Разработка урока "Творительный падеж"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Кузьмина Ирина Александровна

Урок по УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_tvoritelnyy_padezh.docx59.25 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 3а

Дата проведения: 10.11.14 г.

Тип урока: урок открытия новых знаний

УМК: «Перспективная начальная школа»

Тема

Творительный падеж

Цель

Способствовать формированию представлений об особенностях имени существительного в форме творительного падежа

Задачи

Обучающие: расширить знания об особенностях творительного падежа, учить определять существительные в творительном падеже в словосочетании и предложении.

Развивающие: развивать критическое мышление, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость, умения работать с текстом.

Воспитательныесоздать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку

Ресурсы

  1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русскийязык:3 кл.:Учебник.-М.: Академкнига/учебник, 2013 (часть 1).
  2. Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Русскийязык:3 кл.:Учебник.-М.: Академкнига/учебник, 2013 (часть 2).
  3. Байкова Т.А. Русский язык:3 кл.:Тетрадь для самостоятельной работы.-М.: Академкнига/учебник, 2013 (часть 1)
  4. Аудиофайлы для проведения физминуток

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация детей на урок. Мотивация к учебной деятельности

Цель: формирование положительной

учебной мотивации.

Развитие доброжелательного отношения друг к другу

-У нас урок русского языка. Проверьте готовность к нему.

Для работы нам понадобится:

учебник-часть 1

учебник-часть 2

тетрадь для с/р

рабочая тетрадь

дневник

пенал

- Обменяйтесь рукопожатием с соседом по парте и пожелайте друг другу удачи!

Проверяют готовность к уроку

Жмут друг другу руки

Определение  темы урока,  постановка задач

- Откройте учебник на странице Содержание. Определите тему урока.

- Найдите в учебнике нужный материал. Отметьте закладкой.

- Какие задачи мы можем поставить на сегодняшний урок?

- В рабочих тетрадях запишите дату, слова «классная работа»

-Расширить знания об особенностях творительного падежа, учиться определять существительные в творительном падеже в словосочетании и предложении

Словарная работа

Цель:

запомнить новое слово с непроверяемым написанием

- В тетради для с/р найдите материал по теме урока. Отметьте закладкой

-Какое новое словарное слово предлагают запомнить авторы комплекта?

- На какой странице нашли это слово?

- Обратите внимание на написание слова. Назовите «опасное» место.

- Какую ассоциацию запомнить предлагают авторы  при написании слова «шофёр»?

-Что ещё можно представить на месте буквы «о»?

- Отыщите это слово в словаре «Пиши правильно»

- На какой странице нашли?

-В рабочей тетради пропишите целую строку слова «шофёр». Как будете писать?

- Не забудьте подчеркивать безударную гласную. А почему не нужно ставить ударение в этом слове?

-Шофер

-На странице 58

-Непроверяемая безударная гласная «о»

-«О»- это руль

-«О» – это колесо, фара

-На странице 161

-Со строчной буквы без запятых

-«Ё» всегда ударная

Усвоение

 новых знаний

Цель:

формирование представлений об особенностях имени существительного в форме творительного падежа

Работа по учебнику (с.86)

-Ознакомьтесь с информацией на плакате Летучей Мыши

- Что узнали о творительном падеже?

Читают сведения

- В предложении имена существительные в форме творительного падежа отвечают на падежные вопросы «кем? чем?». Могут быть с предлогами «с, за, над, под» и без них. Являются второстепенными членами предложения

Физминутка музыкальная

Выполняют движения под музыку.

Упражнение 72.

Цель – показать учащимся, что предложение может быть неполным и не содержать сказуемого, научить вычленять недостающее сказуемое из контекста, определять творительный падеж существительных.

- Прочтем стихотворение

- Назовите основу в первом предложении.

-Назовите основу во втором предложении.

-За разъяснениями  обратимся к тексту учебника на с. 87.

-Итак, что можете сказать про сказуемое во втором предложении?

-Теперь, зная сказуемое, можно от него задать вопросы к выделенным словам и определить падеж этих слов.

 -Устно задайте вопросы от слова дружит к выделенным словам.

-Выполните письменную часть упражнения.

Взаимопроверка

Дружит (с кем? с чем?) с травкой (Т.п.);

дружит (с кем? с чем?) с козявкой (Т.п.);

дружит (с кем? с чем?) с пыльцой (Т.п.).

-Запомните: предлог над употребляется только с Т.п.!

Упражнение 73 (устно)

Цель – научиться определять творительный падеж существительных с предлогом и без предлога.

-Прочтите стихотворение.

-В форме какого падежа стоят все подчеркнутые слова?

- В каком падеже стоит слово, выделенное жирным шрифтом?

- Чем его форма отличается от форм других слов, стоящих в этом же падеже?

но употреблено с предлогом над.

-Сделайте обобщение: что узнали о творительном падеже?

 

Физминутка

Упражнение 74.

-Прочитайте стихотворение.

-Как вы считаете, предлог с входит в форму только первого слова?

-Чтобы правильно и обоснованно ответить на первый вопрос, необходимо задать к выделенным существительным падежные вопросы.

-Так как падежные вопросы мы задавали с предлогом с, то понятно, что этот предлог входит в форму каждого из выделенных слов.

- Выполните письменную часть упражнения.

Коллективная проверка

Читают стихотворение вслух 2 раза хорошо читающие ученики

-Белка дружит

Находят подлежащее (заяц), тогда как нахождение сказуемого вызывает затруднение.

Читают объяснение

-Оно «спряталось» за знаком «тире» («--»). Это слово «дружит»

Задают вопросы

Записывают три словосочетания, состоящие из глагола и выделенного существительного. По падежным вопросам определяют падеж выделенных существительных (Т.п.), отмечают, что слова употреблены в форме творительного падежа с предлогом с.

- Читают стихотворение самостоятельно

-В  форме творительного падежа:

стать (кем? чем?) слоном;

стать (кем? чем?) жаворонком;

стать (кем? чем?) обезьянкой.

- Тоже в  форме творительного падежа:

летать (над кем? над чем?) над полянкой

- Это слово употреблено с предлогом «над», а другие слова –без предлога

-Существительные в форме творительного падежа отвечают на вопросы (кем?чем?), могут употребляться с предлогами (например, с предлогами с, над), в предложении являются второстепенными членами.

Читают стихотворение

Высказывают предположения

начинаем (с кем? с чем?) с шумом (Т.п.);

начинаем (с кем? с чем?) с гамом (Т.п.);

начинаем (с кем? с чем?) с писком (Т.п.);

начинаем (с кем? с чем?) с лаем (Т.п.).

Записывают словосочетания с выделенными словами. Определяют падеж этих слов. Выписывают слово цирк, объясняют его написание и подбирают родственные слова, например: циркач, цирковой.

Домашнее задание

- Откройте дневники. Запишем домашнее задание.

Тетрадь для С/р стр. 58 упражнение 59

-Найдите задание.

- Что требуется выполнить?

- Поднимите руки, кому задание показалось несложным.

Записывают задание в дневник.

Итог урока.

Рефлексия  учебной деятельности

Цель:

осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

— Вспомните, какие задачи мы сегодня ставили при изучении новой темы.

- Как вы думаете, мы их решили?

- Какие тайны открыл для вас творительный падеж?

- Отметьте галочкой ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока

C:\Users\Admin\Desktop\image2.jpeg

- Оцените свою работу в тетради. Закрасьте кружок соответствующего цвета.

Оценки за урок!

Оценивают свою деятельность на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Имя прилагательное. Изменение по родам, числам и падежам"

Урок предназначен для учащихся 3 класса по предмету "Русский язык". Целью данного урока является показать изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. В уроке реализовываются здровьесбер...

Разработка урока: Изменение имен существительных по падежам".

Разработка урока: "Изменение имен существительных по паждежам" 3 класс.Знакомство обучающихся с падежами....

разработка урока русского языка по теме "Именительный падеж имени существительного"

Урок -исследование, сочетающий разные формы работы учащихся на уроке, позволяет детям сделать вывод об особенностях Именительного падежа...

Русский язык 4 класс. Разработка открытого урока "Правописание окончаний имен существительных в Творительном падеже"

Русский язык в  4 классе. Учебник Т.Рамзаевой. Конспект открытого урока "Правописание окончаний имен существительных в Творительном падеже"...

Разработка урока на тему"Именительный падеж имен существительных" 4 класс

План-конспект урока  русского языка в 4 классе на тему "Именительный падеж имен существительных"   учебник Рамзаева...

Методическая разработка по русскому языку "Распознавание именительного и винительного падежей"

Разработка урока по русскому языку по программе Школа 2100 в 4 классе....