технологическая карта урока русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку на тему

В технологической карте расписан урок русского языка на тему "Звонкие и глухие согласные звуки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx59.87 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 В КЛАССЕ

Предмет: Русский язык

Тема урока: Звонкие и глухие согласные звуки.

Тип урока: урок изучение нового материала;

Вид урока: урок – сообщение новых знаний

Решаемые проблемы: Чем звуки различаются? А все ли звонкие и глухие согласные записаны на доске?

Цель урока: создать условия для усвоения материала по разделу фонетика

Обучающие:

  • систематизировать знания обучающихся о согласных звуках, об их классификации, об особенностях каждого разряда согласных звуков;
  • развивать  умение различать их;
  • составление транскрипции слов.
  • расширить знания учащихся в области фонетики, лексикологии, научить различать согласные звонкие и глухие;

Развивающие:

  • развивать орфографическую зоркость, самоконтроль, речь обучающихся

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка;
  • расширять кругозор обучающихся;
  • воспитывать эстетический вкус.

Задачи урока через планируемые результаты:

Планируемые  результаты:

Личностные:

  • создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;
  • создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;
  • формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.

Предметные:

  • знать классификацию согласных звуков, умение характеризовать их и транскрибировать слова.
  • писать слова с парными звонкими и глухими согласными в середине и в конце слов; писать слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слов.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом;
  • уметь оценивать свою работу.

Коммуникативные:

  • развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
  • сохранять и развивать умение сотрудничать в паре , отвечать на вопросы, слушать и слышать;
  • формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
  • адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Познавательные:

  • развивать  умение работать с текстом, выполняя учебно- познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов
  • понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач;
  • извлекать нужную информацию.

Программа: Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А.Тростенцовой и других. 5-9 классы, 2013.

Образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, проектор, компьютер, презентация

Методы: проблемно-поисковый, исследовательский, репродуктивный

Формы работы: самостоятельная, работа в парах, фронтальная работа, творческая работа

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания для обучающихся

Формирование УУД

1 этап.

Организационный. Мотивирование к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Учитель читает притчу, настраивает на урок

Однажды шёл по лесу мудрец. И он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже очень давно, сильно устал, а результат был очень невелик. “Что ты делаешь?” - спросил мудрец. “Не видишь – я работаю!” - сердито ответил лесоруб. “Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее”. - посоветовал мудрец. “Не мешай мне, мне некогда, мне работать надо!” - ответил упрямый лесоруб. 

Проверка наличия необходимых принадлежностей, учебника, рабочей тетради, ручек, карандашей

Личностные УУД: внимание, уважение к окружающим, эмоциональный настрой на урок.

2 этап

Актуализация знаний. Формулирование темы.

 Цель этапа: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Посмотрите на слайд и сформулируйте задание.

( Что общего в словах каждой группы, какие бы слова из каждой строчки вы исключили. Запишите эти слова в тетрадь)

Учитель задаёт вопросы

-Что общего между этими словами?

-Что изучает фонетика?

-Какие конкретно звуки изучает фонетика?

-Сколько гласных звуков?

-Сколько согласных?

-Посмотрите на слайд. Проанализируйте таблицу  и попробуйте сформулировать тему урока

Дети формулируют задание.

Надо найти в каждой строчке лишнее и выписать в тетрадь.

Дети отвечают на вопросы(Все эти слова относятся к разделу языка-фонетике)

-Раздел науки о языке, изучающий звуки речи, называется фонетикой.

Рассматривают таблицу, анализируют.

Формулируют тему урока

Корень, приставка, звук, суффикс

Синтаксис, предложение, словосочетание, гласный

Подлежащее, транскрипция, обстоятельство, сказуемое

Согласный, прилагательное, местоимение, существительное

Проверка по слайду

б в г д ж  з

   ?

п ф к т ш  с

ч  щ   ц  х

Коммуникативные УУД:1.Владеть монологической и диалогической речью.

2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач.

Личностные УУД:1.Самоконтроль

Познавательные УУД: 1.Проверка изученного.

2.формировать умение работать с текстом, выполняя учебно- познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации;

3 этап. Целеполагание и мотивация

4 этап.  Открытие нового знания

 

Тема урока

Звонкие и глухие согласные.

-Какие цели мы поставим на урок?

-Что нам уже известно по этой теме?

Возвращает детей к таблице.

- А что же мы должны написать вместо знака вопроса? Кто нам поможет?(учебник)

Проверяет , как поняли материал учебника. Задаёт вопросы

-Что же нужно записать?

-Как называются эти звуки?

-Почему их так называют?

Учитель предлагает посмотреть на слайд и продолжить заполнять таблицу.

-Посмотрите на таблицу и на определение в учебнике, что же ещё мы можем записать вместо ?

Физминутка

Согласный звонкий – хлопок вытянутыми вперёд руками; согласный глухой – присесть, вытянув руки вперёд; гласный – руки вверх буквой О.  З, Р, П, Э, С, А, Ф, Й, У Ъ,

Дети ставят цели.

Дети вспоминают ранее изученный материал

Работа в парах

Ребята работают с учебником

Называют, что они запишут в 3 столбик

Объясняют, что эти звуки сонорные и почему их так называют.

Ученики думают над таблицей, формулируют задание. Высказывают своё мнение. Проверяют по слайду.

Прочитать в учебнике на с.130 параграф  и определить, что нужно записать в 3 столбик

б-п г-к д-т

в-ф з-с ж-ш

л м н р й

ч щ ц х

   ?

    ?

   ?

Парные по звонкости-глухости

Всегда звонкие (сонорные)

Всегда глухие

Делают упражнения

Регулятивные УУД:1.Высказывать предположения на основе наблюдений;

2. Формулировать тему урока, проблему;

3.Самостоятельно планировать деятельность.

.КоммуникативныеУУД: 1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать своё 

Познавательные УУД:1.Выделять главное, извлекать информацию;

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности;

3.Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

4.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную;

Коммуникативные УУД:1.Строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле;

2.Договариваясь, проектировать в парах учебную деятельность;

3. Обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме;

Регулятивные УУД:1.Искать пути решения проблемы, высказывать свое.

Личностные УУД:1.Снять напряжение и утомление на уроке.

5 этап. Обобщение и систематизация знаний.

 Работа с текстом.

Посмотрите на свои карточки и сформулируйте задание

- Знакомы ли вам эти строчки , откуда? Кто автор?

-Можем ли мы назвать это текстом? Почему?

-Прочитайте исправленный текст

-Объясните орфограммы

-Какие это предложения по цели высказывания, по интонации.

-Какое предложение соответствует схеме

Посмотрите на слайд

Задание

Выписать в три столбика слова из текста

Какой звук слышится на месте буквы ж в выделенном слове? -Почему он не соответствует букве? Какой вывод сделаем: 

-Что нам надо делать, чтобы не ошибиться в правописании?

Создайте алгоритм правописания парных согласных

-Выпишите слова, которые надо проверить по этому алгоритму

-Запишите транскрипцию выделенного слова. Охарактеризуйте звук

А для чего нам надо знать характеристику звуков , где это нам может пригодиться( в фонетическом разборе)

Дети формулируют задание(Вставить пропущенные буквы, переставить строчки)

Отвечают на вопросы

Меняют местами предложения, читают текст

По цепочке объясняют орфограммы

Отвечают на вопросы

Соотносят предложение и схему

Выписывают слова. Меняются тетрадями

Проверка по слайду

Работа в парах

Дети работают в парах. Составляют алгоритм правописания парных согласных. Рассказывают.

Работают самостоятельно. Выписывают слова, выделяют орфограмму, подбирают проверочные слова.

Записывают транскрипцию

Делают фонетический разбор слова ярко (ученик работает у доски)

Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот уч..ный
Всё ходит по цепи кругом.

У лукоморья дуб   з…лёный,
Идёт направо - песнь заводит,

Избушка там на курьих ножках

Там ч..деса: там леший бродит,
(На)лево - сказку г…ворит,
Русалка на ветвях сидит.
Там на неведомых
дорожках
Следы невиданных зверей;
Стоит (без)окон, без дверей.

Выписать в три столбика слова из текста

1столбик-слова, в которых только глухие согласные

2 столбик-только звонкие согласные

3 столбик-где количество звуков и букв не совпадает

Проверка по слайду

Кот, дуб, избушка, ножках, сказку, дорожках.

Познавательные УУД:

1Формировать умение работать с текстом, выполняя учебно-познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, использование знаково-символических средств

Коммуникативные УУД:

1.Осуществлять контроль

2.Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Личностные УУД:1. создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;

 

7 этап

Итог урока и

рефлексия

Давайте подведём итоги нашего урока

Какая тема урока?

Какие цели мы ставили на урок?

Попробуйте составить кластер по этой теме (слайд)

- Понравился ли вам урок?

На листочках продолжите предложения

- Что узнали?

- Где было трудно?

- Как оцениваете свою работу?

Дети отвечают на вопросы, составляют кластер

Регулятивные УУД:

1.Соотносить цели и результаты своей деятельности;

2. Определяют степень успешности работы согласно критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3. Строить связанное монологическое высказывание

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

8 этап. Домашнее задание.

Задание на выбор.

1. Пар. 56 упр.284, 286

2. Выписать из учебника литературы 10 слов с проверяемым согласным в корне и подобрать проверочные слова

3. Сочинить сказку про согласные звуки.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка ,2 класс,УМК "Система Занкова Л.В,"

Урок представлен в форме технологической карты. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. ...

Технологическая карта урока русского языка. 4 класс

Представлена технологическая карта урока русского языка в 4-ом классе 1-я четверть. Тема "Имя существительное как часть речи, его грамматические признаки". Система Занкова...

Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. УМК «Начальная школа XXI века»

технологическая карта урока русского языка проведённого во 2 классе. УМК "Начальная школа XXI века" Тема урока. правописание слов с сочетаниями жи-ши....

Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31

Тема:  Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...

Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)

laquo;Формирование  универсальных  учебных действий  на уроках в начальной школе».    Главная  цель работы над темой:Создание условий  для формирования у...

Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?

Технологическая карта урока  русский  язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?...

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".

Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....