Конспект урока русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Изменение имён прилагательных по родам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus.yaz_.docx32.61 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА  В 3 КЛАССЕ

Тема: Изменение имён прилагательных по родам.

Цель:    Формировать представления учащихся о грамматическом  признаке имен прилагательных (роде); о том, что род прилагательного  совпадает с родом  существительного, к которому  данное  прилагательное  относится.

Задачи:

Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, раскрыть его семантику, некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций.

Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы  активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.

Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес к родному языку, бережное отношение к природе; организовать работу в  парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.

Тип урока – открытие  новых знаний

По содержанию –  с элементами межпредметной интеграции   (окружающий мир, чтение)

 По форме организации – комбинированный (групповая, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)

 По результатам выполнения – практический

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор.

Материалы: презентация «Изменение  имён  прилагательных по  родам», учебник русского языка (Климанова Л.Ф.), индивидуальные  разноуровневые карточки для самостоятельной работы, иллюстрации с изображение весеннего леса,  фотографии первоцветов;  таблица  «Изменение имён прилагательных по родам», таблица с алгоритмом работы по определению рода имени прилагательного; запись отрывка  «Подснежник»  из пьесы П.Чайковского «времена года».

                                                                           Подготовила и провела:

                                                                                  учитель начальных классов

1 квалификационной категории

                                                         Иванова Е.Л.

Ход урока

1.Мотивация учебной деятельности.

Вот звонок нам дал сигнал:

поработать час настал. 
Так что время не теряем

И работать начинаем.

-Изображения какого времени года видите?(Весны) (СЛАЙД )

-Почему именно весенние мотивы?

-Что видите на картине? (Весенний лес, цветы)

-Кого видите на картинке? (Это юннат) (СЛАЙД )

Юннат – участник кружка по изучению природы. (Работа со словарем С.И.Ожегова – 1 ученик)

-Какая орфограмма в этом слове?

-Чем занят? (Изучает природу, узнаёт новое)

-Хотите узнать новое?

-Предлагаю отправиться за  знаниями. Готовы?

-Сегодня предлагаю не только познавать новое, но и оценивать свою работу на протяжении всего урока, за каждое задание будете брать себе лепесточек подходящего цвета.

Есть вопросы- розовый,

Получилось, но нужно еще потренироваться- фиолетовый,

Все отлично- синий.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

-Откройте тетради, запишите число.

-Подготовим руку к письму. Нарисуйте безотрывно цветок подснежника.(СЛАЙД )

http://festival.1september.ru/articles/581133/img1.jpg

Словарный диктант.

(1 ученик у доски)

Аккуратный,  Россия, ветер, праздничный, чёрный, русский, ребята, чувство.

-Что можно сделать с этими словами?

-Разделить на группы, найти лишнее,  общее, составить предложение, словосочетания.

-Что общего? (все слова из словаря)

-Какие группы предлагаете выделить?

Сущ. –прилаг., группы слов, объединенных одной орфограммой (двойн.согл, без.глас., непроизн.согл)

-С какой группой будем работать? Почему?

-Что такое имя прилагательное? Какую роль играют в речи?

-Подберите синонимы к слову аккуратный.

-Какое слово может быть отнесено в обе группы? (русский) Приведите примеры.

-Что обозначает прилаг.  чёрный?

-Нравится ли вам этот цвет? Подходит ли он для весеннего дня?

-Назовите цвета весны.

-С чем ассоциируется у вас весна?

-Вернемся к картине весны (слайд 1)

-Что видите? Как называются такие цветы? (первоцветы)

-Составьте предложение по картине.

-Оцените свою работу на данном этапе.

-Прочитайте текст  (у детей на партах)

1. Пробудились  цветочки. 2.  Первый весенний цветок – нежный подснежник. 3. Днём на проталинке появились желтые головки мать-и-мачехи. 4. Поднялась с земли и расцвела душистая медуница. 5. Тянутся к весеннему солнцу  стебельки с нежными цветами.

-Ребята, сегодня мы пополним копилку знаний и сведениями о первоцветах.

(рассказ о подснежнике с использованием иллюстраций) (СЛАЙД )

Подснежник – самый храбрый из первоцветов. Древняя легенда рассказывает о нём:

Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл сильный снег и Еве было очень холодно. Тогда несколько снежинок, желая утешить её, превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у неё появилась надежды на лучшие времена. Поэтому подснежник – символ надежды.

-Назовите имена существительные из 2 предложения.

-Определите род имён существительных.

-Сигнализируйте карточками.

Цветок- м.р.

Подснежник- м.р.

Головки- ж.р.

Медуница – ж.р.

-Назовите имена прилагательные.

-Даю вам задание. Определите род и число  выделенных прилагательных.

(весенний, жёлтые, душистая)

(самостоятельная работа индивидуальная )

-Закончили.

-Какое задание выполняли? (Определяли род имен прилагательных)

-Проверьте по образцу:

 Весенний - м.р.

Жёлтые –

Душистая – ж.р.

(СЛАЙД )

3.Выявление причины затруднения.

-Кто выполнил правильно?

-Кто не справился? Почему? (Не успел, не смог выполнить)

-Кто сделал правильно, объясните, как выполняли. (Не знаю, объяснить не могу).

-Почему не можете объяснить? (Не знаем правила, алгоритма)

-Мы с вами выяснили то, что не знаем.

4. Построение выхода из затруднения. (СЛАЙД )

-Какую цель поставим? (Узнать способ определения рода имени прилагательного)

-Как определим тему урока?  (Изменение имён прилагательных по родам).

-Ребята, давайте  попробуем преодолеть трудность.

-С помощью чего преодолеем затруднение?

5.Реализация построенного проекта.

(работа в парах по составлению алгоритма)

-Давайте в парах попробуем составить алгоритм по определению рода имени прилагательного.

-Работаем с  4 и 5 предложениями.

Поднялась с земли и расцвела душистая медуница.

Тянутся к весеннему солнцу  стебельки с нежными цветами.

Алгоритм

1)найди существительное и определи его род

2)поставь от существительного вопрос к прилагательному

3)по роду  существительного  и вопросу определи род имени  прилагательного.

4) во множественном числе имена прилагательные рода не имеют.

-Давайте проверим работы.

-Какое задание выполняли?

-Объясните, как выполняли задание?

-К какому выводу пришли? (Имена прилагательные имеют те же формы, что и имена существительные, с которыми они связаны)

(на доску вывешивается таблица «Изменение имён прилагательных по родам»)

-В каком числе прилагательные изменяются по родам?

-На какой вопрос отвечают прилагательные мужского рода? (женского рода, среднего рода).

-Как можем себя проверить? (По учебнику - чтение правила)

-Можем теперь определить род  имён прилагательных из предложений 2 и 3?

-Объясните.

6.Первичное закрепление во внешней речи.

-Смогли преодолеть трудность?

-Можем ли скачать, что полностью овладели знанием? (Нет, должны проверить, умеем ли работать самостоятельно).

-Перед работой предлагаю расслабиться.

(Упражнение на релаксацию, выполнение упражнений.

Слушание пьесы «Подснежник» из  цикла «Времена года» П. Чайковского)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

-Ребята, посмотрите на фотографии и картинки весенних цветов. Как их ещё называют? (Первоцветы)

-Что такое первоцветы? Какие весенние цветы знаете?

1.Запишите под диктовку предложение ещё об одном первоцвете.

Кивает головкой весеннему ветерку нежная ветреница.

-Назовите имена прилагательные. С какими словами они связаны?

-Обозначьте род имён прилагательных.

-Проверьте по образцу.(1 ученик отвечает)

-У кого всё получилось?  

-Кто сделал неправильно?

-Оцените свою работу.

-Почему ветреница получила такое название?(рассказ с использование иллюстрации) (СЛАЙД )

        Стоит подуть даже лёгкому ветерку, как закачаются на тоненьких стебельках нежные цветки. Поэтому растение назвали ветреницей. Ох и хитрое это растение. Стоит только небу нахмуриться и собраться дождём, как цветки-снежинки закрываются. Но лишь солнце вновь приласкает землю своими лучами, цветы оживают, опять начинают кивать головками.

Физминутка для глаз (цветочная  тема)  (СЛАЙД )

8.Включение в систему знаний.

-Я приготовила для вас разные по сложности  задания. Выберите задание себе сами, учитывая  ваши ответы на уроке. (задания  на карточках для учащихся)

1.Определи род имён прилагательных в данных советах.

Береги весенний цветок!

Не губи родную природу!

Не обижай  беззащитное растение!

Полюбуйся весенней красотой!

2.Вставь в текст пропущенные и подходящие  по смыслу имена прилагательные. Определи род прилагательных.

Я люблю… край. Наступает…весна. Появились … весенние цветы. Есть любители собирать их в … букеты. Из года в год всё меньше цветов распускают свои …головки. Нужно охранять эти … вестники весны!

3.Составь небольшой текст по картине, предавая своё отношение к природе. Запиши.  Обозначь род имён прилагательных.

-Ребята, что общего в ваших заданиях. О чём предложения? (Об охране природы)

9.Рефлексия учебной деятельности. (СЛАЙД)

-Какую цель ставили себе на урок?

-Достигли её? Докажите.

-Как определить род имени прилагательного?

-О чём ещё говорили на уроке? О каких цветах?

-Многие первоцветы стали редкими. Они занесены в Красную книгу.Почему?

-Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты?

-Правильно. Недаром говорится: «Поймала я бабочку- она погибла, сорвала я цветок- он увял, и тогда стало понятно- к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту».

-Прочитайте стихотворение хором. (СЛАЙД 12)

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать.

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать!

-Вот фотографии еще одного первоцвета.

-За что растение назвали медуницей? (За сладкий, медовый на вкус сок) (СЛАЙД )

-Подберите синонимы к слову пахучая.

росается в глаза различная окраска цветков медуницы. Только что раскрывшиеся цветки имеют розовую окраску, в дальнейшем она становится фиолетовой и, наконец, синей.

-Ребята, сегодня вы отлично потрудились.

-Предлагаю каждому оценить свою работу.

-Соберите из лепестков, которые вы получили,   цветок медуницы.

Посмотрите, какого цвета больше на вашем цветке. Оцените свою работу за весь урок и поставьте себе оценку. Если больше розового цвета, значит знания по теме пока неустойчивые, как первые цветочки медуницы, если фиолетового цвета больше, значит и знания крепче, это большая четверка, если ваш цветок полностью синего цвета, значит знания крепкие, вы можете ими поделиться даже с другими.

Информация о домашнем задании

- Те, кто допустил ошибки, дома выполните упр. из учебника

- Те, кто справился с работой без ошибок, напишите небольшое сочинение на тему «Я берегу первоцветы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку

Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »

Конспект урока русского языка  2 классТема урока:  "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система  “Начальная школа XXI века”....

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...