Конспект урока русского языка в 3 классе по программе Планета знаний. Тема: "Главная мысль текста"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Малышкина Оксана Валерьевна

К данному уроку необходимо скачать в интернете видеоурок "Что такое текст".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_teksta_glavnaya_mysl.docx31.07 КБ
Файл tema_mysl_teksta.pptx928.42 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

Тема «Тема текста. Основная мысль текста» изучается в рамках раздела «О главном…» курса русского языка 3 –го класса.

Тип урока: 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник русского языка  для 3 класса, авторы Л. Я. Желтовская, О.Б. Калинина

Используемое оборудование: 

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, принтер, экран.

Материал урока,  представленного в данной разработке, нацелен на освоение обучающимися не только предметных, но и личностных, метапредметных  результатов и может быть использован учителями начальных классов в целях формирования деятельностных способностей обучающихся в соответствиис требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО).

Открытый урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, системно-деятельностного подхода.


Русский язык

Тема: Тема и основная мысль текста.

Цель: создание условий для первичного осмысления знаний о теме и основной мысли текста.

Метапредметные УУД:

  • познавательные: формирование  умения  составлять план своей деятельности; выполнять учебное задание в соответствии с целью; развивать умение строить грамотные речевые высказывания;
  • коммуникативные: развитие умения  сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе с целью решения поставленных учебных задач; формулировать собственную позицию и мнение;
  • регулятивные:  умение самим формулировать тему урока, цели и задачи; планировать свои действия;
  • личностные: формирование  положительной учебной  мотивации; стимулирование готовности слушать собеседника и вести диалог; учитывать разные мнения и приходить к общему решению в рамках совместной деятельности; умение адекватно оценивать свою деятельность.

Предметные УУД: 

  • знакомство с понятиями  «тема» и «основная мысль текста»;
  • развитие навыка орфографической зоркости, словарного запаса  обучающихся, устной  и письменной речи; ассоциативного мышления;
  • формирование  потребности грамотного письма.

Этап урока

Цель этапа

Действия педагога

Действия обучающихся

Результат

1. Орг. момент

(самоопределение к деятельности)

Включение обучающихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

Управление оценкой готовности к уроку.

- Проверьте своё рабочее место.

К работе всё готово. Будем работать в группах. А какие качества необходимо проявлять каждому. Чтобы работа команды ыла успешной? Возьмемся за руки, передадим друг другу хороший, добрый и энергичный настрой на работу. В ходе работы будем следить за осанкой.

Всем удачи, садитесь.

Называют важные командные качества.Оценивают готовность к уроку по алгоритму:

  1. Проверю, все ли принадлежности на своих местах.
  2. Готов ли слушать учителя.

Включение в работу на личностно-значимом уровне.

2 Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Организация ситуации, в которой дети актуализируют нужные для последующего открытия знания,  выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Что вы знаете о предложении?

Составьте предложение из данных слов. Запишите. ( слайд 1)

по пушистые заяц поляна прыгал

Выделите грамматическую основу предложения.

Охарактеризуйте данное предложении:

- по цели;

- по интонации;

- по наличию главных членов;

- по наличию второстепенных членов.

-Давайте заполним таблицу, которая у вас на партах. После каждого этапа нашей работы вы поставите знак «+» напротив соответствующего вопроса и ответа. Ответьте на 1 вопрос.

(слайд 2)

Учитель на доску выписывает общее кол-во знавших и узнавших

Что вы знаете о тексте?  Работа в парах.

Прочитайте записи  на экране. (слайд 3) Посоветуйтесь и решите, какая из записей является текстом.

1.   Заяц – это небольшой зверек.
 Корень- главная часть слова.
 Полезные ископаемые добывают из недр Земли.

2.   Заяц – это небольшой зверек. У косого длинные уши и короткий хвост. Зимой шубка у зайца белая, а летом серая.

Вывод. Текст – это несколько предложений связанных между собой по смыслу.

А какой это тип текста? Какие еще типы текстов вы знаете?

- Ребята, а вы знаете , как появилось слово «заяц»? Прочтите об этом в этимологическом словаре в учебнике на с. 135

(слайд 4)

Давайте заполним в таблице строку  с вопросом о тексте. (слайд 5)

Дети составляют и записывают предложение в тетрадь.

Выделяют грамматическую основу предложения.

Дают  характеристику предложения

- по цели;

- по интонации;

- по наличию главных членов;

- по наличию второстепенных членов.

Работают с таблицей.

Знал

Узнал

Что такое предложение?

Что такое текст?

Что такое тема и главная мысль текста?

Обучающиеся заполняют таблицу. Соотносят свои знания и незнания.

Работа в парах.

1.   Заяц – это небольшой зверек.
 Корень- главная часть слова.
 Полезные ископаемые добывают из недр Земли.

2.   Заяц – это небольшой зверек. У косого длинные уши и короткий хвост. Зимой шубка у зайца белая, а летом серая.

Обучающиеся делают вывод.

Во второй записи все предложения об одном, иначе говоря – на одну тему. А в первой записи все предложения  о разном.   В первой записи отдельные предложения, а во второй – текст.

Описание. Рассуждение, повествование.

Заяц – древнерусское, пришедшее к нам из древнелитовского языка, слово зай, от которого в свою очередь произошло современное слово заяц, означает – «прыгун».

Ставят знак +

Оценивание вы-полнения собст-венной работы Понимание значимости совместной учебно-познавательной деятельности.

Умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; 

Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

3. Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия

Организовать представление о цели, конечном результате и способе деятельности

Организовать формулировку проблемы

Групповая работа.

-Вы повторили, что такое текст. Кто-то узнал. А теперь попробуйте открыть новые сведения о тексте. Это и будет тема нашего урока, которую вы сможете назвать после разгадывания словарного кроссворда. Все слова в нем – словарные. Вы их запишите, подчеркните орфограммы. Картинки-подсказки будут на экране. (слайд 6, 7)

Взаимопроверка. – Проверьте ответы . Для этого поменяйтесь тетрадями по часовой стрелке. Кто найдет ошибку, не исправляйте ее, а поставьте на полях вертикальную черту.

Проверка по ключу. (слайды 8-16)

- Прочитайте, какая тема сегодняшнего урока. (слайд 17)

-Какая цель у нас на уроке будет? Что мы должны будем понять? Чему научиться?

(слайд 18)

- Кто может сказать, что такое тема

текста? Главная мысль текста? Откройте учебники на с. 116 и прочтите правило. На какой вопрос отвечает тема текста? На какой- главная мысль текста?

Работают с кроссвордом. Записывают слова, подчеркивают орфограммы.

  1. Записная книжка или тетрадь, состоящая из отрывных листков.
  2. Особый вид карандаша, внутри которого находится стержень, пропитанный краской.
  3. Несколько листов для рисования, скрепленных между собой.
  4. Садовый цветок, похожий на меч.
  5. Красный овощ.
  6. Год, когда много урожая.(однокоренное слово)
  7. Общение людей.
  8. Его дает корова.
  9. Травянистое растение, имеющее голубой  или фиолетовый цветок

Меняются тетрадями, проверяют.

Сверяют ответы по ключу.

Тема. Мысль.

Понять что такое тема текста, главная мысль текста.

Научиться определять тему текста, главную мысль текста.

-Тема – о ком или о чем говорится в тексте? Главная мысль – ради чего написан текст?

Самостоятельное определение темы и цели урока.

Формулировать учебную задачу.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; осуществлять поиск не-обходимой информации для выполнения учебных заданий с помощью учебной литературы.

Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения; умение задавать   вопросы, необходимые   для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

4. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

Включить обучающихся в практическую деятельность.

Организовать представление о способе деятельности

-Создадим план, по которому мы поста- раемся достичь нашей цели. Можно ли определить тему и мысль, не прочитав текста? На какой вопрос мы должны ответить, чтобы определить тему текста?

Главную мысль? (слайды 19-21)

- Попробуем определить тему и главную мысль у записи № 2 про зайца по нашему плану. (слайд 22)

Прочитайте. Ответьте на вопрос № 1.

Ответьте на вопрос № 2.

- 1. Прочитать внимательно текст.

2. Ответить на вопрос «о ком или о чем говорится в тексте?»

3. Ответить на вопрос «Ради чего написан текст?»

5. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.

Организовать предъявление полученных результатов.

- Попробуем определить тему и главную мысль у записи № 2 про зайца по нашему плану. (слайд 22)

Прочитайте. Ответьте на вопрос № 1.

Ответьте на вопрос № 2.

Тема – заяц. Главная мысль – как выглядит заяц.

6. Первичное закрепление нового знания.

Организовать предъявление полученных результатов.

Физминутка

Показ видеофрагмента о теме и мысли текста.

Высказывают свои варианты темы и мысли. Проверяют.

7. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Организовать выполнение задания по закреплению знаний. Создать условия, в которых  каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет, в чём затрудняется.

Любопытный малыш

Мы ехали на машине. Вдруг на дорогу из леса выбежал лисёнок. Он стал внимательно разглядывать машину. Хотел узнать, что за зверь такой. Вот любопытный малыш!

 

  •  Отметь знаком «+» предложение, в котором наиболее

точно определяется, о чём говорится в тексте (тема текста).

 

1.В тексте говорится о лисёнке.

2. В тексте говорится о машине.

3. В тексте говорится о том, как лисёнок разглядывал  машину.

  • Подчеркни карандашом предложение, в котором заключена главная мысль текста.

  • Проверь свою работу по образцу. Оцени.

- Ответьте на 3 вопрос таблицы что такое мысль, тема текста

Любопытный малыш.
   Мы ехали на машине.   Вдруг на дорогу из леса выбежал лисёнок. Он стал внимательно разглядывать машину. Хотел узнать, что за зверь такой.
Вот любопытный малыш!

В тексте говорится о лисенке.

8. Включение в систему знаний и умений.

Уметь обобщать, оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников

-Еще раз повторим. Какой вопрос нужно задать, чтобы определить тему текста? Главную мысль текста?

Отвечают, опираясь на таблицу.

9. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной дея- тельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

-Посмотрим на таблицу. Сколько человек у нас знало о тексте? Сколько узнало? А какая цель была на уроке? Достигли мы ее? Поняли? Научились?

Какой момент на уроке вам больше всего понравился? Какое было настроение?

Отвечают на вопросы. Настроение показывают двусторонним смайликом. (С  одной стороны – улыбка, с другой – грусть).

Умение провести рефлексию своих действий на уроке.

  1. Домашнее задание.

определить тему и основную мысль текста. С. 117 упр. 91


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

в, заяц, лесу, пушистый, прятался

Слайд 2

Знал Узнал Что такое предложение? Что такое текст? Что такое тема и главная мысль текста?

Слайд 3

1. Заяц – это небольшой зверек. Корень- главная часть слова. Полезные ископаемые добывают из недр Земли. 2. Заяц – это небольшой зверек. У косого длинные уши и короткий хвост. Зимой шубка у зайца белая, а летом серая.

Слайд 4

Заяц – древнерусское, пришедшее к нам из древнелитовского языка, слово зай , от которого в свою очередь произошло современное слово заяц , означает – «прыгун».

Слайд 5

Знал Узнал Что такое предложение? Что такое текст? Что такое тема и главная мысль текста?

Слайд 6

1 2 4 3 5 7 9 8 6

Слайд 8

Б Л О К Н О Т 3 1 2 4 5 6 7 8 9

Слайд 9

Б Л О К Н О Т Ф Л О М А С Т Е Р 3 1 2 6 7 5 4 8 9

Слайд 10

Б Л О К Н О Т А Л Ь Б О М Ф Л О М А С Т Е Р 1 3 2 4 8 7 6 5 9

Слайд 11

Б Л О К Н О Т А Л Ь Б О М Ф Л О М А С Т Е Р Г Л А Д И О Л У С 3 1 2 4 5 6 7 8 9

Слайд 12

Б Л О К Н О Т А Л Ь Б О М Ф Л О М А С Т Е Р Г Л А Д И О Л У С П О М И Д О Р 3 1 2 4 6 5 7 8 9

Слайд 13

Б Л О К Н О Т А Л Ь Б О М Ф Л О М А С Т Е Р Г Л А Д И О Л У С У Р О Ж А Й Н Ы Й П О М И Д О Р 3 1 7 2 4 6 5 8 9

Слайд 14

Б Л О К Н О Т А Л Ь Б О М Б Е С Е Д А Ф Л О М А С Т Е Р Г Л А Д И О Л У С У Р О Ж А Й Н Ы Й П О М И Д О Р 3 2 1 4 5 6 7 8 9

Слайд 15

Б Л О К Н О Т А Л Ь Б О М Б Е С Е Д А М О Л О К О Ф Л О М А С Т Е Р Г Л А Д И О Л У С У Р О Ж А Й Н Ы Й П О М И Д О Р 2 3 1 4 5 6 7 8 9

Слайд 16

Б Л О К Н О Т А Л Ь Б О М Б Е С Е Д А М О Л О К О К О Л О К О Л Ь Ч И К Ф Л О М А С Т Е Р Г Л А Д И О Л У С У Р О Ж А Й Н Ы Й П О М И Д О Р 3 1 2 5 4 6 7 8 9

Слайд 17

Главная мысль текста ТЕМА ТЕКСТА

Слайд 18

Цель: Понять - что такое тема текста и его главная мысль. Научиться - определять тему текста - определять главную мысль текста - отличать тему текста от главной мысли.

Слайд 19

План действий 1. Прочитай внимательно текст.

Слайд 20

План действий 1. Прочитай внимательно текст. 2. Ответь на вопрос: «О ком или о чем говорится в тексте?»

Слайд 21

План действий 1. Прочитай внимательно текст. 2. Ответь на вопрос: «О ком или о чем говорится в тексте?» 3. Ответь на вопрос: «Ради чего написан этот текст?»

Слайд 22

Заяц – это небольшой зверек. У косого длинные уши и короткий хвост. Зимой шубка у зайца белая, а летом серая.

Слайд 23

Любопытный малыш. Мы ехали на машине. Вдруг на дорогу из леса выбежал лисёнок. Он стал внимательно разглядывать машину. Хотел узнать, что за зверь такой. Вот любопытный малыш! Отметь знаком «+» предложение, в котором наиболее точно определяется, о чём говорится в тексте (тема текста). 1.В тексте говорится о лисёнке. 2. В тексте говорится о машине. 3. В тексте говорится о том, как лисёнок разглядывал машину. Подчеркни карандашом предложение, в котором заключена главная мысль текста. Проверь свою работу по образцу. Оцени.

Слайд 24

Любопытный малыш. Мы ехали на машине. Вдруг на дорогу из леса выбежал лисёнок. Он стал внимательно разглядывать машину. Хотел узнать, что за зверь такой. Вот любопытный малыш! В тексте говорится о лисенке.

Слайд 25

Цель: Понять - что такое тема текста и его главная мысль. Научиться - определять тему текста - определять главную мысль текста - отличать тему текста от главной мысли.

Слайд 26

Знал Узнал Что такое предложение? Что такое текст? Что такое тема и главная мысль текста?

Слайд 27

Главная (основная ) мысль текста – это то, ради чего этот текст написан. Основная мысль иногда выражается В заглавии текста В одном из предложений текста Тема текста – это то, о чем в нём говорится

Слайд 28

Домашнее задание определить тему и основную мысль текста. С. 117 упр. 91


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 1 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока русского языка по учебнику Т.М.Андриановой, В.А.Илюхиной «Русский язык» 1 класс.Тема: Речь устная и письменная.Цели:- обобщить и уточнить знания о видах речи; учить различать устную и п...

рабочая программа по русскому языку 3 класс по программе "Планета знаний"

Рабочая впрограмма по русскому языку 3 класс по программе    "Планета знаний" имеет пояснительную записку, в которой отражены следующие вопросы:- нормативные документы-цели и задачи- содержа...

календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс по программе "Планета знаний" с УУД

Пояснительная записка. Цели изучения русского языка в начальной школе:– формирование умений сознательно и грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в речевой практике, развитие интуи...

Конспект урока РУССКОГО ЯЗЫКА (3 класс) по теме: "Обобщение знаний о составе слова".

Данный  урок  разработан  в  виде  ЭСТАФЕТЫ  ЗНАНИЙ. В  нём  много  игровых  моментов.,  интересных  заданий,  например  КОНКУРС ...

Конспект урока русского языка 3 класс по программе "Школа России" Тема: "Восстановление деформированного текста"

Урок развития речи способствует совершенствованию умения находить признаки текста, определять вид текста, составлять текст из предложений....

Конспект урока математики в 1 классе по программе "Планета знаний" Тема: "Числовой луч – наш помощник. Решение задач"

Конспект урока математики в 1 классе по программе "Планета знаний"Тема: "Числовой луч – наш помощник. Решение задач"Цели урока:·...

Конспект урока русского языка 3 класс на тему «Обобщение знаний о глаголе.Морфологический разбор»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Обобщение знаний о глаголе.Морфологический разбор» Цели деятельности учителя: закрепление навыков разбора глаголов как части речи, правопи...