Главные вкладки

    Имя прилагательное. Повторение.
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Шимбулина  Наталья Ивановна

    Имя прилагательное. Повторение.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл imya_prilagatelnoe._povtorenie.docx56.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта открытого урока русского языка в 4 классе

    Тема

    Имя прилагательное. Повторение.

    Тип урока

    Урок повторения (рефлексии).

    Урок закрепления знания об имени прилагательном.

    Цели

    Повторить изученное о роли имени прилагательного в речи.

    Правильно и точно использовать в речи и правильно писать имена и прилагательные.

    Задачи

    1. Совершенствовать умение находить в тексте имена прилагательные.
    2. Способствовать повторению изученного о роли имени прилагательного в речи, его грамматическом значении, морфологических признаках и синтаксической роли.
    3. Содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

    Планируемые результаты

    Предметные:

    - Познакомятся с ролью имён прилагательных в речи; со способами образования имён прилагательных; их синтаксической ролью в тексте.

    - Научатся: образовывать однокоренные имена прилагательные от имён существительных; находить в тексте имена прилагательные; определять роль имён прилагательных в речи.

    - Получат возможность научиться: называть морфологические признаки имён прилагательных в тексте; указывать согласованность имени прилагательного с именем существительным (в роде, числе, падеже).

    Метапредметные:

    1. Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать.
    2. Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе данной темы; определять круг своего незнания.
    3. Коммуникативные: уметь взглянуть на ситуацию с другой позиции и договариваться с людьми, придерживающихся другого мнения; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

    Личностные: осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата; осознавать потребность в сохранении культуры русской речи и выражения уважительного отношения к людям посредством языка; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы.

    Оборудование

    Компьютер, презентация, раздаточный материал с заданиями, карточка для рефлексии.

    Учитель

    Учитель начальных классов Шимбулина Наталья Ивановна

            


    Организационная структура урока

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Формируемые УУД

    I. Организация начала урока

    С добрым утром. Начат день,

    Первым делом гоним лень.

    На уроке не зевать,

    А писать и отвечать.

    - Открываем тетради, отступаем от последней записи две строчки вниз, записываем дату, классная работа.

    Дети, стоя, приветствуют гостей.

    Записывают дату в тетрадях.

    Личностные: осознавать личностный смысл учения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества.

    II. Мотивация учебной деятельности

    - Начнем наш урок с такого высказывания:

     «На практике проверить можно точно,

    Кто смог теорию усвоить прочно».

    - Как вы понимаете его смысл?

    - Наверное, вы догадались, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

    - А что повторять и закреплять нам предстоит, вы определите во время нашей беседы.

    Ответы учащихся.

    Ребята поднимают руки

    Личностные:  осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания.

    Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения,

    Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций.

    III. Актуализация знаний.

    1. Минутка чистописания.

    1. Сообщение темы урока

    -Какое время года стоит на дворе?

    -Ребята, послушайте внимательно загадку.

    На свете нет похожих двух,
    Но каждая – как лёгкий пух.
    Зимой всё в них, - поля, тропинки…
    Что это, милый друг?

    – Какой в этом слове 1 звук?

    - Дайте характеристику звуку с.

    - Будем прописывать буквосочетания  Сс.

    - Запишите  слово снежинки?

    - Какая орфограмма в данном слове?(Жи  пиши с и, проверяемая безуд гласн.)

    - Подберите  однокоренные   слова (снежный, снеговик, снежок и тд.)

    - Посмотрите на снежинку, которую  прилетела к нам на урок.

    - Давайте опишем ее. Снежинка какая? (красивая, узорная, белая, волшебная…..)

    - Слова какой части  речи вы сейчас подобрали, описывая снежинку? (мы подобрали имя прилагательное).

    - Как вы уже сказали сегодня у нас урок- повторения. Какую тему мы будем закреплять?

    - Значит, какая тема нашего  урока? ( Имя прилагательное. Повторение.)

    - Совершенно верно,  мы сегодня с вами обобщим  знания об  имени прилагательном, повторим изученный раннее  материал.

    - Вернемся к нашей гостье-снежинке.

    - Все снежинки разные по форме. Наша снежинка необычная. Сколько лучиков у этой снежинки, столько заданий мы должны выполнить на уроке.

    Чтобы повторить, закрепить и обобщить знания по теме, мы с вами отправимся… в виртуальный поход. Он будет необычным: мы отправимся  в зимний лес с именем прилагательным!

    Отвечают на вопросы учителя.

    Записывают соединения букв и слова в тетради.

    Личностные: осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности.

    Познавательные: составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме; осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку.

    Регулятивные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов,

    самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; определять критерии оценивания.

    IV. Обобщение и систематизация знаний.

    Упражнение 1 (устно). 

    - Первый лучик (у снежинки) и первое задание.  Сейчас я проверю, что вы знаете об имени прилагательном. Вам нужно вставить правильные слова вместо пропусков.

    Имя прилагательное- это…

    ….часть речи

    Обозначает…..

    Отвечает ……

    В предложении ….

    Гр. Признаки: изменяется по родам, числам и падежам.

    - С какой частью речи согласуется прилагательное?

    - Имена  прилагательные зависят  от имен существительных.

    - Второй лучик и второе задание. Записываем в тетради упражнение 2.

    - В зимнем лесу нас ждут животные. А какие сейчас узнаете. Я вам буду загадывать загадки, а вы записывайте слова - отгадки вместе с подходящими по смыслу прилагательными.  

    За деревьями, кустами,

    Промелькнуло быстро пламя.

    Промелькнуло, пробежало,

    Нет ни дыма, ни пожара (лиса)

    - Лиса какая? Хитрая, пушистая, рыжая (выбрать одно прилагательное и записать).

    Дружбу водит лишь с лисой,

    Этот зверь сердитый, злой.

    Он зубами щёлк да щёлк,

    Очень страшный серый ...(Волк) какой?

    Косолапый и большой,

    Спит в берлоге он зимой.

    Любит шишки, любит мёд,

    Ну-ка, кто же назовет? (медведь) какой?

    У косого нет берлоги,

    Не нужна ему нора.

    От врагов спасают ноги,

    А от голода — кора. (заяц) какой?

    Упражнение 3. Парная работа (в карточках).

    - Сейчас вы поработаете в паре с соседом по парте. Работать будем в карточках.

    – Ваша задача:

    1) Вставить в "окошки" пропущенные окончания прилагательных напротив существительных, к которым они относятся.

    2) Определить  форму рода имен прилагательных.

    Беленьк___          

    зайчик

    Светл____

    небо

    Сильн___

    метель

    Холодн___

    утро

    Высок___

    сосна

    Хитр____

    лиса

    Красив____

    лес

    Лют___

    холод

    Отвечают на вопросы учителя, заполняют пропуски.

    - Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «чей?». В предложении выполняет роль второстепенного члена (определение).

    Имена  прилагательные согласуются с именем существительным.


    Записывают слова отгадки, подбирают подходящие по смыслу прилагательные.

    Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; определять критерии оценивания.

    Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.

    Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций.

    Личностные: ориентироваться на содержательные моменты школьной действительности и принимать «образец хорошего ученика»; владеть навыками сотрудничества.

     V. Физкультминутка «Зимняя».

    VI. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению знаний и умений. Самостоятель-

    ная работа с применением имеющихся знаний.

    - Четвертый лучик - работа с текстом.

    Записываем в тетрадь упражнение 4.

       Хорошо в (зимний) лесу. Все засыпано (пушистый) снегом. Деревья в снегу похожи на (юный) модниц, которые надели свои (модный)шубки.  Особенно хороши ели в (роскошный, зимний) уборе.

    – Прочитайте текст. Понравился вам он? Этот текст какого типа? описания или повествования?

    – А теперь придумайте название тексту. (Зимний лес; Утро в лесу; Лесная поляна…)

    - Давайте отредактируем текст. Самостоятельно раскройте скобки, запишите  прилагательные в нужном  падеже.

    Выслушиваются тексты, составленные детьми.

    Разноуровневая самостоятельная работа.

    - Запишите номер следующего упражнение 5.

    - Сейчас вы выберите себе задания по уровням, чтобы проверить свои знания.

    1 уровень.

    Выбери и выпиши из текста словосочетания по схеме: сущ.+прил.

    2 уровень.

    Выпиши из текста сочетания сущ.+прил., указать род, число, падеж.

    3 уровень.

    1) Выпиши  из текста слова по их грамматическим признакам:

    а) сущ., нариц., неодуш., ж.р., 1-е скл., В.п.. мн.ч.

    б) прил., ед.ч., м.р., Т.п.

    2) Составь с этими словами новые предложения. Разбери по членам. Обозначить части речи.

    Упражнение 6 (в карточках).

    Подготовка  к экзамену. (Тестирование)

    Урок подходит наш к концу,

    Осталось тест вам написать.

    Если работали усердно,

    Тогда все справитесь на пять.

    1. Выберите верное утверждение:       

    а) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает действие предмета.

    б) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает предмет.

    в) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета.

    2. Имя прилагательное отвечает на вопросы   

    а) Кто? Что?

    б) Какие? Какая? Какое? Какой?

    в) Что делать? Что сделать?

    3. Имя прилагательное согласуется с

    а) существительным

    б) глаголом

    в) не согласуется

    4. В какой строке даны только прилагательные:   

    а) синий, синь, синеть

    б) надежда, белый, синий

    в) надежный, синенький, синий

    5. У прилагательного нет следующего признака:

    а) числа        б) рода      в) времени

    6. Укажи имя прилагательное в форме предложного падежа:

    А) по зимней дороге

    Б) на нижней полке

    В) вечерние сумерки

    Г) у заднего колеса

    8. Найди имя прилагательное, имеющее в составе

    приставку, корень, суффикс, окончание:

    А) заботливый Б) желтенький В) прибрежный Г) праздничный

    9. Определи падеж имени прилагательного в предложении.

    Корни яблони тянут из земли питательные вещества.

    Читают задания на карточке.

    Раскрывают скобки, записывая прилагательные в нужной форме.

    Один (два)  ученик (а) читает текст.

    Читают задания на карточке. Выбирают задание любого уровня. Выполняют предложенную работу.

    У доски работают трое ребят.

    Внимательно слушают учителя.

    Проходят тестирование.

    Регулятивные: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения.

    Коммуникативные: участвовать в работе, распределять роли; предвидеть последствия коллективных решений.

    Познавательные: оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма; самостоятельно делать выводы.

    Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, иметь мотивы учебной деятельности.

    Регулятивные:  высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи, оценивать совместно с учителем результат своих действий.

    Познавательные: оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма; самостоятельно делать выводы.

    Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения.

    VII. Итог урока.

    Урок подходит уж к концу и   требует оценки.

    Каким он был?.. Отличным, скучным,

    Хорошим, может быть, плохим,

    Совсем ненужным, бесполезным…

    Иль поучительным…? Каким?

    - Опишите его 2-3 словами-именами прилагательными.

    Дети называют  2-3 прилагательных.

    Внимательно слушают учителя.

    Высказывают мнение об уроке, описывая урок 2-3 словами-прилагательными.

    Регулятивные:  делать выводы, высказывать своё мнение.

    VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    - Сейчас вам предстоит оценить свою работу на уроке.

    Перед вами лесенка успеха. Нарисуйте снежинку на нужной ступеньке.  

    Нижняя ступенька - у меня ничего не получилось;

    средняя ступенька - у меня были проблемы;

    верхняя - мне всё удалось.

    Оценивают собственную работу на уроке.

    C:\Users\user\Desktop\урок РЯ 11.12\леенка.jpg

    Познавательные: делать выводы в результате самостоятельной работы, совместной работы класса и учителя.

    Личностные: осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата; пользоваться формами самооценивания  и взаимооценивания на уроке.

    IX. Домашнее задание

    с. 123, № 2 (задание по рядам).

    Спасибо за урок. Все большие молодцы!

    Внимательно слушают, записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.

    Личностные: осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока. "Имя прилагательное. Повторение изученного". ( 4 класс)

    УМК:Программа «Школа России», Москва, « Просвещение» 2009 г.Учебник « Русский язык» 4 класс 2 часть, автор В. П. Канакина, Москва, «Просвещение», 2010 г.Рабочая тетрадь по русскому языку 4 класс, 2 ча...

    Презентация. "Имя прилагательное. Повторение изученного". ( 4 класс)

    Цели:1. Повторить  и обобщить знания, полученные в результате изучения темы "Имя прилагательное", учить сопоставлять  прилагательные с существительными выявляя сходства и различия данных час...

    Имя прилагательное (повторение)

    Практическая работа на 45 минут для самостоятельной работы на уроке. 4 класс "Школа-2100"...

    "Имя прилагательное". Повторение. 3 класс.

    Презентация и конспект урока "Имя прилагательное". Повторение. 3 класс. УМК "Школа России"....

    "Имя прилагательное. Повторение" (3 класс)

    Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: "Имя прилагательное. Повторение" ("Начальная школа XXI века"). ...

    Учебно - методический комплект по русскому языку (конспект урока + презентация) на тему «Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Повторение антонимов», УМК "Школа России"

    Учебно - методический комплект по русскому языку (конспект урока + презентация) на тему  «Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Повторение антонимов», ...

    Конспект урока по русскому языку. 3 класс "Имя прилагательное. Повторение"

    В ходе урока проводилось обобщение и систематизация знаний, умений и навыков  учащихся об имени прилагательном, его грамматических признаках,  о согласовании с именем существительным, о роли...