« Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука».
план-конспект урока по русскому языку на тему

Дрынина Наталья Александровна
Цель : -систематизировать знания учащихся о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласных на письме; -совершенствовать умения обозначать мягкость согласных на письме; - развивать фонематический слух; - развивать устную речь , мышление , внимание; - воспитывать любовь к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема : « Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука».

Цель :  -систематизировать знания учащихся  о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласных на письме;

-совершенствовать  умения обозначать  мягкость согласных на письме;

- развивать фонематический слух;

- развивать устную речь , мышление , внимание;

- воспитывать любовь к природе.

Ход урока:

Психологический настрой на урок.

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуй ,день!

-Подарите свои улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка всегда будет возвращаться к вам радостью.

 - На уроке нас ждет трудная, но интересная работа. А подготовку к ней  начнем прямо сейчас.

Работа с « Лентой букв».

- Задайте вопросы по « Ленте букв».

- Перечислите гласные буквы, которые обозначают твёрдость согласных?

- Перечислите гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных?

- А какие буквы хитрые?

- Назовите звонкие согласные звуки.

- Назовите глухие согласные звуки.

- Назовите парные согласные звуки.

- А какие буквы не дают звука?

- Молодцы, вы прекрасно справились с этой работой. А теперь переходим к другой.

- Отгадайте загадки ( карточки вывешиваются на доске )

Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к вам пришёл?

( Сентябрь)

Всё мрачней лицо природы-

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса.

Медведь в спячку завалился.

Что за месяц к вам явился?

( Октябрь)

Поле чёрно – белым стало,

Падает то дождь, то снег,

И сильней похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц подскажи?

( Ноябрь)

- Что объединяет эти слова? ( обозначают осенние месяцы) .

- А ещё что объединяет?

- Что вы можете сказать о согласном звуке в конце каждого слова?

- Задача нашего урока выяснить : зачем нужен мягкий знак?

- Для этого сделаем звуко-буквенный анализ слов:

Самостоятельная работа

1ряд- СЕНТЯБРЬ

2ряд- ОКТЯБРЬ

3ряд- НОЯБРЬ

- правописание букв в слабой позиции мы должны запомнить, так как это слова из словаря.

Проверка

- Почему разное количество звуков и букв, кроме слова ноябрь?

- А зачем нужен мягкий знак? ( обозначает мягкость  согласного на письме).

Ситуация успеха

- Давайте сделаем вывод из всего сказанного.

- А правильно ли это мы узнаем, сравнив его с правилом в учебнике стр.86

- Молодцы вы правильный сделали вывод.

Проблемная ситуация

- А теперь внимание.

- На доске записаны слова. Ваша задача списать их, разделив на 3 группы. Вставляя, где необходимо пропущенные буквы.

ГОЛУБ ( ? ) ,  КАРАС ( ?), СОМ (?), ЖИРАФ (?), ОКУН (?), ГУС (?) , П…ТУХ (?), РЫС(?), КОН (?).

- Написали.

- На какие три группы разделили? ( звери, птицы, рыбы).

- Назовите слова, относящиеся к группе рыб.

1 рыбы КАРАСЬ,СОМ,ОКУНЬ.- Региональный компонент: эти рыбы                                                                                                                                                                                                              .                                                         водятся в  реках Тульской области

- Назовите орфограммы.

- Назовите слова, относящиеся к группе птиц.

 2 птицы ГОЛУБЬ,ГУСЬ,ПЕТУХ.

- Назовите орфограммы.

-Назовите слова, относящиеся к группе зверей.

 3 звери ЖИРАФ,РЫСЬ,КОНЬ.

- Назовите орфограммы.

- Сможете объяснить написание буквы Ф? С?

Словарная работа

- Угадайте по маленькому тексту описанию, о ком идет речь?

Большой любитель мёда, даже пчёл не боится,  лишь бы полакомиться. ( Медведь)

- К какой группе животных относится? ( Звери)

- Как вы думаете почему его так назвали?

- А раз он любит мёд, то в слабой позиции в слове медведь какую вы напишите букву (Е).

Физ.минутка.

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись.

Словарная работа.

- А теперь как обычно работа с новым словарным словом.

МЕДВЕДЬ  [ м' идв'эт']

- Сколько звуков?

- Сколько букв?

- Почему звуков меньше букв?

- А вы сможете подобрать родственные слова к данному слову?

Фразеологическая работа

- А когда так говорят- МЕДВЕЖЬЯ УСЛУГА?

Творческая работа

- Составьте предложение  по схеме :   ___   ___    ___   ___ .

( Составили и произнесли несколько человек)

- А теперь составьте из слов и запишите в тетради предложения ( Живёт, бурый, в лесу, медведь).

- Комментируют запись ( характеристика предложения, главные члены).

Индивидуальная работа

- А теперь поработаем самостоятельно.

- Перед вами на партах лежат карточки с заданиями. Прочитайте внимательно. Начинаем выполнять.

1карточка.

Измените слова так, чтобы на конце слова слышался мягкий согласный.

 МНОГО – ОДИН

Звери - ………….

Снегири- ……….

2карточка

Измените слова так, чтобы на конце слова слышался мягкий согласный

МНОГО- ОДИН

Тетради - ………..

Лошади- …………

- Как обозначена мягкость согласного на конце слова?

Проверка.

Итог:

-Понравился урок ? Чем?

-Что запомнилось?

-Какое новое правило открыли на уроке?

Итак ребята, вот правило нашего урока.

       

Рефлексия:

- Теперь взяли карандаш и на полях рисуем кружок и ставим один из знаков препинания:

точка, знак вопроса, восклицательный знак.

 Точка – всё понятно.

Знак вопроса – что то не понятно.

Восклицательный знак – знания по теме твёрдые.

- Молодцы , вы сегодня хорошо поработали на уроке.

Домашнее задание.

Стр. 86 упр.148.  1 вариант ( 1-2 предложение)

                              2 вариант ( 3-4 предложение)

                              (поставить вместо ……. нужные по смыслу слова)

                              Записать в словари словарное слово МЕДВЕДЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука" 2 класс по учебнику Рамзаевой.

Урок изучения нового материала.Ничего не дается в готовм виде.На уроке перед детьми ставится проблема. и в виде проблемных заданий, (учитывая индивидуальные особенности учащихся даны два уровня ...

Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука

1. Развивать умение писать мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце слова.2.Развивать умение объяснять орфограмму графически.3.Развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, умени...

Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука.

Уточнить представления учащихся об обозначении мягкости согласных звуков на письме, совершенствовать умения обозначать мягкость согласных на письме. Развивать орфографическую зоркость, память. Воспиты...

Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука.

Уточнить представления учащихся об обозначении мягкости согласных звуков на письме, совершенствовать умения обозначать мягкость согласных на письме. Развивать орфографическую зоркость, память. Воспиты...

Урок русского языка в соответствии с ФГОС Тема: Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука.

Цель: Систематизировать знания учащихся о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласного на письме. ...