Проект урока по русскому языку "Знакомство с правилом написания Ь на конце имен существительных после шипящих"
проект по русскому языку (3 класс) на тему

Наталия Александровна Лаврентьева

Проект урока по русскому языку в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс 3

Тема урока Знакомство с правилом написания ь на конце имен существительных после шипящих

Урок деятельностной направленности - "открытие" нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Цель: овладеть приемом правописания ь на конце имен существительных после букв шипящих.

познавательные

- подвести учащихся путем самостоятельного поиска к выводу о том, что у существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется мягкий знак

- формировать практические  навыки правильного написания существительных с шипящей на конце

- способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, анализировать

регулятивные

- развивать умение самостоятельно выделять  и формулировать познавательную цель

- выдвигать гипотезу

- устанавливать причинно-следственные связи

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

коммуникативные

 - формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

- содействовать воспитанию культуры общения через работу в пар


№ п/п

Этап урока

Микроцель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые учебные действия (познавательные)

1.

Этап мотивации к учебной деятельности

выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе у нас светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Это начался урок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит, можно всем садиться!(Да)
-Внимательно слушай – и все услышишь.

Внимательно смотри - и все увидишь.

Думай – и все поймешь.

формирование положительной учебной мотивации

2.

Этап актуализации пробного действия

подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

За горами, за долами,

За дремучими лесами

Есть страна удивительная.

Правит этой страной

 Существительное.

Существительное?

Что это такое?

Я хочу о нём узнать.

Кто из вас сейчас, ребята,

О  нём может рассказать?

- Говорят,  оно умеет,

Если надо изменяться,

А ещё оно умеет, как – то весело склоняться!

Может, вы расскажете?

     Осень, больница, кольцо, пальто, стрельба, заинька, козлёнок, грач, ночь, тюльпан.

– Что общего во всех словах?

– На какие III группы разделили бы слова?

-       А теперь давайте с вами

         Поиграем со словами.

         Говорят, у них есть Род.

         Каждый нам их назовёт.

         В руки карточки возьмите,

         Нужный род нам покажите.

- Какие знания вам сейчас пригодились?

– Разделите на II группы.

- Давайте вспомним роль мягкого знака в словах.

- Предположите о чем мы будем говорить сегодня на уроке, опираясь на последнее задание? Какой секрет откроем?

рассказывают о существительном, как части речи

рассказывают о изменении существительных

а) по числам: Ед. ч., Мн. ч. , стена – стены,

б) по падежам (склоняются).

И.п. кто? что?

Р.п. кого? чего?

Д.п. кому? чему?

В.п. кого? что?

Т.п. кем? чем?

П.п. о ком? о чём?

Наблюдение, анализ

Отвечают на вопросы кто? что?

Существительные.

Делят слова на группы

Определяют мужской род, женский род, средний род

Есть ь и нет ь.

Разделительный, для мягкости

Формулируют тему урока

3.

Этап выявления места и причины затруднения.

организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

– Вы о жителях страны многое узнали

       И сегодня на уроке дружно отвечали.

       Но в стране волшебной этой

       Есть ещё один секрет.

       - Откроем его?

- Как назвать, одним словом?

- Часть суток с вечера до утра,  (ночь).

- Приспособление, с помощью которого открывают замок , (ключ).

- Сооружение из кирпича, для отопления дома, (печь).

- Суп со свёклой и другими овощами, (борщ).

- Небольшой серый грызун с острой мордочкой, (мышь).

- Бывает устная и письменная , (речь).

- Человек, который играет на скрипке, (скрипач).

- Ребёнок женского пола, (дочь).

- Верхняя одежда, которую надевают во время дождя, (плащ).

-Давайте проверим, как написали вы и как надо было правильно написать эти слова.

- Вы удивлены?

-В каких словах допустили ошибки?

-А как вы думаете, почему вы  допустили ошибки?

учащихся по цепочке  записывают на доске слова, остальные в тетрадях,

Открываются слова, написанные  заранее на слайде, дети проверяют и удивляются

Дети предлагают свои версии

4.

Этап построения проекта выхода из затруднения.

постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

- А как нам получить новое знание?

- Обратимся еще раз к написанным словам, что их объединяет?

- Попробуем определить тему нашего урока.

Выбор действия для получения нового знания

Определяют тему "Почему у имён существительных  в одних  случаях  пишется мягкий знак  на конце слов, а в других нет?"

5.

Этап реализации построенного проекта.

реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

– Давайте попробуем всё- таки выяснить причину такого написания имён существительных.

- Упр.503

– Что объединяет все слова.

– Найдите признак, по которому слова объединены в группу.

– Какое обобщение вы можете  сделать?

-  Где мы можем проверить наш вывод.

– Сравните его с сообщением авторов учебника на с. 64.

- А сейчас я предлагаю поработать в паре и составить памятку о написании ь на конце имён существительных после шипящих.

-Подвиньте листы, которые лежат у вас на партах, обсудите в паре, как надо действовать , чтобы не ошибиться в написании ь на конце имён существительных после шипящих.

1. Это имя_______________________________?

2. Есть ли _____________________звук на конце слова?

3.Определяю _________________.

4. Слово стоит в ____________________форме?

5. Женский род – _______, мужской род – ______

Вывод: В именах существительных в начальной форме с шипящими на конце всегда есть орфограмма, потому что выбираем, писать или не писать ь.

Работа в парах

Составление памятки.

1. Это имя существительное?

2. Есть ли шипящий звук на конце слова?

3.Определяю род.

4. Слово стоит в начальной форме?

5. Женский род – Ь пишу, мужской род – Ь не пишу.

Физминутка

Потрудились – отдохнуть нужно без сомненья

Дружно быстренько встаём – выполним движенья.

-Ребята, я буду называть имена сущ. женского и мужского рода с шипящим на конце. Если это имя сущ. женского рода - приседают девочки, а если мужского рода - приседают мальчики.

Шалаш, мышь, меч, плащ, вещь, тишь, ёж, печь, грач, рожь, нож, товарищ, ложь.

Физминутка

6.

Этап первичного закрепления с проговариванием в речи.

усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

- Сейчас в парах вы выполните задание, которое я приготовила для вас, чтобы вы проверили, как научились писать слова с новой орфограммой. Вам надо найти ошибки, допущенные в словах.

плащь

помощ

лещ

лучь

мячь

грачь

мыш

ёрш

ночь

гаражь

стрижь

чижь

Работа в парах, исправляют ошибки

7.

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.

1) – Найдите и запишите слова с шипящими буквами на конце имен существительных.

I  вариант – записывает слова без ь.

II  вариант – записывает слова с ь.

Шалаш.., багаж.., тиш.., товарищ.., вещ.., сторож.., еж.., глуш.., реч.., душ..

2) Работа на нетбуках в программе «Отличник». http://epidems.info/uploads/posts/2012-02/1329754671_otlichnik_1.jpg(можно скачать по адресу http://www.otlichnyk.ru/)

Самостоятельная работа.

8.

Этап включения в систему знаний и повторений.

повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

- Какие задачи поставим на следующий урок?

- Чем будем заниматься?

Предположение детей

9.

Этап рефлексии учебной деятяельности.

самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

- Вы хорошо сегодня поработали, оцените свою работу, продолжив предложения

-я научился…..

- я узнал…..

-мне было интересно ….

- у меня вызвало затруднение …..

- хочу сказать спасибо……

Самооценка своей деятельности



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Знакомство с правилом написания ь на конце имен существительных после шипящих" русский язык, 3 класс

Урок деятельностной направленности - "открытие" нового знания.Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия (овладеть приемом правописания ь на конце имен сущес...

Русский язык "Знакомство с правилом написания ь на конце имен существительных после шипящих и его освоение". «Снова о ь» УМК Гармония

Тема урока: Знакомство с правилом написания ь на конце имен существительных после шипящих и его освоение. «Снова о ь»Цель: Создать условия для  формирования умения работать в паре при открытии сп...

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс...

Конспект урока по русскому языку по теме Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

Конспект урока по русскому языку по теме "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" (3 класс)...

Карточка по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"

Учащимя предлагается вставить пропущенные буквы, пользуясь правилом....

Сценарий урока русского языка "Гласные О и Е на конце имен существительных после шипящих и Ц"

Данная публикация содержит материал к уроку русского языка в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века". Урок разработан в соответствии с ФГОС с использованием технологии деятельностного мет...