Итоговый проект на тему "Разработка технологической карты урока русского языка "Правила правописания" с использованием ЭОР"
проект по русскому языку (2 класс) на тему

 Представлена пошаговая инструкция к разработке карты урока по русскому языку "Правила правописания" 2 класс с использованием ЭОР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motorina_n.a._1.docx49.36 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

МБОУ ДПО (ПК) с УМЦ «Развитие образования»

Итоговый квалификационный проект по курсу

«Использование ЭОР в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»


Тема: «Разработка технологической карты урока  русского языка с использованием ЭОР»

Выполнил:

слушатель курсов

                                                                   «Использование ЭОР в начальной

  школе в соответствии с ФГОС НОО»

                                                                          учитель начальных классов

                                                                        МБОУ Дубковская СОШ «Дружба»

                                                                                  Моторина Н.А.

Руководитель:

Васильева И.А.

Одинцово, 2014 г.

Содержание

I. Введение

II.  Основная  часть

1. Использование ЭОР на уроках в начальной школе

2. Разработка технологической карты урока  окружающего мира с использованием ЭОР

III. Заключение

IV. Список литературы


  1. Введение.

В настоящее время – в век высоких компьютерных технологий, меняется роль учителя в информационной культуре. Преподаватель выступает не в роли распространителя знаний и информации (как это принято в традиционной системе обучения), а в роли консультанта, помощника, партнера обучаемого и координатора познавательного процесса, а учащийся при этом – активный субъект учебного процесса, направленного на сознательное развитие соответствующих профессиональных компетенций (как это принято при реализации деятельностного подхода).

 ФГОС указывает на использование в начальном общем образовании активных технологий, которые создают переход от безличностного «знаниевого» подхода в образовании к деятельностному и личностноориентированному подходам, а также при создании информационно-образовательной среды формируют ИКТ-компетенции учащегося, лежащие в основе формирования информационной культуры субъектов образовательного процесса.

В сравнении с традиционным обучением, где главной задачей являлась передача ученику определенной суммы знаний, формирование ряда заранее определенных умений, информационно-образовательная среда направлена на формирование у учащихся универсальных учебных действий, таких как постановка и решение познавательной проблемы; нахождение, переработка, использовании и создание различной информации средствами ИКТ; ориентировка в информационном пространстве. 

Современная информационно-образовательная среда характеризуется доступом учащихся к содержанию информационных ресурсов и возможностью реализовывать различные виды взаимодействия: чаты, электронная почта, презентации, изучение языка в режиме реального времени и т.д., что значительно обогащает взаимодействие субъектов среды. Необходимо отметить, что и роли обоих субъектов в новой среде также меняются.

Таким образом, возникает необходимость в создании новых методических разработок уроков (технологических карт), включающих обязательное использование ЭОР.

Цель: разработать технологическую карту урока русского языка во 2 классе по теме «Правила правописания» с использованием ЭОР.

Задачи:

- проанализировать и отобрать ЭОР по теме «Правила правописания»;

- определить модели УПД обучающихся;

- выстроить структуру и ход урока в  соответствии с выбранной темой и используемыми ЭОР;

- составить план-конспект урока по теме «Правила правописания».

Методы:

- анализ и отбор содержимого урока в соответствии с методическими рекомендациями;

- анализ литературы и Интернет- источников;

- анализ и отбор ЭОР Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, коллекции Федерального центра информационно-образовательных ресурсов в соответствии с темой        урока.  

     

II. Основная часть

1. Использование ЭОР на уроках в начальной школе.

      Электронный образовательный ресурс (ЭОР)  – это учебный материал, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.

      Зачем нужно применение ЭОР учителю?

  • отсутствие необходимости писать конспекты
  • экономия времени на уроке;
  • глубина погружения в материал;
  • повышенная мотивация обучения;
  • возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
  • привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.
  • Решение проблемы дисциплины на уроках: поиск информации, участие в общей дискуссии.

      Что дает ЭОР ученику?

  • содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
  •  позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
  •  формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
  •  способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика;
  • делает занятия интересными и развивает мотивацию;
  • учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

        Уроки с использованием ЭОР позволяют сделать их более интересными, мобильными. Нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения — всё это уже заранее готово и содержатся на компакт-диске. Данные уроки особенно актуальны в начальной школе.

        У учащихся начальной школы преобладает наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Считаю, что это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

        Использование ЭОР на уроках в начальной школе позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее. Уроки в начальной школе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.

        Использование на уроках интерактивных ЭОР позволяет осуществлять дифференцированный подход, обучать способам самостоятельного получения знаний, обеспечивают многообразие организационно-учебных и внеучебных форм освоения учебной программы, создают условия для продуктивной творческой деятельности учащегося. Поэтому современному учителю необходимо владеть данным ресурсом.

       Применение ЭОР должно оказать существенное влияние на изменение деятельности учителя, его профессионально-личностное развитие, инициировать распространение нетрадиционных моделей уроков и форм взаимодействия педагогов и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся. Это соответствует основным идеям ФГОС НОО, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, согласно которому происходит развитие личности учащегося на основе усвоения УУД, познания и освоения мира.

Использование ЭОР в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся.

В своей работе я применяю игровую и групповую технологии,  а также технологию  проблемного обучения и могу с уверенностью сказать, что ЭОР помогают создать проблемную ситуацию на уроке. Учащиеся вовлечены в увлекательный процесс познания, где самостоятельно добывают информацию, анализируют ее, обмениваются мнениями, делают выводы для себя. Лучше всего использовать интерактивные  ЭОР. Интерактивный информационный ресурс служит для постановки учебной проблемы, интерактивный практический ресурс – для выявления способов ее решения. ЭОР включают в себя различные тексты с заданиями, интерактивные картинки, фото, тесты – все это делает учебный процесс не только познавательным, но и занимательным.

2. Разработка технологической карты урока  русского языка с использованием ЭОР. 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Правила правописания.

1

ФИО (полностью)

Моторина Наталья Анатольевна

2

Место работы

МБОУ  Дубковская СОШ «Дружба»

3

Должность

Учитель начальных классов

4

Предмет

Русский язык

5

Класс

2

6

Тема и номер урока в теме

Правила Правописания, урок 165 (с.127)

7

Предметная программа и её автор

Русский язык, 2 класс, авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М., «Просвещение», 2013

8

Цель  урока

Совершенствовать знания и способы деятельности учащихся в нахождении слов с изученными орфограммами, их последующей проверки и обозначения.

9

Тип урока

Повторение изученного материала.

10

Модель организации УПД младших школьников

АРМ учителя-класс-фронтальная работа, 1 ПК- 2 ученика-самостоятельная работа в парах

11

Необходимое оборудование

АРМ учителя, АРМ ученика


Таблица 1.

Тема урока: «Правила правописания»

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Решаемая задача

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Название используемых  ЭОР

Время

(в мин)

1

2

3

4

5

6

7

1

Адаптационный этап

Выявить предварительные знания учащихся и определить их границы в созданной  проблемной ситуации

 

Вступают в диалог с учителем.

Зрительно наблюдают, вспоминают правила.

Задают встречные вопросы на уточнение и понимание, формулируют проблему: что нужно знать, чтобы не ошибаться в русском языке?

Организует  беседу  о необходимости знания правил русского языка.

Демонстрирует ЦОР, организует практическую фронтальную работу по изученным орфограммам.

Организует эвристическую беседу, помогающую в формулировании проблемы.

№1 « Какие мы знаем орфограммы»

7 мин.

2

Основной этап

Самостоятельная работа в парах.

Индивидуальная работа.

Фронтальная работа

Работа в  парах (группах)

Работа в парах (группах)

Формирование знаний,  действий, опыта.

Разрешение интеллектуального затруднения - находится ответ на проблемный вопрос «Как не делать ошибки?»

Выполняют  самостоятельную работу -  на ноутбуках  играют в словарное лото.

Выполняют упражнение самостоятельно.

Дети сверяют полученный результат, в случае ошибки исправляют её.

Выполняют упражнение в парах с последующей взаимопроверкой, делают вывод о том, как пишутся слова с парными согласными на конце.

Выполняют упражнение в парах, взаимодействуя с соседом по парте,  делают вывод о том, как пишутся слова с  сочетаниями жи-ши, чу-щу и ча-ща.

Демонстрирует ЦОР, предлагает выполнить словарную работу в парах  с взаимопроверкой.

Предлагает выполнить упражнение № 221 по учебнику-с. 127,

предлагает объяснить правописание выделенных орфограмм.

Учитель организует фронтальную проверку.

Демонстрирует ЦОР, предлагает работу в парах - выполнить задание  -определить, какую букву надо вставить в слова на борту корабля, чтобы отправить его в порт.

Организует работу в парах по написанию слов с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу, с использованием ЦОР, организует взаимопроверку.

Помогает сделать вывод о том, как пишутся данные слова.

№2  «Словарное лото»

№3 «Отправь судно в свой порт»

№4 «Ча-ща, чу-щу и жи-ши»

25 мин.

Физкультминутка

Выполняют комплекс упражнений за учителем и повторяют движения

Организует проведение физкультурной разминки.

3

Творческий этап

Итог урока

Закрепление знаний, действий и повышение уровня формулируемых знаний на основе применения творческого задания

По очереди в парах выполняют упражнение на компьютере.

Выполняют упражнения на повторение самостоятельно и под руководством учителя.

Вспоминают тему урока, повторяют правила правописания. Проводят рефлексивный анализ своей деятельности на уроке.

Организует работу в парах по проверке своих знаний по всем изученным правилам во 2 классе использованием ЦОР, проверяет работу, оказывает помощь.

Организует самостоятельную работу по выполнению упражнения учебника (с.128 упр.223)

Предлагает вспомнить тему урока, которую ученики сформулировали в начале урока. Какая проблема у нас возникла в начале урока? Мы  ответили на вопросы «Зачем нам нужны правила?»

Помогает оценить результат своей работы на уроке.

№5 «Проверь свои знания»

13 мин.

Таблица 2.

      ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР,  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ

Название

ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гипер-ссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Какие мы знаем орфограммы

Электронное издание, практический ресурс

Интерактив

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f605c30f-b68b-4509-9f80-700efcbd1cfe/%5BNS-RUS_2-17%5D_%5BIM_049%5D.swf

2

Словарное лото

Электронное издание, практический ресурс

Интерактив

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e4fe7e9f-98a9-4316-a9a5-0830bc89c34d/%5BNS-RUS_2-17%5D_%5BIP_051%5D.swf

3

Отправь судно в свой порт

Электронное издание, практический ресурс

Интерактив

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0939addf-b101-427a-88e7-89e17df681b4/%5BNS-RUS_2-16%5D_%5BIG_047%5D.swf

4

Ча-ща, чу-щу и жи-ши

Электронное издание, практический ресурс

Интерактив

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e0f12735-6ca5-4420-9f65-651c65b367dd/%5BNS-RUS_2-13%5D_%5BIG_027%5D.swf

5

Проверь свои знания.

Электронное издание, практический ресурс

Интерактив

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7950a5e4-21ec-4460-b1d9-2e45a3fa30bc/%5BNS-RUS_2-17%5D_%5BIG_052A%5D.swf



  1. Заключение

        Цель работы, заключающаяся в разработке  технологической карты урока русского языка во 2 классе по теме «Правила правописания» с использованием ЭОР, достигнута.

        В процессе работы над проектом были решены все поставленные задачи. В результате проекта были:

- проанализированы и отобраны  ЭОР по теме «Правила правописания»;

- определены модели УПД обучающихся;

- выстроена структура и ход урока в  соответствии с выбранной темой и используемыми ЭОР;

- составлен план-конспект урока по теме «Правила правописания».

         Актуальность применения ЭОР на уроках в том, что они являются эффективным педагогическим инструментом, позволяющим обеспечить результативную учебную деятельность, сделать ее творческой и интересной, а обучение – развивающим. Актуальность разработки технологической карты урока  русского языка с применением ЭОР не вызывает сомнения, необходимость её использования обусловлена требованиями ФГОС, глобальной информатизацией общества, поиском эффективных средств обучения. Использование электронных образовательных ресурсов способствует повышению качества знаний и умений младших школьников, эффективности и мотивации обучения, развитию интереса. Практически на любом уроке в начальной школе можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет осуществить задуманное, сделать урок современным. Они все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень образованности каждого. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа – фундамент образования. От того, каким будет этот фундамент, зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника, который будет жить и трудиться в нынешнем тысячелетии в постиндустриальном обществе.

IV. Список литературы

     При подготовке проекта использованы материалы с сайта:

  1. Учебный портал по использованию ЭОР в образовательном пространстве; http://eor.it.ru/

2. Электронные образовательные ресурсы http://www.eorhelp.ru/;

3. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах; http://www.ed.gov.ru/

4. Обучение педагогов использованию ЭОР в учебном процессе-2011; www.wiki.vlad

5. Публикации в журнале «Цифровое образование» ; digital-edu.i.

6. http://school-collection.edu.ru/

7. http://www.openclass.ru/node/246913

8. http://fcior.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка, с использованием новых образовательных технологий

Технологическая карта урока русского языка, с использованием новых образовательных технологий.Тема урока: Второстепенные члены предложения....

Технологическая карта урока русского языка "Винительный падеж имён существительных" 3 класс с использованием сингапурских структур

Технологическая карта урока русского языка "Винительный падеж имён существительных" 3 класс с использованием сингапурских структур. Открытый урок по реализации PLC проекта (УМК "Перспек...

Технологическая карта урока русского языка с использованием МЭО.

Технологическая карта урока русского языка с использованием МЭО....

Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)

laquo;Формирование  универсальных  учебных действий  на уроках в начальной школе».    Главная  цель работы над темой:Создание условий  для формирования у...

Технологическая карта урока русского языка с использованием платформы Учи.ру. 3 класс - тема "Падежи имен существительных"

Данная разработка урока была составлена по программе 21 век, но эта тема будет актуальна и по другим УМК....