Олимпиадные задания по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) на тему

Груздева Елизавета Анатольевна

Задания повышенной сложности по русскому языку для учащихся начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiadnye_zadaniya_po_russkomu_yazyku.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиадные  задания  по  русскому  языку.

1.Поставь ударения в словах:

Арбуз, столяр, верба, гусеница, ремень, портфель, шофер, алфавит,

хворост, голоден, голодны, понял, поняла, килограмм, центнер, звонил, хвоя, каталог, щавель, документ, квартал, торты, кулинария, тефтели, газопровод, договор, дремота, свекла, ломота, партер, похороны, баловать, пломбировать, жалюзи, каталог, балуется, статуя, магазин, призывник, ненавидеть, инструмент, цемент, одобрить, положить, процент, случай, звонит, ворота.

2.Подчеркни слово, в котором количество букв и звуков совпадает.

Семь, поздно, яма, сеешь, поют.

3.Выпиши слова , в которых только твёрдые согласные звуки.

Водит, пашешь, верит, смех, мел, можешь, матч.

4.Придумай и запиши по два слова, где :

а) звуков больше, чем букв,

б) букв больше, чем звуков.

5.Отгадай загадку и напиши отгадку. Запиши , сколько раз в стихотворении встречается звук з.

Через поле и лесок

Подаётся голосок.

Он бежит по проводам,

Скажешь здесь, а слышно там.

6.Выпиши из ряда слов слова в два столбика. В первый столбик – родственные слова, во второй – формы одного и того же слова.

Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесенка, лесничий, лесником, лесничество, слесарь, у лесника.

7.Какой частью речи являются слова: печь, течь?

На то и печь, чтобы хлеба в ней печь.

Ведро дало течь , и вода стала течь.

8.Составь словосочетания «прилагательное + существительное» со словами:

…  тюль                        …  рояль

…  такси                       …  туннель

…  шампунь                 …  мозоль

9.Фразеологизмы замени одним словом:

Зарубить на носу -……..             вставляет палки в колёса-….

клевать носом      -……..             обведёшь вокруг пальца -….

бить баклуши      -………            выбьетесь из сил -…

высасывать из пальца - ……       пропускает мимо ушей -…

Замени выражения наречиями:

Без сучка и задоринки -………

капля в море                 -………

как зеницу ока              -………

шаг за шагом                -………

как снег на голову       -……….

Замени глаголом выражения:

Прикусить язык -…….

мозолить глаза  -……..

путаться под ногами -……..

совать нос в чужие дела -…..

чесать языком   -…….

Объясни, как ты понимаешь выражения:

Делать из мухи слова -…..   

стрелять из пушки по воробьям -…….

как кошка с собакой -…….

Спиши и найди к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке сочетание с противоположным значением в правой. Соедини линией.

Точить лясы.                                  Работать, не покладая рук.

Сидеть сложа руки.                       Держать язык за зубами.

От рук отбиться.                            Набрать в рот воды.

Кричать во всю Ивановскую.       Своим горбом жить.

На чужой шее сидеть.                   Держать в ежовых рукавицах.

Найди к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположные в правой, соедини линией.

Лясы точить.                                    Не покладая рук.

Держать ухо востро.                        Держать язык за зубами.

Сидеть, сложа руки.                        Воды в рот набрать.

От рук отбился.                               Ворон считать.

Во всю Ивановскую.                       В руки взять.

От доски до доски.                          Своим горбом жить.

На чужой шее сидеть.                     Держать в ежовых рукавицах.

Как ты понимаешь выражения?

Ушки на макушке.                          Спустя рукава.

Чужими руками жар загребать.

Сваливать с больной головы на здоровую.

Тьма кромешная.

10.Перепиши данные слова с предлогом в два столбика: в первый- с предлогом о. во второй – об.

(о) (об) Алёне, (о) (об) Юре, (о) (об) яблоках,(о)(об) огурцах, (о)(об) Ольге, (о)(об) ананасах.

11.Какой частью речи могут быть слова: жгут, стих, пила, попугай.

    Каким членом предложения и частью речи является слово поле.

Солнце осветило поле.

12.Дойди до последнего слова.

ЭХО  …  …  …  …  …  ХОР

ГАЗ  …  …  …  …  …  ТОК

13.Найди лишнее слово.

Томительный, утомительный, томный, пятитомный.

14.Напиши к каждой паре слова, близкие по смыслу (синонимы) имени прилагательного.

Крепкий чай-…….                     Свежий огурец-……

Крепкий организм-…….           Свежий хлеб-…..

Крепкая верёвка-…..                  Свежая газета-…..  

                                                      Свежий ветер -….

                                                     Свежая рыба -….  

                                                     Свежая рубашка -……

                                                                         

Подбери антонимы к словосочетаниям.

Глубокая река-….

Глубокие знания-….

Глубокий сон-….

Глубокий обморок-…

15. Разгадай шарады.

Нота – мой первый слог.

Поставь с ней рядом предлог

И, разгадав загадку до конца,

Получишь выражение лица.

                          Первая буква есть в слове СУРОК,

                          Но нет этой буквы в слове урок.

                          А дальше подумай, и краткое слово

                          Средь умных ребят ты найдёшь у любого.

                          Две буквы у мамы возьми без смущенья,

                          И в целом получишь итог от сложенья.

                                                     

16.Тринадцать РАКов.

1. р _ _а _ к.            6. _ _ р _ _ а _ к.                   11. _ _ _ рак.

2. рак _ _ _.             7. _ _ ра _ _ _ к.                    12. _ _ ра _ к _.

3. р _ _а _ _ к.         8. _ _ р _ а _ _ к.                   13. _ _ рак _ _ _.

4. _ _ _ рак.             9. _ рак.                        

5. _ ра _ _ _ _ к.     10. _ _ рак.

1.Этот рак из сатина сшит.

2. Этот рак на луну летит.

3. Этот рак укусил верстак.

4. Этот рак в прошлом слуга.

5. Этот рак долгожданный день.

6. Этот может вспорхнуть на пень.

7. Этот рак сторожит дворец.

8. Этот – кисленький леденец.

9. В этом каждая нить черна.

10. Этот в сказке детской живёт.

11. этот ночью в окно ползёт.

12. Этот – круг для шофёрских рук.

13. Этот – множество закорюк.

17.Подчеркни слова , у которых от изменения ударения меняется смысл слова.

Атлас, свекла, щавель, цемент, пикировать, трусить, выходить, премировать, ирис.

18.Запиши, какое получится слово, если прочесть его от конца к началу, учитывая звуки, а не буквы.  

Лог, куль, парк.

19.Образуй от прилагательных глаголы.

Ясный, грязный, густой, чистый.

20.Как написать слово мышеловка пятью буквами?

21.Девять ОС.

1. ос _ _ а.                4. ос _ _ а _ .              7. _ _ ос _ _ _ _ а _ _ .

2. ос _ _ а.                5. _ ос _ _ _ а _ _ .     8. _ ос _ с _ а.

3. _ ос _ а.                6. _ ос _ _ _ _ а .        9. _ ос _ а.

                                                                    10. _ о _ с _ _ _ _ а.

  1. На этой осе в октябре позолота.
  2.  А эта на лугу и болотах.
  3.  У этой на лапках зелёные иглы.
  4. На этой опасно устраивать игры.
  5. Эта оса на луну летает.
  6. Эта на солнце худеет и тает.
  7. Эта оса продаётся в бутылке.
  8. Эта боится горчицы и вилки.
  9. С этой спит в колыбельке малыш.

10. Эта по классу крадётся, как мышь.

22.Подчеркни лишнее слово.

а) Кресло, бревно, пальто, число, весло.

б) Водитель, водяной, водичка, заводь, водянистый.

в) Быстрый. скорый, проворный, тихий.

23.Допиши пословицы.

Ученье – свет,…..

Скучен день до вечера, …..

Петь хорошо вместе, ….

Соедини части пословиц.

На словах и так и сяк …..                           покажи делом.

На словах города берут….                         да скупа на дела.

Не храбрись словом…                               а на деле ни шагу вперёд.

Щедра на слова…                                       а на деле никак.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по русскому языку

Задания по русскому языку для школьного тура олимпиады...

Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса.

В данный материал включены задания повышенной трудности по разделам "Звуки и буквы", "Слово", "Предложения", "Текст"....

Олимпиадные задания по русскому языку для 3 класса.

Включены задания повышенной трудности по темам "Звуки и буквы", "Слово", "Предложения", "Текст"....

Работа с одарёнными детьми. Готовимся к Всероссийской олимпиаде школьников. Олимпиадные задания по русскому языку в 4 классе -2014

Олимпиада ( школьный тур) включает задания на знание орфографии, лексики, словообразования, развитие речи и др. Готовые бланки с заданиями заполняются непосредственно в  начале олимпиады самими у...

Олимпиадные задания по русскому языку

Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса...