Урок русского языка по теме "Правописание удвоенных согласных в словах" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урюпина Евгения Владимировна

Урок в 3 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3-м классе "Правописание двойных согласных в корне слова"

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели: 

Образовательные:

  • сформировать у учащихся знания о правописание двойных согласных в корне слова;
  • учить выделять слова с двойными согласными в корне слова в тексте.

Воспитательные: 

  • воспитывать любознательность, эстетические чувства;
  • показать бережное и экологически правильное отношение к природе;
  • воспитывать аккуратность;
  • воспитывать интерес и любовь к природе;  
  • воспитывать желание учиться и делать открытия;
  • воспитывать умение слушать других, работать в парах.

Развивающие:

  • развивать фонематический слух, внимание, память, речь, интеллектуальное мышление (сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы);
  • развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, сказок, создания проблемных ситуаций;
  • развивать коммуникативные навыки и способности учащихся посредством групповых и коллективных форм работы;
  • научить применять изученный материал в повседневной жизни;
  • развивать эмоции, творческие способности;
  • развивать словарный запас.

Планируемые результаты:

  • Предметные:

научатся правописанию двойных согласных в корне слова, находить слова в текстах.

Метапредметные:

Регулятивные: умение ставить цели и следовать им в учебной деятельности; контролировать свою деятельность по результату; умение планировать деятельность и оценивать;

Познавательные: общеучебные - ориентироваться в разнообразии способов решения учебных задач;

предметные - знакомиться со словами, в которых есть двойные согласные в корне и их отличительными признаками.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; высказывать своё мнение в устной форме и обосновывать его.

  • Личностные:

самоопределение - проявляют положительное отношение к школе; смыслообразование — осознают значение учебной деятельности;

нравственно-этическая ориентация - выражают эмоционально-нравственную отзывчивость.

Оборудование:

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык. 3 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений. В 2 ч. Ч. 1. - М.: Просвещение, 2013г.»
  •  Канакина В. П.   Русский язык.  Рабочая тетрадь.  3 класс.  В 2 ч.  Ч. 1
  •  подборки стихов, сказок, загадок на тему;
  • фотографии аллеи;
  • магнитофон, запись музыки и звуков;
  • карточки для самостоятельной работы;
  • компьютерная презентация.

Необходимые ресурсы:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • презентация Power Point  к уроку.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

(Звучит музыка В.Я. Шаинского на стихи М.С. Пляцковского "Улыбка").

- Какое настроение у вас возникает, когда вы слышите эту мелодию?

- Почему?

- Улыбка может согреть других теплом, показать ваше дружелюбное отношение и улучшить настроение. Давайте улыбнемся друг другу, и с этим прекрасным настроением я предлагаю начать наш урок.

- Прежде чем мы начнем работать, давайте выполним гимнастику для пальчиков. Возьмите в руки карандаши.

  •     Карандаш в руках катаю,
        Между пальчиков верчу.
        Непременно каждый пальчик,
        Быть послушным научу.

- Молодцы!

- Откройте свои тетрадочки, запишите сегодняшнее число, вторая строчка – классная работа.

2. Мотивация познавательной деятельности. Чистописание.

- Посмотрите на доску. Читаем глазками первую строчку. Что это?

+ Слоги.

- Хорошо. Теперь Яна прочитай, пожалуйста, вслух. Умница. Теперь Эмиль. Молодец. Спишите к себе в тетради только первую строчку, только слоги.

Мо ро ви де лу пя

- Посмотрите на вторую строчку. Читаем глазками. (Хорошовеснойгулятьпоцветущейаллее.)

- Можно ли данную запись назвать предложением? Почему? Что нужно сделать?

- Разделите на слова и запишите полученное предложение.

 (Регина работает у доски).

- Какое предложение получилось?

Хорошо весной гулять по цветущей аллее.

- Что такое аллея?

  • АЛЛЕ́Я - дорога (в саду, парке) с рядами деревьев, посаженных по обеим ее сторонам.  (иллюстрация).

- Скажите, что интересного вы заметили в написании данного слова?

+   -лл-

- Верно, молодцы. Подумайте, можно ли объяснить написание этого слова или подобрать проверочное?

- Многие слова с двойными согласными заимствованы из других языков, поэтому их написание нужно запомнить.

- Это слово не просто так появилось в нашей минутке чистописания.

Итак, попробуйте сформулировать тему нашего урока.

+ Правописание слов с удвоенными согласными.

- Здорово, ребята, молодцы! Верно.

 (тема урока появляется на первом слайде).

- А какие цели мы должны перед собой поставить? (Учиться писать слова с двойными согласными в корне слова, учиться видеть их в тексте).

- Для чего мы изучаем эту тему? Где можем применить полученные знания?

3. Словарная работа.

  • Слайды со 2 по 7.

(слова вывешиваю на доске).

- Придумайте и запишите предложение с любым из этих слов.

- Какое предложение у тебя получилось?  Молодцы!

4. Актуализация необходимых знаний. Постановка проблемы.

- Скажите, пожалуйста, какое время года сейчас на дворе?

+ Зима.

- Назовите мне зимние месяцы.

+ Декабрь, январь, февраль.

- Какой любимый, самый волшебный, самый зимний праздник всех возрастов приближается?

+ Новый год.

- Скоро Новый год. К нам уже спешит Дед Мороз. Он прислал нам мешок с сюрпризом. Давайте же поскорее посмотрим, что там лежит.

+ Снежинка.

- На этой снежинке слово. Давайте его прочитаем.

+ Пер..он.

- Скажите, что такое перрон?

+ ПЕРРО́Н - пассажирская платформа на вокзале.

- Ребята, посмотрите, здесь пропущена буква.

- Сколько букв -р- мы напишем в этом слове?

- Наши мнения разделились. В течение урока подумайте об этом слове, а в конце урока вы ответите на вопрос, сколько же букв -р- мы будем писать в данном слове.

5. Организация познавательной деятельности.

-  Дед Мороз очень спешит к вам. Он приготовил для вас интересные задания, а за выполнение этих заданий в конце вы получите от него подарки. Ведь Дедушка Мороз – волшебник и он очень любит дарить подарки детям.

1 задание:

Итак, первое его задание – загадки. Давайте мы их разгадаем, а отгадки запишем с новой красной строки, через запятую, а удвоенные согласные подчеркнем.

 (иллюстрации отгадок и слов с двойными согласными появляются на  9 -16 слайдах).

1. Плещет тёплая волна
В берега из чугуна.
Отгадайте, вспомните:
Что за море в комнате?

+ Ванна

2. Стою на крыше
Всех труб выше.
Телевизор без меня
Не посмотрите ни дня!

+ Антенна

3. Что за твердая река,
К нам течет издалека?
Лодки здесь не проплывают,
А машины проезжают!

+ Шоссе

4. Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два к,
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я ...

+ Хоккей.

  • Физминутка «Лепим снеговика».

6. Работа по теме урока.

- Ребята, а знаете ли вы, как появился праздник Новый год?

- В мешочке Дед Мороз прислал вам письмо, в котором написана волшебная история самого нашего любимого праздника. Дедушка хочет, чтобы вы ее непременно узнали.

      Давным-давно жила-была девочка. Звали её Аленушка. Жила девочка с мачехой. Мачеха не любила Аленушку. Кормила ее объедками со своего стола, заставляла делать её всю грязную работу. Девочке было очень трудно. Во всей её несчастной жизни была лишь одна радость: братик Ванечка. А ещё у неё была заветная мечта: найти родственников, да таких, которым она будет нужна. Аленушка всегда надеялась, что её мечта сбудется.

Однажды мачеха решила избавиться от девочки. Она велела идти в дальний лес за травой-муравой. А лес тот был заколдован, и люди всегда его обходили стороной. Но идти пришлось.

Чтобы Аленушке было не так страшно идти, выполним упражнение 233 на стр. 121.

  • Выполнение упражнения.
  • Чтение правила.

Слайд 18.

- Запомните, ребята, удвоенная согласная пишется там, где слова тянутся долго, например, сумма, телеграмма, группа.

        Слайд 19.

-Итак, слушаем сказку дальше.

Девочка попрощалась с братцем и пошла в лес. В лесу было очень страшно. Кругом деревья были сухими и неживыми. Но она шла вперёд. Вдруг она услышала хруст веток, и откуда ни  возьмись навстречу выскочил заяц. За ним гнались. Девочка взяла зайца на руки. Вдруг показалось и само чудовище. Это была очень старая и страшная ведьма.

- Ребята, чтобы эта ведьма не заколдовала нас и наши глаза, нам нужно выполнить гимнастику для глаз про незаколдованный и зеленый лес вместе со сказочным героем котом Леопольдом.

  • Слайд 20.

- Молодцы. Слушаем дальше.

-Отдай мне зайца. – сказала ведьма, - А сама уходи. Я тебя не трону.

- Не отдам,- ответила Аленушка.

-Ну, тогда берегись, - сказала ведьма, - Каждый раз, когда ты будешь  помогать  нуждающимся, я буду забирать твою красоту и молодость.

Аленушке было очень страшно, но она не показала виду. Ведьма взмахнула своим посохом и исчезла, а девочка в тот же миг превратилась из двенадцатилетней девочки в девушку.

- Спасибо тебе, Алена, - сказал заяц, - я знаю, куда ты идёшь, и помогу тебе.

-Ты можешь говорить? - удивилась девочка, - А откуда ты знаешь, как меня зовут?

-Я всё знаю, - сказал заяц, - И тебе, чтобы достать траву-мураву, надо идти прямо, никуда не сворачивая, семь дней и семь ночей. И увидишь на пути старый дуб. На том дубе сидит птица -  говорун. Он тебе поможет. А пока, до свидания, - сказал заяц и ускакал.

Алена пошла дальше. Шла она семь дней и семь ночей. И тут увидела медведя. Он лежал без сил, он замёрз.

- Ребята, а чтобы мы не замерзли, выполним упражнение 235 на странице 122.

(Слайд 21).

  • Выполнение упражнения.

- Ребята, как вы думаете, как можно переносить слова с двойными согласными с одной строки на другую?

(Слайд 22).

- Слушаем, что же произошло дальше.

Девочка сняла с плеч своих старенький платок и накрыла им медведя. Тут же из  девушки она превратилась во взрослую женщину.

- Спасибо тебе, Аленушка, - сказал медведь и убежал.

Девочка пошла дальше. Впереди она увидела старый дуб. На дубе сидела птица - говорун.

-Здравствуй, птица - говорун, - сказала Алена.

- Я знаю, зачем ты пришла. Но я не могу тебе помочь. Вся сила заключается в зелёной листве дуба. Но, как ты видишь, дуб высох, и чтобы его оживить, надо его обнять и сказать свои самые заветные мечты. Но при этом вся жизненная сила уйдёт в дуб.

- Ребята, чтобы наша жизненная сила и энергия не иссякли, поиграем с вами в игру, которая называется «Поймай слово».

  • Игра «Поймай слово».

Игра «Поймай слово». (Учитель называет слова. Если в них встречается двойная согласная, то дети хлопают в ладоши, а если одна согласная, то приседают).

Шоссе, упражнение, коридор, суббота, класс, малина, масса, Алла, директор, сумма.

- Молодцы. Слушайте дальше.

Девочка молча подошла к дубу и обняла его. Она упала без сил. И случилось чудо. На  дубе стали распускаться листья. На землю начал падать белый пушистый снег. Птица - говорун подлетел к Аленушке. Она превратилась в старушку. Птица - говорун прочитал заклинание. Девочка очнулась и снова стала двенадцатилетней девочкой. Она оглянулась. Дуб был весь в зелёной листве, кругом лежал белый снег. Она увидела рядом медведя и зайца. Птица - говорун вновь произнёс заклинание, и медведь превратился в Деда Мороза, а заяц – в тройку лошадей с волшебными санями.

 - Ты очень добрая девочка, - сказала птица - говорун,- И за твою доброту старый дуб расколдовал чары злой колдуньи. Дед Мороз – это твой дедушка. А ты - Снегурочка. И день гибели злой колдуньи будет началом Нового Года. Ибо так будет всегда!

Снегурочка низко поклонилась и поблагодарила птицу.

Обратная дорога не была уже такой страшной и долгой. Они с дедушкой мчались на санях и мило беседовали. Впервые девочка чувствовала себя счастливой.

Вернувшись домой, Снегурочка увидела на месте своего дома красивый дворец с огромным красивым садом. Навстречу ей выбежал братик Ванечка. Аленушка очень удивилась, увидев в саду красивую наряженную ёлку. Дед Мороз сказал ей: «После того, как ты победила злую колдунью, все злые люди превратились в ёлки. И чтобы они помнили доброту людей, каждый год в этот день, люди будут  их наряжать, водить вокруг них хоровод и поздравлять друг друга с Новым Годом.

   Вот так, благодаря бесстрашной и доброй девочке, появился самый счастливый и весёлый праздник, Новый Год.

(Иллюстрация Деда Мороза и Снегурочки).

6. Первичное закрепление. Самостоятельная работа.

- А сейчас, ребята, для вас самостоятельная работа. У вас на партах лежат вот такие карточки. Распределите эти слова в два столбика: в первый – слова с двойными согласными, во второй столбик – слова с одной согласной.

На 23 слайде появляются слова:

Ак..уратный, ак..робат, клас.., тел..ефон.

После окончания работы выполняется взаимопроверка.

На 24 слайде появляются два столбика для проверки.

аккуратный

акробат

класс

телефон

7. Кроссворд. (Резерв)

- Подобрать нужное слово и записать по горизонтали.

1. Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу (хоккей).

2. Дорога с рядами деревьев по сторонам (аллея).

3. Место, где продают билеты (касса).

4. Человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или другом виде транспорта (пассажир).

5. Дорога, покрытая асфальтом (шоссе).

- Прочитайте слово, которое получилось по вертикали (класс).

- Молодцы! Вы доказали, что ваш класс самый дружный, умный, внимательный.

8. Рефлексия.

- Давайте вспомним, какую тему изучали на уроке?

- Что нового узнали?

- Достигли поставленных целей?

- Кто испытывал трудности? Как вы думаете почему?

- Итак, давайте вспомним слово, которое прислал нам Дед Мороз на снежинке. Скажите, сколько же букв –р- мы будем писать в слове «перрон»?

- Оцените свою работу. (на экране три кружочка: синий, зелёный, красный)

- Кто не испытывал трудностей выполнял работу быстро и правильно, тот рисует в тетради синий кружочек).

- У кого были ошибки или что то не получалось, тот рисует зелёный кружочек.

- У кого было много ошибок и все упражнения вызывали трудности, тот рисует красный кружочек.

9. Дед Мороз дарит подарки.

- Ребята, закройте глаза. Вы слышите шаги Деда Мороза? Это он принес обещанные подарки за хорошую работу на уроке. Вы молодцы!

(Звучит вой вьюги и скрип шагов).

- Откройте глазки. Дедушка прилетел к нам и каждому из вас оставил подарок. Посмотрите у себя под стулом. Там сюрприз.

10.  Домашнее задание.

- Молодцы!

Спасибо за работу.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Слова с удвоенными согласными"

Конспект урока по русскому языку....

Конспект урока русского языка на тему "Удвоенные согласные"

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе....

Презентация к уроку русского языка по теме "Удвоенные согласные" 2 класс

Материал презентации помогает учителю активизировать учащихся на этапе актуализации знаний по предложенной теме и осуществить первое пробное действие.Рассмотреть варианты, найти оптимальное реше...

2020 Урок русского языка «Слова с удвоенными согласными»

Презентация Слова с удвоенными согласными Русский язык 2 классСлова с удвоенными согласными Русский язык 2 класс– Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив ...

Конспект урока русского языка "Слова с удвоенными согласными" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления о словах с удвоенными согласными и способах их переноса. Планируемые результаты:Предметные:знать правило написания удвоенных согласных в слов...

Конспект урока русского языка "Слова с удвоенными согласными"

Цели:Образовательная:- дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса;Развивающая:- развить орфографическую зоркость; навыки групповой работы; навыки устной и письменной ре...