Календарно-тематическое планирование по письму
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Урюпина Евгения Владимировна

Календарно-тематическоепланирование 1 класс 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ   ПО  ОБУЧЕНИЮ   ГРАМОТЕ   (ПИСЬМО)   1 класс

Дата

Тема

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

Вид контроля

Предметные

Метапредметные

Личностные

Д О Б У К В А Р Н Ы Й           П Е Р И О Д

1

03.09.

Пропись — первая учебная тетрадь.

Обучающийся научится:

- ориентироваться в первой учебной тетради;

- правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте;

 - демонстрировать правильное положение ручки при письме;

- воспроизводить с опорой на наглядный материал гигиенические правила письма;

- называть письменные принадлежности с опорой на иллюстрации прописи;

- обводить предметы по контуру;

- находить элементы букв в контурах предметных картинок, данных на страницах прописи.

- обводить элементы букв, соблюдая указанное в прописи направление движения руки, штриховать;

- писать графические элементы по заданному в прописи образцу: правильно располагать на рабочей строке элементы букв, соблюдать интервал между графическими элементами;

- чередовать элементы узоров, ориентируясь на образец;

- писать элементы букв, ориентируясь на образец и дополнительную линию;

- соблюдать наклон, указанное направление движения руки, выдерживать расстояние между элементами;

- находить недостающие детали в изображённых предметах и воссоздавать рисунок по заданному образцу;

Регулятивные УУД: 

- Принимать учебную задачу урока;

- Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

- Обозначать условным знаком (точкой) наиболее удавшийся элемент, букву.

- Ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

- Оценивать свою работу.

Познавательные УУД:

- Классифицировать предметы их по группам, называть группу предметов одним словом.

Коммуникативные УУД:

Отвечать на вопросы учителя.

Осваивать, воспроиз-водить и применять правила работы в группе.

Применять правила работы в парах.

Работать в паре: анализировать работу товарища и оценивать её по критериям, данным учителем

- Применять гигиенические правила письма при выполнении заданий.

- Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

- Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.

- .Адекватно воспринимать оценку учителя

     Знакомство с шариковой ручкой и правилами обращения с ней при письме; правилами посадки при письме; с разлиновкой прописи.

   Усвоение понятий рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.

   Знакомство с гигиеническими правилами письма.

   Подготовка руки к письму.

   Выполнение разных типов штриховки. Обводка предметов по контуру, штриховка.

   Письмо элементов букв, узоров, бордюров и чередующихся узоров.

  Составление предложений к иллюстрациям прописи.

  Классификация предметов на основе общего признака.

Обозначение изображённых предмет моделью слова и предложения.

 Воспроизведение сказки по серии сюжетных картинок.

    Деление слова на слоги, графическое изображение слога в схеме-модели слова.

      Слого-звуковой анализ слов.

      Конструирование из отдельных элементов известных учащимся букв, их печатание.

     Сравнение элементов письменных и печатных букв.

беседа

2

04.09.

Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки

беседа

3

05.09.

Письмо овалов и полуовалов.

устный опрос

4

06.09.

Рисование бордюров.

текущий

5

07.09.

Письмо длинных прямых наклонных линий.

индивидуальный опрос

6

10.09.

Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо).

текущий

7

11.09.

12.09.

Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо). 

текущий

8

Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий

фронтальный опрос

9

13.09.

Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных  линий с закруглением влево и вправо.

фронтальный опрос

- сравнивать элементы письменных и печатных букв;

- находить на рисунке предметы, названия которых соответствуют заданным схемам, обосновывать свой выбор.

Обучающийся  имеет возможность научиться:

- составлять предложения с опорой на заданную схему;

- составлять предложения к иллюстрациям, данным в прописи;

- соотносить предметную картинку и схему слова;

- воспроизводить сказку по серии сюжетных картинок;

- инсценировать сказку.

10

14.09.

Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу.

фронтальный опрос

11

17.09.

Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов. 

фронтальный опрос

12

19.09.

20.09.

Строчная и заглавная буквы А, а.

Обучающийся научится:

- анализировать образец буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах;

- называть правильно элементы буквы;

- сравнивать печатную и письменную буквы;

- конструировать буквы из различн.материалов;

- писать буквы в соответствии с образцом.;

- воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой;

- соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона;

- сравнивать написанные буквы с образцом;

- воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму;

    Сравнение строчной и заглавной букв.

   Сравнение печатной и письменной букв.

    Слого-звуковой анализ слов со звуком.

    Письмо предложения. Обозначение границ предложения на письме.   Написание заглавной буквы в именах собственных.

    Подбор слов с заданным звуком, запись некоторых из них.

 Комментированное письмо слов и предложений

   Составление устного рассказа по опорным словам, содержащим изученные звуки.

фронтальный опрос

13.

21.09.

Закрепление написания элементов и изученных букв.

Взаимооценка

14

24.09.

25.09.

Строчная и заглавная буквы О, о. 

фронтальный опрос

15

26.09.

Строчная буква и.

 

беседа

16

27.09.

Заглавная буква И. 

самопроверка

17

28.09.

Закрепление написания элементов и изученных букв.

Взаимооценка

18

01.10.

02.10.

Строчная буква ы.

 

беседа

19

03.10.

04.10.

Строчная и заглавная буквы У, у. 

Взаимооценка.

20

05.10.

Закрепление написания элементов и изученных букв.

- читать предложение, анализировать его, определять интонацию, грамотно записывать,

обозначая на письме границы предложения;

- приводить примеры слов с заданным звуком в начале, середине, конце слова.

Обучающийся получит возможность научиться:

- составлять предложения с опорой на заданную схему;

- составлять предложения к иллюстрациям, данным в прописи;

- соотносить предметную картинку и схему слова;

- правильно записывать имена собственные;

- освоить приёмы комментированного письма;

- записывать слова с заданной буквой;

- составлять устный рассказ по опорным словам, содержащим изученные звуки;

- дополнять данные в прописи предложения словами, закодированными в предметных рисунках.

Б У К В А Р Н Ы Й           П Е Р И О Д

21

08.10.

09.10.

Строчная и заглавная буквы Н, н. 

Обучающийся научится:

- анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах;

- называть правильно элементы буквы;

- сравнивать печатную и письменную буквы;

Регулятивные УУД:

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант,

Выполнять гигиенические правила письма

- Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе,

    Сравнение строчной и заглавной букв.

     Сравнение печатной и письменной букв.

     Слого-звуковой анализ слов.

     Письмо слогов и слов. 

 Письмо предложений

фронтальный опрос

22

10.10.

11.10.

Строчная и заглавная буквы С, с. 

фронтальный опрос

23

12.10.

Письмо слогов. Закрепление написания букв. 

фронтальный опрос

24

15.10.

16.10.

Строчная и заглавная буквы К, к. 

индивидуальный опрос

25

17.10. 18.10.

Строчная и заглавная буквы Т, т. 

- обводить бордюрные рисунки по контуру;

- конструировать буквы из различных материалов;

- писать буквы в соответствии с образцом;

- воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму;

- соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона;

- сравнивать написанные буквы с образцом;

- выполнять слого-звуковой анализ слов,

соотносить написанные слова со схемой-моделью;

- - выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [j’э], [’э];

- перекодировать звуко-фонемную форму в буквенную;

- писать слоги, слова с новыми буквами, используя приём комментирования;

- правильно записывать имена собственные;

- списывать без ошибок с письменного шрифта;

- читать предложения, анализировать их, определять интонацию, грамотно записывать, обозначая на письме границы предложения;

- писать под диктовку отдельные изученные буквы, односложные слова;

- грамотно оформлять на письме восклицательное предложение;

- правильно интонировать при чтении восклицательное и повествовательное предложения;

обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма

Использовать правила оценивания в ситуациях, спланированных учителем.

Составлять план урока в соответствии с заданиями на странице прописей.

Выполнять задания в соответствии с требованиями учителя. Осваивать правила выполнения работы в паре

Формулировать тему высказывания, перебирать варианты тем, предложенных другими учащимися, выбирать лучший,

Применять критерии оценивания выполненной работы. Оценивать свои достижения на уроке

Оценивать свою деятельность по шкале самооценки

Познавательные УУД:

- Классифицировать предметы их по группам, называть группу предметов одним словом.

- Выделять в группе слов общий признак, классифицировать их по группам, называть группу предметов одним словом

Коммуникативные УУД:

Работать в парах, тройках и группах: анализировать работу

принимать образ «хорошего ученика».

- Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

- Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.

-.Адекватно воспринимать оценку учителя

с комментированием.  

    Дополнение предложения словом, закодированным в предметном рисунке.  

 Списывание с письменного шрифта.

     Восстановление деформированного предложения.

Постановка запятой в деформированном предложении.

 Списывание с письменного шрифта.

    Письмо под диктовку.

    Знакомство с правилами оценивания выполненной работы

 Списывание с рукописного текста.

      Составление устного рассказа по заданной учителем теме и письменного рассказа на тему, сформулированную самими учащимися.

  Интонирование различных предложений.  

  Оформление интонации на письме.

   Создание письменных текстов.

   Письменный ответ на вопрос.

    Понимание двойной роль букв ё, ю, я, е.

  Обозначение буквами ё, ю, я е мягкости предыдущего согласного на письме.

     Составление ответа на поставленный в тексте вопрос.

Дополнение текста своим предложением Дополнение предложений словами по смыслу.

фронтальный опрос

26

19.10.

Письмо слогов, слов. Написание предложений.

фронтальный опрос

27

22.10.

23.10.

Строчная и заглавная буквы Л, л. 

фронтальный опрос

28

24.10.

25.10.

Строчная буква р. Заглавная буква Р.

 

фронтальный опрос

29

26.10.

Письмо слогов, слов. Написание предложений.

30

29.10.

30.10.

Строчная и заглавная буквы В, в. 

фронтальный опрос

31

31.10.

01.11.

Строчная и заглавная буквы Е, е.

фронтальный опрос

32

02.11.

Письмо слогов, слов. Написание предложений.

33

12.11.

13.11.

Строчная и заглавная буквы П, п. 

фронтальный опрос

34

14.11.

15.11.

Строчная и заглавная буквы М, м. 

фронтальный опрос

35

16.11.

Письмо слогов, слов. Написание предложений.

фронтальный опрос

36

19.11.

20.11.

Строчная и заглавная буквы З, з. 

Самооценка и взаимооценка

37

21.11.

22.11.

Строчная и заглавная буквы Б, б. 

фронтальный опрос

38

23.11.

Письмо слогов, слов. Написание предложений.

фронтальный опрос

39

26.11.

Строчная и заглавная буквы Д, д.

фронтальный опрос

40

27.11.

Строчная и заглавная буквы Д, д.

- сверять записанное предложение со схемой-моделью;

- списывать предложения, заменяя печатный шрифт на письменный;

- дополнять предложения, данные в прописи, словами по смыслу и

записывать их, используя приём комментирования;

- составлять самостоятельно предложения по образцу и записывать их в прописи;

- дополнять предложение словами, закодированными в схемах-моделях;

- вставлять пропущенные буквы в слова, объяснять смысл каждого слова;

- писать под диктовку слоги, слова с изученными буквами;

- образовывать форму единственного числа существительного от заданной формы множественного числа с опорой на схему-модель;

- понимать значение слов «один», «много», правильно их употреблять в речи.

- дополнять тексты, данные в прописи, своими предложениями, не нарушая смысла;

- употреблять в речи и записывать с заглавной буквы названия знакомых рек;

- наблюдать за употреблением запятой при обращении;

- познакомиться с категорией числа имен существительных;

- употреблять запятые при обращении;

- соотносить количество букв и звуков в слове;

- писать грамотно слова с мягким знаком на конце и в середине слова;

- наблюдать за оглушением звука [ж]

товарищей и оценивать её по правилам.

   Выполнять правила работы в группе. обосновывать свой выбор.

 

  Осуществлять взаимоконтроль и оценку их выполнения.

                                

  Разгадывание ребусов 

Составление письменного текста. Дополнение содержания письменного текста.

   Письмо под диктовку.

 Наблюдение за изменением формы числа существи-тельного. Единственное и множественное число существительных (один — много).

   Составление рассказа с использованием поговорки.

  Толковать значение многозначных слов.

     Обозначение мягким знаком мягкости предыдущего согласного.

    Письмо слогов и слов с буквой ь в конце и середине слова.  

     Использование для построения вопросительных предложений вопросительных слов «кто?», «что?».

   

 Образование существительных с помощью уменьшительного суффикса -к-.

Ознакомление с глушением парных согласных на конце слова и необходимостью подбора проверочного слова.

      Наращивание слов с целью получения новых слов (Анна — Жанна).  

     Образование простой сравнительной степени наречий по образцу (низко — ниже).

фронтальный опрос

41

28.11.

29.11.

Строчная и заглавная буквы Я, я. 

Индивидуальный опрос

42

30.11.

Письмо слогов, слов. Написание предложений.

фронтальный опрос

43

03.12.

04.12.

Строчная и заглавная буквы Г, г. 

фронтальный опрос

44

05.12.

06.12.

Строчная и заглавная буква ч. 

фронтальный опрос

45

07.12.

Написание слов  сочетаниями

«ча, чк, чн»

фронтальный опрос

46

10.12.

11.12.

Буква ь. 

беседа

47

12.12.

13.12.

Строчная и заглавная буквы Ш, ш. 

Самооценка.

48

14.12.

Письмо слогов и слов с сочетаниями

«ши»

фронтальный опрос

49

17.12.

18.12.

Строчная и заглавная буквы Ж, ж. 

фронтальный опрос

50

19.12.

20.12.

Строчная и заглавная буква ё. 

фронтальный опрос

фронтальный опрос

51

21.12.

Письмо слогов и слов с изученными буквами. Написание предложений.  

52

53

24.12.

25.12.

26.12.

27.12.

Строчная и заглавная буквы Й, й 

Строчная и заглавная буквы Х, х. 

фронтальный опрос

54

28.12.

Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв.

55

14.01.

15.01.

Строчная и заглавная буквы Ю, ю 

56

16.01.

17.01.

Строчная и заглавная буквы Ц, ц. 

57

18.01.

Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими буквами.

58

21.01.

22.01.

Строчная и заглавная буквы Э, э..

, подбирать проверочные слова ;

- образовывать сравнительную степень наречий по образцу, данному в прописи (низко — ниже).

- правильно употреблять вопросительные слова «Кто?», «Что?» в речи, грамотно отвечать на данные вопросы;

- понимать обобщённый смысл поговорки,

- называть признаки предмета, характеризовать предмет с помощью прилагательных.

- записывать текст с использованием прилагательных, заменять существительное личным местоимением он в необходимых случаях.

Обучающийся получит возможность научиться:

- дополнять данные в прописи предложения словами, закодированными в предметных рисунках;

- восстанавливать деформированное предложение: устанавливать связи между словами, определять порядок слов в предложении;

- записывать восстановленное предложение на строке прописи;

 - составлять рассказ по заданной учителем теме;

- составлять текст из 2—3-х предложений по заданной учителем теме, записывать его;

        - анализировать предложения, определять количество слов в них, объяснять известные орфограммы;

-восстанавливать деформированное предложение, объяснять его смысл, определять границы;

-разгадывать ребусы;

- объяснять смысл

Образование существительных — названий детёнышей животных по образцу, данному в прописи.

Составление устного рассказа по серии сюжетных картинок, запись к каждой из них одного предложения с комментированием.  

   Употребление имён прилагательных в речи для характеристики предмета.

   Замена существительного личным местоимением он в тексте.

     Классификация понятий, объединение в группу по общему признаку.

   Составление рассказа с опорой на прилагательные по теме, предложенной учителем.

   Запись текста по опорным словам.

    Сочинение рассказа по заданному началу

фронтальный опрос

59

23.01.

24.01.

Строчная и заглавная  буква щ. 

фронтальный опрос

60

25.01.

Письмо слогов и слов с изученными буквами.

фронтальный опрос

61

28.01.

29.01.

Строчная и заглавная буквы Ф, ф. 

фронтальный опрос

62

30.01.

31.01.

Строчные буквы ь, ъ.

фронтальный опрос

списывание

63

01.02.

Контрольное списывание.

поговорки;

 - употреблять поговорку в устном высказывании;

- правильно употреблять в устной речи многозначные слова;

- давать характеристику звука;

- писать ча, ща, чу, щу, жи, ши;

- наблюдать за личными местоименими я, они и изменением формы числа глаголов.

П О С Л Е Б У К В А Р Н Ы Й           П Е Р И О Д

64

04.02.

Оформление предложений в тексте

Обучающийся научится:

Классифицировать слова в соответствии с их значением.

Группировать слова, сходные по звучанию и значению.

Моделировать предложения.

Наблюдать:  определять количество слов в предложении.

Списывать деформированный текст с его последующей корректировкой.

Придумывать предложение с заданным словом с последующим распространением предложения.

Анализировать текст: находить слова на изученные правила, выписывать данные слова из текста. Подбирать слова,

Регулятивные УУД:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.

Познавательные УУД:

1. Понимать информа-цию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

2. Сравнивать предме-ты, объекты: находить общее и различие.

1. Ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей.

2. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

3. Внимательно относиться к собственным переживаниям

и переживаниям других людей;

нравственному содержанию поступков.

  Письмо предложений с комментированием.  

     Восстановление деформированного предложения.

   Письмо под диктовку.

 Наблюдение за изменением формы числа существительн. Единственное и множественное число существительных (один — много).

   Составление рассказа с использованием поговорки.

  Толковать значение многозначных слов.

     Обозначение мягким знаком мягкости предыдущего согласного.

самостоятельная работа

65

05.02.

Слова, отвечающие на вопросы

 «Кто?», «Что?»

фронтальный опрос

66

06.02.

Слова, отвечающие на вопросы

«Что делать?»,

«Что сделать?»

фронтальный опрос

67

07.02.

Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?»

фронтальный опрос

68

08.02.

Проверочный

 диктант

диктант

69

11.02.

Правописание безударных гласных в корне слова

фронтальный опрос

70

12.02.

Правописание звонких и глухих согласных 

на конце слова

71

13.02.

Правописание гласных после шипящих

которые пишутся с заглавной буквы.

Оформлять начало и конец предложения.

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

Составлять текст по серии сюжетных картинок.

Обучающийся получит возможность научиться:

- восстанавливать деформированное предложение;

- составлять текст из 2—3-х предложений, записывать его;

- разгадывать ребусы;

- объяснять смысл поговорки;

 - поговорку в устном высказывании;

- правильно употреблять многозначные слова.

3. Группировать, класс-сифицировать предме-ты, объекты на основе существенных призна-ков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Вступать в  диалог.

2. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

3.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

4. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми

4. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.

5. Адекватно воспринимать оценку учителя.

   Употребление имён прилагательных для характеристики предмета.

      Составление рассказа с опорой на прилагательные по теме, предложенной учителем.

   Запись текста по опорным словам.

    Сочинение рассказа по заданному началу

фронтальный опрос

72

14.02.

Заглавная буква в именах собственных

Самостоятельная работа

73

15.02

Контрольное списывание

Контрольное списывание



Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:                              

Директор ГБОУ Вешняковская школа №1389

Кругляков К.М.                                                      

«   » сентября 2017г

РАССМОТРЕНО  

на заседании м/о

Протокол № ___ от

«   » сентября 2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Занимательный русский язык»

для учащихся 4 классов

на 2017 -2018 г.

Направление: общеинтеллектуальное.

Срок реализации 1 год.

Класс: 4А, 4Б, 4В, 4Г

Учителя: Урюпина Е.В.,

                Земскова Е.В.,

                Прохорова С.Н.,

                Деменкова И.Н.

Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «Занимательный русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия МищенковойЛ.В. «Занимательный русский язык».

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает:

 - Методическое пособие для 4 класса «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.

- Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.

Актуальность программы: данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.

В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному русскому языку” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по  предмету, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения.

Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

        Задачи курса:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект

Формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект

Развитие речи.

Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Воспитывающий аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Срок реализации: программа кружка рассчитана на 34 учебных часа, 1 час в неделю.

Методическое обеспечение

Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу учащихся в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.

Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность,
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.

Методы проведения занятий: беседа, игра, самостоятельная работа, творческая работа.

Межпредметные связи на занятиях по развитию познавательных способностей:

  • с уроками русского языка;
  • с уроками литературного чтения;
  • с уроками окружающего мира.

Формы контроля:стартовый, текущий, итоговый.

Техническое оборудование:

  • компьютер;
  • принтер;
  • сканер;
  • мультмедиапроектор.

Информационное обеспечение

Методические пособия:

  1. Методическое пособие для 4 класса «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
  2. Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.

Дополнительная литература:

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 2014 г.
  2. Волина В. В. Занимательноеазбуковедение. М.: Просвещение, 2013 г.
  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 2013.
  4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
  5. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 2012 г.
  6. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 2013 г.
  7. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.

Цифровые ресурсы:

  1. Ресурсы Интернет.
  2. ЦОР по русскому языку для начальной школы.
  3. ЦОР по развитию логики учащихся начальных классов.

Технические средства обучения:

  1. Компьютер с художественным программным обеспечением.
  2. Мультимедиа – проектор.

3.Интерактивная доска.

  1.  Магнитная доска.

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные результаты

  • умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
  • умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
  • умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
  • умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
  • умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.

2. Содержание курса

Тема 1. Фонетика.

Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».

Практика:игра «Исправь ошибки», работа с  произведениями,  где  допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования  орфографической зоркости.

Тема 2. Словообразование.

Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».

Практика:игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса  к русскому языку.

Тема 3. Лексика.

Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмамии архаизмами, фразеологизмами русского языка.

Практика:игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов,логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса  к русскому языку.

Тема 4. Морфология.

Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.

Практика:игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса  к русскому языку.

Тема 5. Пословицы и поговорки.

Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.

Тема 6. Игротека.

Практика: логически-поисковые задания,направленные на развитие познавательных способностей,отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку,на проверку знаний по русскому языку.

3. Учебно – тематический план

Раздел, тема

Общее количество часов

В том числе

теоретических

практических

Фонетика

3

1

2

Словообразование

5

2,5

2,5

Лексика

9

3,5

5,5

Морфология

6

2,5

3,5

Пословицы и поговорки

3

3

Игротека

8

8

Итого:

34

9,5

24,5

Календарно – тематический план

№ п/п

Темы занятий

Теория

Практика

Дата

план

факт

11

Да здравствует русский язык!

1

22

Вежливые слова

1

33

Поговорки и пословицы

1

44

Игротека

1

45

Запоминаем словарные слова

0,5

0,5

66

Растения во фразеологизмах

0,5

0,5

77

Животные во фразеологизмах

0,5

0,5

88

Игротека

1

99

Я не поэт, я только учусь…

1

010

Как морфология порядок навела

0,5

0,5

111

Игры с пословицами

1

112

Игротека

1

113

Животные во фразеологизмах

0,5

0,5

114

Кое-что о местоимении

0,5

0,5

115

Познакомимся поближе с наречием и числительным

0,5

0,5

116

Игротека

1

117

Состав слова. Основа слова. Формы слова

0,5

0,5

118

Про корень и окончание

0,5

0,5

119

Про суффикс и приставку

0,5

0,5

220

Игротека

1

221

Непроизносимые согласные

0,5

0,5

222

Учимся различать предлог и приставку

0,5

0,5

223

Учимся писать «не» с глаголами

1

224

Игротека

1

225

Имена существительные с шипящим звуком на конце

0,5

0,5

226

Его величество ударение

0,5

0,5

227

Поговорим о падежах

0,5

0,5

228

Игротека

1

229

Сложные слова

0,5

0,5

330

От архаизмов до неологизмов

0,5

0,5

331

По страницам энциклопедий

1

32

Игротека

1

33

Повторение. Игротека

1

34

Конкурс-игра «Русский медвежонок»

1

Итого:

9,5

24,5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса

Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой  – М.; П...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...