Рабочая программа по русскому языку,4 класс,Р.Н.Бунеев,2100.
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Гарипова Наталия Валентиновна

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку,4 класс,Р.Н.Бунеев,2100.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_russkiy_yazyk.doc394 КБ

Предварительный просмотр:

 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  -  ГИМНАЗИЯ №

 «Рассмотрена и согласована»

 на заседании Педагогического совета

 Протокол   №1

от « 26 » августа  201г.

«Утверждаю»

 Директор ЧОУ Гимназии №

Приказ № __ от «28» августа 201 г.

Рабочая программа

по русскому языку

4 класс

Учитель: Гарипова Н.В.

                                                                                Категория: первая

                                         

  201 - 201учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Рабочая программа курса «Русский язык» в 4 классе составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования на основании приказа МО РФ от 05.03.2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта образования» и соответствует обязательному минимуму содержания образования. Разработана на основе авторской программы Е.В.Бунеева, М.А Яковлева, Москва, «БАЛАСС», 2011 г., рекомендованной Министерством образования РФ.

Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:

  1. Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма,   слушания, говорения;
  2. Формирование элементарной лингвистической компетенции.

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно 
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель); 
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

  1. Развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
  2. Осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
  3. Формирование у детей чувства языка;
  4. Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
  5. Сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

В основу образовательного процесса будет положена модель поликультурной образовательной среды, включающая культурологическое содержание, диалогические методы и приемы, культуросообразные  организационные  формы:

Реализация программы основана на следующих принципах:

          *личностно-ориентированное (знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного отношения к миру);

           *культурно-ориентированные (человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей);

         * деятельностно - ориентированные (решение проблемных и творческих задач);


                                              Особенности классов

  В предыдущий учебный период учащиеся получили первоначальные знания орфографические и пунктуационные, познакомились с разделом морфологии. Отмечаем в 4 –в у 30 % учащихся проблемы с формулировкой устных высказываний, в в 4-п 25%, в 4 – ш у 35% учащихся. Трудности в грамотном оформлении письменной речи в 4 – в у 35%, в 4 – п у 45%, в 4 – ш у 40% учащихся. Есть ученики, имеющие очень низкий уровень организации и планировании деятельности на уроках и во внеурочное время. Основная часть классных коллективов освоила приёмы организации своей деятельности, но с трудом осуществляет контроль. Кроме того часть учащихся плохо пользуются информацией и не всегда может применить полученные знания. Преследуя главную методическую цель гимназии – эффективный урок, ориентируясь на особенности восприятия классного коллектива, возрастные особенности детей, планируется строить урок постановки УЗ проблемно-мотивационно с практическим основанием изучаемой темы. Применять технологии учебного моделирования и интеграции.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека,

и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности в поликультурном пространстве– осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Межпредметные связи:

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Также осуществляются межпредметные связи с уроками окружающего мира, музыки, изобразительного искусства.


            ПРОГРАММНОЕ И УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Предмет

Класс

Программа

Количество часов

в неделю/ в год

Учебник

Методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Материалы контроля

Русский

язык

4

  ОС «Школа         2100»  Сборник программ 2100/Под научной редакцией Д.И.Фельдштейна. – М.:Баласс, 2011

    5/175

Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева,О.В.Пронина «Русский язык 4 класс»,1,2 части. Москва: БАЛАСС,2012.

1. Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева Методические рекомендации Русский язык 4 класс, Москва: БАЛЛАС, 2014.

1. Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева Рабочая тетрадь по русскому языку 4кл.  Москва: БАЛАСС, 2015г. 2.Л.Ю.Комиссарова Дидактический материал по рус.яз. Москва: БАЛАСС, 2012г  3.Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева Слова с непроверяемыми написаниями к учебнику «Рус.яз.4кл.» Москва: БАЛАСС, 2012г.                    4.Комплект наглядных пособий «Русский язык», 4кл. Москва: БАЛАСС, 2012г.                    

1. Е.В.Бунеева Проверочные и контрольные работы по рус.яз. 4кл., вариант 1,2. Москва: БАЛАСС, 2016г.

                                   СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения: 
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации); 
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов; 
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»: 
4) приобретение и систематизация знаний о языке; 
5) овладение орфографией и пунктуацией; 
6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка; 
7) развитие чувства языка.

Вводные уроки (2ч)

Повторение (18 ч)

Предложение. Текст (44 ч)

Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзоми, с бессоюзной связью).

Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.

Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.

Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.

Слово.

1. Части речи и члены предложения.

Имя существительное. (42ч)

Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.

Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.

Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.

Имя прилагательное. (16 ч)

Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.

Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).

Глагол. (43 ч)

Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме.

Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся-ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания  в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.

2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.

Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса (длина – длинныйсон – сонный).

3. Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.

4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.

Повторение. (10 ч)

Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).

Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Календарные  сроки (неделя)

№ урока

Раздел, тема

Количество часов

Виды деятельности учащихся (по УУД)

Формы контроля

Материал к учебному занятию

1

1

2

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык».

Поэты и писатели о русском языке.

1

1

Текущий. Устный опрос.

 1. ПОВТОРЕНИЕ (18 часов)

1

3

Повторение фонетики и графики.

1

Знакомиться с новым учебником, использовать приёмы ознакомительного и просмотрового чтения. Проводить фонетический разбор слов. Группировать звуки по их характеристикам. Соотносить количество звуков и букв  в слове, объяснять причины расхождения количества звуков и букв. Группировать слова с изученными орфограммами, графически объяснять выбор написания. Писать изложение текста-повествования с предварительной подготовкой. Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения.

        

Tекущий

1

4

Слог и ударение.

1

Текущий.

Устный опрос

1

5

Повторение фонетики.

1

Текущий.

Устный опрос

2

6

Что такое графика.

1

Текущий

Словарный диктант

2

7

Фонетический разбор слова.

1

Текущий

Списывание текста

Схема фонетического разбора слова

2

8

Повторение орфографии.

1

Текущий

Самостоятельная работа

2

9

Повторение изученных орфограмм и их графического изображения.

1

Текущий

Схемы различ-ных орфограмм

2

 10

Развитие умения писать слова с изученными орфограммами.

1

Текущий

Самостоятельная работа.

3

11

Входное контрольное списывание

1

3

12

Повторение изученного материала о частях речи.

1

3

13

Повторение изученного материала по синтаксису.

1

Текущий.

Слова с непроверяемыми написаниями.

3

14

Входная контрольная работа (диктант + грамматическое задание).

1

3

15

Анализ диктанта, работа над ошибками.

1

4

16

Обучающее изложение «Золотой рубль».

1

4

17

Анализ изложения.

1

Текущий.

Демонстрационный материал (таблицы)

4

18

Повторение о пунктуации.

1

4

19

Контрольный  диктант №1 по теме «Повторение 3 класса»

1

4

20

Анализ диктанта, работа над ошибками.

1

 Контроль знаний

Тетрадь для проверочных и контрольных работ

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ. (44 Ч.)

Простое предложение. Предложения с однородными членами. (17 Ч.)

5

21

Простые и сложные предложения.

1

Различать простые и сложные предложения на

слух и в письменном тексте.

Характеризовать (на основе коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связность абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность. Использовать эти пара-

метры при создании собственных текстов.

Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках

литературного чтения.

Оформлять пунктуационно предложения с одно-

родными членами и союзами и, а, но. (П)

Конструировать предложения с однородными

членами без союзов и с союзами и, а, но. (П)

Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком.

Продуцировать текст с использованием однородных членов предложения, соединённых союзной

и бессоюзной связью («Что я люблю»)

Проверять и редактировать текст сочинения.

Находить и исправлять орфографические и пун-

ктуационные ошибки, работать по алгоритму

Приобретать опыт разграничения сложных

предложений и предложений с однородными членами (с союзами и, а, но и без союзов). (П)

Создавать устное высказывание на

 грамматическую тему по предварительно составленному

плану.

Готовиться и писать свободный диктант по

тексту с изученными синтаксическими конструкциями.

Схемы предложений

5

22

Как отличить простое предложение от сложного.

1

5

23

Предложения с однородными членами.

1

Тематический.

5

24

25

Составление предложений с однородными членами по схемам.

Предложения с однородными членами в художественном тексте.

1

1

6

26 -27

Развитие речи. Обучающее изложение «Что я люблю"

2

Текущий.

6

28 -29

Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и, а, но

2

Текущий.

Демонстрационный материал (таблицы)

6 - 7

30 -31

Развитие речи. Обучающее изложение «Что я люблю»

1

Текущий.

7

32

Запятая в предложениях с однородными членами.

1

Самостоятельная работа Фронтальный

7

33

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами

1

7

   34

Проверочная работа № 1 «Простое предложение. Предложения с однородными членами».

1

Тематический.

Проверочная работа

Тетрадь для проверочных и контрольных работ

7

   35

Работа над ошибками. Повторение изученного материала по теме.

1

8

   36

Контрольный диктант №2 по теме «Простое предложение. Предложения с однородными членами»

1

Контроль знаний и умений

Тетрадь для проверочных и контрольных работ

8

37

Анализ диктанта, работа над ошибками.

1

            Сложные предложения с союзами и, а, но (14 ч.)

8

38

Отличие простого предложения от сложного.

 

1

Продуцировать текст с использованием сложных предложений с союзами и, а, но и без союзов

(сочинение «Субботний вечер у нас дома»).

Выделять на слух и в тексте предложения с пря-

мой речью (слова автора плюс прямая речь). (П)

Приобретать опыт конструирования предложений с прямой речью и их пунктуационного

оформления. (П)

Продуцировать текст с использованием предложения с прямой речью (сочинение «Что сказала мама»).

Письменно пересказывать текст (писать подробное изложение), включающий предложение с прямой речью (после предварительной подготовки).

Выделять при обсуждении текста его значимые

части, формулировать заголовки, составлять

план (в группах, парах).

Выбирать в коллективном обсуждении критерии

оценки текста изложения (сочинения), применять их при самоанализе и взаимоанализе текстов работ с последующим их редактированием.

Демонстрационный материал (таблицы)

8

39

Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью

1

8

40

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.

1

Текущий.

9

9

41

42

Р/Р Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану.

Свободный диктант

1

1

Текущий.

Осложненное списывание

9

43

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.

 

1

Текущий.

Самостоятельная работа

9

44

Запятая в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но.

1

9

45

Развитие речи. Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома».

1

Тематический.

10

46

Запятая в простом и сложном предложениях с союзами и, а. но. Контрольный словарный диктант №1

1

10

47

Проверочная работа № 2 «Сложные предложения с союзами и, а, но».

1

Тематический.

Проверочная работа

Тетрадь для проверочных и контрольных работ

10

48

Работа над ошибками. Повторение изученного.

1

10

49

Контрольный диктант №3 по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но»

1

10

11

50

51

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

 Запятая в сложном предложении. Повторение изученного.

1

1

Контроль знаний

Тетрадь для проверочных и контрольных работ

Предложения с прямой речью (13 ч.)

Понятие о прямой речи.

11

52

Понятие о прямой речи.

1

Текущий.

Демонстрационный материал (таблицы)

11

53

Из чего состоит предложение с прямой речью.

1

11

54 - 55

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

2

12

56

Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора.

1

12

57

Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора.

1

12

58

Развитие речи. Обучающее сочинение «Что сказала мама»

1

Сочинение по наблюдениям

12

59

Запись цитаты в виде предложения с прямой речью.      

1

12 - 13

60 - 61

Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложении с прямой речью.

2

Текущий.

Самостоятельная работа

13

62

Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух».  

1

13

63

Контрольный диктант № 4 по теме «Предложения с прямой речью».

1

Контроль знаний

Тетрадь для проверочных и контрольных работ

13

64

Анализ диктанта. Работа над ошибками, коррекция знаний.

1

СЛОВО

Части речи и члены предложения.

Имя существительное (42ч.)

13

65

Имя существительное как часть речи.

1

Выделять в предложении самостоятельные и

служебные части речи. Накапливать опыт по

выявлению грамматических признаков, общих

для самостоятельных частей речи. Определять грамматические признаки имён существительных, начальную форму.

Относить имя существительное к одному из трёх склонений, определять падеж.

Текущий.

Демонстрационный материал (таблицы)

14

66

Постоянные и непостоянные признаки имен существительных.

1

14

67

Роль имен существительных в предложении и в речи.

 

1

Текущий.

14

14

68

69

Роль имен существительных в предложении и в речи.

Многозначные слова, синонимы, антонимы.

1

1

Текущий.

Изменение имен существительных по падежам (15 ч.)

14 - 15

70- 71

Рубежный контрольный диктант

Пишу правильно, работа над ошибками.

2

Текущий.

Тетрадь для проверочных и

15

72

Наблюдение за словоизменением имен существительных.  

1

Текущий.

 контрольных работ

15

73

Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить их в разные падежные формы

 

1

Составлять совместно с учителем алгоритм

определения склонения имени существительного, работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль.

Участвовать в совместной работе (в парах, группах, фронтально) по открытию нового знания, включать в учебный диалог.

Сравнивать формы имени существительного и

имени прилагательного, выявлять зависимость.

Накапливать опыт употребления имён существительных в речи (обучающие изложения и

сочинения, предусмотренные в планировании).

Определять грамматические признаки имён

существительных (морфологический разбор).

Находить в тексте несклоняемые имена суще-

ствительные, приобретать опыт их согласования с именами

прилагательными в речи.

Находить в словах изучаемые орфограммы, гра-

фически объяснять и контролировать написание.

Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм.

Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы.

Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков.

Текущий.

15

74

Изменение по падежам имен существительных в ед.и мн.числе

1

15

75

Именительный и винительный падеж.

1

Текущий.

Демонстрационный материал (таблицы)

16

76

Развитие умения различать формы именительного и винительного падежей.  

1

16

77

Родительный падеж.  

1

Текущий.

16

78

Дательный падеж.  

1

Текущий.

Самосто-ятельная работа с выборочной проверкой

16

79

Творительный падеж

1

Текущий.

16

80

Предложный падеж    (3 четв.)

1

Текущий.

17

81 - 82

Обобщение знаний о падежах.

2

фронтальный

17

17

83

84

Проверочная работа № 3 по теме «Изменение имён существительных по падежам».

Работа над ошибками. Обобщение знаний о падежах.

1

1

Проверочная работа

Тетрадь для проверочных и контрольных работ

             Три склонения имен существительных (7 ч.)

Проверочная работа

17

85

Три склонения имен существительного

1

Текущий.

Демонстрационный материал (таблицы)

18

86

Развитие умения определять склонение имен существительных

1

Текущий.

18

87 - 88

Морфологический разбор имени существительного

2

Текущий.

Схема разбора

18

89

Понятие о несклоняемых именах существительных.

1

Тематический

18

90

Особенности   употребления несклоняемых имён существительных.

1

19

91

Развитие речи. Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!»

1

Тематический

               Правописание мягкого знака после букв шипящих

                           на конце существительных (8 ч.)

Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода

19

92 -93

Развитие умения писать ь после шипящих на конце имен существительных жен. рода

2

Текущий.

Демонстрационный материал (таблицы)

19

94

Проверочная работа № 4 Введение общего правила написания безударных падежных окончаний имен существительных

1

Текущий

19

95

Развитие орфографических умений.

1

20

96

Контрольный диктант №5 по теме «Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце имён существительных».

1

Проверочная работа

Тетрадь для проверочных и контрольных работ

20

97

Пишу правильно. Работа над ошибками.

1

Текущий.

20

98

Выведение общего правила написания безударных падежных окончаний имен существительных

1

Текущий.

Тетрадь для проверочных и контрольных работ

20

99

Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных, действовать по алгоритму.

1

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных (8 ч.)

Работа над ошибками

20

100

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой.

1

Текущий.

Демонстрационный материал (таблицы)

21

101

Р/Р Обучающее изложение «Первая газета»

1

Текущий.

21

102

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Контрольный словарный диктант №2

1

Текущий.

Демонстрационный материал (таблицы)

21

103

Р/р Обучающее сочинение -описание «Прогулка»

1

21

104

Проверочная работа № 5 «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»

1

Текущий.

21

105

Развитие орфографических умений, повторение

1

22

106

Контрольный диктант №6   «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»

1

Проверочная работа

Тетрадь для проверочных и контрольных работ

22

107

Пишу правильно, работа над ошибками.

1

                                                   Имя прилагательное (16 ч.)

22

108

Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи.

1

Текущий.

22

109

Роль прилагательных - антонимов в речи

1

Текущий.

Демонстрационный материал (таблицы)

22

110

Морфологический разбор имени прилагательного

1

Различать и характеризовать тексты двух типов речи – повествования и описания (П). Наблюдать роль прилагательных (в том числе прилагательных-антонимов) в речи. Называть грамматические признаки имён прилагательных (морфологический разбор), определять начальную форму. Обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль. Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами. Накапливать опыт употребления в речи имён  прилагательных (обучающее изложение и сочинение-описание). Выделять в тексте и конструировать словосочетания прил. + сущ.

Текущий.

23

111

Изменение имен прилагательных по падежам.

1

Текущий.

23

112

Изменение имен прилагательных по падежам.

1

Текущий.

23

113 - 114

Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании

2

Текущий.

23

115

Правило написания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

1

Текущий.

24

116

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой.

1

Текущий.

24

117

Обучающее изложение «Первое путешествие».

1

Текущий.

24

118 - 119

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой.

2

Текущий.

24

120

Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка».

1

Текущий.

Демонстрационный материал (таблицы)

25

121

Проверочная работа № 6 «Имя прилагательное».

1

Проверочная работа

Тетрадь для проверочных и контрольных работ

25

122

Контрольный диктант №7 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных» 

1

Контроль знаний

Тетрадь для проверочных и контрольных работ

25

123

Работа над ошибками. Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания.

1

Тематический

ГЛАГОЛ (43 Ч.)

Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не

25

25

124

125

Роль глаголов в предложении, в речи.

Правописание глаголов с частицей НЕ.

1

1

Выделять неопределённую форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Определять грамматические признаки глагола. Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах.

Текущий.

26

126 - 127

Значение и грамматические признаки глагола

2

Текущий.

26

128

Морфологический разбор глагола.

1

Текущий.

Схема разбора

26

129

Понятие о спряжении глагола.

1

Текущий.

26

130

1 и 2 спряжение глаголов.

1

27

131

Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.

1

27

132

Как определить спряжение глагола, если окончание ударное.

1

Текущий.

Демонстрационный материал (таблицы)

27

133

Как определить спряжение глагола, если окончание безударное.

1

Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других. Составлять задания в группе по изученному материалу. Проводить само и взаимо анализ выполнения заданий. Совместно составлять алгоритм определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов. Анализировать особенности текстов с преимущественным употреблением глаголов. Накапливать опыт использования глаголов в речи, в том числе с безударными личными окон-чаниями (обучающие изложения и сочинения по теме). Называть и систематизировать грамматические признаки глагола (морфологический разбор).

Текущий.

27

134

Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму.

1

27

135

Определение спряжения глаголов по личному окончанию глаголов.

1

28

136 137

Глаголы-исключения.

Выбор способа определения спряжения глагола.

1

1

Текущий.

28

138

Развитие речи. Обучающее сочинение по картинкам.

1

Текущий.

28

  139

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями

2

Текущий.

28

140

Разбор глагола как части речи.

1

Текущий.

Схема разбора

29

141

Морфологический разбор глагола.

1

29

142

Контрольный диктант №8 по теме «Правописание безударных личных окончаний».

1

Контроль знаний

Тетрадь для проверочных и контрольных работ

29

143

Пишу правильно, работа над ошибками.

1

29

144

Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -ться и -тся

1

Текущий.

29

145

Знакомство с орфограммой «Буква ь после шипящих в глаголах 2 лица ед.числа»

1

30

  146 147

Развитие умения писать букву ь в глаголах 2 лица ед. числа.

2

Тематический

Демонстрационный материал (таблицы)

30

148

Контрольное списывание

1

30

149 - 150

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. Итоговый тест.

2

31

151

Обучающее изложение «Первые школы»

1

Текущий.

31

152

Работа над ошибками в изложении.

1

Текущий.

Разбор глагола по составу (13 ч.)

31

153

Порядок разбора глагола по составу.

1

Текущий.

Демонстрационный материал (таблицы)

 31

154- 155

Развитие умений разбирать глаголы по составу  

2

Текущий.

32

156

Итоговая контрольная работа (диктант + грамматическое задание).

32

157

Развитие речи. Обучающее сочинение. Использование в тексте глаголов с изученными орфограммами в форме настоящего времени.

1

Текущий.

32

158

Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. Контрольный словарный диктант №3

1

Текущий.

32

159-160

Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами.

2

Тематический

33

161

Проверочная работа №7 «Глагол»

1

Проверочная работа.

Тетрадь для проверочных и контрольных работ

32

162

Работа над ошибками.  

1

33

163

164

Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»

2

Текущий.

Демонстрационный материал (таблицы)

33

165

Контрольный диктант № 9 по теме «Разбор глагола по составу» 

1

Контроль знаний

34

166

Работа над ошибками.

1

Тематический

Демонстрационный материал (таблицы)

ПОВТОРЕНИЕ (10 Ч)

Комплексное повторение изученного

34

167

Контрольное изложение «Странный дуэт»

1

Систематизировать и обобщать изученный материал в виде таблиц, схем, текста. Продуцировать устные связные высказывания  на лингвистические темы по изученному материалу. Проводить в группах исследовательскую (проектную) работу «Что слово может рассказать о

себе» (анализировать звукобуквенный состав, морфемный состав, лексическое и грамматическое значение слова, этимология особенности сочетаемости с другими словами). Представлять результат исследования в виде связного высказывания с мультимедийным сопровождением.

Текущий.

 

34

168

Работа над ошибками. 

1

Текущий.

34 - 35

169 171

Комплексное повторение по теме

«Слово. Предложение. Текст»

3

Текущий.

 35

172 175

Комплексное повторение по теме «Части речи»

4

Текущий.

                                    ИЗМЕНЕНИЕ КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА УЧЕБНОГО КУРСА

Тема урока (раздела)

Содержание изменения

№ и дата протокола заседания МО

Подпись руководителя НМС

 

 

 

 


   ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремитьсяк совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

4-й класс

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
  • производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
  • правильно писать слова с изученными орфограммами;
  • видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки,правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначатьорфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
  • находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
  • пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
  • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами иано или без союзов);
  • ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами иано), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами иано),оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
  • производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
  • разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовыватьсуществительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
  • писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
  • читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
  • воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
  • создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.

Критерии оценки:

        Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений орфограмм. Работа написана аккуратно, четко. Письмо в целом соответствует требованиям каллиграфии (соблюдение правильного начертания формы, одинаковой высоты, наклона, равного расстояния между буквами и др.). Допускаются единичные случаи отступления от норм каллиграфии, а также одно исправление (вставка пропущенной буквы, исправление неточно написанной буквы и т.п.).

        Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более 2 орфографических (фонетико-графических) ошибок и 1 пунктуационной или 1 орфографической и 2 пунктуационных ошибок. Работа выполнена аккуратно, но имеются незначительные отклонения от норм каллиграфии. Допускается дополнительно по одному исправлению любого характера.

        Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено от 3 до 5 орфографических (фонетико-графических) ошибок в следующих возможных вариантах: а)  3 орфографические и 2-3 пунктуационные, б)  4 орфографические и 2 пунктуационные, в) 5 орфографических и 1 пунктуационная ошибка. Работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии. Допускается дополнительно по одному исправлению любого характера.

         Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено 5-7 орфографических  (фонетико-графических) ошибок. Работа выполнена небрежно, имеется много серьезных отклонений от норм каллиграфии.

         Ошибкой в диктанте следует считать нарушение правил орфографии при написании слов, а также пропуск и искажение букв в словах, замена слов, отсутствие знаков препинания (в пределах программ данного класса), неправильное написание слов, не проверяемых правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).

          За ошибку в диктанте не считают: а) ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующем классах не изучались; б) единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы; в) единичный случай замененного слова другим без искажения смысла; г) отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.

          За одну ошибку в диктанте считают: а) два исправления орфографического или фонетико-графического характера; б) две однотипные пунктуационные ошибки; в) повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове  ножи дважды написано в конце  ы, две негрубые ошибки. Негрубыми считают следующие ошибки: а) повторение одной и той же буквы в слове; б) дважды написано одно и то же слово в предложении.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

- повторение одной и той же буквы в слове;

- недописанное слово;

- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;

- дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Грамматическое задание.

«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;

«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;

«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;

«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;

Списывание текста.

«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;

«4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и 1 исправление (2 и 3 кл.);

«3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.);  2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.);

«2» – ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 и 3 кл.);

Контрольный диктант.

1. Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).

2. Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы;

перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;

3. Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.

4 При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.

Оценки за контрольный диктант.

«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;

«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;

«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;

«2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок;

«1» – более 8 орфограф. ошибок.

Оценки за грамматические задания.

«5» – всё верно;

«4» – не менее 3/4 верно;

«3» – не менее 1/2 верно;

«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий;

Словарный диктант

 (оценивается строже контрольного диктанта)

Количество слов для словарного диктанта.

«5» – нет ошибок; 1 класс – 7 – 8 слов;

«4» – 1 – 2 ошибки; 2 класс – 10 – 12 слов;

«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов); 3 класс – 12 – 15 слов;

«2» – 5 – 7 ошибок; 4 класс – до 20 слов.

«1» – более 7 ошибок.

Контрольное списывание.

«5» – нет ошибок;

«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление (1 кл.), 1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.);

«3» – 3 ошибки и 1 исправление (1 кл.), 2 ошибки и 1 исправление (2 – 4 кл.);

«2» – 4 ошибки (1 кл.), 3 ошибки (2 – 4 кл.);

«1» – более 4 ошибок (1 кл.), более 3 ошибок (2 – 4 кл.).

                       ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Учебный методический комплект:

«Русский язык» Учебник для 4 класса.  Авторы Р.Н. Бунеев,  Е.В. Бунеева,   О.В. Пронина.  (Москва  «Баласс» 2011 г.)

Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс. Вариант 1 (2) Автор Е.В. Бунеева. (Москва «Баласс» 2012 г.)

Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» 4 класс. Автор Л.Ю. Комиссарова.  (Москва «Баласс» 2012г.)

«Русский язык. 4 класс» (Методические рекомендации для учителя). Авторы Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. (Москва «Баласс» 2012 г.)

Демонстрационный материал (таблицы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку,2 класс,Р.Н.Бунеев,2100

Рабочая программа с тематическим планированием по русскому языку,2 класс,автор Р.Н. Бунеев.программа 2100,в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа по литературному чтению,2 класс,Р.Н.Бунеев,2100.

Рабочая программа с тематическим планированием ,2 класс,автор Р.Н. Бунеев и др.,программа 2100 в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа по литературному чтению,4 класс,Р.Н.Бунеев,2100.

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс, Р.Н.Бунеев,2100....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Русский язык» Климанова Л.Ф., Макеева С.Г, Русский язык. Учебник.3 класс. М. Просвещение, 2018

         Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего обр...

Рабочая программа. Русский язык. 1 класс. (165 часов в год, 5 часов в неделю) Обучение письму. Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части. Рамзаева Т.Г. Русский язык.

Русский язык(165 часов в год, 5 часов в неделю)Обучение письму.  Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части.Рамзаева Т.Г. Русский язык. Программа составлена в соответствии с основной ...

Рабочая программа. Русский язык с компонентом " родной язык ". 4 класс . Планета знаний

Данный материал будет полезен учителям, работающим по программе " Планета знаний"...

Рабочая программа русский язык - родной язык 2 класс

РАзработка рабочей программы русский язык - родной язык УМК "ШКола России" 2 класс...