Открытые уроки
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Хайретдинова Ляйсан Тагировна

Открытый урок по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа с.Куяново»

« Утверждаю»

Директор школы:

_______________

( И. Н. Хайдарова)

Открытый урок

по русскому языку во 2 «в» классе

Тема: « Учимся писать суффиксы –ик-, -ек-»

Подготовила:

учитель нач. классов

Хайретдинова Л.Т.

2015 г.

Открытый урок по русскому язык  во 2 «в» классе

Тема:  «Учимся писать суффиксы -ек, -ик»

Целевой блок

Тема

"Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-"

Цель

Формировать УУД:

  • Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
  • Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
  • Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты

Предметные: - организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек -, - ик -; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов – ек -, - ик -, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение
  • Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им
  • Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Инструментальный блок

Задачи урока

Образовательные:организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек -, - ик-; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов – ек -, - ик -, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;.

Способствовать  развитию орфографической зоркости, логики;

Воспитывать: стремление к дружбе, к ЗОЖ при  фронтальной, индивидуальной работе, способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.  

Тип урока

Введение нового материала

Учебно-методический комплекс

учебник “Русский язык” для 2 класса (авт. С.Иванов)

орфографическая тетрадь “Пишем грамотно”

таблица-опора “Алгоритм определения правописания суффиксов –ик- ,-ек-”

 мультфильм «В стране невыученных уроков»,

          еженедельник (для самооценки)

          презентация

          шаги учебной деятельности

          тетрадь

          физкультминутки

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия

Корень, суффикс, окончание.

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная работа

Межпредметные связи

 Литературное чтение

Действия обучающихся

1. Организационный момент.

«Психологическая установка на работу»

У. Улыбнемся друг другу, дети.

Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться, не мешай учиться!

2. Минутка чистописания.

У. – Что вы узнали в узорах?

Д. –  Суффиксы –онок– , -ёнок-.

Игра с суффиксами

У. – Ребята, я посмотрела через уменьшающее стекло и вижу, что это не  кот, а…

Д. –  Котёнок.

У. – Не медведь, а …

Д. –  Медвежонок

У. – Не волк, а ..

Д. –  Волчонок.

У. – Каким способом образованы новые слова?

Д. –  Новые слова образованы при помощи суффикса, суффиксальным способом.

У. – Какой суффикс помог образовать новые слова?  

Д. –  Суффиксы  –онок– , -ёнок-..

У. – На что он указывает?  

Д. –На названия детенышей..

У. – Пропишите слова. Выделите суффикс.

Проверка  -назвать суффикс - параллельно открываются суффиксы на доске..

3.Повторение пройденного. Брейн-ринг. (Параллельно дифференцированная работа на доске.  Слова с суффиксом –онок. Волчонок, бельчонок,  барсучонок, мышонок. –ёнок. Слонёнок, лосёнок, лисёнок, тигрёнок, телёнок.

 (2 человека разбирают карточки со словами в столбик с соответствующим суффиксом)

Проверка дифференцированной работы. Повторение алгоритма написания суффиксов  –онок– , -ёнок-.

4. Сообщение темы урока. Постановка проблемы урока

Давайте с вами заглянем в мультфильм, снятый по книге Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков».

 – Какая проблема встала перед Витей Перестукиным?  

( Витя не знал, как написать слова КЛЮЧИК И ЗАМОЧЕК ).

( Витя не знал какой суффикс вставить в эти слова: –ик– или –ек–).  РИСУНОК

-Произнесите  эти слова. Как звучат суффиксы?

Поставьте ударение в эти слова и скажите, ударный или безударный звук в суффиксе? Значит это «Опасное»место и его написание надо проверять.

 – Определите тему нашего урока.(  Мы знакомимся с новыми суффиксами –ик–и –ек–).  ТЕМА

– Чем же мы будем заниматься? Какова цель урока? ЦЕЛЬ

(Цель: Должны научиться писать суффиксы –ик и –ек._

IV. Знакомство с новым материалом. Открытие детьми нового знания.

- Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями.

Путь 1: взять готовое правило.

Путь 2: самим изобрести это правило.

- Каким путем мы пойдем и почему?

( Лучше попробовать самим выявить правило. Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме)

- Итак, мы сами изобретаем правило.

- Посмотрите внимательно на данный ряд слов.

На доске: в один ряд прикреплены карточки со словами:

Арбуз . к, бант . к, горош.к, кармаш.к, арбузика,бантика, горошка, кармашка.

– На какие две группы можно разделить эти слова?  Меняется форма слов, можно подставить слова(есть - нет)

- Разделите слова на два столбика: есть, нет

Дети по одному выходят к доске и располагают карточки в два столбика.

На доске:

есть

нет

-Как выбрать нужную букву, чтобы правильно записать суффикс?  Для этого проанализируйте слова второго столбика.

- Что интересного вы заметили?

(Если при изменении форма слова гласный и остаётся, то его и надо писать в суффиксе – ик. А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать –ек-.)

Кстати, книга о приключениях мальчика Вити, которую написала Лия Гераскина «В стране невыученных уроков», есть в нашей библиотеке и я вам очень советую ее прочитать, т.к. эта книга очень поучительна.

- Прочитайте рубрику «Обрати внимание» в учебнике на странице 124 и сравните с нашим выводом. Верно ли мы с вами сформулировали правило?

Пока мы будем делать физминутку, найдите в тексте слово на данное правило.

Физминутка.

Если я назову слова с -ик- приседают мальчики, а если с -ек- приседают девочки: песик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, годочек, шарик, лесочек, дождик.

VIII. Закрепление нового материала.

1. «Свернём» правило в инструкцию, алгоритм – порядок наших действий.  АЛГОРИТМ

Алгоритм правописания гласных в суффиксах –ик-, -ек-.

1.        [ ик ] -?

2.Изменюю форму слова (нет, много)

3. Если [и ] - ик

Если [- ] – ек

2. Решение детьми типовых заданий.

- Чтобы закрепить полученные знания, потренироваться в применении выведенного нами правила, выполним упражнение 1 (Упражнение выполняется с комментированием по алгоритму).

VI. Закрепление нового материала. Оперативный контроль.

Самостоятельная работа

Работа в тетради “Пишем грамотно” (с.28)

Упражнение 1 (по вариантам) –

I вариант – первый столбик

II вариант – второй столбик.

Диагностика результатов урока

(итог урока)

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?- Мы достигли цели урока – научились писать суффиксы –ик и –ек?- Отразите свои успехи в листе самооценки. Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны своими знаниями, умениями, действиями, закрась зелёным цветом. Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – желтые. А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – черный.

Домашнее задание

Упражнение 2, стр.124


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация урока по русскому языку во 2 классе

Слайд 2

- онок - ёнок

Слайд 4

Витя Перестукин

Слайд 6

Тема урока: «Правописание суффиксов – ик -, - ек - »

Слайд 7

Проблема! Путь 1. Взять готовое правило. Путь 2. Самим вывести это правило.

Слайд 8

Арбуз . к, бант . к, горош.к , кармаш.к , арбузика,бантика , горошка, кармашка.

Слайд 9

замоч е к – (нет) замо чк а; ключ и к – (нет) ключ и ка .

Слайд 11

Алгоритм написания суффиксов – ик , - ек - Выдели корень слова. Измени форму слова. Определи «убегает» ли гласный. если да нет пиши – ек - пиши – ик -

Слайд 12

прутик кораблек братик листик котик носик мячек песочек зонтек бантек домик ротек

Слайд 13

Спасибо за работу

Слайд 14

Список использованных источников Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык: учебник для 2 класса -М.: Вентана - Граф, 2012.-Ч.1. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: рабочая тетрадь для 2 класса в 2ч.- М.: Вентана - Граф, 2012. http://images.yandex.ru/yandsearch?text http://igorinna.bestpersons.ru…



Предварительный просмотр:

Тема: Семь технологических задач. От замысла к результату. Конструкция и образ записной книжки.

Цель урока: Создать условия для решения доступных технологических задач.

Задачи:

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- развитие конструктивности, целесообразности и гибкости мышления;

- воспитание ответственности за результаты учебного труда.

Оборудование: образцы изделий, шаблоны для страниц книжки, кисточка, клей, цветная бумага для оформления, цветной картон, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, набор писчей бумаги, иголка, цветные нитки, шило (у учителя), учебник Лутцева Е.А. «Технология» 3 класс, Рабочая тетрадь Лутцева Е.А. «Учимся мастерству»

Тип урока: ОТКРЫТИЕ НОВОГО (урок – практикум)

Класс: 3

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

САМООПРЕДЕЛЕ-НИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Беседа

Отгадайте загадку.

Телефоны сохраняет, адреса и имена,

Записать все то, что нужно помогает нам она.

Есть у всех она, конечно, у девчонки и мальчишки

Догадались? Что же это? Это (записная книжка)

Все заметки в нем - пишу, коль забуду, подгляжу.

О делах напомнит он, скажет нужный телефон.

Он в столе моем живет,

А зовется он (блокнот)

Записная книжка

Блокнот

Личностные

Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные

Формируем умение оформлять свои мысли, участвовать в диалоге, высказывать свое мнение.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ

Познавательно-аналитическая беседа

— Для чего нужны записные книжки? Какие записные книжки вам приходилось видеть? Опишите их Совершенно верно. Имеется много информации, которую нужно запомнить: это номера телефонов, важные встречи, кулинарные рецепты, адреса. А чтобы не забыть их, в помощь к нам пришли записные книжки, ежедневники, блокноты, анкеты у девочек.

А что такое блокнот?

Блокнот – стопка соединенных вместе отрывных листков бумаги для записей, скрепленных обычно с обложкой посредством клея или пружины.

Дети рассказывают

(номера телефонов, рецепты, адреса, список покупок, анкеты для девочек)

Отвечают

Познавательные УУД

1. Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.

2. Формируем умение выявлять сущность и особенности объектов.

3. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД

Формируем умение высказывать своё предположение

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Я думаю, вы можете сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

Анализ изделия

- Из каких материалов выполнена книжка?

Книжка выполнена из картона и писчей бумаги.

- Из каких деталей состоит книга?

-Какую особенность вы заметили во всех похожих книжках?

Записная книжка какой формы?

Скажите, а как мы будем соединять листы книжки?

Приемом сшивания листов книжки.

-Как вы думаете, каким образом можно изготовить такую книжкуу?

-Что вы уже умеете делать?

- Что предстоит нам сегодня сделать на уроке?

- Откроем учебник (с. 91) и повторим семь технологических задач.

-Что вы видите на странице учебника? Какое соединение мы применим для изготовления книжки?

Мы сегодня будем изготавливать записную книжку.

Книжка выполнена из картона и писчей бумаги.

из корешка, обложки, страниц.

-Все книжки состоят из одинаковых деталей, но у них нет корешка

Разной

Сшивать

Вырезать детали одинакового размера из картона (обложка), и писчей бумаги (страницы)

-Мы умеем вырезать детали одинакового размера.

Изготовить блокнот, пользуясь подсказками учебника и рабочей тетради. (с.29)

Подвижное соединение.

Познавательные УУД

1. Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.

2. Формируем умение выявлять сущность и особенности объектов.

3. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД

Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план), формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Формируем умение слушать и понимать других.

2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

Открытие практического умения

Повторение правил рабочего человека и ТБ при работе с иглой, ножницами и клеем.

-При изготовлении книжки, какую трудность вы будете испытывать?

-Кто из вас догадался, как сделать так, чтобы листы не распались?

-Что нам предстоит делать?

-Сшить страницы так, чтобы листы не распались, книжка имела красивый вид.

Проколоть шилом отверстия , соединить их с помощью ниток или ленты.

Коммуникативные УУД

1. Формируем умение слушать и понимать других.

2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД

Формируем способность добывать новые знания путем наблюдения за готовыми образцами записных книжек, переработка информации: сравнение с шаблоном

Планирование предстоящей практической работы (выстраивание последовательности изготовления изделия)

– Давайте составим план работы на уроке.

- выбрать форму записной книжки (р.т.с.29)

  • на листе картона нарисовать шаблон(форму будущей книжки), вырезать две детали - это будет обложка;
  • на листе писчей бумаги обвести шаблон восемь раз, вырезать - это будут страницы;
  • вложить страницы в обложку и наметить места прокола (проколы шилом делает учитель в местах, обозначенных карандашом);
  • прошить по линии сгиба так, как показано на инструкционной карте;
  • самостоятельно оформить книжку: украсить обложку аппликацией или рисунками.

Проговорим наш план действий.

-Будем делать из бумаги, можно украсить ее цветными карандашами, фломастерами, или вырезать элементы из цветной бумаги.

Регулятивные УУД

Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план), формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Регулятивные УУД

Формируем умение высказывать своё предположение, умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Самостоятельно-практическая работа

Повторение правил рабочего человека и ТБ при работе с иглой, ножницами и клеем.

-Нужно аккуратно работать ножницами, иглой, так как можно пораниться.

Ученики организуют свои рабочие места.

Личностные УУД

Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

Формируем готовность к сотрудничеству, умение договариваться

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ (ПРОГОВАРИВАНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ)

Уборка рабочих мест.

Обобщение.

-Ребята, что нового узнали на уроке, чему научились?

Дети защищают свой проект (готовое изделие), пользуясь планом:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какие умения формировали при выполнении этого задания

Оформляем выставку работ.

Личностные УУД

Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Регулятивные УУД

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

РЕФЛЕКСИЯ

Оценка практической деятельности

-Давайте обсудим и оценим готовые изделия по критериям: качество, оригинальность, самостоятельность.

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Удалось её решить? Каким способом?

– Что нового узнали на уроке, чему научились? Какие знания и умения помогли вам сегодня выполнить работу?

В рекомендательной форме указываются на недочёты в работе

Личностные УУД

Формируем умение описывать свои чувства, оценивать работы



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...