Тема: «Определение глагола, как части речи».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Кренева Евгения Федоровна

Я страшное дело, какой деловой!
В любые дела ухожу с головой.
Задачи решаю, на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске катаю,
Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,
На стадионе голы забиваю.
Укроп поливаю, кусты подстригаю.
И чисто-пречисто весь двор подметаю.
Дорожки в саду я песком посыпаю,
А после работы в тени отдыхаю.

– Найдите в этом тексте глаголы, выпишите

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glagol.doc43 КБ
Microsoft Office document icon glagol.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку.

 Учитель - Кренева Евгения Федоровна.

Тема: «Определение глагола, как части речи».

Цель:

  • сформировать грамматическое понятие «глагол», умения находить глаголы в тексте;
  • познакомить с основными признаками глагола;
  • обогатить речь учащихся глаголами;
  • продолжать выработку каллиграфического письма, орфографического чутья.

Оборудование: компьютер; мультимедиа проектор; презентация PowerPoint, учебник «Русский язык» 3 класс авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина.

Ход урока

I. Организационный момент. Слайд 1

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

II. Минутка чистописания Слайд 2

Мы в лес за наукой
Сегодня пойдём.
Смекалку, фантазию нашу возьмём.
Дорогой с пути никуда не свернём.
Но чтобы цель нам скорее достичь,

Должны мы по тропке
Красиво пройтись!

III.Словарная работа Слайд 3

По дороге нам придётся сделать одну остановку у колодца.
Беда, провалились в колодец слова.
Их достать – нелёгкое задание!
Надо знать тех слов правописание!

– Нужно достать из колодца слова сначала ведром «О», затем ведром «Е», записать в тетрадь. Записывать будем парами, с подходящими по смыслу словами. Слова записаны на доске. (Спит, блестит, дует, скользят, растёт, стрекочет, лает, трещат)

IV. Повторение изученного

Кроссворд. Слайд 4–20

  1. Бывает устная, а бывает и письменная?
  2. Знак, который ставится над одной из гласных букв в слове.
  3. Из каких небольших частей состоят слова?
  4. Какая часть пишется перед корнем?
  5. Как называется часть слова, от которой образуются новые родственные слова?
  6. Что обозначает имя существительное?
  7. Из чего состоит наша речь? Что выражает законченную мысль?
  8. Как называется изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении?
  9. Какая часть слова стоит между корнем и окончанием?
  10. Какая часть речи обозначает признак предмета?
  11. Из каких небольших частей состоит предложение?
  12. Какие знаки нужны, чтобы записать слово?
  13. Какая часть речи пишется раздельно со словами?
  14. Какая часть речи не называет предмет, а лишь указывает на него?
  15. Часть речи, которая отвечает на вопросы кточто?

– Прочитаем выделенную часть (Часть речи глагол)

V. Сообщение темы урока Слайд 21

– Рассмотрите рис. на с. 103 Что делает Афанасий? (Плывёт)

Можно ли плыть, не совершая действий руками и ногами?

А представьте себе мир без действий. Это будет застывший, неподвижный, мёртвый мир, где остановилась жизнь. Значит, нужны действия и слова, которые их называют, т.е. глаголы.

Постановка проблемы

– Как отличить глаголы от других частей речи?
– Откуда взялось слово глагол?

Поиск решения. 

Наблюдение по учебнику и выписывание ключевых слов темы.

С.103 упр. 344 (устно)

- Прочитайте про себя и сравните 2 текста. Чем они отличаются?

– Отличие второго текста состоит в том, что в него добавлены глаголы, которые оживили картину.

-Что называют слова, которые добавились во 2-ой части?

-Как они называются?(Глаголы)

-Какую же роль выполняют глаголы?(Передают точно и достоверно, совершают действия предметов)

С. 103 упр. 345. Запись с комментированием.

-Как вы будете подбирать глаголы? (Зададим вопрос и подберем подходящее действие).

Сделайте вывод: много ли глаголов можно подобрать к существительному? Почему? (С предметом можно производить разные действия)

Упр. 346 (устно)

Чтение текста.

-Ответьте на вопрос: Что означает глагол? Откуда это слово в русском языке?

Слайд 22

VI. Физкультминутка Слайд 23

С физминуткой я дружу, свою спину разогну.
Руки кверху подниму, а потом их опущу,
А потом попрыгаю,
1-2-3
Ножками подрыгаю,
1-2-3
Ручками похлопаю,
1-2-3
Ножками потопаю,
1-2-3
Сяду я за партой стройно, 
Чтоб вести себя достойно!

VII. Работа с определением

с. 105

-Прочитайте текст про себя.

-Что такое глагол?

-Что обозначают глаголы?

-На какие вопросы отвечают?

Игра «Зоопарк» Слайд 24

Я буду рассказывать, что это животное делает, вы, ребята, по глаголам угадайте, кто это.

Каркает, летает, ворует (всё блестящее)
Шипит, ползает, извивается 
Хрюкает, чавкает, валяется (в грязи)
Кукарекают, квохчут, пищат
Блеет, бодается, даёт (молоко)
Мяукает, вылизывается, лакает (это же молоко)

ворона
змея
свинья
петух, куры
коза
кот (кошка)

VIII.Первичное закрепление.

С. 104 упр. 347

-Что общего в словах первой группы?

-Что передает корень в этих группах? (действие или признак)

-Как среди слов со значением действия или признака найти глаголы?

-Запишите только глаголы.

Сделайте вывод: как же отличить глаголы от других частей речи со сходным значением? (Задать вопрос и подумать над значением)

Ребята, перед вами дядюшка Глагол. Послушайте, что он о себе говорит. Слайд 25

Я страшное дело, какой деловой!
В любые дела 
ухожу с головой.
Задачи 
решаю, на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске 
катаю,
Я пряжу 
мотаю и хлеб покупаю,
На стадионе голы 
забиваю.
Укроп 
поливаю, кусты подстригаю.
И чисто-пречисто весь двор 
подметаю.
Дорожки в саду я песком 
посыпаю,
А после работы в тени 
отдыхаю.

– Найдите в этом тексте глаголы, выпишите. Проверка. Слайд 26

IX.Итог урока Слайд 27

В путь! Домой!
Садитесь поудобнее.
Ведь к концу подходит наш урок.
Чтоб закончить наше путешествие – 
Надо подвести его итог.

– Что такое глагол?
– Чем он отличается от других самостоятельных частей речи? (вопросом, значением, ролью в речи)

Самооценка

Домашнее задание.

С. 116 у. 1, с. 105 выучить определение



Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку.

 Учитель - Кренева Евгения Федоровна.

Тема: «Определение глагола, как части речи».

Цель:

  • сформировать грамматическое понятие «глагол», умения находить глаголы в тексте;
  • познакомить с основными признаками глагола;
  • обогатить речь учащихся глаголами;
  • продолжать выработку каллиграфического письма, орфографического чутья.

Оборудование: компьютер; мультимедиа проектор; презентация PowerPoint, учебник «Русский язык» 3 класс авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина.

Ход урока

I. Организационный момент. Слайд 1

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

II. Минутка чистописания Слайд 2

Мы в лес за наукой
Сегодня пойдём.
Смекалку, фантазию нашу возьмём.
Дорогой с пути никуда не свернём.
Но чтобы цель нам скорее достичь,

Должны мы по тропке
Красиво пройтись!

III.Словарная работа Слайд 3

По дороге нам придётся сделать одну остановку у колодца.
Беда, провалились в колодец слова.
Их достать – нелёгкое задание!
Надо знать тех слов правописание!

– Нужно достать из колодца слова сначала ведром «О», затем ведром «Е», записать в тетрадь. Записывать будем парами, с подходящими по смыслу словами. Слова записаны на доске. (Спит, блестит, дует, скользят, растёт, стрекочет, лает, трещат)

IV. Повторение изученного

Кроссворд. Слайд 4–20

  1. Бывает устная, а бывает и письменная?
  2. Знак, который ставится над одной из гласных букв в слове.
  3. Из каких небольших частей состоят слова?
  4. Какая часть пишется перед корнем?
  5. Как называется часть слова, от которой образуются новые родственные слова?
  6. Что обозначает имя существительное?
  7. Из чего состоит наша речь? Что выражает законченную мысль?
  8. Как называется изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении?
  9. Какая часть слова стоит между корнем и окончанием?
  10. Какая часть речи обозначает признак предмета?
  11. Из каких небольших частей состоит предложение?
  12. Какие знаки нужны, чтобы записать слово?
  13. Какая часть речи пишется раздельно со словами?
  14. Какая часть речи не называет предмет, а лишь указывает на него?
  15. Часть речи, которая отвечает на вопросы кточто?

– Прочитаем выделенную часть (Часть речи глагол)

V. Сообщение темы урока Слайд 21

– Рассмотрите рис. на с. 103 Что делает Афанасий? (Плывёт)

Можно ли плыть, не совершая действий руками и ногами?

А представьте себе мир без действий. Это будет застывший, неподвижный, мёртвый мир, где остановилась жизнь. Значит, нужны действия и слова, которые их называют, т.е. глаголы.

Постановка проблемы

– Как отличить глаголы от других частей речи?
– Откуда взялось слово глагол?

Поиск решения. 

Наблюдение по учебнику и выписывание ключевых слов темы.

С.103 упр. 344 (устно)

- Прочитайте про себя и сравните 2 текста. Чем они отличаются?

– Отличие второго текста состоит в том, что в него добавлены глаголы, которые оживили картину.

-Что называют слова, которые добавились во 2-ой части?

-Как они называются?(Глаголы)

-Какую же роль выполняют глаголы?(Передают точно и достоверно, совершают действия предметов)

С. 103 упр. 345. Запись с комментированием.

-Как вы будете подбирать глаголы? (Зададим вопрос и подберем подходящее действие).

Сделайте вывод: много ли глаголов можно подобрать к существительному? Почему? (С предметом можно производить разные действия)

Упр. 346 (устно)

Чтение текста.

-Ответьте на вопрос: Что означает глагол? Откуда это слово в русском языке?

Слайд 22

VI. Физкультминутка Слайд 23

С физминуткой я дружу, свою спину разогну.
Руки кверху подниму, а потом их опущу,
А потом попрыгаю,
1-2-3
Ножками подрыгаю,
1-2-3
Ручками похлопаю,
1-2-3
Ножками потопаю,
1-2-3
Сяду я за партой стройно, 
Чтоб вести себя достойно!

VII. Работа с определением

с. 105

-Прочитайте текст про себя.

-Что такое глагол?

-Что обозначают глаголы?

-На какие вопросы отвечают?

Игра «Зоопарк» Слайд 24

Я буду рассказывать, что это животное делает, вы, ребята, по глаголам угадайте, кто это.

Каркает, летает, ворует (всё блестящее)
Шипит, ползает, извивается 
Хрюкает, чавкает, валяется (в грязи)
Кукарекают, квохчут, пищат
Блеет, бодается, даёт (молоко)
Мяукает, вылизывается, лакает (это же молоко)

ворона
змея
свинья
петух, куры
коза
кот (кошка)

VIII.Первичное закрепление.

С. 104 упр. 347

-Что общего в словах первой группы?

-Что передает корень в этих группах? (действие или признак)

-Как среди слов со значением действия или признака найти глаголы?

-Запишите только глаголы.

Сделайте вывод: как же отличить глаголы от других частей речи со сходным значением? (Задать вопрос и подумать над значением)

Ребята, перед вами дядюшка Глагол. Послушайте, что он о себе говорит. Слайд 25

Я страшное дело, какой деловой!
В любые дела 
ухожу с головой.
Задачи 
решаю, на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске 
катаю,
Я пряжу 
мотаю и хлеб покупаю,
На стадионе голы 
забиваю.
Укроп 
поливаю, кусты подстригаю.
И чисто-пречисто весь двор 
подметаю.
Дорожки в саду я песком 
посыпаю,
А после работы в тени 
отдыхаю.

– Найдите в этом тексте глаголы, выпишите. Проверка. Слайд 26

IX.Итог урока Слайд 27

В путь! Домой!
Садитесь поудобнее.
Ведь к концу подходит наш урок.
Чтоб закончить наше путешествие – 
Надо подвести его итог.

– Что такое глагол?
– Чем он отличается от других самостоятельных частей речи? (вопросом, значением, ролью в речи)

Самооценка

Домашнее задание.

С. 116 у. 1, с. 105 выучить определение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение глагола как часть речи

урок русского языка по программе "Школа 2100" в 3 классе. Тип урока: Открытие новых знаний...

Урок русского языка. 3 класс."Школа 2100" Тема:Определение глагола, как части речи.

Урок русского языка. 3 класс. «Школа 2100»Тема: Определение глагола как части речи.Цель: формировать грамматическое понятие «глагол»;  лексическое понятие;    обогатить речь учащих...

Олимпийский урок русского языка в 3 классе по теме "Определение глагола как части речи"

Олимпийский урок русского языка в 3 классе по теме "Определение глагола как части речи"...