Открытый урок русского языка "В стране падежей"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Конспект урока русского языка (3 класс). Разработан в рамках УМК «Школа России», автор учебника С.В. Иванов «Русский язык». Урок был проведен  в предметную неделю по русскому языку в начальной школе. Тема урока «Падеж имен существительных». Тип урока: усвоение новых знаний. Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учебной информации, познакомить с падежами имён существительных. Задачи урока: Образовательные: выработать способность языкового чутья, способа постановки падежных и смысловых вопросов; сформировать умение определять падеж имён существительных по вопросу и вспомогательному слову; способствовать развитию умения склонять имена существительные, распознавать падежи. Развивающие: развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма, способность работать в группах, в парах, опираясь на помощь товарищей; развивать познавательный интерес к языку, логическое мышление; совершенствовать речь учащихся. Воспитательные: создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку; воспитывать любовь к русскому языку. Методы обучения: • Словесные (беседа, фронтальный опрос); • Наглядные (демонстрационный материал, карточки для индивидуальной работы); • Практические (упражнения); • Поисковые (частично-поисковые); • Аналитический; • Самостоятельной работы учеников. Форма работы: групповая, парная, индивидуальная Средства обучения: Учебник, карточки для парной работы, карточки, словарь, компьютер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытый урок русского языка.730.75 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О.учителя,должность, место работы: Блок Ольга Михайловна,учитель начальных классов,МБОУ СОШ№129 г.Челябинска

Класс 3

Тема: Падежи имён существительных.

Цель:  познакомить учащихся с названием падежей и падежными вопросами, алгоритмом определения падежа слова в предложении; развивать умения подбирать однокоренные слова, согласовывать существительные с прилагательными;

Задачи:

1.ОбразовательнаяСовершенствовать умения различать падежи..

2.Воспитательная: Воспитывать культуру учебного труда, создать доброжелательную атмосферу на уроке. 

Развивающая: Развивать коммуникативные навыки обучающихся, речь, внимание , умение сравнивать, обобщать.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы урока:  Словесные, наглядные, практические

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Деление на группы.

3.Изучение новой темы. 

4.Работа в группах.

5.Закрепление изученного материала.

6.Подведение итогов.

Средства обучения: Таблица «Падежи и падежные вопросы»; карточки «помощницы»; карточки словарных слов: карточки с опросами и для самостоятельной работы, плакаты с пословицами; раздаточные карточки красного, синего, зелёного цвета, елочки.

План изучения новой темы:

1.Падежи в русском языке.

2Склонение.

3.Самостоятельная работа учащихся.

4.Работа по стратегиям технологии критического мышления.

Вопросы для закрепления, изученного материала:

Что называется склонением?

Сколько падежей  русском языке?

Назовите слова помощники или вспомогательные слова для каждого падежа.

Расскажите почему у каждого падежа 2 основных вопроса?

Домашнее задание: на усмотрение учителя. C:\Users\admin\Desktop\рабочий стол\конкурс учитель года\открытый урок по русскому\FO2pYVMSMdY.jpg

Конспект учителя.

Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Как вы думаете ,почему на урок русского языка я пришла с воздушными шарами?

Потому что у меня хорошее настроение, и я хочу поделиться им с вами.

Желаю вам всем, чтобы в течении всего открытого урока у вас было тоже хорошее  солнечное настроение .

А теперь все дружно подойдите ко мне. Когда я училась в школе и была такой же школьницей как вы ,к  нам на урок тоже приходили гости и я всегда хотела повернуть голову и посмотреть, кто же там сзади сидит.

Я предлагаю сейчас сразу посмотреть на наших гостей и улыбнуться им,чтобы в течении всего урока у вас не возникло желания повернуть голову.

Но для того, чтобы занять свои места, вам необходимо выполнить задание и тогда каждый поймёт какое место, он займёт за столом.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

2.Работа по карточкам

У меня на столе лежат карточки, каждому я приготовила только одну. Подойдите и возьмите эти карточки.

Что же мы видим? Слова.

К какой части речи относятся эти слова? Им.сущ.

Правильно ,а теперь послушайте задание. Вам надо определить род им существительного.

Вспомним стихотворение, которое всегда нас выручает.

Хором:

Женский род запомню я и скажу она моя

И запомню род мужской и опять скажу он мой,

Средний род оно моё – это правило твоё.

А теперь посмотрите на стол, и вы увидите табличку, где указан какой-либо  род. Займите место за столом с табличкой мужской род, если у вас на карточке существительное мужского рода, стол с табличкой женский род, если у вас существительное женского рода и  средний род, если у вас существительное среднего рода. Спасибо!

Для того, чтобы определить тему нашего урока

я расскажу вам сказку.(вывешиваю карточки с названием падежей поочередно на доске)C:\Users\admin\Desktop\рабочий стол\конкурс учитель года\открытый урок по русскому\KGnwXMnM9Vs.jpg

Он ещё не родился. А уже думали, какое имя ему дать, решили назвать именительный.

Родился – стал родительным.

Это имя ему ещё больше понравилось.

Но он был ещё маленьким, ему все давали и он стал - дательным.

Но он был ещё большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал – винительным.

Потом он подрос. Стал творить добрые дела и называться стал – творительным.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и он стал предложным

Ребята, о чём мы с вами будем сегодня говорить на уроке?

Тема: О Падежах.

Какова цель нашего урока? Закрепление падежей русского языка.

Всё верно!

Сегодня мы с вами побываем в необычной стране,- стране Падежей.

А вы знаете, что слово падеж произошло от латинского casus (падение). Еще греческие ученые заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы  отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин склонение – изменение слова по падежам


. Сейчас вам будет предложено несколько заданий, которые будут усложняться от этапа к этапу. Работая, будьте внимательны. Чтобы проверить, готовы ли вы к работе, предлагаю устную разминку. Я буду читать стихотворение «Приключение зелёного листа», а вам нужно определить падеж слова – лист. Ответ показывайте с помощью карточек с падежами. Итак, начали…

Как-то раз с большого клёна 
Оторвался лист- зелёный Им.п 
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова у зелёного Чего?листа. Р.п
Ветер нёс его и нёс,
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг к – зелёному чему? листу! Д.п
Лапой – хвать зелёный лист В.п…
Дескать, поиграем.
 

Ветер вновь чем? листом  зелёным Т.п  … 
Закружил над старым клёном,
Но шалун уже устал
И ко мне в тетрадь упал.
Я пишу в саду под клёном 
Стих о том о чём? Листе зелёном П.п  .
C:\Users\admin\Desktop\рабочий стол\конкурс учитель года\открытый урок по русскому\IMG_20141219_095619 (1).jpg

- Молодцы! Я вижу, вы справились с этим заданием и включились в работу. Усложним её Сейчас  мы с вами будем работать в группах.Для этого вспомним правила работы в группах

1 . Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен – предлагай!(на доске разворачиваю лист с правилами)

Девиз сегодняшнего урока: «Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!»

Сейчас .работая в группе, вы должны выполнить словарную работу. Для этого я вам раздам лист формата А4 со словарными словами,  где у этих слов не достаёт каких- либо букв(звуков).и ещё я приготовила конверты с потерявшимися буквами .Вы по моему сигналу должны будете отыскать букву в конверте и с помощью клея-карандаша вклеить правильную. Внимание..Сигнал

Проверка по эталону Вывешиваю.

Оценивание.

 Итак, в русском языке 6 падежей. В других языках мира иначе: в немецком – 4, а у финнов – 15. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. Непривычны они только для уха иностранца. А ваша задача – выучить и понять свои 6, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.А помогут нам в этом сами падежи.

Падежи русского языка ко мне.

1.   Я – именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что?
Ни с чем не спутает никто

2.   А я – падеж родительный
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? – и вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И с, и до, и у, и из – 
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на винительный
Бываю иногда, 
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.

3.    Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу.

4. А я – винительный падеж 
И я во всём виню невежд.

Зато отличников люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать? Во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.

5.   А я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Творите! – Чем?
Творите! – С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам перед, под и над
В любой момент я очень рад. 

6.   А я –падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.

Выходят все предлоги.

А сейчас, чтобы приступить к следующему заданию мы поработаем по стратегии  критического мышления: «Смешайся и замри».

Замри по 4 – На какие вопросы отвечает Им.П? Кто? Что?

Замри по 5-  Назовите слова помощники или вспомогательные слова для каждого падежа.

Замри по 7 – Расскажите друг другу почему у каждого падежа 2 основных вопроса?

Спасибо!C:\Users\admin\Desktop\рабочий стол\конкурс учитель года\открытый урок по русскому\IMG_20141219_095844.jpg

Сейчас мы с вами выполним самостоятельную  работу .Перед вами карточки 3 цветов.Я предлагаю вам право выбора.

Возьмите пожалуйста карточку зелёного цвета  1 уровень -

                                                            Жёлтого цвета 2 уровень

                                                             Красного цвета 3 уровень

Они различаются между собой по степени сложности.

А теперь посмотрите на парты. На карточке кроме рода,присутствует цвет. Займите места за партами согласно вашему выбранному цвету.

В выполнении этого задания  вам может помочь стихотворение.

Послушайте его. /Инсценировка./    

                          Падежи

                  Воскликнул Именительный:

                  - Мой именинник тот,

                   Который изумительно науку познаёт!

                  - Того, - сказал Родительный, -

                   Я отрицаю, кто

                  Не может без родителей

                  Надеть новое пальто.

                  - Тому, - ответил Дательный, -

                   Плохое имя дам,

                  Кто не любил старательно уроки делать сам.

                  - Того, - сказал Винительный,-

                Я буду обвинять,

                 Кто книжку выразительно не может прочитать.

                  - С тем, - заявил Творительный, -

                Я только лишь в ладу,

                 Кто очень уважительно относится к труду.

                 - О том, - сказал Предложный, -

                 Я предложу рассказ,

                 Кто в жизни делать может полезное для нас.

Для того, чтобы самостоятельно выполнить работу необходимо правильно прочитать задание.

Сигнал.(4 минут)

Карточка №1 Ф.И_____________________________________________________

1Просклоняйте существительное зима.

И.п.__кто? Что?_________________________________________________________
Р.п.___кого? Чего?_____________________________________________________
Д.п.__кому? Чему?_________________________________________________________
В.п.___кого? Что?________________________________________________________
Т.п.___кем? Чем?________________________________________________________
П.п.__о ком? О чём?__________________________________________________

Карточка№2 Ф.И __________________ 
4. Определите падеж имен существительных.
Трещали морозы. Иней запушил деревья. На ели и на сосне лежат шапки снега. 
(проверка учителем)

Положите карточку справа  от себя. 

Впереди у нас шутка на пол минутки. 

Сценка про Падежи.

А ну-ка, расскажи,

За что так ненавидишь ты,

Не любишь падежи ?

Давным-давно все школьники

Их знают назубок.

Их за два года выучить

Лишь ты один не смог.

Ответил он рассерженно:

- В том не моя вина.

Пусть им сперва ученые

Изменят имена.

Ведь я падеж творительный

Нарочно не учу:

Трудиться,

А тем более

творить

Я не хочу.

Такой падеж, как Дательный,

Я с детства не терплю:

Давать,

Делиться чем-нибудь

С друзьями

Не люблю.

Предложный ненавижу я :

Чтоб не учить урок,

Приходится выдумывать

Какой-нибудь предлог.

А на падеж Винительный

И вовсе я сердит :

Отец во всякой шалости

Всегда меня винит.

Да, переделка, кажется,

Серьезная нужна.

А сам ты смог бы новые

Придумать имена?

- Давно придумал :

ВЗЯТЕЛЬНЫЙ,

ГРЯЗНИТЕЛЬНЫЙ,

ЛЕЖАТЕЛЬНЫЙ,

ГРУБИТЕЛЬНЫЙ,

ЛЕНИТЕЛЬНЫЙ

И, наконец,

ПРОСТИТЕЛЬНЫЙ!

C:\Users\сулпак\Desktop\Новогодняя елка2.gif

Спасибо!

Займите свои места.

А у нас следующее задание.- игра.

На доске 3 ёлочки, но они не простые. На макушке красуется звезда, со слогом ОК. А у вас на столе лежат красивые красочные снежинки. 

Внимание задание!

Вы должны придумать имена существительные в Им.п со слогом ОК и написать прямо на снежинке. Прикрепить снежинку на нашу ёлочку.

Сигнал.

Спасибо! Молодцы! Все справились с заданием.

Сейчас я попрошу вас, посовещаться в группе и выбрать 2 человека, которые пойдут к доске.

Вы видите перед собой карточки -6 падежей.

Возьмите каждый по 1 карточке- падежу.

Посмотрите, что скрывается на обратной стороне? Вопрос.

Вы должны правильно ответить на вопрос, если нет  ответа ,то любой ученик знающий правильный ответ может ответить.

Ребята, вот подходит к концу урок русского языка. Нам с вами нужно подвести итог.

Я хочу, чтобы вы сами его произнесли,но для этого вам нужно собрать фразу из слов, которые лежат у вас на партах.

Ура!Мы закрепили тему: Падежи в русском языке.

Ребята, перед вами  лежит сотовый бумажный телефон.

 Пошлите мне смс о том, как прошёл урок.

 Оценивание.

А я хочу поблагодарить вас за урок и оценить ваши старания.

Красный шарик я дам тем ребятам, которые справлялись с задание на отлично,

Жёлтый шарик- тем кто выполнял задание хорошо.

Зелёный шарик –получают те ребята, которым нужно ещё поучить и позаниматься.

Всем спасибо за вниманье, 
За упорство, звонкий смех, 
За азарт нового знания, 
Обеспечивший успех. 
Вот настал момент прощанья. 
Будет краткой моя речь.
Говорю вам: «До свиданья, 
Интересных  новых встреч!»
C:\Users\admin\Desktop\рабочий стол\конкурс учитель года\открытый урок по русскому\IMG_20141219_095636.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка «Различие окончаний в разных падежах имен существительных первого склонения»

Тема: Различие окончаний в разных падежах имен существительных первого склонения.Цель: проводить обучение детей на гуманно-личностной основе, формируя их гражданские чувства, прививая любовь к р...

Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)

Конспект открытого урока русского языка  по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1.  Автор...

Открытый урок русского языка в 3 классе на тему: "Изменение имён прилагательных по падежам с использованием материалов произведения Е.В.Габовой "Гришуня на планете Лохматиков".

Целью данного урока является формирование умений у обучающихся определять падеж у имён прилагательных, опираясь на согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже....

Технологическая карта открытого урока русского языка. Правописание окончаний имён существительных в Р., Д. и П. падежах (сопоставление)

Это урок с применение интерактивной доски и документ камеры. Цель урока: сформировать представление о правописании безударных окончаний имён существительных, о роли склонения и падежа в правописании о...

Открытый урок русского языка в 4 классе " Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах"

Тип урока: обощение и систематизация знаний.  Урок проводится с использованием  оборудования : компьютера, проектора, интерактивной доски, документ - камеры, системы тестирования качества зн...

открытый урок русский язык 4класс по теме: « Родительный падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде.»

разработка урока по теме "Родительнай падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде" построен по технологии проблемно-диалогической. Материал содержит задания для работы в группах, паре...