласные в середине и в конце слова", УМК любой....

Изографы для работы с сомнительными согласными "Д-Т" (материал для учителей начальной школы и логопедов).

В логопедической практике широко используется для предупреждения нарушений письменной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста изографы. Лично я с изографами познакомилась, читая пособие...

Изографы для работы с сомнительными согласными Ж-Ш (материал для логопедов и учителей начальной школы)

В логопедической практике  для предупреждения нарушений письменной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста широко используются изографы. Лично я с изографами познакомилась, читая п...

Безударные гласные и сомнительные согласные

Практическая работа по темам "Безударные гласные", "Сомнительные согласные"...

Региональный открытый урок: "Сомнительная согласная в слове. Повторение"

Урок был проведен на открытом форуме учителей начальных классов "Формирование цифровой образовательной среды в начальной школе на примере сервиса Яндекс.учебник"...

Сомнительный согласный. Задания - карточки 4 класс (логопункт).

В данном материале представлены практические задания - карточки для учащхся 4 класса, имеющих нарушения в письменной речи. Удобно давать ученикам на занятиях в логопедическом пункте....