конспект по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект24.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока-зачёта по русскому языку в 3 классе

Тема:  « Закрепление знаний об имени прилагательном».

Цель:

  • Систематизировать существенные признаки имени прилагательного как части речи;
  • Способствовать развитию умения писать родовые окончания имён прилагательных;
  •  Создать условия для развития речи обучающихся;
  • Правильно употреблять в речи прилагательные – антонимы, прилагательные – синонимы;
  • Работать над монологической речью;
  • Обеспечить условия для умения работать в группах;
  • Уметь отстаивать своё мнение.

Оборудование: таблица «Имя прилагательное», карточки для эстафеты, ноутбуки, таблички на столы:

Отдел писем

Отдел новостей

Отдел спорта

эмблемы с названием отделов; карточки  с заданием для работы.

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Целеполагание.

На доске: Вопросы к тому, что я знаю.

  1. Что такое имя прилагательное?
  2. Что оно обозначает? На какие вопросы отвечает?
  3. С какой частью речи «дружит» имя прилагательное?
  4. Как изменяется имя прилагательное?
  5. Как определить род имени прилагательного? число?
  6. Какие окончания у имён прилагательных м.р., ж.р. и с.р. во множественном числе?
  7. На какой вопрос отвечают прилагательные м.р., ж.р. и с.р. во множественном числе?
  8. Чем чаще всего является в предложении?

У. Прочитайте вопросы  и подумайте, чему посвящён наш урок.

Д.  Урок посвящён обобщению знаний об имени прилагательном.

У. Верно, сегодня на уроке мы повторим всё, что вы знаете об имени прилагательном. Урок будет проходить в форме деловой игры « Заседание редакционного совета» газеты « Имя прилагательное».

У. А помощницей вашей будет таблица.

Таблица

Имя прилагательное (часть речи)

1.Обозначает? (Признак предмета)

2. Отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

3. Изменяется

по родам                                               по числам

м. р. –ой, -ый, -ий                           ед. ч                      мн.ч.            

ж.р. – ая, -яя                                 какой?                   какие?   -ые, -ие

с. р. – ое, -ее                                 какая?

                                                      какое?

     3. Практическая работа. ( Ученики разделены на 3 группы)

У. Первая группа – Отдел писем. Займите свои места.

 Вторая группа – Отдел новостей.

Третья группа – Отдел спорта.

1 задание. 

Отдел писем – к данным словам запишите однокоренные имена прилагательные:

           Зима – ……(зимний)

            Декабрь – ……(декабрьский)

Лес – ……(лесной)

Выделите часть слова с помощью, которой образовали прилагательное.

Отдел новостей – Объясните значение имён прилагательных. К данным прилагательным подберите прилагательные, противоположные по смыслу (антонимы):

Пасмурный день – ……

Холодный ветер – …….

Тяжёлая туча – …….

Отдел спорта – К данным именам прилагательным подберите прилагательные близкие по смыслу (синонимы):

Небольшой мяч – …….

Сильный удар – …….

Знойный день –……..

У. Вывод: что такое имя прилагательное и какова его роль в речи?

Д. Имя прилагательное – часть речи, обозначающее признак предмета. Оно делает нашу речь понятной и яркой.

2 задание

Отдел писем – К данным именам существительным подберите подходящие по смыслу прилагательные. Определите род.

……. – статья

………. – рассказ

…… - реклама

Отдел новостей – Выделенные слова замените именами существительными женского рода. Выделите окончания имён прилагательных. Почему они изменились?

 Зимний день - …….

Стройный клён - ……

Сосновый лес - ……

Отдел спорта – Измените, данные слова так, чтобы они стояли во множественном числе. Выделите окончания:

Сильный удар - ……..

Опасный момент - ……

Быстрый футболист - …..

У. Вывод: Как изменяются имена прилагательные? Какие окончания они имеют?

Д. Имена прилагательные изменяются по родам и по числам.

В м.р. –ой, -ый, -ий

В ж.р. – ая, -яя

В с.р. – ое, - ее

У. Материал утверждён главным редактором и идёт в номер.

4. Физкультминутка.

5. Эстафета.

У. Каждому отделу выбрать к своей схеме слова:

Отдел писем

Отдел новостей

Отдел спорта

     ⏜  ^

   ⏜  ^  

   ⏜

выездная

устный

молодой

подводный

походный

зимнее

маленький

весёлая

золотое

заварное

узкая

храбрый

жёлтая

русский

поджаристая

длинная

вырезанные

быстрый

Проверка. У. Что объединяет эти слова?

Д. Все эти слова – имена прилагательные.

3 задание

 

Отдел писем – Вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные.

Зима в лесу.

В ……    ………  лесу стояла тишина. Всё было одето ……  …….   покровом. Кудрявые ветки украсились …….    …….. инеем. В этом ……… наряде ………ветка казалась ……… чудовищем.

Слова для справок: густом, сосновом, белым, блестящим, нежным, пушистым, еловая, страшным.

Отдел новостей – Разберите предложение по членам предложения и по частям речи. Выпишите словосочетания.

У дома намело большой сугроб.

Отдел спорта – Из данных слов составьте предложение так, чтобы получилась пословица. Объясните её смысл.

и, ловкого, быстрого, не, болезнь, догонит.

У. Вывод: для чего служат имена прилагательные? Каким членом предложения они являются?
Д. Прилагательные делают нашу речь богатой, яркой, понятной. В предложении чаще всего являются определением.

4 задание  (творческая работа) - Составление рекламы (ученики составляют рекламу за ноутбуками)  

У. Чтобы привлечь внимание к нашей газете, нужна реклама.

Реклама – яркая информация о каких-нибудь товарах, видах услуг, зрелищах.

Цель рекламы: привлечь внимание и увеличить спрос на товар.

( отделы зачитывают получившиеся рекламы)

Например:

Дорогие жители нашего района!

Отдел писем приглашает вас прийти к нам хоть на минуту, посмотреть газету « Имя прилагательное». Там вы узнаете много интересного о зиме и об имени прилагательном – части речи, которая делает нашу речь яркой и убедительной. Вы узнаете и о том, как мы рады приходу долгожданной зиме. Ждём вас!

Дорогие  Кинель-Черкассцы!

Приходите в 3 «Б» класс прочитать новую газету « Имя прилагательное». В этой газете много интересного материала. Есть информация о спорте. Зима начинает хозяйничать. Хотя снега ещё маловато, спортсмены готовятся к лыжным соревнованиям. К новым рекордам!

Выбор и обоснование  иллюстраций в газету.

Рисунки учащиеся выполняли на уроках изобразительного искусства на тему « Зима»

Итог.

У. Как называется наша газета?

Д. Имя прилагательное.

У. Расскажите всё об имени прилагательном,  опираясь на вопросы и  используя таблицу.

Список использованной литературы: О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова - Справочное пособие по русскому языку – Москва АСТ Премьера 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...