Урок русского языка с мониторингом УУД "Неопределенная форма глагола"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Смык Юлия Сергеевна

Авторская разработка содержит сценарий урока порусскому языку в 4 классе(УМК "Школа России"), мониторинг применения  УУД,Презентацию у уроку, приложение(карточка для самоанализа учащихся).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smyk.avtorskaya_razrabotka.rar384.33 КБ

Предварительный просмотр:

Смык Юлия Сергеевна

Учитель начальных классов

СОШ № 18 г. Нерюнгри РС(Я)

Конспект урока русского языка в 4 классе.

Тема урока: Неопределённая форма глагола.

Цель: актуализация сведений о неопределённой форме глагола.

Задачи:

1.Образовательные:

  • Закрепить знания о глаголе, как части речи;
  • Повторить правописание изученных орфограмм;
  • Развивать умение распознавать глаголы неопределённой формы;

2.Развивающие:

  • Развивать умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений;
  • Развивать речь, мышление, воображение, творческие способности;
  • Развивать орфографическую зоркость;

3.Воспитательные:

  • Прививать интерес к предмету, любовь к русскому языку;
  • Воспитывать учебную активность, навыки самоконтроля и самооценки, патриотические чувства;
  • Прививать умение видеть прекрасное вокруг;

Ход урока:

1.Организационный момент.

Лучший способ узнать что- то – открыть самому.

Чтобы урок прошёл успешно, нужно быть внимательным, уметь мыслить, говорить, слушать. Покажите свои знания, умения и постарайтесь освоить новое.

2. Тема и постановка учебной задачи.

Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы и  ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью. (Вероника и  Вика)

 – Что вы больше всего любите?

 – Люблю действовать.

– Что вы больше всего не любите?

 – Не люблю предлоги и известную всем частицу.

 – Что бы вы пожелали ребятам?

 – Чтобы русский все ребята.

    на "десятку" знали.

   На письме и в разговоре

   нас употребляли.

- Какая часть речи отвечала на вопросы анкеты? Как вы догадались?  Вспомним алгоритм работы. Какие признаки части речи помогли Вам её узнать? Какие из признаков не были названы? (алгоритм: значение, вопросы, постоянные и непостоянные признаки, роль в предложении)

- Какую часть речи продолжаем изучать?

3. Чистописание.

(об)летел   (без) билета   (об)вязать   ( без)домная

Что интересного заметили?

-Какие правила нужно знать, чтобы правильно написать слова

- На какие группы можно разделить, записанные слова?

-В каком слове нельзя проверить безударную гласную в корне? Почему?

- Разберите по составу, записанные слова. Какое слово вызвало затруднение? Почему? 

-Что это ? (окончание или что-то другое?)  

4.  Актуализация знаний о глаголе, как части речи.  «Скелетик на доске»(алгоритм морфологического разбора в виде корня: ответвления- это время, лицо, число;  время разветвляется на прошедшее, настоящее, будущее,причем в прошедшем мы указываем на изменение по родам; лица-на 1,2,3; число-на  единственное и множественное; в самом низу указываем роль в предложении).

10,14,21,10,14,19,10,3        Ключ (алфавит)- инфинитив. Появились вопросы?

5. Создание проблемной ситуации.

Работа в группах: прочитать сказку, определить, что же такое инфинитив.

Сказка об Инфинитиве

         В одной книге девочка Оля попадает в гости к этому Инфинитиву. На двери зала, где он живёт, висит табличка: великий отшельник Инфинитив.
Оля постучала и чуть-чуть приоткрыла дверь. 
– Часы! – услышала она голос.
– Что?
– Часы! Я сказал: снимите часы! В моё жилище запрещено входить в часах.
Я не хочу иметь ничего общего со временем.
        Оля сняла часы и положила их под камень у входа. Сгорая от любопытства, она распахнула дверь и вошла. Перед ней стояла странная фигура, закутанная в чёрный плащ, в чёрной маске, в черной  шляпе,
совершенно неопределённой формы. Фигура была похожа не то на разбойника с большой дороги, не то на скрывающегося от своих врагов принца. 
– Почему вы живёте здесь один?
–У меня есть один секрет: я не умею считать. Да-да, я занимаю такое важное положение на острове, но не могу отличить, где один, где много. Есть и другие причины, и очень серьёзные!
– Расскажите, пожалуйста, это так интересно!
– Но это тайна! Государственная тайна! Но тебе я могу намекнуть, вернее, напеть. Это непростая песенка, это песенка – загадка:

Начальной формой быть приятно,
Начало лучше, чем конец – 
Инфинитив – звучит занятно, – 
Я вам назвался, наконец.
Ко мне летят лишь
два вопроса,
В них смысл жизни для меня.
А если про другое спросят,
Молчу, – меня не обвинят.
Вид у меня бывает разный
А про лицо я дам ответ:
Его не видели ни разу,
Его по-видимому нет.
Всегда по горло делом занят.
Нет времени – так где же взять?
Тому, кто этого не знает,
Инфинитива не понять…

        Оля уже не первый раз была в Волшебной стране, и поэтому ей нетрудно было отыскать очень важный грамматический смысл, спрятанный за строчками этой песенки. Она поблагодарила Инфинитив за песенку, а потом спросила: 
– Только я так и не поняла, вам негде взять время, или вы не хотите иметь с ним ничего общего?
– И то, и другое. Во всяком случае, я от него не завишу, мне не нужны ни часы, ни календари. Зато я
всегда имею вид.
– Ну, а что за история с вашим
суффиксом ТЬ?
– Мягкий знак в моём суффиксе очень капризен и непрочен – ведь он такой мягкий. Иногда я заменяю его буквой И тогда получается
суффикс ТИ. Звучит тоже совсем неплохо: нести, везти, плести… Правда, сознаюсь тебе, глаголов так много, некоторым из них не хватило этих моих суффиксов. Но они не обиделись. А собрались в дружную компанию. Печь, течь, стеречь… Про них даже сочинили отдельное  правило.

Какие важные  грамматические признаки инфинитива вы  обнаружили ?

Неопределенная форма, нет времени, нет числа, есть вид и суффиксы ть,ти. Два вопроса.

4. Работа по учебнику.  Стр.72   Упр 149.

Попробуйте определить время и число глаголов. В чём проблема?

-Как можно назвать форму глагола, у которой нельзя определить время и число?  Сделайте вывод.  

Неопределённая форма. 

Работа со словарями.  

Глаголы неопределённой формы имеют 3 названия:

                                Неопределённая форма глагола

                                   Начальная форма глагола

                                           Инфинитив

 (ответить на вопрос, что такое инфинитив)

- По каким признакам можно узнать неопределённую форму глагола?  

3) Сравнение своих выводов с правилом учебника стр. 58. Работа с правилом 

Физминутка

– Я называю глаголы, если это глагол неопределённой формы – вы приседаете, если это любой другой глагол – поднимаете руки вверх.

Гудеть, пишет, бежать, читает, стеречь, рисует, шьёт, научить, поёт, блестит, блистать, желаю, иметь, пляшет.

Блиц-опрос для знатоков русского языка:  

Замените  словосочетания одним глаголом:

Зарубить на носу (запомнить) Первоначально оборот означал шутливую угрозу. Носом также называли бирку, которую носили при себе и на которой ставили зарубки для учета работы, долгов и т. п.

Клевать носом (дремать)

Пропустить мимо ушей (прослушать)

Вставлять палки в колеса ( мешать) Оборот восходит к обычаю использовать специальные палки для замедления хода телеги, повозки идругих средств передви-жения.

Делать из мухи слона (преувеличивать)

Водить за нос (обманывать)

Бить баклуши (бездельничать) Фразеологизм восходит к названию игры, основная цель которой – сбить небольшие деревянные палочки, или баклуши. С точки зрения занятых людей, сбивать баклуши – пустая трата времени. Отсюда и значение  фразеологизма – «делать несерьезное, ненастоящее дело» или «ничего не делать».

-Чем похожи ответы-глаголы?  (На что они оканчиваются?)   ть   ти  чь.

А что это значит?

IV.  Работа по учебнику.

1) Анализ упражнения № 150. Найди в тексте и назови  глаголы, стоящие в неопределенной форме (устно). На какие вопросы отвечают слова?

Взаимопроверка.

2)  Выполнение упражнения  №151

- Выпишите из текста глаголы неопределённой формы в два столбика, в зависимости от вопроса, на который они отвечают.

Самопроверка.(сравни с эталоном)

VI. Рефлексия. Итог урока.

- Какие открытия вы сделали на уроке?

- Ребята, перед вами  оценочные листы, оцените себя, ответив на вопросы: (ставят «+» или «-»)

Знаю ли я, что такое глагол?        

Знаю ли я, что обозначает глагол?

Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол?

Знаю ли я, как изменяется глагол?

Смогу ли я определить  время глагола?

Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме?

Обратите внимание на свои ответы.

У кого все «+»?

У кого есть «-» ?

(Поднимают руки и объясняют, где поставили минус и почему ?)

Спасибо за работу!

VII. Домашнее задание

Выполнить упражнение № 150 стр. 73,выучить  правило.

По результатам анализа урока был составлен мониторинг применения УУД.

Этапы урока

Формируемые универсальные 
учебные действия

Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии

1. Мотивация к учебной деятельности.

Л

Эмоциональный настрой

2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии.

П, К, Р, Л

Инсценировка

Работа  с алгоритмом (модель «Основные признаки глагола, характеристика  по алгоритму).

Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации

3. Выявление места и причины затруднения.

П, К, Р, Л

Проблемный диалог, технология проблемного обучения

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства)

П, К, Р, Л

Карта урока, презентация, Проектная деятельность, задания типа: «Где возникло затруднение? Какое? Почему? Что это?»

5. Реализация построенного проекта.

П, К, Р, Л

Проектная деятельность.
Частично поисковая, исследовательская деятельность.
Проведение дидактических игр («Узнай  и приседай»  во время физкультминутки, блиц-опрос «Замени устойчивое словосочетание  глаголом неопределенной формы»)
Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.

Применение энциклопедий, словарей, справочников,

ИКТ – технологий

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

П, К, Р, Л

Групповая, парная работа
Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Регулятивные Личностные, Познавательные

Используются самоконтроль, взаимоконтроль

8. Включение в систему знаний и повторение.

Познавательные, Коммуникативные
Личностные

Групповая, парная работа
взаимопомощь

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Коммуникативные
Личностные
Познавательные

Самооценка ( Использование оценочных листов). Самоанализ. (Что получилось? Или  не получилось? Почему? )

Приложение1.

Оценочный лист ____________________________

Оценочный лист ____________________________

Знаю ли я, что такое глагол?        

Знаю ли я, что такое глагол?        

Знаю ли я, что обозначает глагол?

Знаю ли я, что обозначает глагол?

Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол?

Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол?

Знаю ли я, как изменяется глагол?

Знаю ли я, как изменяется глагол?

Смогу ли я определить  время глагола?

Смогу ли я определить  время глагола?

Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме?

Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме?

Оценочный лист ____________________________

Оценочный лист ____________________________

Знаю ли я, что такое глагол?        

Знаю ли я, что такое глагол?        

Знаю ли я, что обозначает глагол?

Знаю ли я, что обозначает глагол?

Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол?

Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол?

Знаю ли я, как изменяется глагол?

Знаю ли я, как изменяется глагол?

Смогу ли я определить  время глагола?

Смогу ли я определить  время глагола?

Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме?

Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме?

Оценочный лист ____________________________

Оценочный лист ____________________________

Знаю ли я, что такое глагол?        

Знаю ли я, что такое глагол?        

Знаю ли я, что обозначает глагол?

Знаю ли я, что обозначает глагол?

Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол?

Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол?

Знаю ли я, как изменяется глагол?

Знаю ли я, как изменяется глагол?

Смогу ли я определить  время глагола?

Смогу ли я определить  время глагола?

Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме?

Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме?

Оценочный лист ____________________________

Оценочный лист ____________________________

Знаю ли я, что такое глагол?        

Знаю ли я, что такое глагол?        

Знаю ли я, что обозначает глагол?

Знаю ли я, что обозначает глагол?

Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол?

Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол?

Знаю ли я, как изменяется глагол?

Знаю ли я, как изменяется глагол?

Смогу ли я определить  время глагола?

Смогу ли я определить  время глагола?

Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме?

Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме?

Оценочный лист ____________________________

Оценочный лист ____________________________

Знаю ли я, что такое глагол?        

Знаю ли я, что такое глагол?        

Знаю ли я, что обозначает глагол?

Знаю ли я, что обозначает глагол?

Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол?

Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол?

Знаю ли я, как изменяется глагол?

Знаю ли я, как изменяется глагол?

Смогу ли я определить  время глагола?

Смогу ли я определить  время глагола?

Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме?

Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме?

Приложение2.

 – Что вы больше всего любите?

 – Люблю действовать.

– Что вы больше всего не любите?

 – Не люблю предлоги и известную всем частицу.

 – Что бы вы пожелали ребятам?

 – Чтобы русский все ребята.

    на "десятку" знали.

   На письме и в разговоре

   нас употребляли.

 – Что вы больше всего любите?

 – Люблю действовать.

– Что вы больше всего не любите?

 – Не люблю предлоги и известную всем частицу.

 – Что бы вы пожелали ребятам?

 – Чтобы русский все ребята.

    на "десятку" знали.

   На письме и в разговоре

   нас употребляли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Неопределённая форма глагола"

В данной презентации содержится материал к двум последовательным урокам русского языка в 3 классе  по теме "Неопределённая форма глагола" по УМК Гармония....

Урок русского языка по теме "Неопределённая форма глагола"

Урок русского языка для 4 класса по системе Занкова с использованием интерактивной доски....

Конспект урока русского языка по теме "Неопределенная форма глагола"

Предлагаю Вашему вниманию конспект  урока русского языка для 4 класса по теме "Неопределенная форма глагола". На уроке используются разные виды работ: фронтальная, индивидуальная, дифференцирован...

Урок русского языка 3 класс "Неопределенная форма глагола"

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему: "Неопределенная форма глагола"...

Разработка урока русского языка по теме "Неопределенная форма глагола".

Развернутый конспект урока русского языка в 4 классе по УМК "Школа России"....

Конспект урока русского языка по теме "Неопределённая форма глагола" в 4 классе

На уроке проводится работа в группах, исользуются разноуровневые задания для диффиринцированной работы с учащимися....